Масленица
план-конспект занятия (3 класс)

Овсянникова Галина Васильевна

Даннео мероприятие помогает учащимся, с нарушением интеллекта, более подробно познакомиться с русскими традициями и обычаями празднования Масленицы на Руси. Данное мероприятие огранизовано и проведено для учащихся 1- 4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.docx37.84 КБ

Предварительный просмотр:

МАСЛЕНИЦА

праздник для 1-4 классов

Цель:
Расширять представления детей о традициях и обычаях народов России.
Задачи:
1. Познакомить с русскими народными обрядами, календарными праздниками.
2.Развивать умение работать в коллективе.

3. Учить быть эмоционально отзывчивыми и активными в играх.

4. Воспитывать интерес и любовь к русско-народной культуре и традициям.

Действующие лица:
Зима, Весна, Матрена и скоморохи.

Матрена. Добрый день, дорогие гости,

Хорошо, что пришли размять кости.

Мы сегодня Масленицу встречаем, зиму провожаем, весну заклинаем!

Наш сегодняшний праздник посвящен Масленице.

Масленица - честная, веселая, широкая — так называли неделю перед Великим постом на Руси.

Празднование Масленицы сопровождалось обрядами во имя урожая, гуляньями, играми, различными забавами. И сегодня мы предлагаем вам перенестись в те далекие времена и принять участие в этом веселом празднике.

1 Скоморох Масленица – кривошейка,

Встретим тебя хорошенько

Сыром, маслицем, блинком

И румяным пирогом!


2 Скоморох Собирайся, народ!
Сегодня вас интересное ждет!
Игры, забавы, веселье и смех,
Праздника хватит у нас для всех.

3  Скоморох К нам на праздник поспешите, зиму снежную провожать.

Весну – красную встречать, веселиться и играть!

Показать своё уменье, и сноровку и терпенье.

Всех на праздник мы зовём, приходите очень ждём!


1 Скоморох: Надоела нам зима, надоскучила.
Рученьки приморозила,
Все суставчики перезнобила.

2  Скоморох Метель глазки все повыхлестала,
Метель-вьюга все повымела.

(Заходит и Зима, и встала в стороне от всех)


Матрена: Ребята посмотрите, кто это еще зашел в зал, а как холодом от нее веет и одета она тепло?


Скоморохи: Это Зима, наверное!


Зима: Да, это я. Ой, ребята, а почему вы хотите меня прогнать, чем я хуже весны?


Матрена. Ребята, а давайте сравним, чем весна лучше зимы.

(перечисляют признаки зимы и весны в сравнении)

Зимой холодно, весной – тепло,

Зимой снег идет, а весной – солнышко светит.

Так что, Зима, Весна лучше, поэтому мы и не хотим тебя пускать на праздник.


Зима: За то со мной весело! Давайте поиграем и вы в этом убедитесь!

 (дети становятся в круг и протягивают руки, Зима их замораживает)

Игра «Заморожу»

Зима: А что вы за Масленицу встречаете? Расскажите мне, что это такое Масленица?

(Дети рассказывают о Масленице и поют частушки)


Дети:

1.Масленица продолжается семь дней. Каждый день на Масленицу имел своё название:

2. ПОНЕДЕЛЬНИК - Первый день называется Масленицы и он называется «Встреча». В этот день встречают Масленицу, ходят друг к другу в гости. Главная участница гуляний это большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, ноги обували в лапти. Куклу усаживали в сани  с песнями и плясками возили по улицам.


2.ВТОРНИК – второй день - «ЗАИГРЫШ" - В этот день строили ледяные и снежные крепости. Народ катался на санках, лошадях. Скоморохи пели веселые частушки. Начинались игрища и потехи.

3.СРЕДА – третий день – «Лакомка или Сладкоежка». В этот день зятья - наши папы, приходили на блины к теще - маминой маме. В этот день лакомились круглыми, горячими блинами.


4.ЧЕТВЕРГ – Четвертый день масленицы назывался «Разгуляй». В этот день возили в санях чучело Масленицы, пели задорные песни, танцевали, катались с ледяных гор, устраивали состязания. Веселье было в самом разгаре...


5.ПЯТНИЦА -  Пятница называлась «Тещины вечерки». Теперь уже зять тещу к себе в гости приглашал и блинами угощал. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.


6.СУББОТА - "Золовки угощенье"...: А в субботу не безделки, а золовкины посиделки. Невестка дарила золовкам, сестрам мужа, подарки.


7.ВОСКРЕСЕНЬЕ - Последний день Масленицы – «Прощёное воскресенье, или Проводы». В этот день заканчивались гулянья. На ледяных горках разводили костры, чтобы лёд растопить, холод остановить. Люди друг у друга прощения просили, добрые дела творили.


Матрена.На масленицу люди с Зимой прощаются,

А с Весной повстречаются!

        

Частушки
1 ребенок: Светит месяц, светит ясный,
Светит полная луна
Дарья. Марья и Катюша
Песни петь пришли сюда


2 ребенок: У меня всего три шали
Все они пуховые
Мы девицы молодые
Девушки бедовые


3 ребенок: Сшила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала?

4 ребенок Мы на масляной неделе,

Будем петь и танцевать.

Мы блиночки все поели,

Можем вам один лишь дать.

5.  Пятый блин я слопала,

На мне юбка лопнула.

Пойду юбку зашивать,

 Чтобы есть блины опять.

5 ребенок. Веселей играй, гармошка,

Масленица, не грусти!

Приходи, весна, скорее,

Зиму прочь от нас гони!


Матрена: Собирайся, народ,
Неделя «масленая» идет!
Наступает день-деньской,
Весь наполненный игрой!


Поиграем мы сейчас,
С Зимой в последний раз.


Игра «Бросание снежков в мешок» (Зима проводит).

 (Участвуют две команды, бросают снежки в заранее приготовленные мешки. Побеждает та команда, которая окажется самой меткой).


Матрена: Ох, зима ты и затейница, как жарко стало, а вам ребята жарко?
Нужно проводить Зиму, а то ей уже жарко!
До свидания, Зима, ждем тебя в следующем году.

Матрена: Мне кажется, что весна на пороге,  пригревает нас, давайте ее позовем?


Скоморохи: Весна, Весна- красна!
Приди, Весна, с благостью,
С великой радостью:
С солнцем теплым,
Урожаем обильным.
Дождем поливным,
С цветами красивыми,
С дарами обильными!


(Заходит весна под музыку: Детская академия ВЕДА - Весна весняночко)


Весна: Здравствуйте, дорогу долго я искала. Пришла туда, откуда песня звучала!

Ребенок 1 класса

Пришла весна! Зиме - конец!..

Кричат скворцы в скворечнике:

Не червяков принёс скворец –

Принёс домой подснежники!

Зима прошла, весна настала,

И пенье птиц слышно уже,

И что-то расцвело в душе

И даже как-то легче стало.

Матрена: Ребята, вот и Весна к нам пришла, а солнышко так и не проснулось!
Надо нам его разбудить! Весна, как же нам его разбудить?


Весна: Знаю я игру замечательную, «Карусель» называется солнце ее любит.


Игра «Карусель» (2 команды)

Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение:

«Еле, еле, еле, еле,

завертелись карусели.

А потом кругом, кругом,

все бегом, бегом, бегом» .

В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу, сначала медленно, потом быстрее, затем бегут. Во время бега воспитатель приговаривает:

«По-бе-жа-ли».

Дети бегут 2 раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: «Поворот».

Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой и бегут в другую сторону. Затем воспитатель продолжает вместе с детьми:

«Тише, тише, не спишите, карусель остановите.

Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!».

Движения карусели становятся все медленней. При словах «вот и кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся.

Весна:  Вот и Солнышко проснулось, ручьи побежали!

Давайте поиграем вместе -
Вставайте скорей в круг,
В руках у кого мячик,
Тот называет фрукт!

Игра «Фрукты-ягоды» 

(Дети передают мяч под музыку, на ком закончится музыка, называет фрукт)

Матрена:
Продолжаем веселиться,
Хочу к вам присоединиться.

Игра: «Зоря-зорница»

Дети стоят в кругу. Водящего выбирают считалкой. Ребенок-водящий, в руках у него голубая лента, проходит внутри круга около детей, машет ленточкой и все вместе проговаривают слова:
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
За водой пошла,
И ребят нашла.

На слова "и ребят нашла" водящий останавливается и протягивает руку с лентой вперед так, чтобы лента оказалась между двумя детьми. Эти дети бегут за кругом в разных направлениях. Кто быстрей добежит до водящего, тот становится "зарёй".

Правила
Дети в хороводе под слова игры идут вправо, а водящий с ленточкой ходит внутри круга влево. На определенные слова водящий останавливается, и протягивают ленту, а двое детей бегут за кругом и стараются быстрее ее захватить. Выигрывает тот, кто захватил ленту.

Усложнение/Упрощение
Сначала все слова игры может произносить взрослый. По мере заучивания дети-водящие сами проговаривают свои слова.
Дети, бегущие за кругом, не должны сталкиваться, они аккуратно обегают друг друга. Забирая ленту у водящего, они опять не должны столкнуться.

Весна: Ребятушки, вы устали?


Дети: Нет!


Весна: Вы блинов давно не ели?

Дети: Да?

Весна: Да какая же Масленица без блинов, горячих, да румяных!

Матрена: предлагаю послушать песню «Ой, блины»)!

Звучит песня «Ой, блины»

Игра «Блин на горячей сковороде»

Широкая масленица

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинками наедаемся!

Матрена. Прошу выйти ко  мне по два человека от каждого класса.  Образовать 2 команды.

Детям нравятся блины.
До чего блины вкусны!
Все на свете влюблены,

В аппетитные блины!!

Пронести «блин» на бадминтонной ракетке до кегли и обратно, передав следующему участнику. Задача: не уронить «блин».

1 Скоморох. Мы на проводах зимы,

Подавайте нам блины.

Мы блинов давно не ели.

Мы блиночков захотели.

2 Скоморох. Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, разбирайте,

 Похвалить не забывайте!

Матрена. Угощайтесь, гости дорогие!

 С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи.

 ( обходят всех присутствующих и угощают блинами)

Весна. Просим блинками угоститься.

Блин - не клин, брюхо не расколет.

Игра (ведет весна и Матрена)

Если вам нравится то, что мы будем называть говорите хором  «Ням-ням-ням», - если вам не понравятся «фу-фу-фу»  .

Булочки хрустящие «ням-ням-ням»

Тапки завалящие «фу-фу-фу»

Пирожки слоеные «ням-ням-ням»

Валенки вареные «фу-фу-фу»

Шарики сырные «ням-ням-ням»

Салфетки жирные «фу-фу-фу»

Пряники вкуснящие «ням-ням-ням»

Яблоки хрустящие «ням-ням-ням»

Селедочка пряная «ням-ням-ням»

Грибочки поганые «фу-фу-фу»

Шишки еловые «фу-фу-фу»

Табуретки новые «фу-фу-фу»

Рваные карманы «фу-фу-фу»

Воза три сметаны. «ням-ням-ням»

Весна. Самое яркое событие Масленицы - сжигание чучела в последний день.

Матрена. В костер, на котором сжигалось чучело, обычно выкидывали и старые вещи, а пепел развеивали по полям в знак обеспечения хорошего урожая. С новым урожаем наступало возрождение.

Весна. С сожженным чучелом уходили все напасти и невзгоды прошлого. Именно поэтому действие всегда сопровождалось песнями и плясками. Люди находились в радостном ожидании нового, добро и хорошего.

Матрена. Вот и мы сейчас с вами встанем спокойно,  оденемся, выйдем на улицу и сожжем Масленицу.

Весна. Всем спасибо за вниманье,

За задор, за звонкий смех,

За азарт соревнованья,

Обеспечивший успех!

Матрена. Вот настал момент прощанья

Будет кратка наша речь!

Говорим мы до свиданья!

До счастливых новых встреч!

А теперь пойдем гулять, масленицу провожать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольное мероприятие "Масленица"

Сценарий проведения русского народного праздника "Масленица" для начальной школы....

Праздник масленицы

Сценарий праздника масленицы...

Автор Смородинова Елена Эдуардовна Сценарий праздника "Масленица" 1 класс

 Коллективный праздник детей  и родителей с гулянием  и чаем на широком школьном дворе с куклой Масленицей. использование народного фольклораюпесен, народных конкурсов....

Прощай масленица. Проводы Масленицы.

Цель: Познакомить с традициями праздника «Масленица».Задачи: * Познакомить с праздником «масленица», дать представление учащимся о народных традициях, обрядах, верованиях, выявить связь жизни русского...

Презентация "Масленица". Стихи и песни- заклички к Масленице

Цель : наглядно познакомить учащихся с праздником Масленица....

Сценарий к празднику "Масленица" для обучающихся в начальной школе. "Емелина Масленица"

Сценарий написан для театральной студии начальной школы. Рекомендован к показу для обучающихся начальной школы на масленичной неделе....