Конспект "Мальчишки и девчонки Агнии Барто"
план-конспект занятия (3 класс)
Предварительный просмотр:
ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №6 г.Нижнеудинска»
Конспект занятия внеурочной деятельности.
Тема: «Мальчишки и девчонки - герои Агнии Львовны Барто»
Разработал: Кузитенко Наталья Сергеевна
3 класс
«Мальчишки и девчонки- герои Агнии Львовны Барто»
Цели урока:
- расширить знания детей о творчестве А. Л. Барто;
- формировать у детей устойчивый интерес к чтению;
- учиться выразительно и артистично исполнять стихотворные произведения;
- развивать речь учащихся;
- развивать познавательную активность;
- развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции;
- воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения;
- воспитывать уважение к товарищам;
Оборудование: портрет А.Л.Барто; выставка книг Барто; аудиозаписи с голосом А.Л.Барто; оборудование для показа видео презентации; стенгазета, посвящённая А.Л.Барто, рисунки игрушек.
17 февраля день рождения детской писательницы Агнии Львовны Барто . Это нашу традиционныое занятие, посвящённое творчеству А.Л.Барто.
Произведения этой замечательной писательницы радуют и воспитывают многие поколения детей и даже взрослых. Дедушки и бабушки, мамы и папы, дети и внуки – все в детстве читали и учили наизусть стихи Агнии Львовны. Ее произведения всегда актуальны и могут многому научить.
Разыгрывается произведение «А, здравствуйте...». Ученики 3 класса (сценка с клоунами)
Выходят два клоуна и начинают вести разговор:
1 клоун - А, здравствуйте… Я смотрю – вы ли, не вы ли?
2 клоун - Что вылил? Я ничего не вылил…
1 клоун - Да, не вылил! Я говорю – вы ли, не вы ли?
2 клоун - Ах, выли (в публику)… Кто? Они выли? А зачем они выли?
1 клоун - Да, нет же… Я говорю про вас - вы ли, не вы ли?
2 клоун - Нет, я не выл!
1 клоун - Ну, и они не выли!
2 клоун - Боюсь, вы один понимаете, что вы хотите сказать!
1 клоун - Нет, не я один, а мы…
2 клоун - Кто это – мы?
1 клоун - (объясняя жестом) Вы, мы, ты, я…
2 клоун - Кто – вымытые?
1 клоун - Да, нет, я про всех говорю – вы, мы, ты, я…
2 клоун - Все вымытые? (в публику) Это они вымытые? А кто же, по-вашему, невымытый? Про кого вы говорите? Не про меня ли?
1 клоун - Что променяли?
2 клоун - Я говорю – не про меня ли?
1 клоун - Ах, вас не променяли!
Вместе: - Нет, нам никак не разобраться.
Наш праздник может начинаться!
- Дорогие ребята! Начали мы своё занятие с клоунады, которую сочинила Агния Львовна Барто.
Знакомство с биографией А.Л.Барто. Демонстрация книг.
Агния Львовна Барто родилась 4 (17) февраля 1906 г., в Москве. Начальное образование будущий литератор получила на дому. Затем ее отдали на обучение в гимназию. Одновременно юная Агния посещала хореографическое училище. Первые стихи "родились” примерно в это же время.
В 1924 г. Барто закончила училище и осталась в балетной труппе. Там она проработала до 1925 г.
Первые стихи для детей были опубликованы в 1925 г. Стихотворения "Мишка-воришка” и "Китайчонок Ван Ли”.
Первый муж Агнии – Павел Барто был поэтом. Он писал детские стихи. Совместно с ним Агния написала свои первые детские стихи «Девочка чумазая», «Считалочка», «Девочка-рёвушка»
Агния писала сценарии, стихи, работала телеведущей. Ее стихи отличаются простотой для заучивания и легкой рифмой. Они предназначались для дошкольников и детей младшей школы. Она обращается к детям на их языке, а также пишет от имени детей.
Например, стихотворение «Было утром тихо в доме» она написала от имени ребенка, когда ей было 76 лет.
Темой стиха можно назвать любовь к матери. В тишине утра ребенок пишет на ладошке имя матери и сжимает руку в кулачок, никому не показывая.
В суете и шуме дня девочку кто-то спрашивает, что она держит в ладошке?
Разжав ладошку, девочка показывает.
Она уверена, что в них ее счастье, ведь в этих буквах имя самого дорогого для нее человека.
Было утром тихо в доме
Было утром тихо в доме,
Я писала на ладони
Имя мамино.
Не в тетрадке,
на листке,
Не на стенке каменной,
Я писала на руке
Имя мамино.
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня.
— Что ты спрятала в ладони?
— Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала:
Счастье я держала.
Для ребенка имя матери, написанное на ее ладонях, – напоминание о счастье. Присутствие матери наполняет счастьем жизнь ребенка.
В 1976 году, за год до написания стиха поэтессе вручили орден Ленина за ее труд, а позже, посмертно, «За заслуги в деле создания произведений для детей и юношества» выдали Золотую медаль имени Льва Толстого
Умерла поэтесса в 1981 году, в возрасте 80 лет.
Почти все ее творчество и труд были посвящены детям. Ее программа «Найти человека», которую Барто вела на радио с 1964 до 1973 года, была направлена на поиски детей, потерявших родных во время Великой Отечественной войны. С ее помощью нашли своих родных около тысячи человек. С этой передачи была взята идея для телепрограммы «Жди меня».
Ребята, а вы знаете, что когда вы были совсем маленькими, уже знали стихи Агнии Барто?
Давайте вспомним их. Про Мишку, про девочку Таню…
Учитель начинает стихотворение, а дети продолжают хором.
Мячик
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
— Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу -
Потому что он хороший.
Зайку бросила хозяйка -
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Вы подросли и стали учениками.
Вспомните свой первый урок. Расскажите, как вы себя чувствовали в этот день.
Прослушайте стихотворение «Первый урок»
Первый урок
Я на уроке в первый раз.
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс,
- Вставать или садиться?
Как надо парту открывать,
Не знала я сначала,
И я не знала, как вставать,
Чтоб парта не стучала.
Мне говорят — иди к доске,
- Я руку поднимаю.
А как перо держать в руке,
Совсем не понимаю.
Как много школьников у нас!
У нас четыре Аси,
Четыре Васи, пять Марусь
И два Петровых в классе.
Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
На парте правильно сижу,
Хотя мне не сидится.
Вы взрослеете. Вам уже по 11-12лет. Стихи Агнии Барто расскажут вам истории о таких же ребятах, об их хороших и плохих поступках.
Болтунья
Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
"Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок".
Ну, я выбрала по фото...
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Помощница
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,
— Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.
РЫЦАРИ
В коридоре, в классе ли,
Всюду стены красили,
Терли краску, терли мел,
Каждый делал, что умел.
Труд делили поровну
Мальчики и девочки.
Шкаф тащили в сторону
Девочку девочки.
Шкаф тяжелый с книгами,
С книгами
Три девочки двигали,
Двигали.
А два парня-крепыша
Стул тащили не спеша.
Отдыхали девочки,
Отдыхали мальчики:
Девочки — на лавочке,
Парни — на диванчике.
Рассказ о книге "Вовка-добрая душа" (демонстрация книги)
Открывая новую книгу, всегда интересно, что же в ней. В какой мир поведет читателя за собой автор, какие истории ему расскажет. Произведение "Вовка- добрая душа" - это очень добрая и поучительная книга. Ее очень легко и весело читать, так как она написана с юмором, в коротких стихотворениях, которые очень легко запомнить. Главный герой этой книги - Вовка добрая душа. Этот мальчик старается помочь людям. Вовка веселит младенцев на прогулке, становится старшим братом девочке и ругает хулигана Андрюшу. Это сборник стихов вышел еще в 1962 году, но и сейчас произведения Агнии Барто читают и взрослые и дети, учится жизни по этой книге.
Перу знаменитой детской поэтессы А. Барто принадлежит серия детских стихотворений, главным героем которых является мальчик по имени Вовка. Вовку знали и любили все жители улицы – он имел добрый нрав, был воспитанным, честным всегда спешил на выручку людям. Некоторые стихотворения из цикла «Вовка – добрая душа» мы рассмотрим сейчас.
Первое стихотворение из цикла «Вовка – добрая душа» — это стих «Шла вчера я по Садовой». В нем мы и знакомимся с нашим главным героем – мальчиком Вовкой. Автор описывает свою пешую прогулку по одной из московских улиц. Вдруг из окна прозвучало громкое «Доброе утро!».
Вовка-добрая душа
Шла вчера я по Садовой,
Так была удивлена -
Паренек белоголовый
Закричал мне из окна:
- С добрым утром!
С добрым утром!
Я спросила: - Это мне? -
Улыбнулся он в окне,
Закричал еще кому-то:
- С добрым утром!
С добрым утром!
Малышам и взрослым людям
Паренек махал рукой,
С ним теперь знакомы будем:
Это Вовка - есть такой!
Это маленький мальчик Вовка приветствовал всех прохожих. Люди удивлялись маленькому мальчику, однако отвечали на его приветствие дружескими улыбками.
Со временем, автор узнала больше о своем знакомом – его звали Вовка, мальчишка был любимцев всех людей, так как всех встречал с улыбкой и искренностью. Вовка никогда не оставлял в беде маленьких детей, которые Агния Барто описывает нам такую ситуацию: маленькие девочки, играя в песочнице, начали хвастаться своими старшими братьями. Девочка Таня рассказала про своего старшего брата, который носил пионерский галстук, отлично учился в школе, а главное – имел такую силу, что мог вырвать сорняк в огороде прямо с корнем.
У девочки Валечки также был десятилетний братик – мальчик защищал ее от всех обидчиков. Валечка сказала, что если бы на нее охотился большой тигр, ее брат тут же начал драться с ним и победил бы. Вдруг рассказы девочек перервал громкий плач Катеньки. Она была единственной дочкой у своих родителей.
Девочка рассказала, что ее вчера поцарапал и искусал кот, но никто не защитил ее. Этот плач услышал Вовка. Добрый мальчик заявил всем, что с понедельника будет Катиным старшим братом, и никому не даст ее обидеть, ни коту, ни хулиганам, ни хищному тигру.
Как Вовка стал старшим братом
— У меня есть старший брат,
Очень умный парень! —
Уверяет всех ребят
Таня на бульваре.—
В красном галстуке он ходит,
В пионерской форме,
Сорняки на огороде
Вырывает с корнем!
И толстушка Валечка
Старшим братом хвалится:
— Если кто меня обидит —
Старший брат в окно увидит.
Если я заплакала —
Он проучит всякого.
Он готов меня спасти
И от тигра лютого.
Десять лет ему почти,
Павликом зовут его.
Катя в красном платьице
Как расплачется:
— Я одна ничья сестра,—
Цапнул кот меня вчера.
Что ж, меня кусай, царапай…
Я одна у мамы с папой,
Нету братьев у меня,
Папа с мамой — вся родня.
К ней подходит не спеша
Вовка — добрая душа.
Объявляет он ребятам:
— Буду Кате старшим братом.
С понедельника, с утра,
Будешь ты моя сестра.
Время идет, и все детки взрослеют. Так случилось и с добряком Вовкой. Когда ему исполнилось двенадцать лет, мальчик стал стыдиться своей доброты.
Вовка добрая душа
На глазах растут ребята!
Жил в стихах моих когда-то
Вовка — добрая душа.
(Так прозвали малыша!)
А теперь он взрослый малый,
Лет двенадцати на вид,
И читателей, пожалуй,
Взрослый Вовка удивит.
С добротой покончил Вовка,
Он решил — ему неловко
В зрелом возрасте таком
Быть каким-то добряком!
Он краснел при этом слове,
Стал стесняться доброты,
Он, чтоб выглядеть суровей,
Дергал кошек за хвосты.
Дергал кошек за хвосты,
А дождавшись темноты,
Он просил у них прощенья
За плохое обращенье.
Знайте все, что он недобрый,
Злее волка! Злее кобры!
— Берегись, не то убью!
— Пригрозил он воробью.
Целый час ходил с рогаткой,
Но расстроился потом,
Закопал ее украдкой
В огороде под кустом.
Он теперь сидит на крыше,
Затаившись, не дыша,
Лишь бы только не услышать:
«Вовка — добрая душа!»
Он принял решение стать злым. Для начала Вовка решил избить дворовых кошек. Днем Вовка гонялся за кошками, а когда наступала ночь, выходил на улицу, и слезно просил прощение у них за нанесенный вред.
Затем Вовка решил пострелять в воробьев с рогатки. Целый час мальчик гонялся за птичками, делая вид, что не может за ними уследить. Затем Вовка тайно зарыл свою рогатку под кустом – так как ему стало жаль птичек. Мальчик решил делать злые дела напоказ, чтобы взрослые думали, что он стал злым. Однако Вовка по-прежнему оставался таким же добряком, каким был в детстве.
Можно ли Вовку назвать человечным? Почему? Чтобы убедиться в том, что дети хорошо понимают, что
значит" быть добрым", предлагается игра.
Дети садятся в круг, и «по цепочке» (друг за другом) каждый продолжает слова учителя: «Быть добрым, это…»
После игры на доске (на плакате) открываются записанные слова: добро, доброта, добрый, добрая душа. Ребята читают их. Предлагается прочитать про себя, а затем вслух строки:
Быть добрым совсем не просто,
Но доброта не зависит от роста.
Вот и подходит к концу наше занятие. Но стихи Агнии Львовны остаются с нами навсегда. Они остаются в книгах, в нашей памяти и в ФИЛЬМАХ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Устный журнал - Агния Барто"
Мероприятие направлено на развитие кругозора, знакомство с творчеством поэтессы. Каждая страница знакомит сэтапом жизни А.Барто....
Презентация на тему "Агния Барто"
Картинки и текст из которых вы можете сами создать свою презентацию, которую вы можете показать своим ученикам....
Презентация к уроку чтения "Агния Барто "Думают ли звери?"
Презентация на тему "А.Барто "Думают ли звери?"Ты улыбкой, как солнышком, брызни,Выходя поутру из ворот.Понимаешь, у каждого в жизниПредостаточно бед и забот.Разве любы нам хмурые лицаИли чья-то серди...
Проект "Детские писатели. Агния Барто"
Актуальность:Именно в начальной школе закладываются основы будущей читательской деятельности ребёнка. Поэтому одной из задач, которые мы ставим перед собой – это привитие интереса и любви к чтению. Ак...
Тренажер "Звёздный час с Агнией Барто"
Презентация-тренажер предназначена выявить знания детей по прочитанным произведениям А.Л.Барто. Рекомендована детям 3-4 классов СКШ VIII вида...
"День рождения Агнии Барто"
Внеклассное мероприятие, посвященное 105-летнему юбилею поэтессы. Сопровождается презентацией "Путешествие в страну детства"...
Програма круглого стола по теме: «Поэзия добра Агнии Барто», посвящённого 115-летию со дня рождения поэтессы Агнии Львовны Барто
Участие Фадеевой Ольги Алексеевны, учителя начальных классов, в областном круглом столе (содержание программы - 14)...