Классный час Толерантность- путь к миру
классный час (2, 3, 4 класс)
Методическая разработка с использованием игровых технологий и самодиагностики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_tolerantnost-_put_k_miru.docx | 30.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Толерантность- путь к миру»
Серегина Н.В. , учитель начальных классов МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа»
Цель: формирование у учащихся младших классов навыков толерантных отношений.
Задачи данного мероприятия:
- познакомить воспитанников с понятиями «толерантность», «толерантный человек»;
- выявить основные черты толерантности;
- определить качества толерантного человека;
- сформировать правильное представление о толерантном поведении;
- продолжить формирование толерантного отношения учащихся между собой;
- развивать коммуникативные навыки воспитанников, учить их сотрудничеству и партнерству в совместных делах;
- воспитывать чувство уважения к окружающим людям, к их мнению, образу жизни и поведению;
- воспитывать умение детей слаженно и дружно работать в группах.
Оборудование:
Оборудование: презентация, раздаточный материал, дерево толерантности
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Орг.момент. Приветствие учащихся. Позитивный настрой на занятие. | Слайд 1. на слайде высказывание «Мы научились летать в воздухе, как птицы, плавать в воде, как рыбы, теперь нам осталось научиться только жить, как люди» (Антуан де Сент-Экзюпери) Как вы думаете о чём сегодня пойдёт речь? | Как людям вести себя в мире людей. |
II.Проблемная ситуация. | Слайд 2. А разве мы не умеем жить как люди? Слайд 3. Посмотрите на ситуации, всё ли хорошо в общении детей. Что не так? Слайд 4. А к чему это может привести, когда эти дети вырастут? Слайд 5. Жестокость в мире. ,. Это не первое занятие, посвящённое общению людей, и мы многое знаем. О чём же мы поговорим сегодня? Слайд 7. Перед вами герои детских произведений. Кто они и что их объединяет? (Гадкий утёнок из сказки Андерсена, герой м/ф «Ёжик должен быть колючим»- Кудрявый ёжик и Голубой щенок из одноимённого мультфильма) | Дети высказывают свои мнения. Этих героев объединяет непохожесть на остальных. Над ними насмехались их сородичи. |
III.Целеполагание. | Слайд 8. - О чём мы будем говорить на занятии? Что бы вы хотели узнать? Нашу планету населяют народы 6 континентов. У всех свой язык, своя культура. Все мы люди, но такие разные. Россия является многонациональным государством, что отражено также в её конституции. На её территории проживает более 190 народов... Каждый из нас неповторим и значим. Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот об этом мы и поговорим сегодня на занятии. Слайд 9. Обратимся ещё к одному высказыванию Антуана де Сент-Экзюпери, известного в России французского писателя. Слайд 10. Поговорим о толерантности – о том, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. | Очень часто среди нас появляется человек свой внешностью очень непохожий на других цветом волос или кожи, длиной носа или полнотой. У кого-то беднее одежда, а у кого-то слабее здоровье. Среди нас может появиться человек другой религии. Мы иногда посмеиваемся друг над другом. Мы не обязаны любить всех. |
IV.Знакомство с понятием «толерантность» | - Ребята, как вы понимаете, что такое толерантность? Слайд 11-12. Слово "толерантность" произошло от латинского "tolerantia" - терпение. В словаре В.Даля поясняется значение этого слова в русском языке. Посмотрите, что обозначает это слово в других языках и выясним, что в определениях общего..
Приглашаю для выступления своих помощников.
Очень разные есть дети: Тихие и шумные, Глупые и умные, Есть худые, есть толстушки, Молчуны и хохотушки. 2. Кто-то ростом невелик, Кто-то слабый ученик. У одних - большие ушки, У других - кругом веснушки. Кто- то рыж, а кто-то бел, Кто-то в играх неумел. 3. Ни над кем нельзя смеяться, Никого нельзя дразнить. Нужно очень постараться, Словно братьев всех любить. И тогда на белом свете Вместе: Так чудесно будет жить! Игра «Подбери синоним к слову» Давайте подберём синонимы к этому слову (на ддоске карточки со словами-подсказками. (Доброжелательность, отзывчивость, сочувствие, забота, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, благотворительность. терпимость, уважение, смелость, честность, чуткость, милосердие, мир, дружба, понимание, любовь, ум, находчивость, верность, уважение, равнодуши, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость,). | Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независим от каких-либо отличий. Дети читают стихи. Дети-помощники читают стихи. Дети выбирают карточки с верными ответами. Обобщают полученный ответ. |
V.Тестирование. | Слайд 13-17-. -А хотите ли вы, определить, насколько вы толерантны. Проведем такую игру. Перед вами на столе кружки разных цветов. Я называю ситуацию, а вы выкладываете красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе. Младший брат сломал твою игрушку.
Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
Цвет кожи у Джо отличается от твоего…
Пожилая женщина медленно идет…
На твоих глазах на кого – то нападают…
Ты поссорился со своей сестрой.
К тебе подходит ребенок – инвалид…
У тебя 7 красных кружков! Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других. Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится. Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым! | Дети работают с индивидуальными карточками. |
VI. Практическая часть. | Слайд 17. Как же мы можем научиться. Я предлагаю обратиться к опыту других людей. | |
VII. Физминутка | Слайд 18. Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории: • Хлопают все присутствующие; • Только девчонки; • Только те, кто любит вкусно поесть; • Только те, кто опаздывает на уроки; • Только те, кто хорошо учится; • Только те, кто не любит каникулы; • Только те, кто любит сладкое; • Только те, кому нравится играть в футбол; • Только те, у кого прекрасное настроение. | |
VIII. Тренинг | Слайд 19. А хорошо ли вы знаете тех, кто находится рядом с вами? Поднимите руку те, кто знает о своём соседе - Когда у него день рождения? - Есть ли у него братья, сёстры? Как их зовут? - Где работают его мама и папа? - Какие домашние животные живут у них дома? - Чем увлекается в свободное время? - В какие игры любит играть? Книги читать? Телепередачи смотреть? Я думаю, что теперь вы обратите внимание на своих одноклассников, соседа или соседку по парте, постараетесь узнать о нем (о ней) как можно больше. Ведь из этого слагается большая дружба. Слайд 20. Как же научиться принимать других, непохожих на нас. Прочитайте совет Экзюпери | Дети приходят к выводу, что они ещё недостаточно хорошо понимают друг друга. А как это исправить |
VIII. Работа по формированию доброжелательного отношения к другим | Слайд 21. Сценка по средневековой персидской притче «Какие люди живут в этом городе». Рассказчик: Смотрящих много, видящих немного. Вот как-то раз, пережидая зной, Под пальмою сидели у дороги Два нищих - девочка, старик седой. А мимо шел прохожий-чужестранец. Из-за скалы выходит Первый Путник. Первый Путник: Красивый край! Старик: Красивый, спору нет. Первый Путник: Скажи-ка мне, достопочтенный старец, Каков народ, живущий в сей стране? Старик: Тебе свое о нем скажу я мненье, Но прежде ты ответь на мой вопрос, А что за люди были в том селенье, Где жить тебе до странствий довелось? Первый Путник: Такие, что про них и вспомнить тошно! Себялюбивы, жадны, подлы, злы! Старик: Неужто все? Первый Путник: Все, как один, ничтожны, Порочны и упрямы, как ослы! И я безмерно рад, что их покинул. Старик: Увы, и здесь народ точь-в-точь такой. Первый Путник (со вздохом): Пойду-ка дальше! Старик: Путь твой будет длинным, Идти тебе придется далеко. Первый Путник уходит. Рассказчик: Ушел, а старец с внучкою остались. И вскоре к ним с вопросом подошел Еще один прохожий-чужестранец. Из-за скалы выходит Второй Путник и подходит к Девочке и Старику. Второй Путник (Старику): Я в этот край издалека пришел. Ни нравов, ни обычаев не знаю. А ты из местных? Старик: Я родился тут. Второй Путник: Похож сей город на ворота рая, Но что, скажи, за люди в нем живут? Старик: Тебе свое о них скажу я мненье, Но прежде ты ответь на мой вопрос, А что за люди были в том селенье, Где жить тебе до странствий довелось? Второй Путник: Им всем Наидостойнейшее имя! Они благочестивы и добры! Я опечален, что расстался с ними, Но таково веление судьбы. Старик: Тогда возрадуй сердце доброй вестью: Щедр и прекрасен, сей земли народ. Ты, путник, будешь счастлив в этом месте И не узнаешь горя и забот. Второй Путник уходит. Внучка перестает играть. Девочка: Всего одна есть истина на свете, И только ложь двоит свой длинный хвост! Зачем ты им по-разному ответил, Ведь задали они один вопрос? Старик (с усмешкой): Ты не учла отличий в их природе, Всяк видит мир через свое стекло - Что ищем мы, то в людях и находим, А в каждом сердце есть добро и зло. Рассказчик: Благословен добра от мира ждущий! В стократ счастливей он, чем человек, Зло ищущий и от него бегущий! Мир добр к тому, кто зрит добро во всех. | Выступление детей. Высказывания детей. |
IX.Обобщение. | Какой совет вы нашли в притче? Хотелось бы, чтобы из сегодняшнего занятия вы извлекли умение быть толерантными в отношении с другими. Слайд 22. 6 ноября отмечается Международный день толерантности (терпимости). Этот праздник объявлен ЮНЕСКО в 1995 году по случаю 50-летнего юбилея этой организации и принятия Декларации принципов терпимости государствами - членами ЮНЕСКО. Именно с этого момента и было принято решение ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости. На планете Земля неспокойно. Да и было ль спокойно на ней? Прекращались раздоры и войны. Только снова седлали коней. Вот и космос уже на примете, Став над пропастью, в бездну глядим. Как Земли неразумные дети, Рубим сук, на котором сидим. Не спасёт ни утроба отсека, Ни глубинное в недрах жильё, Человек, полюби человека, Только в этом спасение твоё! | Ответы детей Выступления детей. |
XI.Рефлексия. | Давайте вернёмся к теме классного часа . - Какой же ответ вы можете дать? А теперь прикрепим листочки к дереву толерантности, где вы дадите свои советы толерантного отношения между людьми, и тогда наша школа станет пространством толерантности. | Творческая работа детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к классному часу: "Толерантность - путь к миру"
Данная презентация помогает учащимся сформировать представление о толерантности....
Классный час "Толерантность – путь к миру".
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ3 класс БУчитель: Соловьева Н.н.24.01.12 г.Тема: Толерантность – путь к миру.Цель:знакомство учащихся с понятием «толера...
Презентация к классному часу "Толерантность - путь к миру"
Презентация к классному часу 3 класс...
классный час "Толерантность - путь к миру"
Знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности;развитие устной речи учащихся....
Классный час "Толерантность - путь к миру"
Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными. Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать....
Классный час "Толерантность - путь к миру"
Разработка классного часа в 4 классе...
Классный час "Толерантность - путь к миру"
Рзработка кл.часа в 4 классе...