Круглый стол. 115-летие Агнии Барто.
методическая разработка (1 класс)
Круглый стол. Агния Барто. Презентация с описанием. Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_shubinoy_o.s.pdf | 593.22 КБ |
statya_shubinoy_o.s.docx | 23.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Шубина Ольга Сергеевна,
учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа №4»
города Десногорска Смоленской области
Нравственное воспитание младших школьников через формирование читательских компетенций на материалах творчества Агнии Барто
Вводная часть
Детская литература должна обладать набором обязательных качеств, без которых она не может называться художественной литературой.
Это гуманизм, высокая художественная образность, богатство языка и его выразительность, его доступность, юмористичность.
На современном этапе развития литературы детская литература, к сожалению, находится в кризисной ситуации.
Данная статья на примере творчества А.Л. Барто посвящена поэзии поэтессы и влиянию ее творчества на нравственность младших школьников.
Основная часть
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Человек, который вступает в современное информационное общество и намерен активно в нём жить, должен уметь читать.
Но сейчас многие считают, что в век телевизоров и компьютеров чтение не так уж и необходимо, т.к. с шедеврами мирового искусства можно познакомиться и другими способами, а время нынче слишком дорого, чтобы тратить его на сидение с книгой в руках. Но я думаю, такая точка зрения не только ошибочна, но и опасна. Именно книга помогает овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки, превращает неизбежные в жизни часы скуки и безделья в увлекательную возможность перенестись в другие миры, в другие времена.
Из общения со своими коллегами я пришла к выводу, что нелюбовь к чтению связана ещё и с тем, что ребятам просто неинтересно читать. Для многих из них прочитанное остаётся набором событий, имён, названий, непонятных, не пережитых ими. К сожалению, многие из них сначала знакомятся с мультипликационной или киноверсией произведения. Поэтому новые книги представляются скучными, так как трудно представить характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. Совсем другое дело – мультики или компьютерные игры. Вот тут ощущается действие, развитие сюжета, острота ощущений, уже есть образы героев, нарисована окружающая обстановка.
Бывая в гостях у своих друзей, я обратила внимание на отсутствие в доме у некоторых из них книг. Я считаю, это плохо, когда в семье не любят читать. Именно от таких ребят можно услышать на уроках литературного чтения слова: «Я эту книгу не нашел». В моей семье книга остаётся лучшим подарком!
Целью данной статьи является как выявление роли произведений А.Л. Барто для детского чтения, так и формирование нравственных качеств младших школьников.
Для Агнии Барто отношение к детям – основа основ. Отсюда и её требования к детской литературе, к детскому поэту. Раскрыть внутренний мир ребёнка, отобразить всю его многообразную жизнь, способствовать исправлению дурных черт характера и развивать светлые, гуманные – вот что отличает поэзию Барто.
Барто глубоко убеждена в том, что именно в детстве закладывается основа человека, и если в формирующемся характере появились отрицательные качества, то это грозит большими моральными потерями в будущем. Поэтому так страстно и по – серьёзному, а не в шутку разговаривает она с детьми, поэтому в самых весёлых стихах она учит их честности и чести, душевной щедрости и доброте.
Чтение - самый распространенный способ получения знаний. Человек, умеющий и любящий читать, чувствует себя уверенным, охотно берется за любое дело и выполняет его без особого труда. А любим ли сегодня мы читать?
Чтобы ответить на этот вопрос, я провела в своём 1 «А» классе опрос: «Любите ли вы читать».
По результатам опроса я сделала следующий вывод: «Мои ученики любят читать, но улица, игры на свежем воздухе, общение с друзьями притягивают больше».
Мною была создана и представлена ученикам моего класса презентация «Юные герои книг Агнии Львовны Барто»
Познакомившись с биографией А. Барто, ребята узнали, что в этом году у неё юбилей: 115 лет со дня рождения. Я предложила ребятам устроить выставку книг, конкурс стихов, посвященные этой дате.
В ходе исследовательской работы ребята с удовольствием читали, учили наизусть самые разные стихотворения А.Барто, с интересом их обсуждали, обыгрывали понравившиеся стихотворения.
В ходе исследования вместе с ребятами составили общую характеристику стихотворений А. Барто:
- они про детей: больших и маленьких;
- весёлые, шутливые, задорные, добрые;
- легко и надолго запоминаются;
- музыкальные;
- заставляют задуматься детей над своим поведением;
- интересные, по ним сняты кинофильмы.
Основной принцип поэтессы - нравственное воспитание детей с помощью стихов, они легко запоминаются и легко читаются, а по интонациям очень близки к детской речи, легко и весело выговариваются. Это свойство отличает почти все стихи Барто. В то же время каждое из них имеет свое лицо. Все они новы и по сюжету, по ритму, образному строю. В том-то и секрет долговечности лучших стихотворений поэтессы. В самом деле, поколение за поколением малыши легко запоминают чёткие, звучные стихи поэтессы. Агния Львовна широко пользуется средствами юмора, когда она рассказывает маленьким детям об игрушках:
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Каждая игрушка приобретает собственный характер:
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает сон,
Он слонихе шлет поклон.
Игрушки у Барто полноправные участники детской жизни, друзья детей. Обычно стихи А. Барто об игрушках написаны от 1-го лица в том случае, когда речь идёт о каких-то хороших поступках детей.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
От 3-го лица написаны стихи, когда нет активных поступков ребёнка или плохие поступки. Это помогает утверждать в маленьких читателях положительные черты характера.
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Или
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Заключительная часть
Желание дарить радость было главным в характере Агнии Барто. Интернет, компьютерная техника не могут в полной мере заменить книгу, человеческое общение, умение видеть недостатки и дурное поведение сверстников. Сегодня нам особенно нужны стихи Барто. Агния Барто учит нас дарить людям добро, счастье. Благодаря её творчеству моим ученикам стало интересно читать стихотворные тексты, ребята научились улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность стихов, стали более уверенно высказывать свое отношение к героям произведений (кто нравится, не нравится и почему). А самое главное, поэзия Агнии Львовны Барто помогает вернуть любовь к чтению художественной литературы.
Список литературы
1. Барто А.Л. Любимые стихи – А.Л. Барто. – Москва: ОлмаМедиаГрупп, 2010. – 72 с., 96 с.
2. Жизнь и творчество Агнии Барто – Сост. И.П. Мотяшов. – Москва: Детская литература, 1989. – 336 с.
3. Смирнова В.В. Агния Барто и её стихи для детей – В.В. Смирнова. – Москва: Детская литература, 1997. 3 – 12 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Устный журнал - Агния Барто"
Мероприятие направлено на развитие кругозора, знакомство с творчеством поэтессы. Каждая страница знакомит сэтапом жизни А.Барто....
Презентация на тему "Агния Барто"
Картинки и текст из которых вы можете сами создать свою презентацию, которую вы можете показать своим ученикам....
Презентация к уроку чтения "Агния Барто "Думают ли звери?"
Презентация на тему "А.Барто "Думают ли звери?"Ты улыбкой, как солнышком, брызни,Выходя поутру из ворот.Понимаешь, у каждого в жизниПредостаточно бед и забот.Разве любы нам хмурые лицаИли чья-то серди...
Проект "Детские писатели. Агния Барто"
Актуальность:Именно в начальной школе закладываются основы будущей читательской деятельности ребёнка. Поэтому одной из задач, которые мы ставим перед собой – это привитие интереса и любви к чтению. Ак...
Что такое "круглый стол"?Как организовать круглый стол для дискуссий.
Переговоры и совещания в формате "круглого стола" популярны еще со времен Средневековья. Тогда рыцари собирались именно за круглым столом. Ведь только так все чувствуют себя равноправными и равными по...
Круглый стол "Лето - Прекрасная и опасная пора!"
Лето - прекрасное и опасное время года! Круглый стол с родителями, учителями помогает создать условия для лучшего и полезного летнего отдыха ребят начальной школы....
Програма круглого стола по теме: «Поэзия добра Агнии Барто», посвящённого 115-летию со дня рождения поэтессы Агнии Львовны Барто
Участие Фадеевой Ольги Алексеевны, учителя начальных классов, в областном круглом столе (содержание программы - 14)...
- Мне нравится (2)