Экологическое воспитание младших школьников
учебно-методический материал
Экологическое воспитание младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.docx | 26.57 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование экологической грамотности младших школьников во внеурочной деятельности»
Составила Федосова Е.А.
Прокопьевск, 2021
Мы - хозяева нашей природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным - лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее - наша главная цель. Давайте ее беречь!
Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано.
В нашей работе приоритетным направлением является воспитание у детей бережного и ответственного отношения к природе, которое так необходимо будущим хозяевам родной земли, ведь сложившаяся в настоящее время тяжелая экологическая ситуация на земле – это результат экологической неграмотности большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.
Процесс формирования экологической грамотности младших школьников будет эффективным, если:
- организовать систему игровых и творческих форм работы экологического содержания;
- систематически проводить с учащимися экологические акции, экскурсии, беседы;
- включить учащихся в исследовательскую и практическую деятельность по решению экологических проблем.
Цель экологического воспитания школьников - формирование ответственного отношения к окружающей среде и формирование соответствующих качеств личности.
Для реализации данной цели необходимо решить несколько логически-взаимосвязанных задач:
- формирование знаний о единстве природы, взаимодействии природы и общества, об экологических проблемах и способах их решения;
- воспитание ценностных ориентиров личности в сфере экологии, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей природной среды;
- развитие способностей к альтернативному мышлению и выбору способов решения экологических проблем;
Формы работы с младшими школьниками во внеурочной деятельности по экологическому воспитанию:
- праздник;
- экологические акции;
- озеленение и благоустройство школы, школьного двора;
- экологические субботники;
- посадочные работы;
- классные часы;
- конкурсы;
- экскурсии;
- походы;
- экологические праздники;
- беседа;
- доклад;
- выпуски газет, плакатов;
- экологические игры;
- исследовательские экологические проекты;
- участие в конференциях, олимпиадах, викторинах;
- кружок;
-ток-шоу;
- экологические спектакли;
- ролевые игры;
- экологическая тропа.
Методы работы с младшими школьниками во внеурочной деятельности по экологическому воспитанию
-метод наблюдения;
-метод анкетирования;
-метод изучения и обобщения передового педагогического опыты;
-опросные методы;
-словесные методы;
-демонстрационные методы;
-исследовательские методы;
-метод примера;
-объяснительно-иллюстративный метод;
-метод самостоятельной работы.
План воспитательных мероприятий
Сроки проведения | Название мероприятия |
Сентябрь | Проведение похода и кросса «Мы и природа» Выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии» Изготовление листовок «Берегите лес» |
Октябрь | Экологическая игра «Зов джунглей» Праздник урожая Участие в школьном конкурсе экологических плакатов |
Ноябрь | Выставка фотографий и рисунков «Берегите животных!» Игра «Мы в ответе за тех, кого приручили» Составление Красной книги растений родного края |
Декабрь | Акция «Покормите птиц зимой!» Мастер-класс «Новогодние игрушки из бросового материала» Конкурс сочинений «Как использовать елку после новогодних праздников» |
Январь | Акция «Берегите елочку!» Изготовление памяток о правилах поведения в лесу Конкурс снежных фигур |
Февраль | Конкурс инсценировок сказок о животных. Выступление агитбригады «Как вести себя на природе» |
Март | Беседа «Почему нельзя бросать мусор в лесу» Игра - викторина «Редкие животные нашей планеты» Конкурс экологических газет |
Апрель | Конкурс поделок «Эти забавные животные» Праздник «День птиц» Участие в экологическом субботнике |
Май | Изготовление книжки – раскладушки Конкурс поделок из бросового материала Проведение экологической конференции «Берегите природу и животных» |
Заключительный этап. Обобщение и предъявление результатов
Название мероприятия |
Выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии» |
Участие в школьном конкурсе экологических плакатов |
Конкурс сочинений «Как использовать елку после новогодних праздников» |
Конкурс снежных фигур |
Конкурс инсценировок сказок о животных |
Конкурс экологических газет |
Конкурс поделок «Эти забавные животные» |
Конкурс поделок из бросового материала |
Формы работы: экологические занятия, экологические экскурсии
уроки доброты , уроки мышления
экологические конкурсы и праздники
обсуждение и проигрывание ситуаций
трудовой десант
коллекционирование
экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование экосистем, игры – путешествия)
экологические сказки и инсценировки - все это способствует развитию экологической культуры:
интерес к природе, знания о природе и ее охране;
эстетические и нравственные чувства к природе;
позитивная деятельность в природе;
мотивы, определяющие поступки детей в природе.
Выводы
Результатом экологического образования и воспитания младших школьников является экологическое (природоохранное) отношение к природе, ответственность за жизнь живого существа, в стремлении оказать помощь.
Воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему знаний, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с детьми.
Результаты
- повышение интереса учащихся к экологической работе;
- участие в различных конкурсах и занятие призовых мест;
- освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;
- развитие у школьников интереса к творческой исследовательской деятельности; - развитие креативных способностей учащихся;
- развитие коммуникативных навыков и умений работать в команде:
развитие лидерских качеств;
- развитие информационной культуры участников проекта;
- изменение и утверждение массового сознания школьников в значимости природоохранных идей и бережного отношения к природе;
- повышение уровня экологической культуры (правильного поведения в общении с природой);
- формирование у школьников чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей Малой Родины;
- укрепление и оздоровление детского организма, приобщение к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек;
- практическое участие школьников в решении экологических проблем своего города, формирование социализации, мотивации к активному участию в общественной жизни;
Список литературы
Аголарова П.И. Игры – соревнования в экологическом образовании школьников. // Начальная школа. – 2007. - №12.
Асадулина С.Ю. Викторина «Природа вокруг нас». // Начальная школа. – 2007. - №4.
Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей. // Начальная школа. – 2005. - №6.
Долбаева К.Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников. // Начальная школа. – 2003. – №6.
Ердаков Е.Н. Особенности непрерывного экологического образования. // Начальная школа. – 2006. - №7.
Зайцева С.К. Экология для младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №4.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №9, 55-59 с.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. - №2, 96- 101 с.
Лескова С. В. Формирование экологической культуры. // Начальная школа.- 2003 - №7.
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М., 2002.
Новолодская Е.Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников. // Начальная школа. – 2002. - №3.
Новолодская И.Г. Методика развития экологической культуры младших школьников. // Начальная школа. – 2002. - №3.
Прохорова С.Ю. Тропинка в природу: Организация экологических исследований с младшими школьниками: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 157 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
1. Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
Окружающий мир. Статья «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Статья раскрывает проблему экологического воспитания младших школьников....
Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....
Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания
Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье делюсь опытом проектной деятельности в начальной школе....