Подвижные игры на свежем воздухе в группе продленного дня
статья (2 класс)
Подвижная игра как средство и как метод характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий .
В подвижных играх развиваются и совершенствуются разнообразные движения в соответствии со всеми их характеристиками, направляются особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств.Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели.Таким образом, подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности. Подвижные игры способствуют воспитанию физических качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Одной из важных задач в работе с детьми в группе продленного дня является забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий, заполнялись разумно, интересно, чтобы они были действенным средством воспитания детей. В значительной мере это зависит от воспитателя, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход их энергии, предоставить каждому возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности. Большую помощь в этом воспитателю может оказать игра - постоянная и неизменная спутница детства. Воспитатель должен знать игры, владеть методикой их проведения, уметь подбирать их в соответствии с возрастом играющих для достижения определенных педагогических целей.
Спортивный час в группе продлённого дня проводится после окончания учебных занятий перед самоподготовкой. Обычно он длится 45 – 60 минут. Проводится во время пребывания детей на свежем воздухе. Укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию. Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам. Основу содержания спортивного часа составляют общеразвивающие игры. Основная форма занятий в ГПД - урочная, с активным участием обучающихся в ее организации и проведении. Во время занятий в игровой и соревновательной форме выполняются игры и упражнения, изученные на уроках физической культуры.
Оставляя неизменной структуру спортивного часа (подготовительная, основная и заключительная часть), при проведении его не следует в точности повторять программный материал по физической культуре, так как это заметно снижает интерес обучающихся к занятиям.
Возраст детей: учащиеся 1-4 классов.
Цель прогулок. Полноценный отдых учащихся на свежем воздухе в условиях образовательного учреждения.
Задачи прогулок:
сохранять и укреплять здоровье учеников в период учебно-образовательного процесса;
способствовать социализации и адаптации учащихся к условиям и режиму школы, к классному коллективу;
способствовать развитию самостоятельности, развивать навыки самообслуживания;
учить детей организовывать свой досуг интересно, с пользой;
создать условия для всестороннего развития детей, для реализации их творческого потенциала;
способствовать развитию наблюдательности, пополнять и уточнять знания детей об окружающем мире;
развивать коллективизм, умение работать в команде, действовать по общим правилам;
формировать навыки безопасного поведения на территории и за пределами школы.
Формы организации прогулок:
разнообразные игры (подвижные, на сплочение, сюжетно-ролевые, народные, спортивные, по интересам);
наблюдения (за сезонными изменениями живой и неживой природы, работами на пришкольном участке)
экскурсии;
эстафеты, весёлые старты;
практические занятия по ознакомлению с правилами безопасности.
Основные цели:
1) популяризация подвижных игр;
2) дать возможность каждому ребёнку побывать в движении, почувствовать своё тело;
3) развитие мышечной активности;
4) осознание необходимости заниматься спортом, развивать собственные физические возможности;
5) формирование у учащихся сознания необходимости подвижных игр для сохранения собственного здоровья.
Основные задачи:
1) укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию;
2) содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них; 3) воспитывать у детей необходимые морально-волевые и физические качества;
4) прививать учащимся организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.
Приведу пример нескольких игр,которые пользуются любовью у ребят:
Болото
На земле расчерчивают классики. Участник игры бросает свой камешек в первый класс, на одной ноге прыгает в этот же класс, из первого толкает его во второй, а затем через «болото» в третий класс, оставаясь на одной ноге, и так доходит до пятого класса. Из последнего класса он или вышибает камень сразу, через все классы, в поле, или толкает его, прыгая на одной ноге, из класса в класс, по порядку, или выносит камень на носке ноги. Если камешек попал в болото, игру нужно начать сначала.
Найди себе пару
Играющие становятся попарно в один общий круг. Водящий находится в середине круга. По команде руководителя «Лицом к лицу!» игроки в каждой паре поворачиваются лицом друг к другу, потом следует команда «На место!». По команде «Спиной к спине!» они становятся друг к другу спиной. По команде «Меняйтесь в парах!» каждый ищет себе другого партнера. В это время водящий старается стать с кем-нибудь в пару. Тот, кто останется без пары, становится водящим.
Челнок
Перед началом игры все участники должны встать в круг. В одном месте круг разомкнут. Отсюда начинается игра. Из числа играющих выделяются двое: один — догонялка, другой — «челнок». Остальные участники игры поднимают руки, образуя воротца. К началу игры в первых воротцах стоит догонялка, а во вторых — «челнок». По свистку руководителя игра начинается. «Челнок» бежит змейкой по кругу, не пропуская ни одни воротца, а догонялка со жгутом в руках неотступно преследует его. Если догонялка успеет догнать «челнока» прежде, чем он дойдет до конца круга, то сам становится «челноком», а прежний «челнок», осаленный им, идет в конец круга и образует новые воротца. Если же «челнок» не будет настигнут раньше, чем проскочит последние воротца, то он получает жгут и становится догонялкой, а «челноком» становится очередной игрок из круга.
Лабиринт
Из числа играющих выбираются двое: убегающий и догоняющий. Остальные становятся в колонны по 5 человек и размыкаются на длину вытянутых рук. Затем все поворачиваются направо и опять размыкаются, разведя руки в стороны. Между играющими, таким образом, образуются как бы параллельные коридоры, направление которых меняется и зависит от того, в какую сторону они повернуты.
В одном из коридоров находится убегающий, его преследует догоняющий. Продвигаться они могут только вдоль коридоров, подлезать под руки нельзя.
Руководитель уславливается с участниками игры, что всякий раз, когда он подает сигнал, все поворачиваются направо и вновь вытягивают в стороны руки. Благодаря этому убегающий и догоняющий могут неожиданно оказаться в разных коридорах. Если догоняющему удастся осалить убегающего, они меняются ролями. После этого выделяется новая пара и игра продолжается.
Палочка-выручалочка
Это одна из наиболее распространенных и любимых среди малышей игр. Все играющие, за исключением одного, прячутся. Когда спрятались, выходит водящий с палочкой-выручалочкой. Его задача — обнаружить всех, кто спрятался. О своем приходе он извещает ударами палочки по дереву, скамье или другому предмету, возле которого она будет лежать (место должно быть всем известно). При этом он говорит: «Палочка-выручалочка, наша игра впереди, палочка-выручалочка, кто прозевает — води!» — и, оставив палочку на месте, идет отыскивать спрятавшихся. Заметив кого-нибудь, он бежит к палочке, ударяет ею и кричит, что найден такой-то, он там-то. Затем опять, положив палочку на место, он идет отыскивать остальных, но сам боится отойти далеко от палочки, так как каждый из ненайденных может прибежать, постучать палочкой и сказать: «Палочка-выручалочка, выручи меня!». После этого все (и те, кто был найден) вновь должны прятаться, а водящий — искать. Увидев, что кто-нибудь из игроков, не найденных им, бежит к палочке, он должен постараться его опередить, подбежать к палочке и, прежде чем ее схватят, ударить ею и сказать, что такой-то найден.
Успей взять кеглю
Играющие выстраиваются в две шеренги и становятся лицом друг к другу. Расстояние между ними — 10 м. Игроки каждой из шеренг рассчитываются по порядку номеров. Между шеренгами (на равном расстоянии от них) ставят кеглю. Руководитель называет какой-либо номер. Игроки, имеющие этот номер, выбегают. Каждый стремится первым схватить кеглю. Тот, кто сумеет это сделать, убегает в свою шеренгу, а противник старается его запятнать. Если игрок с кеглей вернется в шеренгу, не будучи запятнанным, его команда получает два очка, а если его запятнают — одно очко. Затем руководитель называет другой номер, и бегут другие игроки. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Сбей мяч
Играющие выстраиваются в две шеренги и становятся лицом друг к другу на расстоянии 10—15 м. Обе команды рассчитываются по порядку номеров. Перед носками играющих каждой шеренги проводят линию. Между шеренгами на равном расстоянии от них ставят стул и кладут на него мяч. Руководитель называет какой-нибудь номер. Игроки, имеющие этот номер, выбегают. Они должны добежать до противоположной шеренги, наступить ногой на линию и на обратном пути сбить со стула мяч. Команде, представитель которой это выполнит, опередив соперника, засчитывается очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Заключение
Дети, посещающие группу продленного дня, испытывают выраженный дефицит двигательной активности, т.к. находятся в школьных помещениях по 8-9 часов ежедневно. При этом на работу мышц приходится до 75% всего дневного времени. Лишь 30% школьников привлечены к внеурочным формам занятий физическими упражнениями, а остальные 70% – посещают только уроки физкультуры.
Заболеваемость детей, регулярно посещающих группу продленного дня и играющих на воздухе в разнообразные подвижные игры, значительно ниже, чем у “домашних”, т.к. умеренные физические нагрузки повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и поэтому, являются важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний. При этом активизируются буквально все физиологические механизмы защиты иммунитета. Все это эффективно лишь тогда, когда ставится задача укрепления здоровья и обеспечение гармоничного развития человека. Этого можно достичь при соблюдении некоторых условий:
- движения должны быть разнообразны по форме и характеру;
- физические нагрузки должны даваться с учетом растущего организма;
- занятия должны быть эмоционально насыщенными, что можно достичь, в первую очередь, применением подвижных игр.
Как зимой, так и весеннее – осенний период школьная, спортивная площадка – хорошее место для организации спортивных игр, а также развлечений и забав.
Группы продленного дня всегда могут приспособить для этого те или иные сооружения, включать в содержание игровых занятий.
Литература
1. Игры на свежем воздухе / Сост. В. Дмитриев. - М., 1998.
2. Основы теории и методики физической культуры: учеб. / Под ред. А.А. Гужаловского. - М., 1986.
3. В.Г. Яковлев , В.П. Ратников. Подвижные игры. М. Просвещение, 1977г.
4. Патрикеев Артем Юрьевич "Гимнастика и подвижные игры в начальной школе",Феникс, 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка «Подвижные игры на свежем воздухе»
Собраны наиболее интересные подвижные игры для прогулки....
Подвижные игры на свежем воздухе для учащихся
Подвижные игры на свежем воздухе для учащихся. Описание правил и техники безопасности....
подвижные игры на свежем воздухе
подвижные игры на свежем воздухе для учащихся начальной школы...
Подвижные игры на свежем воздухе в ГПД.
Отдых на улице очень важен, так как он благотворно сказывается на функциональном состоянии центральной нервной системы детей и помогает лучше подготовиться к последующим занятиям, требующим бол...
Подвижные игры на свежем воздухе для детей
Разнообразные игры помогут организовать отдых детей, сплотить детский коллектив....
Использование подвижных игр на свежем воздухе в группе продленного дня
Статья для воспитатлей в группе продленного дня, учителей и родителей младших школьников об использовании подвижных игр на свежем воздухе в ГПД....
Методическая разработка Подвижные игры на свежем воздухе "Русские народные игры на свежем воздухе"
Мероприятие Подвижные игры на свежем воздухе«Русские народные игрына свежем воздухе»Игры народные на свежем воздухе–издавна известная забава детей.Эти игры, как песни и сказки, созда...