Я-самотоятельный
консультация (1 класс)
Предварительный просмотр:
Я - самостоятельный
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ. ЦЕЕОПЛАГАНИЕ
-Чтобы определить тему нашего взаимодействия я предлагаю вам прочитать высказывание К.Д Ушинского «Самостоятельность головы учащегося - единственное прочное основание всякого плодотворного учения».
-Как вы понимаете данное высказывание? (Обучающиеся должны быть самостоятельны, стараться делать все сами и выполнять поручения учителя, и делать домашнее задание, тогда у них будет высокая успеваемость)
-О чем мы сегодня будем разговаривать?
-Тема нашего взаимодействия.
-Какова цель нашего взаимодействия? (Рассмотреть причины отсутствия самостоятельности и пути решения ее решения)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
-В педагогическом терминологическом словаре говорится, что Самостоятельность - это одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами. С. означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения.
-Учебная самостоятельность как умение учиться предполагает поиск способов действий в новых нестандартных ситуациях. Она означает операционную готовность решения определённого класса образовательных задач различного уровня сложности и самооценку их выполнения. В формировании учебной самостоятельности первой составляющей выступают рефлективные действия ученика, осознание знания и незнания способов действия, достаточности информации для выполнения программируемых задач. Знание о незнании – основа формирования оценочных самостоятельности.
-Уважаемые родители, как вы думаете какую роль играет самостоятельность в школьной жизни ребенка?
(Если ребенок будет самостоятельно выполнять домашнее задание, о будет лучше усваивать темы, сможет самостоятельно справиться с самостоятельно и контрольной работой на уроке)
-Самостоятельность редко проявляется сама по себе – это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей.
Можно сказать, если ребёнок научился самостоятельно выполнять домашние задания, не обращаясь за помощью к взрослым в случае серьёзных затруднений, - это серьёзный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребёнка опыт, который он сможет перенести и в свою взрослую жизнь.
-Обратите внимание на доску. Перед вами причины отсутствия самостоятельности у мла.шк.
Прочитайте их по цепочке.
1.Чрезмерная опека ребенка, авторитарность родителй (частые приказы, критика родителей)
2.Страх за ребенка – желание уберечь от неминуемого поражения;
3.Презрительное отношение к его глупым затеям.
4.Отсутствие веры в успех ребенка.
- Развитие самостоятельности у детей - процесс сложный и противоречивый. Тем не менее можно говорить об определенной логике, выделить основные этапы.
-Обратите внимание на доску. Перед вами предложения- этапы.. Ваша задача - проставить их по смыслу в правильном порядке.
Первый этап. Дети действуют по определенному образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия.
-Это - (этап подражания).
Второй этап. Ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления.
Это - (этап частичной самостоятельности).
Третий этап. Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее значимых видах деятельности.
Это - (этап более полной самостоятельности).
-Самостоятельность ребёнка можно развивать во всех сферах его жизни: дома, в школе, в общении и игре с детьми и взрослыми. Ведущая роль в развитии взрослости детей принадлежит родителям. Большие возможности развития самостоятельности заложены в приучении ребёнка к выполнению домашних обязанностей. Необходимо помнить, что у ребёнка нет потребности эти обязанности выполнять, не ему надо, чтобы в квартире было чисто и игрушки лежали на своих местах. Это нужно нам, взрослым, а для ребёнка это неосвоенный, незнакомый и неинтересный вид деятельности.
-Обратите внимание на доску. Перед вами корзина. Ваша задача – написать какие бы предложили рекомендации для развития самостоятельности младшего школьника. Прочитать их и положить в корзину.
-У вас на столах лежат ситуации. Ваша задача прочитать их и сказать пути решения данной проблемы.
1 группа: Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки (обсуждают и отвечают на месте)?
Решение. Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребенка: на строчку, где допущена ошибка;
• на слово с ошибкой;
Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться анализировать свои работы.
2 группа: Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как поступить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям (обсуждают и отвечают)?
Решение. Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.
3 группа: «Лена с бабушкой всегда вместе выполняли домашнюю работу, иногда бабушка даже делала её за внучку. Но случилось так, что она уехала на дачу. И теперь Лена требует того же от мамы. Но она каждый день работает и не может элементарно помочь ребёнку, так как делала это бабушка. Мама рассказывает, что если Лена сталкивается с сложным заданием, не пытаясь разобраться в нём, она его не делает»
-Как вы думаете, почему Лена не выполняет некоторые задания?
-Чтобы помочь вашим детям стать самостоятельнее, я предлагаю вам памятки-рекомендации для повышения самостоятельности.
1. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за учебу и личные дела Вашего ребенка и передавайте их ему.
2. Попробуйте сначала помогать ему ровно настолько, насколько он в этом действительно нуждается, и ни в коем случае не делайте за ребенка то, что он может выполнить сам.
3. Наберитесь мужества и позвольте своему чаду встретиться с негативными последствиями несделанных домашних заданий, чтобы он научился быть самостоятельным.
4.Чтобы помочь ребёнку в самостоятельном выполнении домашнего задания, нужно организовать правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков.
5.Выполнение домашнего задания начните с предмета, который легче даётся ребёнку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращённый к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому, а не торопитесь исправлять их сами. Старайтесь избегать слова "ошибка". Не высмеивайте ошибки своих детей.
-Прочитайте, какими бы вы воспользовались.