Игры для детей с ОВЗ
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Игры для детей с ОВЗ для коррекционной работы. Дети с задержкой психического развития забывают последовательность заданий, им очень тяжело овладеть анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У учащихся плохо развита мелкая моторика, и иногда нарушена координация движений. Развивать моторику необходимо для развития высших психических функций. Развития мелкой моторики рук влияет на становление речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_zpr.docx | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для развития мелкой моторики детей с ЗПР
Дети с задержкой психического развития забывают последовательность заданий, им очень тяжело овладеть анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У учащихся плохо развита мелкая моторика, и иногда нарушена координация движений. Развивать моторику необходимо для развития высших психических функций. Развития мелкой моторики рук влияет на становление речи.
Упражнения для развития мелкой моторики
Массаж кисти и ладони
Пластилиновые картины
Пальчиковые куклы
Пальчиковая гимнастика
Лепка из глины.
Использование бусин и бисера для творчества.
Аппликации из различного природного и бросового материала
Дидактические игры
Игра «Рыболов»- для её изготовления использовали, простую вешалку для бокалов и чашек. Дети вешают на крючки рыбок разной величины, например: «Повесь большую рыбку на красную ленточку». Дети развивают мелкую моторику руки, осваивают понятия величины, цвета, предметов.
Тренажер из крышек. Игры благотворно влияют на развитие мелкой моторики. Завинчивание и развинчивание их развивает кисть руки и запястье. Дети собирают из крышек различные предметы (геометрические фигуры, ёлочка, пирамидка, домик).
«Игры со шпажками» - здесь дети не только развивают мелкую моторику, но и закрепляют знание цвета, ориентируются на плоскости. Дети катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.
Игры с пластилином. Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки. Пластилин можно разминать и отщипывать, надавливать и размазывать, скатывать шарики, раскатывать колбаски, резать на кусочки, лепить картинки, готовить обед.
Игры с прищепками. Можно использовать игры с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта. Варианты игр:
«Верёвочка» -игра с прищепками на развитие моторики и конструктивного мышления: «Кто больше нанижет прищепок за 1 (2,3..) минуту? (пока играет музыка), «Кто быстрее наденет 10 прищепок?», «Надень прищепки в следующей последовательности: красная, синяя, желтая», «Продолжи цепочку из прищепок: большая, средняя, маленькая и т.д.», «Надевай прищепки так: одну левой рукой, вторую – правой и т.д.», «Повесь на прищепки платочки (ленточки, флажки)».
«Волшебный ряд» - игра на развитие моторики, пространственных ориентировок, закрепление в словаре порядковых числительных. Ребенок надевает на верхний край листа картона, закрепленного вертикально, 10 прищепок с изображением конкретных предметов, (цифр, геометрических форм) называет предметы, изображенные на прищепках. Выполняет инструкции: — дай прищепку, которая находится слева от флажка, (справа от цветка и .д. ) -дай четвертую (вторую, пятую,…) прищепку слева (справа) от….
«Сделай сам» - ребенку предлагается надеть на край листа картона три прищепки с изображением конкретных предметов на расстоянии друг от друга. Затем, давая ему по одной прищепке выполнить инструкции: надень эту прищепку слева от… надень эту прищепку справа от… надень эту прищепку между … и т.д.
«Скажи сам» - ребенок надевает 10 прищепок с изображением конкретных предметов на край листа картона и отвечает: где находится флажок (цветок, сердечко)? Например: флажок слева от цветка и справа от сердечка и т.п.
Игры с карандашами.
Необычные виды массажа рук карандашом вызывают у детей особый интерес, поскольку сочетают тактильное воздействие и игру. Очень нравятся детям упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворных рифмовок.
Игра «Утюжок» - прокатывание карандаша по поверхности стола. Инструкция: «Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу»
Тюх -тюх –тюх
Мой незаменимый друг
Под рукой пыхтит утюг.
Как корабль по волнам,
Он плывет по простыням.
Игра «Добывание огня» - прокатывание карандаша между ладонями. Инструкция «Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?»
Онь-онь-онь,
Я добуду огонь,
Он жаром хлеб в печи румянит.
В костре картошка вкусной станет.
Игра «Горка» - скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки. Инструкция «Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.»
Громыхала громко горка,
И кричал "Урааа!" Егорка,
И кричал "Урааа!" Денис,
Улетая быстро вниз.
Игры с бумагой.
Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.
Игры со счетными палочками
В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии. Положите 4 счетные палочки на столе. Ребенок берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.
Игры с пуговицами
Пуговичный массаж - заполните просторную коробку пуговицами, опустите руки в коробку, поводите ладонями по поверхности, перетирайте пуговицы между ладонями, пересыпайте их из ладошки в ладошку; найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.
Игры с крупой, бусами
«Божьи коровки» («Черепашка», «Ракушка») - круглые тряпичные мешочки, в виде божьих коровок, заполненные разными материалами. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Можно сделать несколько игрушек, различных по размеру и с разными наполнителями: в самой маленькой игрушке могут быть опилки, в средней - гречневая крупа, в более крупной - горох или фасоль. Игрушки можно использовать, как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну коровку на другую) и т. п.
Игры с крупами
Можно прятать ручки в крупе, пересыпать крупу, «Дождь, град», «Покормим птичек», «Разложи по тарелочкам», «Вкусная кашка», «Найди игрушку», Игра «Золушка», «Отгадай, какая крупа в мешочке», «Сухой бассейн» из гороха и фасоли.
Игры с природным материалом
Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.
Игры с песком
- Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.
- Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький.
- Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки.
- Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.
Игры с водой
Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой, вылей воду в таз.
- Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой.
- Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем.
Игры с веревочкой
Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи-физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук.
ЗАПОМНИМ ПРАВИЛА
1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.
2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).
3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.
4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.
5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.
6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.
7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.
8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.
9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.
10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!
Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.
«Современные методы и формы коррекционной работы с детьми с ОВЗ ЗПР в общеобразовательном учреждении»
Аннотация работы: работа представляет собой статью, в которой представлены современные формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития в общеобразовательном. Которые помогают в определениях интересов, способностей и наклонностей детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе основного общего образования; поддержать и способствовать развитию возможностей таких детей; дать возможность самореализации, обучающихся в соответствии со способностями. Сегодня в школах увеличивается процент обучающихся с ОВЗ, поэтому данный вопрос весьма актуален. Реализация методов и форм работ, предусмотренных в статье, позволила: сформировать систему работы с детьми с ОВЗ; создать условия для развития таланта у детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры для детей.
Игра - очень важный вид деятельности для младших школьников. В материале представлены подвижные игры, в которые можно играть на улице (в разное время года), на праздниках в школе и дома....
Народные игры для детей и взрослых
Конкурс "Вперед - в прошлое 2012" в номинации "Народные игры для детей и взрослых"...
Игры для детей
Игры для детей...
Познавательно-развлекательная игра для детей и родителей "Крестики-нолики".
Больше всего, по мнению психоогов, дети хотят, чтобы взрослые с ними поиграли. Это мероприятие поможет воплотить в реальность детские мечты, а родителям даст возможность увидеть своих детей в не...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)
Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...
Изучаем математику играя. Развивающие онлайн игры для детей.
В этом разделе представлены ссылки на сайты для изучения и повторения математики во 2 классе....
Игры, в которые играют гиперактивные дети.
Блок гиперактивные дети....