Экоинновационный опыт по реализации природоохранного социально – образовательного проекта «Эколята».
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Одним из приоритетных направлений школы является экологическое воспитание - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Экологическое воспитание, включающее в себя формирование экологического сознания и поведения, необходимо начинать с детства. Для наибольшей эффективности и успешности работу по экологическому воспитанию и образованию я реализую через занятия кружка «Экознайка».Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу.
Сегодня необходимо больше уделять внимание не тому, чего нельзя делать, а тому, что необходимо. Показывать детям положительный пример, мотивировать их на положительные поступки, позитивное мышление, здоровый образ жизни. То есть бороться не против негатива, а за позитив. Для работы я использую различные формы проведения занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekoinnovatsionnyy_opyt.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Экоинновационный опыт по реализации природоохранного социально – образовательного  проекта «Эколята».

Школа – второй по важности социально значимый институт после семьи. Поэтому роль школы в воспитании ребенка очень велика. Одним из приоритетных направлений школы является экологическое воспитание - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Экологическое воспитание, включающее в себя формирование экологического сознания и поведения, необходимо начинать с детства.

Для наибольшей эффективности и успешности работу по экологическому воспитанию и образованию я реализую через занятия кружка «Экознайка». Программа кружка разработана в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников и младших школьников, опирается на личностный опыт обучающихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир». Содержание программы выстроено в рамках единой логики: 1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы» (33 часа); 2-й год обучения - «Зеленые страницы»  (34 часа); 3-й год обучения - «Человек-часть экологической системы» (34часа); 4-й год обучения - «Познавательная экология» (34 часа

Для проведения занятий используются учебные пособия, автором которых является научный руководитель учебно – методического комплекта «Школа России» - А. А. Плешаков: 1) «Зеленые страницы». Книга для младших школьников, посвящена природе родной страны и родного края. 2) «Великан на поляне или первые уроки экологической этики» - о том, как стать добрым Великаном, другом всему живому. 3) Атлас-определитель «От земли до неба» позволяет ребенку разобраться в окружающем его мире природных объектов.

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу.

Сегодня необходимо больше уделять внимание не тому, чего нельзя делать, а тому, что необходимо. Показывать детям положительный пример, мотивировать их на положительные поступки, позитивное мышление, здоровый образ жизни. То есть бороться не против негатива, а за позитив. Все эти мысли послужили толчком для проведения различных экологических акций. Поэтому одной из активных форм экологического образования и воспитания является участие детей в экологических акциях.  

Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность.  На занятиях кружка провожу мастер-классы, где ребята совместно с родителями мастерят чудесные поделки.

 Следующая форма работы это субботник. Субботник - способ привить человеку бережное отношение к природе.

 Для самореализации обучающихся использую творческие конкурсы различного уровня.

Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в практике преподавания большое место занимают экскурсии. Систематическое проведение экскурсий – необходимое условие формирования естественнонаучных знаний.

Школьный театр способствует формированию компетенции личностного самосовершенствования обучающихся, их духовному и интеллектуальному саморазвитию. Участие в театральных постановках, флешмобах помогает обучающимся по-новому взглянуть на уже известные истины.

Проектная деятельность обучающихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий обучающиеся вовлекаются в активный познавательный творческий процесс по получению новых и закреплению старых знаний.

Ярким примером экологического воспитания являются экоуроки, которые проводят мои коллеги по реализации проекта «Эколята». Это представители отдела охраны окружающей среды АО «Группа «Илим» в г. Коряжме и специалисты Северного межрегионального управления Росприроднадзора. Цель экологических уроков: воспитание экологической культуры и бережного отношения к природе. 

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает практическая  деятельность, которая стала одной из ведущих задач учебно-воспитательной работы в классе. Общение с природой – прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости, чуткости.  Ведь зёрна отзывчивости, сострадания к ближнему закладываются в детстве. Особенность организации практической экоинновационной деятельности в том, что в ней принимают участие не только одаренные дети, но и дети с различным уровнем подготовки.

Для обозначения значимости экологического воспитания и образования является участие в экологических слетах, где ребята проходят лабиринты квест-игры.

В рамках внедрения экоинновационной работы функционирует экологическая лаборатория, действующая в рамках классного научного сообщества «Эколята».  Продуктом лаборатории является создание мультфильмов на экологическую тему.

   Считаю, что разнообразные формы проведения занятий способствуют формированию целостного представления о природе, месте и роли человека, экологической ответственности обучающихся, тем самым реализую основные задачи экологического образования младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Опыт реализации социально значимых проектов и инициатив в начальной школе

В статье представлен опыт работы  учителя  с младшими  школьниками при создании социальных проектов. ...

Социально - образовательный проект "Обучение без неудачников"

Цель проекта: совершенствование образовательного процесса и развитие познавательной активности....

Социально-образовательные проекты

Социально-образовательные проекты как средство стимулирования социальных инициатив и деятельности  обучающихся....

Социально-образовательный проект «Площадка детско-родительского творчества «Мы - РОССИЯНЕ»

Суть Проекта состоит в реконструкции системы дополнительного образования и внеурочной деятельности  МАОУ СОШ № 2 путем внедрения актуальных и современных форм организации детско-юношеской жизни с...

Значимыми инициативами, осуществленными совместно с коллегами являются: участие в работе методического объединения учителей начальных классов, принимаю участие в работе по реализации воспитательных и образовательных проектов

Значимыми инициативами, осуществленными совместно с коллегами являются: участие в работе методического объединения учителей начальных классов, принимаю участие в работе по реализации воспитательных и ...

Социально-образовательный проект Детское движение «ЭКОЛЯТА»

Отчёт по социально-образовательному проекту "Детское движение «ЭКОЛЯТА»"....