Программа "Учимся жить"
проект

Кауэр Юлия Валерьевна

Программа воспитания и социализации "Учимся жить"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_zhit.docx49.47 КБ

Предварительный просмотр:

Программа воспитания и социализации для обучающихся

с тяжёлыми нарушениями речи «Учимся жить»

Пояснительная записка

        Одной из важнейших задач современной  школы является  формирование  и развитие  личностных качеств,   раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Образовательное учреждение формирует целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответстве5нностиобучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

       Тяжелые нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности.   Поэтому миссия специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V  вида заключается в создании условий, оптимальных для социальной адаптации личности воспитанника с тяжелыми речевыми дефектами, а также с задержкой речевого развития; сохранение и укрепление его физического и психического здоровья. Это предполагает формирование у учащихся социально-психологических компетенций, необходимых для адаптации и жизни в обществе. Всё это определяет актуальность разработки и реализации программы «Учимся жить».

         Главным целевым ориентиром программы  является модель выпускника начальной школы, определённая Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, включающая следующие качества:  

  • любознательность, интерес, активное познание мира;
  • владение основами умения учиться;
  • любовь к  родному краю и своей стране;
  • уважение и принятие ценности семьи и общества;
  • готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;
  • доброжелательность, умение слушать и слышать партнера,  высказать свое мнение;
  • выполнение правил здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

       Срок реализации программы составляет четыре года.     Программа ориентирована для обучающихся 1 – 4  классов.

     Её содержание носит творческий характер, поэтому с учётом новых реалий образовательного процесса  возможны варьирование и дополнения, предусматривается постоянный анализ результативности деятельности.

       Цель программы «Учимся жить» - создание условий для социализации обучающихся с ТНР  на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; 

 Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

  • организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников;
  • развитие познавательной активности и культуры умственного труда
  • воспитание  у детей чувства патриотизма, долга, ответственности,
  • развивать коммуникативные способности учащихся формирование сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;  
  • создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе школы, повышение активности родительского сообщества.

      Программа «Учимся жить» направлена на формирование следующих компетенций:

Коммуникативные компетенции:

  • Уметь  слушать и слышать собеседника, работать в группе;
  • Уметь обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;
  • Уметь  сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
  • Уметь  договариваться, разрешать возникающие проблемы мирным путем, уметь презентовать себя, итоги своей работы.

Учебно-познавательные компетенции:

  • Уметь добывать информацию;
  • Уметь находить решение какой-либо значимой задачи;
  • Уметь адекватно оценивать работу других, свою работу, свои достижения.

 Ценностно-смысловая компетенция:

  • Уметь выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
  • Уважать и принимать ценности семьи и общества;
  • Уметь нести ответственность за свои поступки перед семьей и обществом.

   Формирование вышеуказанных компетенций происходит в процессе:

  • исследовательской  и проектной  деятельности;
  • организации и проведения классных часов, встреч с интересными людьми, интеллектуальных игр, турниров, марафонов, Дней здоровья, праздников, викторин, конкурсов, выставок;
  • коллективной  творческой деятельности (КТД)
  • участия в различных социальных акциях;
  • посещения кружков и секций, школ дополнительного образования;

 Реализация Программы   способствует:

- развитию положительных общечеловеческих и гражданских качеств личности;

- формированию коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;

- снижению агрессивности в поведении учащихся;

- повышению уровня развития классного коллектива и его сплоченности;

- активизации познавательного интереса детей, расширению их кругозора;

- повышению показателей, отражающих активное участие детей в жизни класса и школы, развитию лидерских качеств обучающихся;

- формированию у детей ответственности за свое здоровье, направленности на развитие навыков здорового образа жизни и безопасного жизнеобеспечения.

Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:

  • педагогическое наблюдение
  • использование методов специальной диагностики
  • тестирование
  • анкетирование
  • анализ детского творчества и др.
  • устный и письменный опрос
  • анализ детского творчества
  • проигрывание ситуаций

        Таким образом, реализация программы «Учимся жить» способствует адаптации обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе.

Содержание и тематическое планирование деятельности обучающихся

В содержание программы «Учимся жить» включены следующие направления:

  1. «Помоги себе сам» - сфера  здоровьесбережения  обучающихся.

Целевая установка: прививать детям  понятие о здоровом образе жизни; учить их защищать, сохранять и укреплять физическое и психологическое здоровье.

Задачи:

  • Пропагандировать здоровый образ жизни.
  • Создать условия для  развития духовных и физических сил школьников.
  • Организовать просвещение обучающихся по вопросам сохранения, развития и коррекции здоровья.
  • Формировать культуру безопасности, изучение  правил дорожного движения, правил пожарной безопасности.

Формы работы: Дни Здоровья, спортивные соревнования, походы, экскурсии, спортивные праздники, подвижные игры. Беседы, классные часы о здоровом образе жизни. Встречи с медицинским работником. Изучение правил дорожного движения, пожарной безопасности и основ безопасности жизнедеятельности. Конкурсы рисунков о здоровом образе жизни. Творческие проекты.

Ожидаемые результаты:  

  • обучающиеся владеют знаниями о здоровом образе  жизни, а также здоровьесберегающими умениями и действиями;  
  • демонстрируют действия безопасного жизнеобеспечения.  

   2.«Моё Отечество» - сфера формирования опыта гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности учащихся.  

Целевая установка: создать условия для патриотического, гражданского и духовно- нравственного воспитания обучающихся.        

Задачи:

  • Формировать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим; развитие интереса к изучению истории родного края, Отечества.
  • Воспитывать чувство гордости за свою Родину, свой край, свое село, свою школу.
  • Развивать нравственную, правовую, политическую и экологическую культуры личности.

Формы работы: тематические беседы о Российской истории, Великой Отечественной войне, об истории школы. Уроки мужества, уроки нравственности, уроки доброты, турниры  вежливости. Участие в акциях «Милосердие», «Подарок ветерану» и др. Конкурсы стихов, рисунков, поделок. Поисково-исследовательские проекты.

Ожидаемые результаты:

  • учащиеся демонстрируют ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению, к родителям, младшим;
  • знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, демонстрируют бережное отношение к ним;
  • имеют представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  •  имеют элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры,  
  • располагают знаниями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, школьника.

        3.«Я и общество»  - сфера формирования духовно-нравственной культуры.

Целевая установка: формировать компетенции в области социального общения, соблюдения  нравственных норм и правил поведения.

Задачи:

  • формировать у обучающихся культуру общения в системе: «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик-взрослый», «ребёнок – родители», «младшие – старшие»;
  •  воспитывать  у учащихся нравственное отношение к окружающим людям, природе, осознание ценности человеческой жизни;

Формы работы: тематические беседы, индивидуальные консультации, , конкурсы, состязания, игры, библиотечные уроки, праздничные концерты,  дискуссии, встречи с интересными людьми. Социальные проекты.  Экологические акции, трудовые операции. Экскурсии в музей, на места работы родителей. Выездные мероприятия (концерты, театр, выставки).

Ожидаемые результаты:

  • Воспитанники имеют представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • проявляют неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • демонстрируют способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • имеют  представления о взаимосвязи физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека.

Содержание деятельности по классам

Направления

«Помоги себе сам»

«Моё Отечество»

«Я и общество»

1 класс

1-ая четверть

День Здоровья.

Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок.

Беседы с сюжетно-ролевыми играми  «Знай правила движения как таблицу  умножения», «Я пешеход»

Учебная эвакуация при пожаре в школе

Экскурсия «Наша школьная страна»

Беседа с элементами игры «Права и обязанности учеников»

Заочное путешествие «Москва – столица России»

Участие в концерте к Дню учителя.

Сбор материала для школьного музея о Герое Советского Союза Гармаеве Г.А.

Деловая игра "Давайте знакомиться",

Создание летописи класса.

Чтение рассказов В.Осеевой.

Конкурс чтецов на тему «Золотая осень»

Ключевое дело: Праздник «Посвящение в первоклассники".

2-ая четверть

Праздник «Откуда берутся грязнули?»

Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок.

Беседы по ПДД.

Беседа о правилах пожарной безопасности «Пусть ёлка новогодняя вам радость принесёт»

Мини-исследования «История моего имени»

 Изготовление подарков ко Дню матери.

Беседа «Кто защищает наши права»

Экскурсия в Музей природы

Беседа «Всегда ли я хороший?»

 Украшение класса к Новому году.

Организация дежурства в классе.

Конкурс на лучшую куклу «Баба-Яга»

Фотоконкурс «Твори добро»

Ключевое дело КТД «Прощание с Азбукой»

3-я четверть

Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок.

 «Папа, мама, я – спортивная семья»

 Наши папы – защитники Родины (утренник)

Оформление поздравительной открытки "Любимой мамочке".

Конкурс рисунков, выставка поделок к 8 марта.

"О дружбе мальчиков и девочек"

Конкурсная программа «Богатырские забавы»

Беседа «Что такое честность»

КТД «Масленица»

4-ая четверть

«Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься»

Беседы по ППБ

Чтение сказок. КВН «Знаешь ли ты  эти сказки».

«Подвиг ваш никогда не забудем»

Экскурсия на Мемориал Славы.

«Вредные привычки»

 « О заботливом отношении к людям».

 «Как живется в нашем классе»

Ключевое дело: День открытых дверей «Чему мы научились».

2 класс

1-ая четверть

День Здоровья.

«Твой режим дня»

Учебная эвакуация при пожаре в школе

Практическое занятие «Безопасный маршрут до школы»

 Беседа «Учиться – значит трудиться?»

Экскурсия в школьный музей

Государственные символы России- флаг, герб, Гимн.

 Конкурс рисунков «Моё Отечество».

Сбор материала для школьного музея  по теме «Наши земляки –Герои Советского Союза»

Распределение поручений.

Беседа с элементами игры «Наш класс на перемене»

Игра-викторина «Мои четвероногие друзья»

Конкурс чтецов на тему «Золотая осень»

Ключевое дело: Праздник первой оценки.

2-ая четверть

 «Папа, мама и я – спортивная семья»

«Чтоб в вашем доме, не случилась беда, будьте с огнем осторожны всегда».

Выставка рисунков «Знаки дорожного движения для пешеходов»

Беседа о правилах пожарной безопасности «Пусть ёлка новогодняя вам радость принесёт»

 Знакомство с символами Республики Бурятия (гимн, герб, флаг)

Конкурс чтецов  «Стихи о маме»

Проект «Моя родословная»

Изготовление подарков

ко Дню матери  

Беседа «Твой стиль поведения».

Украшение кабинета к Новому году.

 Беседа с элементами игры «Слово огорчает, веселит, утешает»

Фотоконкурс «Твори добро»

Конкурс на лучшую куклу «Снегурочка»

Ключевое дело: КТД «Милее мамы друга нет»

3-я четверть

Беседа «Шалости и травмы»

Прогулки «В любую погоду в природу!»

Игра-викторина «Азбука пешехода»

Викторина «Знатоки природы».

Беседа о русской Армии, конкурс стихов и рисунков к 23 февраля.

«Вместе с мамой, вместе с папой» Игровая программа

Конкурс снежных фигур.

Беседа « Я о товарищах- товарищи обо мне».

Проведение конкурсов

«А ну-ка, мальчики!»,

«А ну-ка, девочки!»

Ключевое дело: КТД «Масленица»

4-ая четверть

Службы  01,02,03,04.

Беседа «На железной дороге»

Конкурсы рисунков «Пожарная безопасность»

Составление кроссворда по ПДД

Экологический праздник «Земля – наш общий дом»

Военно-спортивная игра «Зарница»

Конкурс рисунков на асфальте «Здравствуй, лето!»

 «Умеем ли мы решать конфликты?»

Собрание «Наши школьные успехи»

Ключевое дело: «Ярмарка талантов» (концерт для родителей)

3 класс

1-ая четверть

День здоровья.

Учебная эвакуация при пожаре в школе

Беседа «Я здоровье сберегу- сам себе я помогу!» .

Проектная работа «Режим дня».

«Кто я? Какой я?» Наблюдение за самим собой

Акция «Подари книу школе»

Конкурс рисунков «Мой родной город»

Диспут «Что важнее: знать или выполнять?».

Сбор материала для школьного музея по теме «Мясокомбинат в годы войны»

Концерт, посвященный Дню пожилого человека.

 Выбор актива класса.

Деловая игра   «Лидер»( выявление лидеров в классе и сплочение коллектива).

Конкурс чтецов на тему «Золотая осень»

Ключевое дело: «Замок из песка»

2-ая четверть

Беседа о правилах пожарной безопасности «Пусть ёлка новогодняя вам радость принесёт»

Кл. час «Безопасность  во  время каникул».

Семейная викторина «Королевство красоты», посвященная Дню матери.

«Конституция – основной закон нашей страны»

Библиотечный урок, посвященный краеведению «Знай и люби свой край!».

Творческая встреча «Алло, мы ищем таланты»  

Правила, по которым живет наш класс.

 Акция  ко Дню инвалидов «Подари сердце»

КТД «Нет милее дружка, чем родная матушка»

3-я четверть

Кл.час «В здоровом теле -здоровый дух!»

Военно-спортивная игра «Зарничка».

Составление и разучивание комплекса утренней зарядки.

 Цикл занятий «Я – исследователь»

«О чём расскажет народный костюм.

Устный журнал «Об отце говорю с уважением»

Экскурсия в музей «История моего города»

Тренинг «Учимся слышать и понимать друг друга»

КТД «Леди и джентельмены»

 «Как я дежурю в классе».

Дискуссия «Что такое дружный класс».

КТД «Масленица»

4-ая четверть

Проектная работа «Правильное питание»

Спортивно- экологический праздник  «Будьте здоровы!».

Викторина «Почемучка». Интеллектуальный марафон .

Акция «Открытка ветерану»

Урок истории - встреча с участниками (или тружениками тыла) Великой отечественной войны. Участие в митинге Победы.  

Акция «Подари другу радость!» (пополнение школьной библиотеки).

Оформление выставки достижений                                   «Посмотрите, мы какие!»

Отчетное классное собрание. Итоги работы актива.

Ключевое дело: Игра-путешествие «Мир наших увлечений»

4 класс

1-ая четверть

День здоровья.

Учебная эвакуация при пожаре в школе

Кл.ч. «Как не навредить своему организму»

Конкурс поделок из природного материала

Дискуссия «Природа и мы»

День пожилых людей. Изготовление поздравительных открыток.

Сбор материала для школьного музея по истории школы.

Выборы актива класса.

Собрание «Наши законы».

Круглый стол «Поговорим  о вежливости»

Конкурс чтецов на тему «Золотая осень»

Акция «Здоровое сердце»

Ключевое дело: проект по ландшафтному дизайну «Моя цветущая школа».

2-ая четверть

Праздник с родителями «Здоровая семья – радость для всех»

Беседа о правилах пожарной безопасности «Пусть ёлка новогодняя вам радость принесёт»

Ожоги, обморожения (меры предосторожности)

Презентация  «Новый год шагает по планете» (проект)

Семейный вечер «Бабушки и внуки»

 Игра «Имею право», посвящённаая Дню Конституции

Беседа «Думать, спорить, убеждать, а потом создавать»

Организация игр для первоклассников

Выпускаем стенгазету ко  Дню матери.

Конкурс на лучшую куклу «Карабас-Барабас»

КТД «Нет милее дружка, чем родная матушка»

3-я четверть

«Привычки здорового человека».

 Игра «Зарничка»

Участие в школьной спартакиаде

Опасности холода и жары.

 «Уникальность каждого» - защита проектов учащихся о национальных традициях разных народов.

 «Мы и закон».  Разбор ситуаций.

 Игра – викторина «Защитники земли Русской»

Презентация «Моя мама лучшая на свете»

Тренинг «Школа успеха»

Творческая мастерская  «Я и класс, в котором живу».

Устный журнал «Мы в ответе за тех, кого приручили»

КТД «Масленица»

4-ая четверть

Первая медицинская помощь.

  Если чужой приходит в дом.

Путешествие в страну Витаминию.

Спортивная эстафета.

Игра «Умники и умницы»

«На кого бы я хотел быть похож» Читательская конференция

Урок мужества «Наши земляки – Герои Советского Союза»

Конкурс плакатов «Нет войне!»

Практикум «Правила счастливого человека»

Кл.ч. «Мы разные, но мы вместе»

Создание классной газеты «Классная жизнь!»

Проведение классного конкурса «Классное портфолио»

Ключевое дело:  КТД «До свидания, 4 класс!»

Контрольно – измерительные материалы

В таблице представлены критерии, показатели и методики исследования способности обучающихся к здоровому и безопасному образу жизни, сформированности моральных норм и правил поведения, а также опыта гражданско – правового поведения

Таблица 1

Критерии, показатели и измерители результатов реализации

программы «Учимся жить»

Критерий

Показатели

Измерители

1

Наличие у детей желания заботиться о своем здоровье, а также заинтересованного

отношения к собственному здоровью.

- соблюдение режима дня

- установка на использование здорового питания

- знания о правилах оказания первой помощи

- соблюдение культуры умственной деятельности

Анкетирование.

Наблюдение школьной медицинской службы (результаты мед. осмотров, количество дней, пропущенных по болезни).

Наблюдение за питанием.

2

Развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

- выполнение комплекса утренней зарядки

- посещение уроков физкультуры и спортивных секций

- участие в спортивных соревнованиях

Анкетирование.

Наблюдение.

3

Потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья.

Способность объяснить врачу сведения о состоянии и об особенностях своего здоровья

Анкетирование.

Наблюдение.

4

Сформированность навыков  безопасного поведения  в окружающей среде и  в экстремальных ситуациях

- знание и соблюдение правил дорожного движения, пожарной безопасности

-соблюдение техники безопасности на уроках и во внеурочное время

- умение действовать при учебной тревоге, при возникновении чрезвычайных ситуаций

Анкетирование.

А. О. Прохорова «Невербальная диагностика эмоциональных состояний»

5

Сформированность моральных норм и правил поведения

- соблюдение правил поведения в школе и общественных местах

- уважительное отношение к семье, к старшему поколению

- культура общения

- проявление сопереживания, милосердия, взаимопомощи, толерантности        

Анкетирование.

Наблюдения.

Собеседование

Анализ творческих работ

6

Сформированность у детей элементарных представлений о своих правах, свободах и обязанностях. Проявление любви и гордости к своей стране и к своему краю

- знание и соблюдение своих прав и обязанностей, как ученика и гражданина

- знание государственной символики России, Республики Бурятии

- проявление интереса к изучению истории родного края, Отечества

- участие в школьных, городских, республиканских, всероссийских мероприятиях, социальных акциях

Анкетирование.

Наблюдение.

Тестирование

Опрос.

Анализ творческих работ

В качестве измерителей используются:

  1. Методика диагностики эмоциональных состояний (А. О. Прохорова). Данная методика является цветорисуночным тестом. В рисунках и цвете обучающиеся могут выразить то, что им трудно сказать словами в силу недостаточного развития самосознания, рефлексии и способности к идентификации. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.
  2. Анкетирование для обучающихся 1 – 4 классов, целью которого является выяснение представлений детей по вопросам сохранения здоровья. Анкета состоит из 13 закрытых вопросов.
  3. Анкетирование обучающихся 1 – 4 классов направлено на определение уровня осведомлённости о здоровом образе жизни у школьников. Анкета содержит вопросы на знание правил использования средствами личной гигиены, правил организации режима питания, оказания первой помощи.
  4. Тест «Самооценка коммуникативного развития» (Фотекова Т. А.). Вопросы теста помогают определить, является ли ребёнок хорошим собеседником, умеет ли поддерживать разговор, знает ли правила вежливого общения, испытывает ли боязнь перед выступлением.
  5. Методика «Рукавичка» выявляет умение договариваться, осуществлять взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, отношение к результату деятельности, взаимопомощь, рациональное использование средств совместной деятельности.
  6. Продуктивность совместной деятельности, умение договариваться,  аргументировать своё предложение дети демонстрируют, выполняя задание «Совместная сортировка» (Бурменская,2007).
  7. Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.
  8. Диагностика сформированности социальной компетентности.
  9. Диагностика и исследование нравственной сферы школьника (Фридман Г. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я.). Диагностика развития нравственной сферы ребёнка включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследования когнитивного компонента направлено на изучение осознание детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах, эмоционального компонента – особенностей проявления нравственных чувств ребёнка, эмоционального отношения к моральным нормам, поведенческого компонента – анализ нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками.

         Таким образом, критерии, показатели и измерители релевантны целям и задачам программы «Учимся жить».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Давайте в мире жить».

Проблема агрессии и насилия является одной из наиболее острых проблем современного общества. Дети ежедневно наблюдают сцены насилия с экранов телевизоров и мониторов компьютеров. Неудивительно, ч...

Житие преподобного Сергия Радонежского

Этот материал можно использовать  на уроке литературного чтения в 4 классе ("Школа России" авторы Климанова и др.) Фото на слайдах я уменьшила, чтобы уложиться в 2 МГ. Вы можете фото увеличить и колич...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме ЖИТИЯ. «ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»

Автором жития преподобного Сергия Радонежского является Епифаний Премудрый. Написано данное произведение было в 1417–1418 годах....

Курить или жить Давайте будем жить!»

Данная разработка будет интересна не только детей младшего , но и среднего школьного возраста.Данное мероприятие составлено в юмористической форме, позволяет  воспитывать у младших школьников пот...

Как вместе жить и жить дружно

Классный час способствует формированию толерантного отношения мальчиков к девочкам, развитию у учащихся коммуникативных навыков....

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Жить, чтобы жить"

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Жить, чтобы жить"...