Классный час БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА
классный час (3 класс)
Предварительный просмотр:
ина Белочук)
⎯ Слова учителя:
Война, страшное слово, которое звучит, словно гром, среди ясного дня. Мирная жизнь
ленинградцев была разрушена этим словом. Много информации дошло до нашего
блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью
музыкальных произведений и поэтической литературы.
Оборудование: выставка книг, плакат, черно-белые снимки войны, мультимедийная
презентация.
Классный час: «Блокада Ленинграда».
Цели занятия:
1) формирование гражданского самосознания, уважения к историческому прошлому нашей Родины;
2) используя умения сравнения, обобщения, помочь учащимся определить задачи, которые стояли перед жителями города, пути решения этих задач;
3) вызвать у школьников чувство сопереживания с трагической судьбой ленинградцев, восхищение и гордость за народ, проявивший стойкость и мужество в схватке с врагом;
4) развивать познавательную активность в области знаний об истории своей страны.
Задачи:
- Познакомить ребят с понятием блокада;
- Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
- Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.
Ход классного часа (сопровождается презентацией)
Ученик читает стихотворение.
А вы, мои друзья последнего призыва! Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена. Над вашей памятью не стыть плакучей ивой, А крикнуть на весь мир ваши имена! Да что там имена! Ведь всё равно — вы с нами!.. Все на колени, все!
(Анна Ахматова)
Учитель: сегодня наш классный час посвящен одной из самых страшных страниц времен Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда.
Звучит метроном.
Учитель: стук метронома отсчитывает недели, месяцы, года блокады Ленинграда – она началась 8 сентября 1941 года, когда город был взят в кольцо и отрезан ото всего внешнего мира. 8 сентября в 18 часов 55 минут на город обрушился невиданный ранее удар авиации. Было сброшено 6327 зажигательных бомб. После этого в городе остался недельный запас продуктов.
Ученик читает стихотворение.
Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас – хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был ДОТ на каждом из углов.
Был дом – ни света, ни воды,
Был хлеб – довесочек беды.
Сон сокращался в забытьё,
Быт превращался в бытиё.
Была судьба на всех одна,
Мы растеряли имена.
Мы усмиряли потный страх,
Мы умирали на постах,
Мы умирали…
Город жил,
Исполнен наших малых сил.
(Г. Семёнов «Мужество»).
Учитель: В осажденном городе люди ежедневно, без всяких опозданий ходили на работу, работали по 12-14 часов в сутки. Дежурили по ночам на заводах. Трамваи и автобусы не ходили, и весь путь от дома до работы шли пешком. Мужчины, женщины, подростки стояли у станков. Из ворот заводов ежедневно выходили танки и отправлялись на фронт. Не смотря на все трудности город жил вместе со всей страной и работал на победу. Но кроме голода, пришли и другие бедствия. В ноябре ударили морозы, температура опустилась до 40 градусов по Цельсию. Замерзли водопровод и канализация. Взять воду для питья можно было только из Невы. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет. К декабрю 1941 г. город оказался в ледяном плену, но люди не сдавались. Город боролся. Единственной дорогой, по которой можно было доставить продовольствие, было Ладожское озеро. В ноябре озеро стало затягиваться льдом, и по нему пошли машины с грузом для осажденного города. Так начала действовать блокадная артерия Ленинграда, которую народ назвал «Дорогой жизни». Эту дорогу постоянно бомбила вражеская авиация. И помощь приходила в город ценою жизни людей.
Ученик читает стихотворение.
Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена,
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна…
Над Ленинградом смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой,
Но мы забыли, что такое слёзы,
Что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда
Не поколеблет грохот канонад!
И если завтра будут баррикады,
Мы не покинем этих баррикад!
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны принесут,
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамёна Петрограда!
(О. Бергольц)
Учитель: Об этих днях говорят безжалостные страницы документов, написаны книги, сняты фильмы. Но самое страшное – это свидетельства очевидцев, переживших блокаду.
Ученик читает стихотворение.
«Мужество» Анна Ахматова
Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки.
Учитель: Дневник Тани Савичевой. Девочка сама написала страшную летопись своей семьи. Ее последняя запись была «Осталась одна Таня». Хотя девочку эвакуировали спасти ее не удалось. Она умерла 1 июля 1944 г.
С первых дней были введены продовольственные карточки. По ним рабочие получали 250 г. хлеба в сутки, иждивенцы и дети до 12 лет по 125 грамм. В состав теста входили 50% дефектной ржаной муки, 10% соли, 10 % жмыха, 15% целлюлозы, 5 % древесных опилок.
Давайте посмотрим какой кусок хлеба получали взрослые и дети на весь день. У нас есть весы, давайте отрежем кусочек хлеба, который получали рабочие. Сколько грамм? А дети сколько получали?
(отрезать 3 куска хлеба и пустить по 3 рядам)
А этим блокадным хлебом мы покормим птиц ( по завершении классного часа вместе выйти на улицу).
12 января 1943 года в 9 часов 30 минут началось наступление наших войск. 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали оборону 18-й немецкой армии.
27 января 1944 года в 8 часов вечера над заостренном шпилем Адмиралтейства, над куполом Исаакиевского собора, вспыхнули снопы золотых искр – салют из 324 орудий, знаменующий собой конец блокады, освобождение Ленинграда. Прошел 871 день этой страшной блокады.
Ученик читает стихотворение.
ПОБЕДИТЕЛЯМ
Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть...
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки —
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,—
Внуки, братики, сыновья!
Анна Ахматова.
На экране – ролик, посвященный блокаде Ленинграда – «Память»
Звучит метроном.
Ход классного часа
1. Организационный момент.
⎯ Приветствие.
Добрый день, ребята.
2. Целепологание.
⎯ Выступают ученики:
22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без
предупреждения напали на нашу Родину. (Надежда Демченко)
Началась Великая Отечественная война советского народа против
фашистских захватчиков. (Екатерина Шенгольц-Дагмарова)
⎯ Определение темы и цели:
Ребята, а каком историческом событии вы услышали информацию? (О Великой
Отечественной войне)
Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года)
Посмотрите на плакат и скажите, о каком событии вы сегодня будете говорить на
классном часе? (О Блокаде Ленинграда).
3. Основная часть
⎯ Работа с картой.
Прежде, чем вы узнаете информацию о подвиге города Ленинграда, посмотрите
внимательно на карту и скажите, почему захватчики так упорно и стойко держали
блокаду? (Выгодное положение).
Ребята, вы правы, именно Ленинград является важной точкой, так как он имеет выход к
морю, что было очень важно фашистских-немецких захватчиков.
⎯ Информация о Блокаде Ленинграда. (Выступления учащихся)
Блокада началась 8 сентября в 1941 году. За четыре года до Победы. (Настя Найденко)
Закончилась 27 января в 1944 году. (Руслан Еманов)
Блокада длилась 872 длинные и холодные ночи, 872 голодных дня, каждый из которых
мог стать последним. (Дина Белочук)
⎯ Слова учителя:
Война, страшное слово, которое звучит, словно гром, среди ясного дня. Мирная жизнь
ленинградцев была разрушена этим словом. Много информации дошло до нашего
времени. Послушайте отрывок из дневника Лены Мухиной 22 сентября 1941 года, которая
после войны стала художником и посветила множество своих картин этому событию:
⎯ Читает ученица (Алеся Цурко):
«Я пока жива и могу писать дневник. У меня теперь совсем нет уверенности в том, что
Ленинград не сдадут. Нас обстреливают, нас бомбят. Вчера в 4 часа ко мне пришла
Тамара, мы пошли с ней гулять. На Большой Московской, рядом с домом Веры
Никитичны, бомба попала в дом и разрушила почти все здание. Но с улицы разрушений
не видно, они со двора…»
Какое чувство испытывает девочка, находясь в Блокадном Ленинграде?
⎯ Слова учителя:
Лена рассказывала в своем дневнике о начале Блокады, но есть еще одна Героиня, которая
в своем дневнике отразила жизнь своей семьи во время Блокады.
⎯ Читает ученица (Анна Москвичева)
28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12 часов утра.
Бабушка умерла 25 января 1942-го, в 3 часа дня.
Лёка умер 17 марта в 5 часов утра.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи.
Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня.
Мама — 13 мая в 730 утра 1942 года.
Савичевы умерли.
Умерли все.
Осталась одна Таня.
⎯ Слово учителя
Немецкие захватчики держали город в кольце, сквозь которое нельзя было пробиться.
Единственная дорога, соединяющая блокадный Ленинград с Большой землей – Дорога
жизни, которая проходила через Ладожское озеро. Немецкие захватчики разбомбили в
городе все склады с продовольствием, начался голод. Люди начали массово погибать от
голода и болезней. Вначале выдавали по 800 грамм хлеба на руки, но со временем запасы
муки стали сокращаться и вес кусочка хлеба изменился 200 грамм для рабочих и до 125
грамм на руки для всех остальных. «Стандартный», если можно так выразиться, состав
блокадного хлеба был следующим: ржаная мука (обойная или вообще любая из тех, что
были под рукой) – до 75%, целлюлоза пищевая – до 10%, жмых – до 10%, остальное – это
обойная пыль, выбойки из мешков или хвоя.
⎯ Слова ученика (Владислав Лесничий)
Известна история Даниила Ивановича Кютинена, ленинградского пекаря. 3 февраля 1942
года, в первую и самую суровую, голодную и холодную зиму, он умер прямо на рабочем
месте от истощения. Умер, но не взял ни крохи блокадного хлеба себе. Посмертно Д.
Кютинен внесен в книгу памяти блокады Ленинграда.
⎯ Минута молчания
Почтим память ушедших и живых, благодаря которым, живы мы с вами, ценою своей
жизни, они спасли мирное небо.
4. Подведение итогов
⎯ Слушание записи Левитана «Победа»
Сколько радости в голосе диктора. Советский народ ликовал. За годы Великой
Отечественной войны по современным данным погибло больше 41 миллиона человек.
Мы должны помнить этот подвиг и никогда не забывать.
⎯ Изготовление Голубя мира.
Свободное небо так головой, вот что завещали нам наши прадеды. Голубь – символ
мира и добра. Украсим наше небо миром
времени. Послушайте отрывок из дневника Лены Мухиной 22 сентября 1941 года, которая
после войны стала художником и посветила множество своих картин этому событию:
⎯ Читает ученица (Алеся Цурко):
«Я пока жива и могу писать дневник. У меня теперь совсем нет уверенности в том, что
Ленинград не сдадут. Нас обстреливают, нас бомбят. Вчера в 4 часа ко мне пришла
Тамара, мы пошли с ней гулять. На Большой Московской, рядом с домом Веры
Никитичны, бомба попала в дом и разрушила почти все здание. Но с улицы разрушений
не видно, они со двора…»
Какое чувство испытывает девочка, находясь в Блокадном Ленинграде?
⎯ Слова учителя:
Лена рассказывала в своем дневнике о начале Блокады, но есть еще одна Героиня, которая
в своем дневнике отразила жизнь своей семьи во время Блокады.
⎯ Читает ученица (Анна Москвичева)
28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12 часов утра.
Бабушка умерла 25 января 1942-го, в 3 часа дня.
Лёка умер 17 марта в 5 часов утра.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи.
Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня.
Мама — 13 мая в 730 утра 1942 года.
Савичевы умерли.
Умерли все.
Осталась одна Таня.
⎯ Слово учителя
Немецкие захватчики держали город в кольце, сквозь которое нельзя было пробиться.
Единственная дорога, соединяющая блокадный Ленинград с Большой землей – Дорога
жизни, которая проходила через Ладожское озеро. Немецкие захватчики разбомбили в
городе все склады с продовольствием, начался голод. Люди начали массово погибать от
голода и болезней. Вначале выдавали по 800 грамм хлеба на руки, но со временем запасы
муки стали сокращаться и вес кусочка хлеба изменился 200 грамм для рабочих и до 125
грамм на руки для всех остальных. «Стандартный», если можно так выразиться, состав
блокадного хлеба был следующим: ржаная мука (обойная или вообще любая из тех, что
были под рукой) – до 75%, целлюлоза пищевая – до 10%, жмых – до 10%, остальное – это
обойная пыль, выбойки из мешков или хвоя.
⎯ Слова ученика (Владислав Лесничий)
Известна история Даниила Ивановича Кютинена, ленинградского пекаря. 3 февраля 1942
года, в первую и самую суровую, голодную и холодную зиму, он умер прямо на рабочем
месте от истощения. Умер, но не взял ни крохи блокадного хлеба себе. Посмертно Д.
Кютинен внесен в книгу памяти блокады Ленинграда.
⎯ Минута молчания
Почтим память ушедших и живых, благодаря которым, живы мы с вами, ценою своей
жизни, они спасли мирное небо.
4. Подведение итогов
⎯ Слушание записи Левитана «Победа»
Сколько радости в голосе диктора. Советский народ ликовал. За годы Великой
Отечественной войны по современным данным погибло больше 41 миллиона человек.
Мы должны помнить этот подвиг и никогда не забывать.
⎯ Изготовление Голубя мира.
Свободное небо так головой, вот что завещали нам наши прадеды. Голубь – символ
мира и добра. Украсим наше небо миром!
⎯ Слово учителя
Немецкие захватчики держали город в кольце, сквозь которое нельзя было пробиться.
Единственная дорога, соединяющая блокадный Ленинград с Большой землей – Дорога
жизни, которая проходила через Ладожское озеро. Немецкие захватчики разбомбили в
городе все склады с продовольствием, начался голод. Люди начали массово погибать от
голода и болезней. Вначале выдавали по 800 грамм хлеба на руки, но со временем запасы
муки стали сокращаться и вес кусочка хлеба изменился 200 грамм для рабочих и до 125
грамм на руки для всех остальных. «Стандартный», если можно так выразиться, состав
блокадного хлеба был следующим: ржаная мука (обойная или вообще любая из тех, что
были под рукой) – до 75%, целлюлоза пищевая – до 10%, жмых – до 10%, остальное – это
обойная пыль, выбойки из мешков или хвоя.
⎯ Слова ученика (Владислав Лесничий)
Известна история Даниила Ивановича Кютинена, ленинградского пекаря. 3 февраля 1942
года, в первую и самую суровую, голодную и холодную зиму, он умер прямо на рабочем
месте от истощения. Умер, но не взял ни крохи блокадного хлеба себе. Посмертно Д.
Кютинен внесен в книгу памяти блокады Ленинграда.
⎯ Минута молчания
Почтим память ушедших и живых, благодаря которым, живы мы с вами, ценою своей
жизни, они спасли мирное небо.
4. Подведение итогов
⎯ Слушание записи Левитана «Победа»
Сколько радости в голосе диктора. Советский народ ликовал. За годы Великой
Отечественной войны по современным данным погибло больше 41 миллиона человек.
Мы должны помнить этот подвиг и никогда не забывать.
⎯ Изготовление Голубя мира.
Свободное небо так головой, вот что завещали нам наши прадеды. Голубь – символ
мира и добра. Украсим наше небо миром!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Блокада Ленинграда"
Классный час "Блокада Ленинграда"...
Классный час: "Блокада Ленинграда" с использованием ИКТ
Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа....
Классный час "Блокада Ленинграда"
Материал для классного часа в 3-4 классах....
Классный час "Блокада Ленинграда"
Конспект урока и презентация к классному часу "Блокада Ленинграда" для 2 класса...
Классный час: Блокада Ленинграда.
классный час...
Классный час "Блокада Ленинграда"
сценарий...
Классный час "Блокада Ленинграда"
Классный час "Блокада Ленинграда"...