Рабочая программа внеурочной деятельности "Весёлый этикет"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Внеурочная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности "Весёлый этикет" | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ситьковская основная школа»
Велижского района Смоленской области
Принята Утверждена
педагогическим советом приказом от _____№________
школы, протокол №___ Директора школы
от «___» _________ 20___ г ______________ /А. В. Ковалёв/
Рабочая программа кружка
Весёлый зтикет
(название кружка)
для детей 7- 9 лет
(возраст детей)
общекультурное
(направление внеурочной деятельности)
Ивлева Ирина Ивановна
(Ф. И. О. Составителя программы)
учитель начальных классов
(занимаемая должность)
Весёлый этикет
Программа
Цель: формирование развитых коммуникативных способностей младших школьников.
Задачами курса является:
- повышение уровня культуры речевого поведения в сферах устной и письменной коммуникации;
- формирование умения выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения (с кем, когда, зачем говоришь);
- освоение речевых норм осуществлять в единстве с изучением общих правил культурного поведения;
- обучение умению соединять воедино вежливость и отзывчивость, вежливость и скромность, и уважительное отношение к другим;
- создание эмоционального тонуса для содействия коммуникативных установок в конкретной ситуации общения.
Требования к уровню освоения содержания курса
Владение умениями организовывать речь в соответствии с видом и ситуацией общения, а также правилами речевого этикета.
Умение осуществлять речевое общение в письменной и устной форме.
Владение умениями трансформировать вербально (словесно) и невербально представленный материал в соответствии с коммуникативной задачей, осуществлять переход от одного типа речевого высказывания к другому (от описания к повествованию и рассуждению т.д.).
Срок реализации программы — 2 года.
Структура программы:
Программа курса «Весёлый этикет» включает в себя 6 разделов, направленных на формирование у детей этических норм, в основе которых лежат такие понятия и принципы как деликатность, доброта, внимание к окружающим.
1 год обучения.
Первый раздел «Введение в этику»
направлен на развитие самооценки. Самооценка – это осознание собственной ценности и самоидентичности, оценка своих возможностей, качеств личности, своего места среди других. Самооценка регулирует поведение личности в конкретных ситуациях (может быть адекватная, завышенная, заниженная); вдохновляет человека на успех, и чем раньше он его обретает, тем раньше у него выявляется самоуважение. Самооценка неразрывно связана с самовосприятием – личностным определением образа «я»:
- наличное «я» (каким я себя воспринимаю);
-желаемое «я» (каким бы я хотел стать);
-представляемое «я» (каким меня видят другие).
Самовосприятие осуществляется через:
-восприятие своего внешнего вида;
-восприятие собственных норм и ценностей;
-результаты собственной деятельности;
-соотнесение себя с другими;
- восприятие себя окружающими.
Адекватная самооценка помогает добиваться значительных успехов в общении с другими.
Второй раздел «Волшебные слова»
связан со знакомством младших школьников с культурой общения. Культура общения людей основана на наблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях. Культурный воспитанный человек не только владеет такими качествами как приветливость, добросердечность, учтивость, уважительное отношение к людям.
Поэтому важно познакомить детей с простейшими правилами общения, основанными на уважении и доброжелательности (вежливое обращение, употребление в речи выражений приветствия, прощания, благодарности, просьбы, извинения, умение говорить спокойным тоном, не перебивать говорящего, умение воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов).
Третий раздел «Школа – твой дом»
направлен на знакомство детей младшего школьного возраста с нормами поведения в общественных местах (школа, магазин, общественный транспорт, театр, картинная галерея). Человек, живущий в городе, больше всего контактов с другими людьми имеет на улице, в городском транспорте, в магазинах и других общественных местах. Отсюда понятно, что правила поведения в этих местах занимает одно из важных мест в этикете. Эти правила направлены на то, чтобы сделать жизнь наиболее красивой, а взаимоотношения между людьми – здоровыми. Правила поведения в общественных местах лишь конкретизируют общие требования культуры взаимоотношений. Важно, чтобы каждый младший школьник стремился соблюдать эти правила, способствуя тем самым созданию в нашем обществе атмосферы благожелательности и взаимного уважения.
2 год обучения.
Четвертый раздел «Мы в гостях. У нас гости».
Люди ходят в гости и принимают у себя гостей, чтобы увидеть друг друга, побеседовать, обменяться мнениями, отпраздновать какое-либо событие. Это может быть памятная годовщина, день рождения и т.д. Часто просто свободный вечер служит причиной сбора друзей. Эти встречи позволяют выразить и удовлетворить важнейшую человеческую потребность – потребность в общении. Свободное, дружеское, неформальное общение, общение ради общения занимает большое место в жизни людей.
Пятый раздел «Речь правильная и неправильная» (Культура речевого общения)
направлен на постепенное введение ребенка в понимание сути социального мира. Умение видеть и понимать окружающих взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим. Правила поведения и общения со взрослыми усваиваются младшими школьниками в различных ситуациях (разговор с младшим, разговор с незнакомым на улице, вежливое обращение к старшим). Важно показать ребенку взрослый мир, его доброту, милосердие, гуманное отношение друг к другу, самому активнее вступать в контакт с окружающими.
Шестой раздел «Твоя общительность»
призван помочь младшим школьникам на практике отработать правила этического поведения. Предлагаемые занятия предусматривают моделирование поведения ребенка в различных ситуациях, овладение способами общения с людьми.
Количество часов :1 год — 34 часа, 2 год — 34 часа. Всего по курсу — 68 часов.
Количество часов в неделю: 1ч.
Календарно-тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности «Весёлый этикет»
№ занятия | Дата | Тема занятия |
1 раздел Введение в этику 8 ч. | ||
1 | Давайте познакомимся. | |
2 | Культура речи. По речи узнают человека. | |
3 | Деловой человек. | |
4 | О вежливости. Вежливость необходима каждому. | |
5 | Умение вежливо слушать. | |
6 | Разрешите мне сказать. | |
7 | Устное и письменное общение. | |
8 | Жесты, мимика, интонация в устной речи. | |
2 раздел Волшебные слова 12 ч. | ||
9 | Такое простое слово «Здравствуйте». | |
10 | «Здравствуйте!..» Как это бывает в разных странах. | |
11 | «До свидания». | |
12 | Знакомство. Ситуация знакомства. | |
13 | «Привет, привет. Пока, пока. Я очень видеть рад тебя». | |
14 | Извините, спасибо, пожалуйста. | |
15 | Прощание и приветствие. | |
16 | Об уступчивости. Вежливая просьба. | |
17 | Этикетный диалог. | |
18 | Не ссориться и не обижать друг друга. | |
19 | Разговор по телефону. | |
20 | Нормативные словари. Изучающее чтение. | |
3 раздел «Школа – твой дом» 14 ч. | ||
21 | Поведение в школе. | |
22 | Поведение в магазине. | |
23 | Общение в быту. | |
24 | Правила поведения в столовой, в гардеробе. | |
25 | На перемене. | |
26 | В общественном транспорте. | |
27 | В кино, театре. | |
28 | В картинной галерее. | |
29 | В детской библиотеке. | |
30 | Поведение в кафе. | |
31 | Твоя общительность. | |
32 | Оцени свою общительность. | |
33 | Общение в официальной обстановке (музей). | |
34 | Обобщение. | |
4 раздел «Мы в гостях. У нас гости» 6 ч. | ||
1 | У тебя в гостях Маленький принц. | |
2 | Прощание с гостем. | |
3 | Прощание с близким перед отъездом. | |
4 | Игра в гости (театрализация). | |
5 | У нас сегодня праздник. | |
6 | У тебя в гостях подруга. | |
5 раздел «Речь правильная и неправильная» (Культура речевого общения) 6 ч. | ||
7 | Речь разговорная. | |
8 | Культура речи в речевои этикете. | |
9 | Сказочные истории. | |
10 | Считалки. Сочиним считалку. | |
11 | Речевая ситуация. | |
12 | Речь правильная и неправильная. | |
13 | Типы заголовков. Вывески. | |
14 | Сочиняем стихи. | |
15 | Речевые жанры. | |
16 | Разговор с младшим как разговор сильного со слабым. | |
17 | Разговор с незнакомым человеком на улице. | |
18 | Диалогические и монологические тексты. | |
19 | Повествование. Описание. Рассуждение. | |
20 | Определение типа текста. | |
21 | Речь учебно-научная. | |
22 | Рассуждение с целью объяснения. | |
23 | Игра «Объяснялки». | |
24 | Сравнительное описание. | |
25 | Речевые задачи. | |
26 | Разговор в быту. | |
27 | Газетный стиль. Особенности газет. Чтение газет. | |
28 | Письмо личное. | |
29 | Участие к человеку. Утешение. У постели больного . | |
30 | Нарушение норм говорящего (пишущего). Коммуникативные промахи, неудачи. | |
31 | Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь эпитетов. | |
32 | Пожелания и поздравления. | |
6 раздел «Твоя общительность» 3 ч. | ||
33 | Разговор о животных и с животными. | |
34 | Россыпи народной мудрости. | |
Обобщение по курсу. Праздник «Весело шагать». |
Результаты реализации программы.
Вывод: после прохождения учебного курса «Весёлый этикет» младшие школьники должны:
1. Уметь оценивать себя адекватно.
2. Знать и применять на практике нормы и правила поведения и общения.
3. Уметь слушать, контролировать свои эмоции и поведение.
4. Иметь желание вступать в контакт с окружающими сверстниками и взрослыми.
Литература
Н.Е.Богусловская, Н.А.Купина. Весёлый этикет, Екатеринбург: Арго
Е.Н.Леонович.Учимся говорить и писать, - М.: Дидакт, 1993
Л.Я Желтовская. Родная словесность, -М.: Дидакт, 1992
Т.А.Ладыженская. Детская риторика, -М.: С-Инфо, 1995