Классный час. Блокада Лениграда.
классный час (1 класс)

Классный час 1-2 класс. Блокада Лениграда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas._blokada_lenigrada.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час:

Тема: «Блокада Ленинграда»

Класс: 1-2

Цель: создание благоприятных условий для формирования у обучающихся уважительного отношения к героическому прошлому нашей страны, любви к своей Родине, чувства сопереживания к страданиям детей военного времени через знакомство с блокадой Ленинграда. Познакомить ребят с понятием блокада. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества.

Задачи:

Образовательные познакомить обучающихся с новыми страницами трагических дней в истории Великой отечественной войны 1941-1945гг., рассказать о блокаде Ленинграда; расширить представление обучающихся о Великой Отечественной войне.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, гражданственности; благодарное отношение к подвигу защитников Ленинграда, уважение к людям старшего поколения и сопереживание к страданиям детей военного времени

Развивающие: развивать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно-образное мышление; умение выделять главное, существенное, способствовать развитию самосознания.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; испытывать сопереживание чувствам других, не похожих на тебя людей, отличающихся национальностью, мировоззрением, опираясь на правила доброго безопасного поведения.

Метапредметные:

Познавательные: умение строить речевое высказывание в устной форме; умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач, познании основ смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, умения выделять существенную информацию;

Регулятивные: умение принимать и сохранять в памяти учебную задачу; умение пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение выполнять действия в речевой и умственной форме.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; адекватно использовать речевые средства для эффективного воспитания у обучающихся уважительного отношения к героическому прошлому нашей страны, любви к своей Родине.

Форма проведения: этическая беседа

Оборудование: проектор, презентация

Предварительная подготовка: презентация «Блокада Ленинграда», мультимедийная установка.

Содержательный компонент урока:

Ход классного часа

  1. Организация начала классного часа.

Настрой на занятие.

Здравствуйте, ребята! Сегодня классный час проведу у вас я, зовут меня …

2. Введение в тему классного часа.

У: В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны.

У: знаете ли вы что такое война?

Д: Да.

3. Сообщение темы классного часа. Целеполагание.

У: Этому городу и его отважным жителям посвящаем мы сегодня наш классный час. «Блокада Ленинграда» Мы не помнить об этом не вправе… 
У:Ребята , а вы что-нибудь знаете или слышали о блокаде Ленинграда?

Д: Нет.

4. Основная часть.

У: На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны, фашистская Германия перейдя границу, напала на Советский Союз. В четыре часа утра, когда мирные жители ещё спали, начался обстрел. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.

Первыми удар приняли воины Брестской крепости, которые в течение месяца с 22 июня по 23 июля 1941 года не сдавали крепость. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских  захватчиков. Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

У: В августе 1941 года город Ленинград оказался в блокаде, то есть в кольце фашистских полчищ. Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали

« Дорогой Жизни ». «Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили.

« Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

У: А кто-нибудь знает почему именно Ладожское озеро назвали «Дорогой жизни»?

Д: Да. Потому что по этому озеру доставляли еду и лекарства людям.

У: Началась блокада. «Тревожные дни наступили в Ленинграде: город на осадном положении враг у ворот. С 1941 года начался новый этап в истории города - этап суровых испытаний и битв. Великая Отечественная война изменила облик Ленинграда. Город стал фронтом».

Начало войны было для нас неудачным. Враги наступали. Их армии шли вперёд.

У: Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.
Рабочие-водопроводчики быстро меняли повреждённые трубы, быстро восстанавливали насосные станции.

У: А вы представляете жить без воды как можно?

Д: Нет.

У: Не было топлива. Не было электричества. 

Рабочие-мостовики начинали чинить мосты. Рабочие-электрики быстро восстанавливали повреждения на линиях электропередач. Но фашисты продолжали безжалостно обстреливать Ленинград. Посылали на город снаряды огромной мощности, и  всё снова выходило из строя.

У: Начался голод. когда морозы достигали 40 градусов, а не было ни дров, ни угля. Съедено было все: и кожаные ремни, и подметки, в городе не осталось ни одной кошки или собаки, не говоря уже о голубях и воронах. Не было электричества, за водой голодные, истощенные люди ходили на Неву, падая и умирая по дороге. Люди умирали дома целыми семьями, целыми квартирами.

У: По Ленинграду ходила смерть. Смерть входила во все дома. Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице, по дороге в школу, но и прямо в классе. Уже в конце октября можно было изредка встретить на улице горожанина, который покачивался из-за слабости от недоедания. А уже через месяц можно было, если не повезет, повстречаться с покойником, которого на салазках тащили на кладбище близкие ему люди. В конце ноября уже ничего необычного не было в том, чтобы увидеть лежащего на улице мертвеца. Трупы выносили из жилых домов, сбрасывали из окон нижних этажей, складывали в нежилых помещениях. Трупы уже перестали убирать, их просто заносило снегом. Умирали люди прямо на ходу. Вез саночки — и упал. Появилось отупение, присутствие смерти рядом ощущалось. Ночью ложились спать и не просыпались. Дети ночью просыпались и щупали – живая ли мама или нет.

У: Хлеб блокадного Ленинграда. Хлеб в блокаду это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.

У: Бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков  выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. Все остальные, в том числе и дети, получали 125 граммов такого хлеба. При утере карточка не возобновлялась.

У: Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов. Школьники дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства. Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода. В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта. 

У: Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного Ленинграда.

5. Подведение итогов классного часа

У: 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение.  За своё освобождение, Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.

У: Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась здесь фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто» 

У: 871 дней блокады Ленинграда вошли в историю Второй Мировой войны как самые трагические события, которые достойны памяти и уважения. Мужество и отвага защитников Ленинграда, страдания и терпение жителей города - все это на долгие годы останется примером и уроком для новых поколений. В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти и скорби.

Защитникам города-героя Ленинграда – вечная память! 
Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.

6.Рефлексия.

Ребята, спасибо вам что вы были так внимательны, что так углубились в эту серьезную тему . Ведь жители Ленинграда поистине - герои с большой буквы и именно они служат примером и уроком для бедующего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Блокада Ленинграда"

Классный час "Блокада Ленинграда"...

Классный час: "Блокада Ленинграда" с использованием ИКТ

Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа....

Классный час "Блокада Ленинграда"

Материал для классного часа в 3-4 классах....

Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы " К 70- летию снятия блокады Лениграда.." (с фрагментом презентации)

70 лет со дня снятия блокады Ленинграда… Дню снятия блокады Ленинграда посвящается….Презентация + сценарий внеклассного мероприятия....

Презентация Блокада Лениграда

Блокада Ленинграда - это уникальный в истории России и мира пример мужества, героизма и самопожертвования во имя победы.. 18 января 1943 день прорыва Блокады , 27 января 1944 - день снятия  Блока...

Тематический классный час «Блокада. К 80-летию Прорыва блокады Ленинграда» с использованием приемов проблемно-диалогического обучения

Тематический классный час «Блокада. К 80-летию Прорыва блокады Ленинграда» с использованием приемов проблемно-диалогического обучения проводился в рамках курса внеурочной деятельности &laq...

Классный час 4 класс "Блокада Лениграда"

Классный час о блокаде Ленинграда....