Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Умники и умницы"
рабочая программа (4 класс)

Галина Антоновна Колмагорова

Подготовка обучающихся  4 классов к олимпиадам по разным направлениям:

I направление. Математика.

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. Решение олимпиадных заданий по математике для 4 классов. Анализ олимпиад по математике текущего года.

II направление. Русский язык. Литературное чтение.

Решение олимпиадных задач. Выполнение заданий по русскому языку, литературному чтению  для 4 классов. Анализ олимпиад по предметам текущего года.

III направление. Окружающий мир.

Решение олимпиадных задач. Выполнение заданий по  окружающему миру для 4 классов. Анализ олимпиад по предметам текущего года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_4_kl_vneur.deyatelnosti_1.docx45.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия № 17»

Рассмотрено                                Согласовано                           Утверждаю________        

на заседании МО                        на заседании НМС                    Директор гимназии № 17

учителей начальных классов          Председатель НМС                  Т.Н. Володкина

Руководитель МО                            Т.Г. Петракова                           приказ № ____________

Н. В. Асмандиярова                         протокол № _____                    от ______________2020

протокол № ________                    от ______________2020        

от ______________2020                                

                                        

Основная образовательная программа начального общего образования

2. Содержательный раздел.

2.2. Рабочая программа курса внеурочной деятельности

по  общеинтеллектуальному направлению

«Умники и умницы»

                                                                                Автор - составитель:

                                                                                Г.А.Колмагорова,

                                                                      учитель начальных классов

                                                                                МБОУ «Гимназия №17»

Кемерово

2020

Содержание

Результаты освоения курса внеурочной деятельности…………………….

3

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности…………………………………………

6

Тематическое планирование…………………………………………………

8


Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

Целостное восприятие окружающего мира.

•  Развитую  мотивацию  учебной  деятельности  и  личностного  смысла  учения,

заинтересованность  в  приобретении  и  расширении  знаний  и  способов

действий, творческий подход к выполнению заданий.

•  Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять

ими.

•  Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

•  Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,

к работе на результат.

  1. целостное восприятие окружающего мира;
  2. развитую  мотивацию  учебной  деятельности  и  личностного  смысла  учения;
  3. заинтересованность  в  приобретении  и  расширении  знаний  и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
  4. рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и

                управлять ими;

  1. навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

ситуациях;        

          6)  установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к

               творческому труду, к работе на результат;

7)  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8)  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-

      нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам

      других людей;

          9)   уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих    

                 действий и поступков;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,

      наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,

      бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

находить средства и способы её осуществления.

•  Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового

характера.

•  Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения,

определять наиболее эффективные способы достижения результата.

•  Способность использовать знаково-символические средства представления

информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем

решения учебно-познавательных и практических задач.

•  Использование речевых средств и средств информационных и

коммуникационных технологий для решения коммуникативных и

познавательных задач.

•  Использование различных способов поиска (в справочных источниках и

открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора,

обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с

коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного

предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры

компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и

анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с

аудио-, видео- и графическим сопровождением.

•  Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации по родовидовым признакам, установления

аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

отнесения к известным понятиям.

•  Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать

возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь

свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

•  Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о

распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять

взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать

собственное поведение и поведение окружающих.

•  Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и

процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

•  Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,

отражающими существенные связи и отношения между объектами и

процессами.

•  Умение работать в материальной и информационной среде начального

общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с

содержанием учебного предмета «Математика».

  1. способность принимать и сохранять цели и задачи учебной                  

деятельности, находить средства и способы её осуществления;

2) овладение способами выполнения заданий творческого и поискового

     характера;

  1. умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия  

в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения,

               определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) способность использовать знаково-символические средства

    представления информации для создания моделей изучаемых  

    объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и  

    практических задач;

5) использование речевых средств и средств информационных и

    коммуникационных технологий для решения коммуникативных и

    познавательных задач;

  1. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа  информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
  2. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,    

обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  1. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность  признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  2. определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  3. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  4. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебных  предметов «математика», «русский язык», «литературное чтение», «окружающий мир»;

          12)  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,

      отражающими существенные связи и отношения между объектами      

                и процессами;

  1.  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях  

объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  1.  умение работать в материальной и информационной среде;
  2.  начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  3.  формирование начального уровня культуры пользования словарями  в системе УУД.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организаций и видов деятельности.

I направление. Математика.

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. Решение олимпиадных заданий по математике для 4 классов. Анализ олимпиад по математике текущего года.

II направление. Русский язык. Литературное чтение.

Решение олимпиадных задач. Выполнение заданий по русскому языку, литературному чтению  для 4 классов. Анализ олимпиад по предметам текущего года.

III направление. Окружающий мир.

Решение олимпиадных задач. Выполнение заданий по  окружающему миру для 4 классов. Анализ олимпиад по предметам текущего года.

4 класс (35 ч.)

№ п/п

Наименование раздела, темы

Форма деятельности

Виды деятельности

I направление. Математика.

1

Мир занимательных задач. 

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. (3ч)

            Беседа

Познавательная деятельность

2

Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). (2ч)

Практическое занятие

Познавательная деятельность

3

Блиц-турнир по решению задач. Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений. Задачи и задания на развитие пространственных представлений (3ч)

Беседа. Игра.

Познавательная деятельность

4

Решай, отгадывай, считай.  Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игры с числами. (2ч)

Практическое занятие

Познавательная деятельность

5

Математический лабиринт. Интеллектуальный марафон. Анализ олимпиад по математике текущего года. Олимпиадные задания по математике. Геометрия на плоскости. (2ч)

Беседа. Практическое занятие

Познавательная деятельность

II направление. Русский язык. Литературное чтение.

6

Увлекательная грамматика

Олимпиадные задания по русскому языку и литературному чтению. Лексика. Многозначность слова.

Игры со словами. (Антонимы, омонимы, синонимы, фразеологизмы. Пословицы). (2ч)

Практическое занятие

Познавательная деятельность

7

Загадочные словари

О словарях энциклопедических и лингвистических.

Как и почему появляются новые слова.

Слова – антиподы. Исследование пословиц, поговорок, афоризмов. (3ч)

Творческая работа.

Познавательная деятельность

8

Энциклопедия народной мудрости

Значение, происхождение и история крылатых выражений.

Фразеологизмы. Игра «Закончи фразеологизмы». Афоризмы. Афоризмы про детей и детство, про добро и зло.

(3ч)

Беседа. Игра.

Познавательная деятельность

9

Занимательная фонетика

Олимпиадные задания по русскому языку. Фонетика. (1ч)

Практическое занятие

Познавательная деятельность

10

По страницам любимых произведений
Литературные конкурсы по страницам книг.  Викторина по произведениям русских  и зарубежных писателей. (2ч)

Беседа. Игра.

Познавательная деятельность

11

Интеллектуальный марафон 

Анализ олимпиад по русскому языку текущего года. Олимпиадные задания по русскому языку и литературному чтению. Морфемика. Морфология.  (2ч)

Беседа.

Познавательная деятельность

III направление. Окружающий мир.

12

Мир вокруг нас

Карта мира. Семь чудес света. (1ч.)

Беседа.

Познавательная деятельность

13

Страна, в которой я живу

Физическая карта России. Природные зоны. (2ч)

Беседа. Творческая работа.

Познавательная деятельность

14

История города

Кузбасс на физической карте России. Исторические сведения. Игра знатоков. (2ч)

Беседа.

Познавательная деятельность

15

Природа родного края

Многообразие растительного мира Кузбасса. Животный мир Кузбасса. Викторина «Природа родного края». (3ч)

Беседа.

Познавательная деятельность

16

Лабиринт знаний

Анализ олимпиад по предметам текущего года.

Олимпиадные задания по окружающему миру. (2ч)

Практическое занятие

Познавательная деятельность

                                   

                                   

                                            Тематическое планирование

4 класс (35 часов)

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

1.

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.

3

2.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

2

3.

 Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений. Задачи и задания на развитие пространственных представлений 

3

4.

 Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игры с числами.

2

5.

Интеллектуальный марафон. Анализ олимпиад по математике текущего года. 

1

6.

Олимпиадные задания по математике. Геометрия на плоскости.

1

7.

Олимпиадные задания по русскому языку и литературному чтению. Лексика. Многозначность слова.

Игры со словами. (Антонимы, омонимы, синонимы, фразеологизмы. Пословицы).

2

8.

О словарях энциклопедических и лингвистических.

Как и почему появляются новые слова.

Слова – антиподы. Исследование пословиц, поговорок, афоризмов.

3

9.

Значение, происхождение и история крылатых выражений.

Фразеологизмы. Игра «Закончи фразеологизмы». Афоризмы. Афоризмы про детей и детство, про добро и зло.

3

10.

Олимпиадные задания по русскому языку. Фонетика.

1

11.

Литературные конкурсы по страницам книг.  Викторина по произведениям русских  и зарубежных писателей. 

2

12

Анализ олимпиад по русскому языку текущего года. Олимпиадные задания по русскому языку и литературному чтению. Морфемика. Морфология.  

2

13.

Карта мира. Семь чудес света.

2

14.

Физическая карта России. Природные зоны.

2

15.

Кузбасс на физической карте России. Исторические сведения. Игра знатоков.

2

16.

Многообразие растительного мира Кузбасса. Животный мир Кузбасса. Викторина «Природа родного края».

2

17.

Анализ олимпиад по предметам текущего года.

Олимпиадные задания по окружающему миру.

2

Итого:

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ кружок «Служу Отечеству пером»

Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для учителей начальной школы (пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, тематическое планирование, список литера...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ УЧЕБНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических це...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок

     Курс «Юный  исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Клуб «Узнаём сами»

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности по обще...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Умники и умницы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Умники и умницы...