Психологические проблемы современных детей
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Мочалова Надежда Петровна

Как в услових современного мира помочь родителям в разрешении психологических  проблем детей, а детям - в преодолении собственных трудностей. В работе изучены наиболее распростарненные проблемы современных детей, причины их возникновения и пути разрешения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_problemy_sovremennyh_detey.docx77.63 КБ

Предварительный просмотр:

ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Курсовая  работа

«Психологические проблемы современных детей»

Работа выполнена в рамках профессиональной переподготовки по программе «Музыкально-театральных дисциплин"

Автор_________________________

Ф.И.О. – Мочалова Надежда Петровна

Должность -  преподаватель МХК

Место работы  

Азаново, Марий Эл  2019

Содержание

Введение    ………………………………………………………….. 3

1.Взаимотношения родителей и детей……………………………. 6

2.Психологические проблемы современных детей……………… 9

2.1.Хроническая усталость………………………………………..  9

2.2.Чрезмерный поток информации …………………………….. 12

2.3.Проблемы в социализации…………………………………… 13

2.4.Нежелание учиться……………………………………………  18

2.5.Потребительское отношение к родителям    ……………….  22

Заключение………………………………………………………… 25

Приложение     ……………………………………………………… 27

Список использованных источников     …………………………..  30

Введение

Ни для кого не секрет, что современные дети отличаются от своих предшественников. Стремительно развивающиеся информационные технологии, огромное количество постоянно меняющейся информации и развитие СМИ – все это в своей совокупности оказывает сильное влияние на развитие ребенка и формирование его психики. Проблемы детей в современной России формируются, в основном, благодаря стремительно развивающимся технологиям и мощному информационному потоку. Психика ребенка неустойчива и лабильна, то есть подвержена влиянию со стороны окружающего общества и обстоятельств.

Как в детском саду, так и в школе часто приходится иметь дело с детьми, которые значительно отличаются (со знаком минус) от других детей. В категорию «трудных» детей попадают самые разные дети: с нервными и психическими расстройствами, неуспевающие, недисциплинированные и др.  И таких детей с каждым годом становится все больше.

Первыми наставниками в жизни каждого ребёнка являются родители. Вот почему именно родители должны ясно сознавать и постоянно помнить, что роль отца и матери чрезвычайно важна для самого ребенка.

        Способность создавать конструктивные взаимоотношения с окружающими и результативно решать спорные вопросы является существенным показателем развития личности.

Участие родителей в жизни ребёнка является  непосредственным  показателем самоопределения личности, востребованности и осуществимости ею  своих  прав, выражением понимания человеком своего социального  статуса  и  возможностей. Таким образом, в общении с родителями происходит начальный период становления индивида.

Но современные дети испытывают недостаток внимания и общения со стороны родителей. От этого у ребенка возникает немало других психологических проблем:  хроническая усталость, чрезмерный поток информации, проблемы в социализации, нежелание учиться. потребительское отношение к родителям и др.

Конфликты между родителями и детьми - одни из самых распространенных в повседневной жизни. Практически невозможно найти семью, где бы ни присутствовали конфликты между родителями и детьми. Ведь даже в благополучных семьях наблюдаются конфликтные взаимоотношения с одним или даже с обоими родителями

Поэтому актуальность нашего исследования состоит в том, чтобы в условиях современного мира помочь родителям в разрешении психологических проблем современных  детей, а детям - в преодолении собственных трудностей.

          Цель данной курсовой работы -  изучение  наиболее распространенных психологических  проблем  современных детей, причины их возникновения и пути разрешения.

         Для достижения цели нашего исследования перед нами были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть психологические проблемы современных детей  и выявить   их причины;

-дать рекомендации педагогам, воспитателям, родителям  в преодолении данных проблем, разрешении конфликтных ситуаций.

Объект исследования - обучающиеся  МОБУ "Азановская средняя общеобразовательная школа" Медведевского района Республки  Марий Эл (211 чел), воспитанники МДОБУ "Азановский детский сад "Колосок" Медведевского района Республики Марий Эл (старшая и подготовительная группа, 51 чел).

    Предмет исследования - взаимоотношения  между детьми и родителями, учителями, воспитателями.

    Гипотеза – мы предполагаем, что главным в отношениях родителей и детей является взаимопонимание и доверие.

         Методы 

Знакомство с научными трудами, изучение Интернет-ресурсов, анкетирование (опрос был поведён среди учащихся 1-11 классов, в нем участвовало 211 человек, среди воспитанников старшей и подготовительной групп, в нем участвовало 51 человек)

Практическая значимость заключается в том, что данное исследование можно использовать как дополнительный материал на школьных педагогических советах, родительских собраниях.

База исследования.

Исследовательская работа проводилась на базе МОБУ «Азановская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Марий Эл, МДОБУ "Азановский детский сад "Колосок" Медведевского района Республики Марий Эл.

1.Взаимотношения родителей и детей

        Дети очень часто не получают от родителей того количества внимания, которое им необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия. Родители в наши дни слишком заняты, да и задачи осознанной нет — "возиться с ним". А уж когда пошел в школу, то и подавно: "Вырос уже". Поэтому ребенок  в основном слышит стандартные вопросы: "Поел?", "Погулял?", "Уроки сделал?". И если все в порядке, общение прекращается, ребенок остается наедине со своими заботами и интересами, а то и бедами. А детям трудно примириться с родительским невниманием.

        Зачастую они прямо попросят маму или папу "посидеть", "поиграть", "погулять", и нередко получают отказ. И вот тогда они находят более верный способ привлечь внимание: непослушание. Возможно, тогда и возникают те проблемы,  которые мы хотим затронуть в данной работе. Детей волнует чрезмерная занятость родителей, частое их отсутствие, недостаточное внимание с их стороны.  Дети хотели бы чаще беседовать с родителями и в первую очередь сожалеют о том, что не могут свободно поговорить с ними обо всем.

        Причинами чрезмерной занятости родителей могут быть засилье телевизионных программ и новых компьютерных игр, интернет, трудная материальная жизнь, отсутствие  общих интересов и точек соприкосновения у членов семьи,  неумение и нежелание взрослых организовать совместный семейный труд и отдых,  чрезмерная занятость родителей.

          Родителям следует искренне интересоваться жизнью своего ребенка. Это не означает, что они должны полностью разделять интересы своих детей, слушать их любимую музыку и играть в их компьютерные игры, но, тем не менее,  уважать его увлечения.

 Родители должны серьезно относиться к тому, что имеет большое значение для ребенка, даже если на их взгляд это не заслуживает внимания вообще.  Им необходимо найти время для своего ребенка и заняться общим делом, таким, которое привлечет их. Если они начнут делиться некоторыми своими мыслями, спрашивать мнение ребенка, то очень скоро им будут доверены сердечные переживания.

        Родители смогут своевременно оказать помощь  и поддержку,  необходимую детям. Помощь родителей – это, прежде всего их внимательное отношение к своим детям, заинтересованность в его друзьях, интерес к жизни детского сада, класса, школы. Огромную роль играет создание дома спокойной обстановки, уважения к труду каждого члена семьи, забота о старших, об отдыхе. Детям необходима совместная деятельность с взрослыми. Ребенок может быть помощником в домашних делах. Именно совместная деятельность облегчает контакт с детьми, рождает духовную близость.

        Весь процесс развития ребенка от первых дней жизни и до конца подросткового возраста проходит под влиянием общения. Начиная общаться с одним близким взрослым, а затем, включая в круг общения все большее количество, как взрослых, так и сверстников, ребенок впитывает, анализирует, а затем и критически оценивает багаж знаний, накопленный многими поколениями людей.

        Даже взрослый человек испытывает естественную потребность в выражении собственных эмоций. У ребенка же эта потребность, гораздо сильнее – он только начинает жить, каждый день, каждая минута его жизни приносят ему столько нового, интересного и необычного! Ребенку просто необходимо делиться впечатлениями, чувствами, эмоциями.

Что же необходимо делать? Для начала нужно просто подумать, что вы делаете из своей жизни? Что вы хотите от жизни? Необходимо понять, что ваше внимание и время ценно вашим детям. Что дети не улыбаются без причины. Эти причины создает детям взрослый. И хорошо, если он способен вызвать улыбку на лице ребенка не только покупкой новой игрушки. Наше время – время умения правильно расставлять приоритеты. И полезнее для ребенка будет, если вы его поставите на первое место. Не отстранитесь от него, уйдя в «важные дела», хотя бы когда он просит вашего внимания. Психологи советуют планировать свою занятость, выделяя время на общение с ребенком. Однако, ставя в приоритет своего ребенка, вы должны в любой момент уметь выделить ему необходимое время, даже если сильно заняты. Иногда нашим детям нужно меньше, чем мы думаем. И это «небольшое», укладывается в понятии – любовь.

Чтобы воспитать из ребенка здорового человека, необходимо быть ему родителем. А значит уделять ему внимание и время, давать ему необходимую ласку и тепло, любить его и говорить ему об этом.

2.Психологические проблемы современных детей

2.1. Хроническая усталость

Эта проблема отмечается тогда, когда родители, пытаясь развивать свое чадо во всех направлениях, чересчур нагружают его всевозможными кружками и спортивными секциями, при этом, не учитывая тот факт, что ребенок еще должен заниматься в школе и дома. Молодой организм и психика не в состоянии справиться с такой нагрузкой – это необходимо учитывать, выбирая занятия по интересам для своего ребенка.

Появившийся  термин «синдром хронической усталости»— это не просто усталость (естественная реакция организма на переутомление и сигнал о необходимости отдыха), а немотивированная, сильно выраженная общая усталость, мешающая жить и сопровождающаяся соматическими болезненными проявлениями.

Среди современных детей прослеживается тенденция к лени и ничего неделанию. Поклонники телевизора и компьютерных игр действительно любят полежать перед экраном. Однако, к сожалению, в настоящее время нарастает и другая проблема – хроническая усталость. Очень важно уметь правильно дифференцировать эти два состояния, ведь одно из них – простая лень, а другое – заболевание, требующее помощи и внимания со стороны родителей. Болезнь, как правило, атакует детей в возрасте от 10 до 19 лет, хотя немало случаев заболевания отмечено и среди детей младше 10 лет.

Причинами хронической усталости являются: неправильное питание, неполноценный сон, низкий уровень сахара в крови, хронические инфекции, стресс. Каждое хроническое заболевание ребёнка также отражается на его физическом и психическом развитии.

        Неспособность самостоятельно побороть свою усталость, избавиться от других симптомов, увеличить активность и вернуться к нормальному образу жизни и учёбе часто приводят к развитию различных комплексов личности ребёнка, глубокого чувства неуверенности в себе и своих силах.

Дети с синдромом хронической усталости, как правило, встречаются с проблемой изоляции от школьного коллектива в связи со снижением физической активности и быстрой утомляемостью. Очень важно в этот момент оказать ребёнку не только медицинскую, но и психологическую помощь, а также поддержку и полное понимание со стороны врачей, членов семьи и друзей. И более всего следует опасаться появления у ребёнка суицидальных настроений, ввиду развившейся депрессии.

         Что же делать, если родители столкнулись с данной проблемой? Прежде всего –  не обвиняйте ребенка в лени, а тщательно проанализируйте его поведение. Если ребёнок действительно склонен к лени и его любимое занятие – смотреть телевизор, лёжа на диване, то речь, вероятнее всего, идёт о складе характера.

Если же ребёнок был активен, и постепенно стал флегматичным, склонным к неактивной деятельности, тут уже стоит задуматься и отправиться к неврологу. Также важно обратиться к доктору, если отмечается снижение аппетита, плохое настроение без видимой причины, усталость и вялость.

Доктор установит причину и составит план воздействия на неё. Помимо этого, необходимо правильно организовать режим дня ребёнка – уделить внимание полноценному сну и отдыху, активным прогулкам на свежем воздухе и здоровому питанию. Врач может подобрать комплексные витамины и тонизирующие средства (клюквенный морс, лимонно-медовый лимонад и т.д.). Рекомендуем родителям самостоятельно проверить, есть ли у ребенка синдром хронической усталости. (Приложение 1)

Как преодолеть этот синдром?

Большинству детей необходимо 8-10 часов полноценного сна. Если есть возможность, организуйте ребёнку не продолжительный дневной сон. Это может быть особенно полезно подросткам с их лихорадочным ритмом жизни. Однако избегайте дневного сна, если после него ребёнок не может долго заснуть ночью. 

Необходимо достаточное количество питьевой воды в рационе. В день ребёнок должен выпивать не менее 1,5 литра чистой питьевой воды. Собирая ребёнка в школу или на дополнительные занятия, не забудьте налить ему бутылочку с водой. И конечно, вода должна быть качественная, хорошо усваиваемая клетками нашего организма.  Младшим школьникам не разрешайте, а со старшими проводите разъяснительный беседы о вреде сладких газированных напитков, которые приносят непоправимый вред молодому, растущему организму.

Регулярным и полноценным должно быть питание ребенка. В рационе питания обязательно должны присутствовать свежие овощи и фрукты, пища должна содержать также растительные и животные жиры. Уменьшите потребление сладостей и полуфабрикатов. Исключите продукты, содержащие консерванты, вещества «идентичные натуральным», красители. Для восполнения необходимых организму элементов, не поступающих с пищей, следует принимать детские поливитамины по назначению врача, которые оказывают благотворное влияние на нервную и сердечно-сосудистую системы, на органы пищеварения, обеспечивают сбалансированное поступление макро- и микроэлементов, в соответствии с потребностями детского организма.

Научите ребенка чередовать занятия с перерывами. После 45 минут занятий обязателен 15 минутный перерыв со сменой рода деятельности. В эти 15 минут ребенок может поиграть, подвигаться, помочь в домашних делах.

Обязательно разгрузите график дополнительных занятий. Обсудите с ребёнком и выберите те кружки, которые ему действительно нужны, и те, которыми можно пожертвовать. По возможности, составьте удобное расписание, чтобы оставался хотя бы один полностью свободный будний день. При этом в рутину очень желательно добавить что-то новое — именно этот ход помогает справиться с хронической усталостью. Очередной просмотр телевизора можно заменить на сеанс в кинотеатре, а прогулку в парке рядом с домом — на визит в парк аттракционов. 

Необходимо уменьшить время пребывания перед телевизором и компьютером, телефоном. Постоянное напряжение зрительных анализаторов, вредные излучения от техники, не дадут ребёнку отдохнуть и расслабиться. Особенно избегайте просмотра программ не соответствующих возрасту детей. Такие передачи и фильмы могут усугубить психологическое напряжение ребёнка.

Таким образом,  правильная организация режима труда и отдыха, уменьшение нагрузок, массаж, лечебная физкультура и другие рефлекторные методы воздействия на нервную систему – являются эффективными методами лечения при синдроме хронической усталости у детей. А самое главное: только любовь родителей, внимание, забота, искренний интерес помогут справиться с данной проблемой.

2.2. Чрезмерный поток информации

На сегодняшний день в нашем мире циркулирует огромное количество информации, и дети являются ее непосредственными потребителями. Современный школьник живет в обществе, окруженном множеством разнообразных источников сильнейшего, и чаще всего негативного воздействия. Кабельное телевидение, игровые приставки, компьютерные игры, Интернет, сотовые телефоны - все это стало обычным для современного ребенка, стало тем, без чего он не представляет себе свою жизнь. Если раньше дети усваивали культурные ценности от своих родителей, учителей, наставников, вожатых и других взрослых людей, то теперь они подвергаются атаке информационных технологий. Чем больше дети смотрят телевизор, тем меньше у них развивается творческое мышление, тем меньше времени они уделяют чтению книг, тем меньше времени они могут тратить на спорт. Через телевизор дети усваивают стереотипы, агрессивное поведение, поддаются влиянию рекламы.

Проблема заключается в том, что большинство детей и подростков не умеют ею пользоваться и фильтровать, в связи с чем выбирают для себя только то, что может показаться интересным.  Так, компьютерные игры с элементами жестокости, доступность сомнительных видеоматериалов, включая порнографические, различные форумы со «взрослыми» темами для бесед явно не способствуют здоровому развитию ребенка.

Накладывать абсолютное вето на просмотр телевизора или запрещать пользоваться Интернетом – не выход. Попробуйте установить фильтры в поисковые системы на компьютере, заблокируйте те сайты, которые, по вашему мнению, могут навредить ребенку. И самое главное – больше общайтесь со своим ребенком, уделяйте ему как можно больше внимания.

Помните, что только при правильной подаче информации работе родителей можно направить стремления ребенка в нужное русло. Попробуйте определить интересы вашего ребенка и отдать его в специальный кружок или на курсы. Поощряйте любовь к музыке, спорту, рисованию, изучению иностранных языков. В будущем это может помочь ребенку  найти свое призвание.

2.3. Проблемы в социализации

Условия и истоки успешной социализации личности кроятся в детском возрасте, когда особую актуальность приобретают тесное сотрудничество семьи и детского сада, их взаимодополняемость для эффективного процесса социализации ребенка-дошкольника. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Социальные психологи утверждают, что в современном мире ребёнку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Поэтому эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям существующим в обществе – одно из главных условий жизни ребёнка в обществе и личной готовности ребенка к школе. Однако в настоящее время образование испытывает дефицит в современных технологиях, касающихся развития личности. В детских садах отдаётся явное предпочтение когнитивному развитию дошкольника в ущерб социально-личностному. Как отмечалось выше, родители приводят ребёнка в детский сад, прежде всего, для качественной подготовки к поступлению в престижную школу, а также для получения навыков коллективной жизни. Сам же ребенок (по опросам детей старшей и подготовительной к школе групп) приходит в сад играть и гулять с детьми (Приложение 2). Огромное противоречие существует в требовании школы (хотя это и тщательно скрывается) – научить всех читать и писать (при желании ребёнка в основном играть). Детей в большинстве детских садов совсем не готовят к реальной жизни. Не формируется способность самим решать конфликт, не прибегая к помощи взрослого, не воспитывается умение самоопределяться в своих желаниях, если они расходятся большинством детей в группе, то есть у дошкольников не происходит развития социальных навыков. Это обусловлено, с одной стороны, как отмечалось, повышением требований школы к интеллектуальному уровню первоклассников, а с другой, недостаточной разработанностью технологий социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста и заорганизованностью педагогического процесса.

Важнейшей задачей воспитания в детском саду является научение ребёнка сознательному управлению своим поведением и формирование у него необходимых личностных качеств.

Рекомендации по созданию условий полноценной социализации детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи:

     1.Необходимо претворять в жизнь психологию доверия в ДОУ. 
Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость). 

Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателя.

Осуществление контактов и связей между родителями и педагогами ДОУ: 

    а) проведение неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем; 

    б) предоставление родителям письменного материала об их детях; 

    в) предложения посетить психолога, обратить внимание на виды детской деятельности или режимные моменты; 

    г) оформление доски объявлений для родителей; 

    д) организация «родительских дней» с целью показать, как занимается их ребенок, или познакомиться с работой ДОУ. 

    – Привлечение родителей для оказания помощи ДОУ: 

    а) в организации совместных целевых прогулок, досуга; 

    б) организация видеосъемки занятий или праздников и т.д.; 

    г) сбор материала для детских нужд 

    – Участие родителей в ежедневном посещении детьми ДОУ: 

    а) приглашение остаться со своим ребенком, присоединиться к занятиям, играм с детьми; 

    б) оказание помощи в определенных случаях, например при проведении экскурсии. 

   - Вклад родителей в развитие и обучение своего ребенка: 

   а) родители работают вместе со своим ребенком в детском саду (это должно происходить в контексте понимания педагогами необходимости научить родителей взаимодействию с ребенком); 

   б) родители продолжают дома работу по обучению детей, которую ведут педагоги. 

   – Организация общественной деятельности для родителей: 

   а) установление социальных контактов на разовой или постоянной основе, например, организация вечернего кафе; 

   б) постоянная группа или клуб общения для родителей; 

   в) приглашение лекторов по интересующим вопросам. 

   3) Своевременное проведение диагностики общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка (с учетом стиля и особенностей семейного воспитания) для оказания помощи родителям. 

Оказание помощи родителям в воспитании, в некоторых вопросах по уходу за ребенком или чуткому к нему отношению для гуманизации детско-родительских отношений. 

   - Накопление информации и практических советов. 

   –Помощь в решении проблем, в поисках выхода из кризисных ситуаций; 

Выявление проблем и оказание помощи (предоставлению информации родителям или обучение практическим навыкам), проведение педагогических консультаций, бесед, семинаров, тренингов, конференций.

   Выполнение данных рекомендаций  способно оказать положительное воздействие на процесс взаимодействия ДОУ и семьи ребенка в целях успешной и полноценной социализации ребенка-дошкольника. Достигается положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители обретут уверенность в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем.

Говоря о проблеме социализации современных школьников, следует отметить их бесспорную остроту и актуальность в современном социуме. Предугадать результаты социализации сегодня практически невозможно. В какую социальную группу попадет учащийся, какие ценностные ориентиры выберет он для себя, в семье с какими моральными установками и принципами он воспитывается, какой стиль отношений между поколениями царит в его семье - все это влияет на процесс и результативность социализации.

К сожалению, сегодня в российском обществе основные агенты социализации (семья и школа) претерпевают острый кризис. Большинство среднестатистических российских семей оказываются неспособными качественно выполнять свою роль в процессе социализации своих детей по причине падения своих воспитательных функций. Отсутствие опыта близких отношений в семье (неполные семьи, погружение родителей в деловые проблемы, криминальные семьи, алкоголь и др.) приводит к детским нервным расстройствам, чувству одиночества, негативной самооценке детей. Вместо контроля со стороны семьи дети нередко оказываются предоставлены сами себе и процесс социализации в таком случае протекает на улице в неформальных молодежных группах. Чувство безнадежности, непонимания и безвыходности все чаще и чаще посещает современных детей. Одно из самых печальных последствий этой ситуации - суициды подростков. В современной семье участились случаи жестокого обращения с детьми, оставления грудных детей (в лучшем случае, в родильных домах). Нередко в последнее время в прессе, по телевидению то и дело появляются анонсы об оставленных детях, о детях Маугли, об убийстве детей и т.п. В чем же причина подобной деградации современной семьи? Во-первых, это возросший темп жизни, невозможность человека справляться с возлагаемыми на него обязанностями, приводящие к высокой стрессовости нашего общества. Во-вторых, информационный гнет и невозможность переработать всю получаемую ежедневно новую информацию. В-третьих, это слабость государственных социальных программ (отсутствие многих благ, удорожание образования, распад семей по причине невозможности приобретения достойного жилья и др.). Особая роль в процессе социализации современных школьников принадлежит, несомненно, и системе образования. В государственной политике в области образования на сегодняшний день отчетливо прослеживаются следующие основные принципы построения - толерантность, сотрудничество, гуманизм. У общества существует острая потребность в социально активных членах общества с четкой личной позицией.

Сегодня школа теряет свой авторитет. Современному обществу дозволено открыто критиковать школу, нападать на учителей, оценивать их действия, судить, обвинять во всех проблемах.

Семья и школа должны совместно воспитывать и обучать школьников, готовить их к жизни и общественному труду, организовывать деятельность детей и мотивировать ее, формировать нравственные качества и развивать моральное сознание детей, направлять поведение, помогать в принятии решений и нравственного выбора. Государство же, в свою очередь, должно поддерживать семью, разрабатывать новые действенные социальные и образовательные программы, контролировать СМИ, взять под свою защиту семейные ценности и систему образования, прекратить оскорбление и осуждение педагогических кадров во всеуслышание, возродить престиж семьи и школы, то есть родителей и учителей.

Важно помнить, что только в крепкой семье с прочными нравственными установками, в атмосфере взаимоуважения учащихся и учителей, при поддержке государства, при уверенности в завтрашнем дне и возможности реализовать каждому свой потенциал возможен положительный процесс социализации современных школьников.

2.4. Нежелание учиться

Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем.

Мы изучили уровень мотивации среди  обучающихся  средней школы. Если  еще в начальной школе уровень мотивации более-менее высок, то в среднем звене процент детей с низким уровнем учебной мотивации, к сожалению, увеличивается (Приложение 3).

Так почему происходит так, что ребенок может успешно учиться, но почему-то не хочет?

Все начинается еще с поступления в школу.

Первая ошибка родителей: родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо.

Вторая ошибка родителей: ребенка рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука.  Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации .

Третья ошибка родителей: дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.

Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

Что значит сформировать мотивацию к обучению? Это значит не просто заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы, а создать такие условия, такую обстановку, в которых ему самому захочется учиться.

Так что же все-таки делать?

        Во-первых, выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера.

Взрослые часто говорят детям о том, что «не будешь учиться – станешь дворником». Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно, он не справляется.  Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Как правило, такие дети не любят учиться. Эта зарисовка  про неумение учиться.

Ошибки воспитательного характера – это  неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии. Отсутствие четкой организации жизни ребенка, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу. Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами»). Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека. Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.)

2.Во-вторых, применять в соответствии с причиной коррекционные меры: учить ребенка учиться, если не сформированы навыки учебной деятельности и произвольного поведения, или / и  исправлять свои воспитательные ошибки, а для начала их необходимо просто увидеть и признаться себе, что «я делаю что-то не так».

  3.В процессе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, для ребенка важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы  и пр.

 4.Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам. Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам.

5.Очень важный момент – оценивание сделанной работы родителем и учителем. Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!» (сравнивая сегодняшние результаты ребенка со вчерашними), а учитель, сравнив результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо». Для избежания таких случаев, важно иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребенка создается образ врага – учителя (родитель хороший – хвалит, учитель плохой – ругает). А это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.

          6.Согласно результатам исследований, мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.

7.Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная самооценка ребенка.  Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Поэтому, очень важно – адекватность самооценки ребенка в отношении учебного процесса, в том числе.

8.Важно поощрять ребенка за хорошую учебу. Материальное поощрение (деньги за хороши отметки) часто приводит к добыванию хорошей отметки любыми способами. Вопрос материального поощрения детей за хорошую учебу – это тот вопрос, который каждый родитель должен решить для себя самостоятельно. А вот поощрять детей за хорошую учебу совместными походами (в цирк, на каток, в боулинг и т.п.) вполне приемлемо, кроме того попутно родителями решается еще одна важная задача: интересное общение со своим ребенком, удовлетворение потребности ребенка быть частью семейной системы.

9.В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. Важно объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться процесс длительный, но необходимый. Для подростка важно «не пилить», не наказывать, не сулить наград. Нужен контроль – помощь, а не контроль-давление. Для подростка важно поднимать тему профессионального определения.

10.Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу «розовые очки». Могут быть падения, «топтание» на месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребенка, то  непременно будет взлет.

2.5. Потребительское отношение к родителям

Сколько бы финансовый кризис не наступал нам на пятки – мы живем в век потребительства. Поток рекламных предложений активно вбивает в наши головы необходимость покупать. Сложно сопротивляться внутреннему «хочу», когда вокруг столько соблазнов! Если трудно взрослым, то каково детям? Ведь именно сейчас, им хочется быть круче всех. А платить за «крутость» приходится из родительского кармана…

Как научить ребенка осознанно воспринимать рекламные провокации и правильно относиться к деньгам – в нашем материале. Будьте примером. Дети – наше отражение. Если вы – шопоголик и транжира, ваш ребенок вряд ли сможет равнодушно пройти мимо понравившейся безделушки. Показать подростку, что можно быть счастливым и без огромного количества красивых и модных вещей можно только на собственном примере. Для этого важно, чтобы в жизни было много «нематериальных» удовольствий: радость общения и понимания, книги, прогулки, творчество.

Отключите телевизор. Запомните аксиому: чем больше телевизора – тем больше у ребенка неконтролируемых желаний. Поток предложений «голубого экрана» просто неисчерпаем, а подросток пока не может их фильтровать. Со временем он освоит это умение, но сейчас ограничить просмотр телевизора намного проще и действеннее.

Учите видеть правду. Научите ребенка видеть рекламную ложь: низкокалорийные хлопья на завтрак не сделали волшебным образом фигуру дочери стройнее на три размера, а зубная паста не подарила зубам сына обещанную сияющую белизну за 14 дней? Так стоит ли слепо верить другим рекламным предложениям?

Поощряйте идеализм. Даже самый злобный ребенок – идеалист в душе, мечтающий изменить мир и сделать что-то великое. Не позволяйте новому телефону или очередной брендовой вещице стать пределом его мечтаний!

Говорите с ребенком о людях, которые добились в своей жизни  чего-то большего, чем крутая машина и зарплата в несколько тысяч .

Включайтесь в волонтерство. Если вы сами поддерживаете волонтерское движение – вовлекайте в процесс ребенка- подростка. Просто отдать ненужные вещи или пожертвовать  личные сбережения – не годится. Поезжайте вместе в детский дом, работайте на кухнях для бездомных или малоимущих. Только в таком случае желание попросить 148-ю пару джинсов не возникнет в голове у ребенка.

Путешествуйте. Приехав в другой город, обращайте внимание ребенка на то, как одеты люди, с чем играют дети, сколько стоит еда, которую вам подали в кафе в пересчете на среднюю зарплату по стране. Ребенок увидит, что иногда люди в состоянии прожить и на гораздо меньшую сумму, чем та, к которой он привык. Отсутствие шикарного гаджета или игра с машинкой, сделанной из обычной палки, никого не сделала несчастным, ребенок увидит, что такое бывает!

Давайте платить. Когда вожделенную вещь приносит родитель, разве кто-то задумывается о том, сколько труда стоило ее заработать? Мы не ценим то, что получено даром. Пусть ребенок отдаст деньги из своего кармана, и тогда он тысячу раз подумает, действительно ли ему это нужно. Забудьте о фее, беспрекословно исполняющей все детские желания! Ребенок  хочет получить что-то новое? Пусть откладывает карманные деньги или ищет способы подзаработать.

Не ограждайте. Мы то и дело предоставляем ребенку все самое лучшее, не экономя на его желаниях. Как он поймет, что такое финансовые сложности и экономия, если вы ограждаете его от необходимости знать, какая сейчас ситуация в семейном бюджете? Он расстроится из-за того, что вы не можете ему предоставить то, чего он хочет? А разве вы в своей жизни получаете все, чего хотите? Уверены – нет. Так зачем вы обманываете ребенка нереальностью происходящего?

Воспитывайте личность. Это самое сложное – дать понять ребенку, что важно не то, какие у него красивые и дорогие безделушки, а то, каков он внутри.  Друзья «за деньги» очень быстро пропадут, как только иссякнет его кругленькая сумма на карманные расходы. Настоящие друзья ценят не по крутости мобильного, а по крутости души. А этот фактор уже никак за деньги не купишь.

Заключение

        Главным в отношении родителей и детей является то,  чтобы добиться того, что нужно и полезно для развития ребёнка, для того, чтобы он стал хорошим человеком, – и в то же время не воевать с ним, не портить с ним отношений. А это достигается тем, что родители постоянно подчёркивают своим отношением к детям: мы – Одно Целое, Семья, у нас общие интересы, мы живем общей жизнью.

Кстати, такие родители всегда с любопытством относятся к внутреннему миру своих детей, играют с ними. Поэтому ребёнок не видит в маме только Надзирательницу и Домомучительницу. Не считает, что от взрослых исходит только негатив.

Конечно, родители имеют право на конфликты с детьми, имеют право их наказывать, в том числе и достаточно строго. Однако это совсем не обязательно портит их с детьми отношения. Если они видят в детях союзников и не считают изначально, что они будут противиться всему, что полезно, и значит, их нужно всегда подталкивать и заставлять, – то могут позволить им быть строгими и требовательными. Дети это воспримут как должное, хотя и могут обидеться в первый момент.

Дети и родители – действительно разные. Родители очень многое видят по-разному, и это неизбежно. Превратиться во взрослого ребёнок не может: он может им стать – но для этого нужны долгие годы. Вовсе не нужно скрывать от детей, что многое родители понимают не так, как они. Но при этом очень важно не забывать: это их дети, их лучшие друзья на всю жизнь. Они должны с ними сотрудничать.

Дети будут помогать им сами, потому что это приятно, потому что это возвышает человека в собственных глазах – когда он кому-то помогает, а тем более – маме и папе.

Это, в сущности, очень легко. Не нужно только противопоставлять себя детям. Мы живём вместе и должны решать все проблемы вместе. И тогда всё будет хорошо: и у нас, и у них.

Проведя данное исследование, мы подтвердили свою гипотезу и пришли к выводу, что именно от родителей зависит, какими станут их дети, именно родители должны помочь свои детям в разрешении психологических проблем. Родители должны помнить о том, как важно быть другом своему ребенку и стараться «дышать с ним в одном ритме», даже если порой кажется, что слишком не похож на родителей. Это ваш ребенок, а значит – он часть вас и только от вас зависит то, каким он вырастет.

.

Приложение 1

Тест для родителей

«Есть ли у Вашего ребенка синдром хронической усталости»?

Ответьте на предложенные вопросы каждого блока «Да» или «Нет»:

1.Появление головной боли, головокружения, слабости.

2.Регулярные желудочно-кишечные проблемы: ребёнок отказывается есть или плохо ест.

3.Ребёнку хочется спать днём, прилечь на кровать, а ночью отмечается беспокойный прерывистый сон.

4.Выраженное снижение работоспособности.

5.Прогрессирование трудностей: при запоминании новой информации, ввиду снижения концентрации внимания, ощутимая рассеянность.

6.Потеря интереса к учёбе, друзьям и играм.

7.Эмоциональная лабильность: повышенная раздражительность, капризность, плаксивость, частые смены настроения.

8.Высокий порог чувствительности к резким звукам, свету.

   Если на большую часть вопросов теста Вы ответили «Да», то можно предположить, что у вашего ребенка  присутствует синдром хронической усталости. Для полной достоверности посетите врача.

Приложение 2

    Воспитанникам МДОБУ "Азановский детский сад "Колосок" (51 человек) был задан  вопрос: «Для чего ты приходишь в детский сад?»

    Ответы были следующими:

- Мама и папа на работе, меня одного не оставляют            -  8 %

- Кушать, спать                                                                        - 3 %

- Поиграть, погулять                                                               - 89 %              

                   

Приложение 3          

Изучение уровня школьной мотивации обучающихся  

МОБУ "Азановская средняя общеобразовательная школа"

Медведевского района Республики  Марий Эл (211 чел)

Из приведенного графика видно, что наиболее высокий уровень школьной мотивации у обучающихся 1 класса. Это вполне объяснимо: дети впервые идут в школу. Им интересна прежде всего  внешняя сторона: новая форма, портфель, школьные принадлежности, новый статус.

Несколько возрастает уровень мотивации к 5 классу. Школьники переходят в среднее звено. Они уже не «малыши» (ученики начальной школы), а взрослые. Их привлекают кабинетная система, новые предметы, новые учителя.

Самый сложный возраст (обучающиеся 7-8 классов) имеет низкий уровень школьной мотивации. Известно, в этом возрасте для детей главным является общение.

И только в выпускных классах (9, 11) обучающиеся понимают, что им предстоит  сдать экзамены и определиться с выбором профессии. Поэтому в этих классах уровень школьной мотивации немного возрастает.

Список использованных источников

1.Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Профилактика вредных привычек. Авторские сценарии внеклассных мероприятий (театрализованные постановки, ток-шоу, пьесы). 5-11 класс. / И.А.Агапова, М.А.Давыдова.  –М.: Планета, 2011. – 255 с.

2.Бабаева, Т.И. У школьного порога/ Т.И.Бабаева.- М.: Просвещение, 1993.- 128 с.

3.Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?/ Ю.Б.Гипперейтер.  –М.: АСТ Астрель, Владимир: ВКТ, 2008. – 238 с.

4.Гиппенрейтер, Ю.Б. Родителям: Книга вопросов и ответов. Что делать, чтобы дети хотели учиться, умели дружить и росли самостоятельными/ Ю.Б.Гипперейтер.  –М.: АСТ, 2014. – 192 с.

5.Дубровина, И.В., Акимова, М.К., Борисова, Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога/ И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. – М.: Просвещение, 1991 . – 303 с.

6.Коробкина, С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами/ С.А.Коробкина. – Волгоград: Учитель, 2015 . -261 с.

7.Матейчек, З. Родители и дети.: Кн. для учителя:/ З.Матейчек- М.: «Просвещение», 1992. - 320 с.

8.Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя./Ю.М.Орлов.-  -М.: Просвещение, 1991 . - 287 с.

9.Психологический словарь. /Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. – М.: Педагогика, 1983 . – 448 с.  

10.Селевко, Г.К.Реализуй себя. /Г.К.Селевко.- М.: Народное образование, 2008 . -112 с.

11.Селевко, Г.К. Найди себя. /Г.К.Селевко.- М.: Народное образование, 2009 . -96 с.

12.Сомова, Н.Л. В пятый класс – в первый раз. Пособие по профилактике и коррекции школьных проблем учеников 10-11 лет/Н.Л.Сомова. – СПб.:Каро, 2001. – 368 с.

13.http://malyshochek.ru/

14.https://yandex.ru/turbo

15.https://www.bibliofond.ru

16.https://mamsy.ru/blog/

17.https://infourok.ru/

18.https://www.webkursovik.ru/

19.https://ru.wikipedia.org/

20.https://nsportal.ru/

21.https://uchitelya.com/

22.https://www.doiso.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические проблемы адаптации детей к школе

Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы...

Доклад на родительское собрание «Психологическая готовность современных детей к обучению в школе и адаптация первоклассников»

"Психологическая готовность современных детей к обучению в школе и адаптация первоклассников"...

Психологические проблемы семьи в современном мире

В данной статье рассматриваются психологические проблемы существования семей в современных условиях общественного развития....

Психологические особенности леворуких детей. Школьные проблемы левшей.

Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминируе...

Психологические особенности современных детей.

Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психологического развития, психологической возрастной периодизацие...