Внеурочное мероприятие
методическая разработка (3 класс)

Петрова Татьяна Николаевна

Путешествие в книгу

 

Цели: Познакомить с историей создания книги. Структура книги. Бережное обращение  с книгой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_knigu.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в книгу

Цели: Познакомить с историей создания книги. Структура книги. Бережное обращение  с книгой.

Ход урока:

 Библиотекарь: здравствуйте ребята. У нас сегодня гости посмотрите на них, поздоровайтесь. А сейчас посмотрите в окно. И тихо садитесь.

 Светит яркое солнышко, оно смотрит на вас, и притягивает свои лучики к вашим щечкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее.

Улыбнулись. Молодцы.

 А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое  зеркальце. Посмотрите в него, улыбнитесь себе. Вы видите, какие вы симпатичные и умные, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и ваше настроение будет бодрым и приподнятым. Вам захочется узнавать все новое. Ведь это так интересно!

А сейчас я загадаю вам загадку:

Есть листок, есть корешок,

А не куст и не цветок,

Нету лап, нету рук.

А приходит в дом, как друг.

На колени к маме ляжет, обо всем тебе расскажет.

Догадались?  О чем эта загадка?

(ответы детей)

Подумайте, пожалуйста, О чем мы будем говорить на нашем занятии.

Поставим себе цель. Чему же мы должны научиться и что знать о книге?

(ответы детей).               О бережном отношении к книгам.

 С чего же начиналась книга и какой она была?

Можно сказать, что она была двуногой и двурукой, ни за что не желающей лежать на полке. Она умела говорить, даже петь, потому что этой живой книгой был… Кто? Человек. Ведь в те времена, когда еще не было ни букв, ни бумаги, ни пера, уже были гениальные писатели, поэты сказочники.

Однако их произведения хранились не в книжных шкафах, а в человеческой памяти. – Человек, способный накрепко запомнить и вдохновенно рассказать то или иное произведение, становился книгой.

 Невероятно, но был такой факт: один человек завел себе библиотеку из книг людей. Это произошло в Риме. Богатый торговец Ицел приказал собрать самых способных и умных рабов. Каждый из них должен был стать какой-нбудь книгой. Вскоре в Риме только и говорили, что о живой библиотеке. Однажды после пышного обеда торговец Ицел приказал управляющему: «Приведите-ка ко мне «Илиаду!».

Управляющий, упав на колени, дрожащим голосом доложил: «Прости, господин! У «Илиады» заболел живот, и он не может подняться!»

Какими же были еще книги?.

         Глиняные книги.

                                      Сейчас книги печатают в типографиях на больших листах  бумаги с помощью  специальных  машин.

Но так было НЕ ВСЕГДА.

Из глубины веков из древней Ассирии дошли до нас книги, написанные тростниковыми палочками на глиняных плитках, которые потом обжигали в печах, как горшки или сушили на солнце. Ее достоинствами были дешевизна, простота, доступность, т.к. глины было много. Глиняные таблички складывали по теме в ящики и получалась глиняная клинописная книга. На ящик с глиняной книгой приклеивался глиняный ярлык с названием произведения, именами автора, владельца, богов-покровителей – титульный лист. Из глины же делались каталоги – клинописные перечни хранящихся книг.

Клинопись-это запись клинообразных черточек, которые выдавливались на глине.

Царь Ашшурбанипал создал в своей столице Ниневии большую библиотеку из глиняных книг. Это прекрасная библиотека. В свое время пожар уничтожил дворец Ашшубанипала. Но книги из его библиотеки дошли до наших дней. Страницы их не боялись огня. Пламя делало их более прочными.

  Папирус. В Египетском царстве книги делали из ПАПИРУСА.  Это болотное растение похожее на камыш. Это растение 3-х метровой с толстым стволом.

Папирусные свитки убраны в цилиндрические коробки и стоят на полках одной из крупнейших библиотек – Александрийской.

Но и глиняные плитки, и папирусные свитки, и китайские книжки-дощечки, нанизанные на бечеву, мало походили на книги, которые мы привыкли держать в руках.

 Восковая табличка (восковая дощечка из твердого материала (Бук, кость) с выдолбленным углублением куда заливался темный воск. На дощечке писали, нанося на воск знаки. Они наносились острой металлической палочкой, палочкой стилусом (стиль).В случае необходимости надписи можно было стереть, загладить и воспользоваться дощечкой вторично. В условиях жаркого климата записи на восковых дощечках были недолговечны, однако некоторые оригиналы восковых табличек сохранились до наших дней.

 Пергамент.

Такой какой мы ее знаем, книга стала после того, как в древнем городе Пергаме научились выделывать из шкуры животных (коз, овец, телят, свиней и кроликов) особый материал

 – ПЕРГАМЕНТ. Это был белый материал. Очень дорогой и, поэтому пользоваться пергаментом могли богатые люди. Лист пергамента сгибали пополам и получались четыре страницы. Каждая четвертушка по гречески называлась «Тетрадос», а все вместе они составляли тетрадь. Несколько тетрадей сшивались вместе и получалась книга, на листах которой можно было писать и рисовать. Пергамент получали  из шкур животных (коз, овец, телят , свиней или кроликов).Впервые бумага появилась в Китае. Под большим секретом хранилась тайна создания бумаги.

 Береста.  Наши предки, жители Великого Новгорода, Витебска и других городов Руси писали на бересте – верхнем слое березовой коры.

Бумага. Много лет спустя пергамент заменили более дешевым материалом – БУМАГОЙ. Но книгу по-прежнему сшивали из отдельных тетрадей и одевали в твердый переплет или в мягкую обложку. Так книги делают и по сей день.

 А сколько же такие книги стоили?

Некоторые книги одевали в дорогую кожу, парчу, а иногда и в серебро, украшали дорогими каменьями. Поэтому книги были дорогими! За одну книгу могли отдать целое стадо животных. А некоторые ремесленники отдавали за книгу заработок за несколько лет и даже десятилетий. Вот некоторые владельцы таких книг приковывали книги цепями к полкам, чтобы их не украли. Правда, это было давно.

Месяцы, а то и годы уходили на то, чтобы написать или переписать какую-нибудь толстую книгу да еще украсить ее рисунками. Рукописные книги тоже стоили дорого.

 Появились машины печатные и книг стало очень много. Книги яркие, красочные, интересные- прочитав книгу можно узнать весь мир. Книга - великое чудо из всех чудес…»

Книги-корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

 А теперь мы узнаем нашу книгу. Будем говорить о строении книги. Из чего же состоит книга?

1.Обложка        (Презентация)

2.страницы

3 .корешок

4. Форзац (на нем может быть не только портрет писателя, но и рисунок)

5.Фронтиспис

6. титульный лист

7 Аннотация  (но не в каждой книге есть аннотация)

8 предисловие

9 содержание.  

 Сейчас мы вас и проверим. Внимательны ли вы были?

Даже новые слова узнали, какие (Фронтиспис, Форзац, Аннотация)

 

Подумайте, чтобы книги дольше служили, что для этого нужно?

Послушаем стихотворение «Две книжки».

Читают дети по очереди правила бережного отношения к книгам.  

А если книга потрепалась, порвалась нужно полечить книжку. Сделать ей красивый вид.

С любыми книгами нужно обращаться бережно. Ведь книги созданы для вас, чтобы вы были умными и грамотными.

А сейчас будем лечить книги, проведем «Мастер класс»

Ремонт книг.

Работаем в паре.

Осматриваем, как аккуратно выполнили работу пары. Молодцы!

Рефлексия:

Понравилось занятие?

Не понравилось? Что конкретно?

О чем бы еще хотели поговорить?

Что нового узнали?

(Вручить небольшие призы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование ИКТ на уроках, внеурочных мероприятиях, школьных конференциях,

  «Использование ИКТ на уроках, внеурочных мероприятиях, школьных конференциях, творческих уроках»             Выполнила Сущенко Елена Николаевна ...

Внеурочное мероприятие "Спасибо тебе, Азбука" 1 класс

Материал содержит разработку внеклассного мероприятия, посвященного празднику прощания с Азбукой. В нем участвуют учащиеся 1 класса и их родители, а так же учащиеся 2-4 классов....

Разработка внеурочного мероприятия по математике в 1 классе

Данный материал включает в себя презентацию с логическими заданиями по математике для 1 класса и технологическую карту внеурочного мероприятия....

Внеурочное мероприятие по математике В гостях у Квадратика в специальном классе школы 8 вида

Документ содержит конспект и презентацию внеурочного мероприятия по математике. Может быть использован в качестве урока - закрепления по теме "Геометрия" в 1 классе...

Внеурочное мероприятие по внеурочной деятельности "Здоровей-ка"

Тема открытого мероприятия  "Спорт в жизни детей"Привлечение детей заниматься в спортивных секциях....

Внеурочное мероприятие по внеурочной деятельности "Здоровей-ка"

Тема открытого мероприятия  "Спорт в жизни детей"Привлечение детей заниматься в спортивных секциях....