Сценарий патриотической игры «Северная ЗВЕЗДА» для обучающихся 4 классов.
методическая разработка (4 класс)

Сидорова Ирина Валентиновна

Патриотическая игра - это наиболее простой и эффективный способ воздействия на сознание детей младшего школьного возраста, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и эрудиции.    Целью проведения патриотической игры является воспитание у младших школьников чувства патриотизма и здорового образа жизни посредством вовлечения их в игру.                                                                  Задачи игры:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        * создать условия для реализации патриотической направленности обучающихся 4 классов;                                                                                                                                                                                                     * вовлечь детей в творческую деятельность в различных направлениях знаний родного края, воспитывать любовь и уважение к культуре и истории Севера;                                                                                             * формировать чувства взаимовыручки и товарищеской поддержки, умения работать в команде;                                                                                                                       

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Патриотическая  игра проводится по 5 станциям (задания станций ежегодно обновляются). Время проведения 1,2,4,5 станций – 5 минут, 3 станция - 10 минут.                                                                                                                                                                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_severnaya_zvezda.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  патриотической игры «Северная ЗВЕЗДА» для обучающихся     4 классов.

Купцова Нина Николаевна, Сидорова Ирина Валентиновна                                                                                                              учителя начальных классов,                                                                                                 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Катунинская средняя школа»

Патриотическая игра - это наиболее простой и эффективный способ воздействия на сознание детей младшего школьного возраста, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и эрудиции.                                                  Целью проведения патриотической игры является воспитание у младших школьников чувства патриотизма и здорового образа жизни посредством вовлечения их в игру.                                                                                                     Задачи игры:                                                                                                                       * создать условия для реализации патриотической направленности обучающихся 4 классов;                                                                                                                                 * вовлечь детей в творческую деятельность в различных направлениях знаний родного края, воспитывать любовь и уважение к культуре и истории Севера;                                                                                                                                   * формировать чувства взаимовыручки и товарищеской поддержки, умения работать в команде;                                                                                                                       Форма проведения: внеклассное мероприятие.                                                       

Оборудование: цветные жетоны для формирования команд; таблички с названиями станций и звезда для оформления доски; три-пять парт и стулья для участников игры; песочные часы; листы с заданиями для  каждой команды; ручки на каждой парте; таблица для подведения итогов, мультимедийный проектор с экраном.                                                                                                               Патриотическая  игра проводится по 5 станциям (задания станций ежегодно обновляются). Время проведения 1,2,4,5 станций – 5 минут, 3 станция - 10 минут.                                                                                                                               Ребята 4 класса перед началом игры делятся на команды по цвету выбранного жетона и придумывают название своей команды.                                                                   (заранее подготовленные жетоны размещены на столе организаторов игры)            

                                                           Ход игры.                                                                                                                                                           - Ребята! Подумайте и скажите, что нас всех объединяет?                                                 Чтобы дать правильный ответ, отгадайте загадку:                                                                               - Это государственный символ. На желтом фоне изображен Архангел Михаил, одержавший победу над дьяволом. Сверху изображена императорская корона. Символ окружен дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентой.                                                                                                              (Это герб Архангельской области)                                                                              - Значит, нас объединяет наша Архангельская область, в которой мы живем!      - А хорошо ли вы знаете Архангельскую область?                                                         - Хотите проверить свои знания?                                                                                               - Тогда приглашаем вас в увлекательное путешествие по станциям игры «Северная ЗВЕЗДА». Мы побываем на  станциях: «Исследователи Арктики», «Студеное море», «Умка», «Семафорная азбука», «Сполохи» и откроем новые знания о родном крае.  

1 станция «Исследователи Арктики».

- Ребята, как вы думаете, стоит ли помнить имена людей, которые посвятили Русскому Северу свою жизнь? Почему?                                                                                       - А хотели бы вы узнать их имена и познакомиться с биографией этих людей?                                                                                              - Тогда скажите, как мы можем это сделать? (прочитать…)                                              - На станции мы познакомимся с жизнью и деятельностью исследователя Арктики и выполним творческое задание.

Задание: составьте фамилию этого человека, расположив  буквы в порядке уменьшения размера.

о д е в с (затем показать портрет Седова Георгия Яковлевича, приложение, рис.1)

Рассказ организатора  о Седове.

        Седов Георгий Яковлевич – полярный исследователь, старший лейтенант. Он родился в семье рыбака азовского посёлка. С 8 лет Георгий ловил с отцом рыбу и мечтал о море. Георгий Яковлевич окончил  церковно-приходскую школу с отличием. Участвовал в экспедиции в Северном Ледовитом океане, изучавшей судоходные пути возле острова Вайгач, а также окрестности Новой Земли и устье реки Кары. В перерыве между научными экспедициями Седов участвовал в Русско-японской войне. Он командовал миноносцем. Седов является организатором  первой санной русской  экспедиции к Северному полюсу.   Два года экипаж противостоял волнам и зимовал среди льдов в полярной ночи. Первая зимовка прошла у Новой Земли. Путешественники составляли карты и описывали увиденное ими побережье. Позже  на шхуне дошёл до Земли Франца-Иосифа, а затем  на трёх собачьих   упряжках вышел к Северному полюсу. 

     Его имя увековечено в названиях группы островов в составе архипелага Северная Земля в Карском море, острова в Баренцевом море, мыса и ледника на Земле Франца-Иосифа, двух заливов и пика на Новой Земле и мыса в Антарктиде. В честь учёного назван ледокол и Набережная в Соломбале, в городе Архангельске.

Творческое задание (на  листах команда получает текст, в который надо вставить пропущенные слова по прослушанному рассказу о Седове).

  • Седов исследовал  судоходные пути в Северном  Ледовитом ______.
  • Во время ________-_______  войны командовал миноносцем.
  • Седов является организатором    первой санной русской  экспедиции к________  ___________.
  • На шхуне дошёл до Земли Франца-Иосифа, а затем

     на _______  _________ упряжках вышел к Северному полюсу.

  • В честь учёного назван ледокол и  Набережная в _________, в городе Архангельске.

(Задание проверяется с использованием слайда презентации. За каждое  отгаданное верно слово команда получает 1 балл.)

2 станция «Студеное море».

- Ребята, а что раньше на Руси называли Студёным морем? (Северный Ледовитый океан)                                                                                                           - На станции каждая команда покажет знания  животных (растений) морей Северного Ледовитого океана.

Организатор станции знакомит ребят с названиями рыб Белого моря (приложение, рис.2, слайд презентации).

Творческие задания.                                                                                                      *Ребята получают карточку с изображением рыб и подписывают их названия (приложение, рис.3)                                                                                                    *Отгадайте ребус:                                                                                                           - Какая рыба называется в народе «морским ослом», имеет нежирное мясо, хищник и изображена на гербе города Мурманска?  (приложение, рис.4)                                            (Ответ: треска)                                                                                                               *Угадайте название рыбы.                                                                                                     Из-за этой рыбы произошла между французами и англичанами битва в XV веке,  этой рыбе ежегодно в одну из суббот голландцы устраивают праздник. Что за рыба?  (приложение, рис.5)                                                                                  (Ответ: селёдка)                                                                                                                (За каждое отгаданное верно слово команда получает 1 балл)

3 станция «Умка».

На станции проводятся спортивные игры (эстафеты) народов Севера между  командами.

*РАЗМИНКА «Прыжки через нарты».

 Прыжки через «нарты» (мяч, кубик, кеглю). Дети, перепрыгнув через 3 препятствия, обежав ориентир (стойка), бегом возвращаются назад.

*Игра «Оленья упряжка» .                                                                                                          Участники команд разбиваются на пары: один берётся за упряжку (обруч), другой его везет. «Оленья упряжка» добегает до кегли, оббегает ее, а затем игроки меняются местами и возвращаются назад. Эстафету принимает другая пара.

*Эстафета  «Рыбаки».

  По сигналу первый игрок команды  бежит к озеру (обручу), в котором лежат рыбки (мячи) с ведерком в  руках, «ловит» рыбку (берёт и кладёт ее в ведро), возвращается к команде и передаёт ведерко следующему  участнику. Побеждает команда, быстрее закончившая эстафету.

 Организатор подводит итоги работы каждой команды на этой станции и записывает баллы.

4 станция «Семафорная азбука».

- Ребята, а как общаются моряки, находящиеся в море на небольшом расстоянии друг от друга?  (Семафорная азбука, азбука Морзе)                                                                                                     - На станции вы будете разгадывать слова (старинные северные названия судов), составленные из букв, изображённых соответствующим положением флажков.                                                                                                                                        Русская семафорная азбука составлена в соответствии с русским алфавитом, включает 29 буквенных и 3 служебных знака.  Семафорное сообщение состоит из слов, составленных из букв, изображаемых соответствующим положением флажков.

Команды получают таблицу с изображением всех букв семафорной азбуки.

Творческое задание.

*Петр Первый в наш город приезжал с визитом три раза. В первый раз государь посетил Архангельск в 1693 году.  В том же году на острове Соломбала было запущено строительство первой судостроительной верфи. Петр Первый лично способствовал строительству самого первого торгового судна под названием…….                                                                                                                      - Узнайте, как называется  это судно? (приложение, рис.6)                                          (Ответ: «Святой Павел»)                                                                                                      (За каждое отгаданное верно слово команда получает 2 балла.)

                                                   5 станция «Сполохи».

- Ребята, что такое сполохи? (северное сияние)                                                                - А что такое северное сияние? (явление природы)                                                                                            - На этой станции вы покажете свои знания  примет и явлений природы Севера.

Творческие задания (каждая команда получает лист с загадками)

*Отгадайте загадки.

1). С неба летит – пляшет. 
    Всё, что есть в тундре, - прячет.
    А в чум попадёт – плач.      
 (Снег)

                                                                                                                                                            2). Ночью на небе не зря -
    Разгорается заря:
   Землю освещает,
    И небо украшает.        
 (Северное сияние, сполохи)

                                                                                                                                                      3). Без рук, без ног,

А окно выбивает.         (Град)

                                                                                                                                                   4). Над рекой, над долиной

Повисла белая холстина.  (Туман) 

5). Снег подтаял, а потом                                                                                                                        Сверху он покрылся льдом.                                                                                              Снег теперь в броню одет.                                                                                                   Что же это, дай ответ?     (Наст)

6). Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела,

Стала улица бела.       (Метель)

                                                                                                                                            *Из слов составьте северные приметы (командам выдаются наборы слов на карточках).

1). на, погоде, Туман, к, воде -, ясной

(Туман на воде – к ясной погоде.)

2). летом, холодную, зима, сулит, Тёплая, погоду

(Тёплая зима сулит холодную погоду летом.)

                                         Подведение итогов игры.                                                                                                                                 По количеству набранных баллов среди команд определяются 1, 2  и 3 призовые места.

     Игры такого плана обладают большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма и гражданской ответственности у обучающихся начальных классов.

Список использованной литературы.

  1. Беляева, Н. А., Савенков, А.  И. Одаренные дети в обычной школе /  Н. А. Беляева,  А. И. Савенков //Народное образование. -1999.-№ 9. -  С. 26-27.                
  2. Шарафиева Е.М. Подвижные игры народов Севера / Е.М. Шарафиева //  Инструктор по физической культуре. - 2012.- № 6.- С. 102-108.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клубный час "Зажги звезду добра..." (2 класс)

Цели :расширить представление детей о личностных качествах человека;развивать потребность в нравственном самосовершенствовании;сориентировать на ценности человеческой личности....

Открытый урок. Северная война в 7 классе.

Открытый урок. Северная война в 7 классе....

Интеллектуально - искусствоведческая игра "Северные узоры"

Проект игры составлен для использования учителями начальных классов. Игра способствует возрождению народных традиций, развитию творческих способностей учащихся....

Спортивно-познавательная игра «Северные потехи»

Игра является итоговым мероприятием по станции «Залив «Будь здоров!» в рамках районной воспитывающей игры «Арктическое путешествие» и направлена на пропаганду здорового образа жизни....

Открытый урок на тему: Почему солнце светит днём, в звезды - ночью?, 1 класс

Урок проведен в 1 классе по окружающему миру. Целями данного урока являются: 1. Формирование представления о звездах, Солнце и созвездиях.2. Развитие познавательных способностей учащихся в процес...

Сценарий и афиша выступления"Северные сказки" учащихся 3 класса в МБОУ "Начальная школа-детский сад №1"г.Воркуты

Сценарий и афиша выступления "Северные сказки"  учащихся  в МБОУ "Начальная школа-детский сад №1"г.Воркуты....

Конспект урока окружающего мира. Тема: Почему солнце светит днем, а звезды ночью. 1 класс.

Вашему вниманию представлен конспект урока окружающего мира для 1 класса. Тема: Почему солнце светит днем, а звезды ночью....