Программа "Учимся жить"
проект
Программа воспитания и социализации "Учимся жить"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_zhit.docx | 49.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитания и социализации для обучающихся
с тяжёлыми нарушениями речи «Учимся жить»
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач современной школы является формирование и развитие личностных качеств, раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Образовательное учреждение формирует целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответстве5нностиобучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Тяжелые нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности. Поэтому миссия специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида заключается в создании условий, оптимальных для социальной адаптации личности воспитанника с тяжелыми речевыми дефектами, а также с задержкой речевого развития; сохранение и укрепление его физического и психического здоровья. Это предполагает формирование у учащихся социально-психологических компетенций, необходимых для адаптации и жизни в обществе. Всё это определяет актуальность разработки и реализации программы «Учимся жить».
Главным целевым ориентиром программы является модель выпускника начальной школы, определённая Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, включающая следующие качества:
- любознательность, интерес, активное познание мира;
- владение основами умения учиться;
- любовь к родному краю и своей стране;
- уважение и принятие ценности семьи и общества;
- готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;
- доброжелательность, умение слушать и слышать партнера, высказать свое мнение;
- выполнение правил здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Срок реализации программы составляет четыре года. Программа ориентирована для обучающихся 1 – 4 классов.
Её содержание носит творческий характер, поэтому с учётом новых реалий образовательного процесса возможны варьирование и дополнения, предусматривается постоянный анализ результативности деятельности.
Цель программы «Учимся жить» - создание условий для социализации обучающихся с ТНР на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников;
- развитие познавательной активности и культуры умственного труда
- воспитание у детей чувства патриотизма, долга, ответственности,
- развивать коммуникативные способности учащихся формирование сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
- создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе школы, повышение активности родительского сообщества.
Программа «Учимся жить» направлена на формирование следующих компетенций:
Коммуникативные компетенции:
- Уметь слушать и слышать собеседника, работать в группе;
- Уметь обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- Уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
- Уметь договариваться, разрешать возникающие проблемы мирным путем, уметь презентовать себя, итоги своей работы.
Учебно-познавательные компетенции:
- Уметь добывать информацию;
- Уметь находить решение какой-либо значимой задачи;
- Уметь адекватно оценивать работу других, свою работу, свои достижения.
Ценностно-смысловая компетенция:
- Уметь выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
- Уважать и принимать ценности семьи и общества;
- Уметь нести ответственность за свои поступки перед семьей и обществом.
Формирование вышеуказанных компетенций происходит в процессе:
- исследовательской и проектной деятельности;
- организации и проведения классных часов, встреч с интересными людьми, интеллектуальных игр, турниров, марафонов, Дней здоровья, праздников, викторин, конкурсов, выставок;
- коллективной творческой деятельности (КТД)
- участия в различных социальных акциях;
- посещения кружков и секций, школ дополнительного образования;
Реализация Программы способствует:
- развитию положительных общечеловеческих и гражданских качеств личности;
- формированию коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;
- снижению агрессивности в поведении учащихся;
- повышению уровня развития классного коллектива и его сплоченности;
- активизации познавательного интереса детей, расширению их кругозора;
- повышению показателей, отражающих активное участие детей в жизни класса и школы, развитию лидерских качеств обучающихся;
- формированию у детей ответственности за свое здоровье, направленности на развитие навыков здорового образа жизни и безопасного жизнеобеспечения.
Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:
- педагогическое наблюдение
- использование методов специальной диагностики
- тестирование
- анкетирование
- анализ детского творчества и др.
- устный и письменный опрос
- анализ детского творчества
- проигрывание ситуаций
Таким образом, реализация программы «Учимся жить» способствует адаптации обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе.
Содержание и тематическое планирование деятельности обучающихся
В содержание программы «Учимся жить» включены следующие направления:
- «Помоги себе сам» - сфера здоровьесбережения обучающихся.
Целевая установка: прививать детям понятие о здоровом образе жизни; учить их защищать, сохранять и укреплять физическое и психологическое здоровье.
Задачи:
- Пропагандировать здоровый образ жизни.
- Создать условия для развития духовных и физических сил школьников.
- Организовать просвещение обучающихся по вопросам сохранения, развития и коррекции здоровья.
- Формировать культуру безопасности, изучение правил дорожного движения, правил пожарной безопасности.
Формы работы: Дни Здоровья, спортивные соревнования, походы, экскурсии, спортивные праздники, подвижные игры. Беседы, классные часы о здоровом образе жизни. Встречи с медицинским работником. Изучение правил дорожного движения, пожарной безопасности и основ безопасности жизнедеятельности. Конкурсы рисунков о здоровом образе жизни. Творческие проекты.
Ожидаемые результаты:
- обучающиеся владеют знаниями о здоровом образе жизни, а также здоровьесберегающими умениями и действиями;
- демонстрируют действия безопасного жизнеобеспечения.
2.«Моё Отечество» - сфера формирования опыта гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности учащихся.
Целевая установка: создать условия для патриотического, гражданского и духовно- нравственного воспитания обучающихся.
Задачи:
- Формировать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим; развитие интереса к изучению истории родного края, Отечества.
- Воспитывать чувство гордости за свою Родину, свой край, свое село, свою школу.
- Развивать нравственную, правовую, политическую и экологическую культуры личности.
Формы работы: тематические беседы о Российской истории, Великой Отечественной войне, об истории школы. Уроки мужества, уроки нравственности, уроки доброты, турниры вежливости. Участие в акциях «Милосердие», «Подарок ветерану» и др. Конкурсы стихов, рисунков, поделок. Поисково-исследовательские проекты.
Ожидаемые результаты:
- учащиеся демонстрируют ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению, к родителям, младшим;
- знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, демонстрируют бережное отношение к ним;
- имеют представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- имеют элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры,
- располагают знаниями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, школьника.
3.«Я и общество» - сфера формирования духовно-нравственной культуры.
Целевая установка: формировать компетенции в области социального общения, соблюдения нравственных норм и правил поведения.
Задачи:
- формировать у обучающихся культуру общения в системе: «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик-взрослый», «ребёнок – родители», «младшие – старшие»;
- воспитывать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям, природе, осознание ценности человеческой жизни;
Формы работы: тематические беседы, индивидуальные консультации, , конкурсы, состязания, игры, библиотечные уроки, праздничные концерты, дискуссии, встречи с интересными людьми. Социальные проекты. Экологические акции, трудовые операции. Экскурсии в музей, на места работы родителей. Выездные мероприятия (концерты, театр, выставки).
Ожидаемые результаты:
- Воспитанники имеют представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- проявляют неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- демонстрируют способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- имеют представления о взаимосвязи физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека.
Содержание деятельности по классам
Направления | ||||
«Помоги себе сам» | «Моё Отечество» | «Я и общество» | ||
1 класс | ||||
1-ая четверть | ||||
День Здоровья. Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок. Беседы с сюжетно-ролевыми играми «Знай правила движения как таблицу умножения», «Я пешеход» Учебная эвакуация при пожаре в школе | Экскурсия «Наша школьная страна» Беседа с элементами игры «Права и обязанности учеников» Заочное путешествие «Москва – столица России» Участие в концерте к Дню учителя. Сбор материала для школьного музея о Герое Советского Союза Гармаеве Г.А. | Деловая игра "Давайте знакомиться", Создание летописи класса. Чтение рассказов В.Осеевой. Конкурс чтецов на тему «Золотая осень» | ||
Ключевое дело: Праздник «Посвящение в первоклассники". | ||||
2-ая четверть | ||||
Праздник «Откуда берутся грязнули?» Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок. Беседы по ПДД. Беседа о правилах пожарной безопасности «Пусть ёлка новогодняя вам радость принесёт» | Мини-исследования «История моего имени» Изготовление подарков ко Дню матери. Беседа «Кто защищает наши права» Экскурсия в Музей природы | Беседа «Всегда ли я хороший?» Украшение класса к Новому году. Организация дежурства в классе. Конкурс на лучшую куклу «Баба-Яга» Фотоконкурс «Твори добро» | ||
Ключевое дело КТД «Прощание с Азбукой» | ||||
3-я четверть | ||||
Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок. «Папа, мама, я – спортивная семья» | Наши папы – защитники Родины (утренник) Оформление поздравительной открытки "Любимой мамочке". Конкурс рисунков, выставка поделок к 8 марта. | "О дружбе мальчиков и девочек" Конкурсная программа «Богатырские забавы» Беседа «Что такое честность» | ||
КТД «Масленица» | ||||
4-ая четверть | ||||
«Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься» Беседы по ППБ | Чтение сказок. КВН «Знаешь ли ты эти сказки». «Подвиг ваш никогда не забудем» Экскурсия на Мемориал Славы. | «Вредные привычки» « О заботливом отношении к людям». «Как живется в нашем классе» | ||
Ключевое дело: День открытых дверей «Чему мы научились». | ||||
2 класс | ||||
1-ая четверть | ||||
День Здоровья. «Твой режим дня» Учебная эвакуация при пожаре в школе Практическое занятие «Безопасный маршрут до школы» | Беседа «Учиться – значит трудиться?» Экскурсия в школьный музей Государственные символы России- флаг, герб, Гимн. Конкурс рисунков «Моё Отечество». Сбор материала для школьного музея по теме «Наши земляки –Герои Советского Союза» | Распределение поручений. Беседа с элементами игры «Наш класс на перемене» Игра-викторина «Мои четвероногие друзья» Конкурс чтецов на тему «Золотая осень» | ||
Ключевое дело: Праздник первой оценки. | ||||
2-ая четверть | ||||
«Папа, мама и я – спортивная семья» «Чтоб в вашем доме, не случилась беда, будьте с огнем осторожны всегда». Выставка рисунков «Знаки дорожного движения для пешеходов» Беседа о правилах пожарной безопасности «Пусть ёлка новогодняя вам радость принесёт» | Знакомство с символами Республики Бурятия (гимн, герб, флаг) Конкурс чтецов «Стихи о маме» Проект «Моя родословная» | Изготовление подарков ко Дню матери Беседа «Твой стиль поведения». Украшение кабинета к Новому году. Беседа с элементами игры «Слово огорчает, веселит, утешает» Фотоконкурс «Твори добро» Конкурс на лучшую куклу «Снегурочка» | ||
Ключевое дело: КТД «Милее мамы друга нет» | ||||
3-я четверть | ||||
Беседа «Шалости и травмы» Прогулки «В любую погоду в природу!» Игра-викторина «Азбука пешехода» | Викторина «Знатоки природы». Беседа о русской Армии, конкурс стихов и рисунков к 23 февраля. «Вместе с мамой, вместе с папой» Игровая программа | Конкурс снежных фигур. Беседа « Я о товарищах- товарищи обо мне». Проведение конкурсов «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!» | ||
Ключевое дело: КТД «Масленица» | ||||
4-ая четверть | ||||
Службы 01,02,03,04. Беседа «На железной дороге» Конкурсы рисунков «Пожарная безопасность» Составление кроссворда по ПДД | Экологический праздник «Земля – наш общий дом» Военно-спортивная игра «Зарница» | Конкурс рисунков на асфальте «Здравствуй, лето!» «Умеем ли мы решать конфликты?» Собрание «Наши школьные успехи» | ||
Ключевое дело: «Ярмарка талантов» (концерт для родителей) | ||||
3 класс | ||||
1-ая четверть | ||||
День здоровья. Учебная эвакуация при пожаре в школе Беседа «Я здоровье сберегу- сам себе я помогу!» . Проектная работа «Режим дня». | «Кто я? Какой я?» Наблюдение за самим собой Акция «Подари книу школе» Конкурс рисунков «Мой родной город» Диспут «Что важнее: знать или выполнять?». Сбор материала для школьного музея по теме «Мясокомбинат в годы войны» | Концерт, посвященный Дню пожилого человека. Выбор актива класса. Деловая игра «Лидер»( выявление лидеров в классе и сплочение коллектива). Конкурс чтецов на тему «Золотая осень» | ||
Ключевое дело: «Замок из песка» | ||||
2-ая четверть | ||||
Беседа о правилах пожарной безопасности «Пусть ёлка новогодняя вам радость принесёт» Кл. час «Безопасность во время каникул». | Семейная викторина «Королевство красоты», посвященная Дню матери. «Конституция – основной закон нашей страны» Библиотечный урок, посвященный краеведению «Знай и люби свой край!». | Творческая встреча «Алло, мы ищем таланты» Правила, по которым живет наш класс. Акция ко Дню инвалидов «Подари сердце» | ||
КТД «Нет милее дружка, чем родная матушка» | ||||
3-я четверть | ||||
Кл.час «В здоровом теле -здоровый дух!» Военно-спортивная игра «Зарничка». Составление и разучивание комплекса утренней зарядки. | Цикл занятий «Я – исследователь» «О чём расскажет народный костюм. Устный журнал «Об отце говорю с уважением» Экскурсия в музей «История моего города» | Тренинг «Учимся слышать и понимать друг друга» КТД «Леди и джентельмены» «Как я дежурю в классе». Дискуссия «Что такое дружный класс». | ||
КТД «Масленица» | ||||
4-ая четверть | ||||
Проектная работа «Правильное питание» Спортивно- экологический праздник «Будьте здоровы!». | Викторина «Почемучка». Интеллектуальный марафон . Акция «Открытка ветерану» Урок истории - встреча с участниками (или тружениками тыла) Великой отечественной войны. Участие в митинге Победы. | Акция «Подари другу радость!» (пополнение школьной библиотеки). Оформление выставки достижений «Посмотрите, мы какие!» Отчетное классное собрание. Итоги работы актива. | ||
Ключевое дело: Игра-путешествие «Мир наших увлечений» | ||||
4 класс | ||||
1-ая четверть | ||||
День здоровья. Учебная эвакуация при пожаре в школе Кл.ч. «Как не навредить своему организму» | Конкурс поделок из природного материала Дискуссия «Природа и мы» День пожилых людей. Изготовление поздравительных открыток. Сбор материала для школьного музея по истории школы. | Выборы актива класса. Собрание «Наши законы». Круглый стол «Поговорим о вежливости» Конкурс чтецов на тему «Золотая осень» Акция «Здоровое сердце» | ||
Ключевое дело: проект по ландшафтному дизайну «Моя цветущая школа». | ||||
2-ая четверть | ||||
Праздник с родителями «Здоровая семья – радость для всех» Беседа о правилах пожарной безопасности «Пусть ёлка новогодняя вам радость принесёт» Ожоги, обморожения (меры предосторожности) | Презентация «Новый год шагает по планете» (проект) Семейный вечер «Бабушки и внуки» Игра «Имею право», посвящённаая Дню Конституции | Беседа «Думать, спорить, убеждать, а потом создавать» Организация игр для первоклассников Выпускаем стенгазету ко Дню матери. Конкурс на лучшую куклу «Карабас-Барабас» | ||
КТД «Нет милее дружка, чем родная матушка» | ||||
3-я четверть | ||||
«Привычки здорового человека». Игра «Зарничка» Участие в школьной спартакиаде Опасности холода и жары. | «Уникальность каждого» - защита проектов учащихся о национальных традициях разных народов. «Мы и закон». Разбор ситуаций. Игра – викторина «Защитники земли Русской» Презентация «Моя мама лучшая на свете» | Тренинг «Школа успеха» Творческая мастерская «Я и класс, в котором живу». Устный журнал «Мы в ответе за тех, кого приручили» | ||
КТД «Масленица» | ||||
4-ая четверть | ||||
Первая медицинская помощь. Если чужой приходит в дом. Путешествие в страну Витаминию. Спортивная эстафета. | Игра «Умники и умницы» «На кого бы я хотел быть похож» Читательская конференция Урок мужества «Наши земляки – Герои Советского Союза» Конкурс плакатов «Нет войне!» Практикум «Правила счастливого человека» | Кл.ч. «Мы разные, но мы вместе» Создание классной газеты «Классная жизнь!» Проведение классного конкурса «Классное портфолио» | ||
Ключевое дело: КТД «До свидания, 4 класс!» |
Контрольно – измерительные материалы
В таблице представлены критерии, показатели и методики исследования способности обучающихся к здоровому и безопасному образу жизни, сформированности моральных норм и правил поведения, а также опыта гражданско – правового поведения
Таблица 1
Критерии, показатели и измерители результатов реализации
программы «Учимся жить»
№ | Критерий | Показатели | Измерители |
1 | Наличие у детей желания заботиться о своем здоровье, а также заинтересованного отношения к собственному здоровью. | - соблюдение режима дня - установка на использование здорового питания - знания о правилах оказания первой помощи - соблюдение культуры умственной деятельности | Анкетирование. Наблюдение школьной медицинской службы (результаты мед. осмотров, количество дней, пропущенных по болезни). Наблюдение за питанием. |
2 | Развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. | - выполнение комплекса утренней зарядки - посещение уроков физкультуры и спортивных секций - участие в спортивных соревнованиях | Анкетирование. Наблюдение. |
3 | Потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья. | Способность объяснить врачу сведения о состоянии и об особенностях своего здоровья | Анкетирование. Наблюдение. |
4 | Сформированность навыков безопасного поведения в окружающей среде и в экстремальных ситуациях | - знание и соблюдение правил дорожного движения, пожарной безопасности -соблюдение техники безопасности на уроках и во внеурочное время - умение действовать при учебной тревоге, при возникновении чрезвычайных ситуаций | Анкетирование. А. О. Прохорова «Невербальная диагностика эмоциональных состояний» |
5 | Сформированность моральных норм и правил поведения | - соблюдение правил поведения в школе и общественных местах - уважительное отношение к семье, к старшему поколению - культура общения - проявление сопереживания, милосердия, взаимопомощи, толерантности | Анкетирование. Наблюдения. Собеседование Анализ творческих работ |
6 | Сформированность у детей элементарных представлений о своих правах, свободах и обязанностях. Проявление любви и гордости к своей стране и к своему краю | - знание и соблюдение своих прав и обязанностей, как ученика и гражданина - знание государственной символики России, Республики Бурятии - проявление интереса к изучению истории родного края, Отечества - участие в школьных, городских, республиканских, всероссийских мероприятиях, социальных акциях | Анкетирование. Наблюдение. Тестирование Опрос. Анализ творческих работ |
В качестве измерителей используются:
- Методика диагностики эмоциональных состояний (А. О. Прохорова). Данная методика является цветорисуночным тестом. В рисунках и цвете обучающиеся могут выразить то, что им трудно сказать словами в силу недостаточного развития самосознания, рефлексии и способности к идентификации. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.
- Анкетирование для обучающихся 1 – 4 классов, целью которого является выяснение представлений детей по вопросам сохранения здоровья. Анкета состоит из 13 закрытых вопросов.
- Анкетирование обучающихся 1 – 4 классов направлено на определение уровня осведомлённости о здоровом образе жизни у школьников. Анкета содержит вопросы на знание правил использования средствами личной гигиены, правил организации режима питания, оказания первой помощи.
- Тест «Самооценка коммуникативного развития» (Фотекова Т. А.). Вопросы теста помогают определить, является ли ребёнок хорошим собеседником, умеет ли поддерживать разговор, знает ли правила вежливого общения, испытывает ли боязнь перед выступлением.
- Методика «Рукавичка» выявляет умение договариваться, осуществлять взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, отношение к результату деятельности, взаимопомощь, рациональное использование средств совместной деятельности.
- Продуктивность совместной деятельности, умение договариваться, аргументировать своё предложение дети демонстрируют, выполняя задание «Совместная сортировка» (Бурменская,2007).
- Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.
- Диагностика сформированности социальной компетентности.
- Диагностика и исследование нравственной сферы школьника (Фридман Г. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я.). Диагностика развития нравственной сферы ребёнка включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследования когнитивного компонента направлено на изучение осознание детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах, эмоционального компонента – особенностей проявления нравственных чувств ребёнка, эмоционального отношения к моральным нормам, поведенческого компонента – анализ нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками.
Таким образом, критерии, показатели и измерители релевантны целям и задачам программы «Учимся жить».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Давайте в мире жить».
Проблема агрессии и насилия является одной из наиболее острых проблем современного общества. Дети ежедневно наблюдают сцены насилия с экранов телевизоров и мониторов компьютеров. Неудивительно, ч...
Исследовательская работа "Может ли живое существо жить без воздуха".
Работа ученика второго класса. Презентация....
Житие преподобного Сергия Радонежского
Этот материал можно использовать на уроке литературного чтения в 4 классе ("Школа России" авторы Климанова и др.) Фото на слайдах я уменьшила, чтобы уложиться в 2 МГ. Вы можете фото увеличить и колич...
Урок литературного чтения в 4 классе по теме ЖИТИЯ. «ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»
Автором жития преподобного Сергия Радонежского является Епифаний Премудрый. Написано данное произведение было в 1417–1418 годах....
Курить или жить Давайте будем жить!»
Данная разработка будет интересна не только детей младшего , но и среднего школьного возраста.Данное мероприятие составлено в юмористической форме, позволяет воспитывать у младших школьников пот...
Как вместе жить и жить дружно
Классный час способствует формированию толерантного отношения мальчиков к девочкам, развитию у учащихся коммуникативных навыков....
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Жить, чтобы жить"
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Жить, чтобы жить"...