"Деятельность педагога-организатора в условиях реализации ФГОС"
статья

Корчагина Татьяна Константиновна

В соответствии с нормативными документами в Российской Федерации воспитательная сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыражения воспитанников, удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

 

  «Деятельность педагога-организатора в условиях реализации ФГОС»

 

 

                                                                                               Выполнила:

 Корчагина Татьяна Константиновна,

 Педагог-организатор,  

 ГБОУ школа №403

Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

 

 

г. Санкт-Петербург, г. Пушкин

2020

Деятельность педагога-организатора в условиях реализации ФГОС

Модернизация образования и новая педагогическая идеология ставит перед педагогами новые воспитательные цели.  Всё больше возрастает важность воспитательной работы в школе. При этом ведущая идея воспитательной системы - развитие личности школьника, его интересов и способностей, подготовка к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности. Поэтому весь воспитательный процесс направлен на максимальное раскрытие личностного потенциала ученика, мотивацию к самореализации и к личностным достижениям.

При таких условиях педагог-организатор должен уметь грамотно проектировать, моделировать, прогнозировать и планировать воспитательную деятельность с учащимися, учитывать в своей работе воспитательный потенциал среды, самостоятельно искать пути взаимодействия с разными социальными институтами, привлекать широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения, а также оценивать и анализировать результаты воспитательной деятельности.

Деятельность педагога - организатора многогранна, каждое мероприятие, каждый организационный момент требуют нестандартного мышления, оперативного решения и предприимчивости, добиться этого всего можно лишь, вникая в специфику данной деятельности. В соответствии с нормативными документами в Российской Федерации воспитательная сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыражения воспитанников, удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Функции педагога-организатора находят свое отражение в его должностных обязанностях, в соответствии с которыми он организует свою работу. Ведущими функциями педагога-организатора являются: воспитательная, защитная, организационно-управленческая, методическая, профилактическая.

Воспитательная функция, реализуемая педагогом-организатором обеспечивает: целенаправленное педагогическое влияние на личностное становление детей и молодежи; создание условий для достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности; приобщение учащихся к духовным, нравственным и культурным ценностям; полноценное использование воспитательного потенциала среды; стимулирование самовоспитания, самообразования и саморазвития школьников.

Защитная функция содействует реализации прав и свобод учащихся, зафиксированных в законодательных актах Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка; способствует ограждению воспитанников от негативных влияний среды, эксплуатации их сил и защите человеческого достоинства; обеспечивает уважительное отношение к личности ребенка, его точке зрения, мнениям, убеждениям.

Организационно-управленческая функция предоставляет педагогу-организатору возможности: стать организатором моделирования, проектирования, планирования, реализации и анализа воспитательной деятельности; определять способы организации воспитательной работы, внеурочной жизнедеятельности, самоуправления учащихся и пути достижения воспитательных целей; осуществлять взаимодействие с необходимыми социальными институтами, учреждениями и организациями, привлекать к совместной деятельности всех субъектов воспитательного процесса и квалифицированных специалистов; содействовать образованию детских объединений, кружков, секций и помогать им в реализации своих целей.

Методическая функция предполагает оказание методической помощи классным руководителям, воспитателям, руководителям детских и молодежных общественных объединений, органам ученического самоуправления, воспитателям групп продленного дня. В соответствии с этой функцией педагог-организатор должен заботиться о повышении профессионального уровня руководителей детских коллективов, организовывать обучение и консультирование, вести просветительскую работу с родителями, совершенствовать свой профессиональный и методический уровень.

Профилактическая функция способствует выявлению отрицательных влияний на развитие учащихся, содействует предупреждению и преодолению негативных поступков школьников, побуждает педагога-организатора к созданию условий для реализации внутреннего потенциала воспитанников и привлечению их к участию в разнообразных видах деятельности, соответствующих их интересам, потребностям и склонностям. Эта функция обеспечивает также возможность организовывать просветительскую работу, пропагандирующую здоровый образ жизни.

Воспитательная работа в школе предполагает создание единой непрерывной системы образовательно-воспитательного пространства, которое отвечает интересам ребенка, семьи и общества в целом, и направлена:

- на здоровье сберегающее образование,

- на развитие физической, общественной активности ребенка,

- на выявление и сопровождение талантливых детей,

- на формирование у школьников потребности в созидательном труде,

- на удовлетворение интеллектуальных, нравственных, культурных, эстетических потребностей школьников.

Педагог-организатор осуществляет в школе ряд работ педагогической направленности по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному, художественно-эстетическому, научно-познавательному, экологическому воспитанию учащихся, координации деятельности детских и молодежных общественных объединений; организации так называемого школьного (ученического) самоуправления и свободного времени учащихся; формированию здорового образа жизни; по профилактике противоправного поведения учащихся. Работа строится так, чтобы каждый школьник мог попробовать себя в разных сферах деятельности, почувствовал успешность и в конечном итоге проявил себя инициатором в организации и проведении общественно значимых дел и инициатив.

Работа педагога-организатора основывается на следующих принципах: гуманизма и педагогического оптимизма, признания уникальности каждого ребенка; гибкости, вариативности форм проведения мероприятий, разнообразия методов и приемов; интеграции различных видов деятельности.

Для того, чтобы досуг учащихся был более насыщенным и ярким, педагоги -организаторы постоянно работают над созданием новых программ и форм организации досуга, т.е. прибегают к использованию инновационной деятельности и инновационных технологий. Инновационная деятельность в работе с учащимися возможна, если профессиональная деятельность педагога имеет ярко выраженный творческий характер; учреждение образования имеет достаточную материальную базу для осуществления инновационной деятельности; руководство учреждения заинтересовано в создании и реализации инновационных проектов и поддерживает педагогов.

Воспитание и социализация должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную. Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где урочной и внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Таким образом, поле деятельности педагога-организатора широко, разнопланово и многообразно, оно не ограничивается только стенами школы, а распространяется на микрорайон, место жительства школьников, сферу их ближайшего окружения и отношений. Педагог-организатор работает с учащимися всех возрастных групп. Однако он действует не только сам, но и привлекает широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения. Он ищет связи с семьями детей, специалистами различных областей науки и искусства, находит единомышленников и добровольных помощников, включает в воспитательную работу представителей социального окружения.

Школа после уроков – это мир творчества, фантазий увлечений, своего Я. Главное, что ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него домом, а это дает возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Доброжелательный тон, педагогический такт, ясность цели, введение занимательных форм обучения, использование новых компьютерных технологий – всё это помогает педагогу-организатору добиться высокого уровня знаний и воспитанности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение...

Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».

В концепции ФГОС второго поколения подчёркивается, что "в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной ...

Личностно - ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчёркнуто, что «развити...

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

Презентация "Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС."...

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Наша цель: Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования,самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содер...

Проектная деятельность младших школьников -важнейшее условие реализации ФГОС второго поколения

  Использование в обучении элементов исследовательской деятельности позволяет нам  не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С больши...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ве...