Родительское собрание в 1 классе «Проблемы адаптации первоклассников в школе»
учебно-методический материал (1 класс)
Родительское собрание в 1 классе 1 четверть
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_1_klass_1_chetvert.doc | 47.5 КБ |
anketa_dlya_roditeley_pervoklassnikov.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 1 «Г» классе
Тема: «Проблемы адаптации первоклассников в школе».
Цели:
-познакомить родителей с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения и аспектами воспитания в адаптационный период;
-разработать рекомендации для создания системы комфортных взаимоотношений с первоклассником;
-дать рекомендации родителям по организации режима дня первоклассника
Участники: родители первоклассников, классный руководитель.
Ход собрания.
1. Организационная часть. Вступительное слово классного руководителя.
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погружённость в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д. В этот же период жизни, в 7 лет, меняется и весь психологический облик ребёнка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Для адаптации семилетнего ребёнка к новой социальной роли и новым взаимоотношениям с окружающими, для формирования адекватного коммуникативного поведения младшего школьника взрослым необходимо знать уже сформировавшееся коммуникативное поведение ребёнка, научиться понимать и правильно строить свои отношения с детьми. Цель нашего сегодняшнего собрания состоит в том, чтобы познакомить всех, кто небезразличен к жизни своих детей, их переживаниям и трудностям, с различными проблемами адаптации современного школьника.
Что такое адаптация? Выступление классного руководителя.
Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучия его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но комфортность пребывания в школе, эмоциональное здоровье ребёнка, его отношение к школе и обучению.
Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребёнка в новую для него учебную деятельность.
Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребёнка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребёнка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассника в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, плачут.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится месяц, у других – четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребёнка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребёнка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своём развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассников.
СЕГОДНЯ Я ПРЕДЛАГАЮ АНКЕТУ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, КОТОРАЯ ПОМОЖЕТ ОЦЕНИТЬ, КАК ПРОТЕКАЕТ АДАПТАЦИЯ ВАШЕГО РЕБЁНКА К ШКОЛЕ.
Адаптация к условиям обучения у разных детей проходит по-разному. Адаптация ребёнка к школе зависит от разных факторов: его здоровья, умения общаться, готовности принять новые правила, от развития волевой, мотивационной сферы и других.
Успешность адаптации первоклассника влияет на его школьные успехи, проявляется в поведении, общении, здоровье.
Длиться адаптация может до нескольких месяцев.
Предлагаемая анкета позволяют систематизировать ваши наблюдения за ребёнком и оценить степень его адаптации к школе.
Анкету можно использовать несколько раз: например, в конце каждого месяца. (Родители заполняют анкету).
Что делать, если результаты анкетирования показали низкий уровень адаптации или дезадаптацию?
Прежде всего не паниковать. Если вы отвечали на вопросы в сентябре, то возможно, что индивидуальные темпы привыкания вашего ребёнка к школе таковы, что он ещё не перестроился «на новый лад».
Как помочь? Проанализировать и понять, в чём более всего необходима поддержка ребёнку. Возможно, это проблемы с принятием новых правил, тогда постарайтесь объяснить, для чего они нужны. Сложности в общении с одноклассниками? Помогите ребятам сдружиться: пригласите в гости, организуйте совместную игру или мини-поход. Вы предоставите детям возможность отдохнуть и подружиться. Ребёнок устаёт, не выдерживает темпа работы на уроке, стал капризен? Возможно, нужна помощь в организации деятельности ребёнка, в налаживании его режима дня.
Если повторное тестирование,например, в ноябре, даст схожую картину (адаптация первоклассника не может быть названа успешной), то вы можете обратиться за советом и к учителю, и к школьному психологу. Возможно, понадобится консультация врача — особенно для детей часто болеющих, с хроническими заболеваниями, стоящими на учёте у узких специалистов (невропатолог, кардиолог).
- Организация учебного процесса учащихся 1-х классов в …… учебном году
- Выбор родительского комитета
Для более четкой организации работы учителя с родителями, своевременного решения отдельных вопросов и организации работы с детским коллективом необходимо выбрать родительский комитет. Наше сотрудничество продлится 4 года. Чтобы каждый принял участие в работе, состав родительского комитета будет обновляться каждый год. Вы можете предложить свою кандидатуру, порекомендовать кого-либо или я назначу членов родительского комитета на этот год сама. Итак, в состав родительского комитета выбираем 4 человек.
4. Разное.
Предварительный просмотр:
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»
Данная анкета направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к школьному обучению.
Ф.И. ребёнка |
Необходимо ответить на приведённые ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к вашему ребёнку.
- Охотно ли идёт ребёнок в школу?
-неохотно (ДА)
-без особой охоты (ВДА)
-охотно, с радостью (А)
-затрудняюсь ответить
2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?
-пока нет (ДА)
-не совсем (ВДА)
-в основном, да ( А)
-затрудняюсь ответить
3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
-скорее нет, чем да (ДА)
-не вполне (ВДА)
-в основном да ( А)
-затрудняюсь ответить
4.Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?
-иногда (ВДА)
-довольно часто( А)
-затрудняюсь ответить
5.Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
-в основном отрицательные впечатления( ДА)
-положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)
-в основном положительные впечатления( А)
6. Сколько времени в среднем тратит ребёнок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру)_____________________________________________________________
7.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
-довольно часто( ДА)
-иногда (ВДА)
-не нуждается в помощи( А)
- затрудняюсь ответить
8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?
-перед трудностями сразу пасует( ДА)
-обращается за помощью (ВДА)
-старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА)
-настойчив в преодолении трудностей( А)
-затрудняюсь ответить
9.Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
-сам этого сделать не может ( ДА)
-иногда может (ВДА)
-может, если его побудить к этому( А)
-как правило, может( А)
-затрудняюсь ответить
10. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
-довольно часто( ДА)
-бывает, но редко(ВДА)
-такого практически не бывает( А)
-затрудняюсь ответить
11. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
-нет( ДА)
-скорее нет, чем да(ВДА)
-скорее да, чем нет( А)
-затрудняюсь ответить
А- адаптация
ВДА- возможна дезадаптация
ДА- дезадаптация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в первом классе "Проблема адаптации первоклассников в школе"
Второе родительское собрание в первом классе по теме "Проблема адаптации первоклассников в школе" Форма проведения: круглый стол....
Родительское собрание по теме: «Трудности адаптации первоклассников к школе.»
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом ... как если бы от этого зависела Ваша жизнь.Л. Кьюби Задачи собрания:Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучен...
Родительское собрание на тему: "Трудности адаптации первоклассников в школе".
Знакомство родителей с трудностями адаптации детей в первый год учёбы. Практические советы по организации общения родителей с первоклассниками....
Родительское собание в 1 КЛАССЕ. Проблема адаптации первоклассников в школе.
Второе собрание. Тема: Проблема адаптации первоклассников в школе....
Выступление на родительском собрании на тему" Проблемы адаптации ребёнка в школе"
В данном выступлении были расскрыты проблемы адаптации ребёнка к школе, а именно, особенности психофизиологической адаптации и возрастные психологические особенности ребёнка. Родители узнали осн...
Родительское собрание 1 класс " Проблемы адаптации первоклассников в школе"
Родительское собрание...
Воспитательная работа Родительское собрание на тему "Проблемы адаптации первоклассников в школе"
На собрании рассказывается о том, какие особенности имеет современный первоклассник. Даются советы родителям как надо воспитывать первоклассников....