«Мир против насилия и жестокости над детьми»
материал
Цель:
- воспитание доброго отношения друг к другу, милосердия, сострадания, доброжелательности;
- помочь взрослеющему человеку сформировать активную жизненную позицию, основанную на уважении себя как личности и уважении окружающих людей.
Задачи:
- Закрепить понятия «толерантность», «толерантная личность».
- Развить у учащихся черты характера, присущие толерантной личности.
- Воспитать чувство ответственности за свои поступки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_protiv_nasiliya_i_zhestokosti_nad_detmi.docx | 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мир против насилия и жестокости над детьми»
Цель:
- воспитание доброго отношения друг к другу, милосердия, сострадания, доброжелательности;
- помочь взрослеющему человеку сформировать активную жизненную позицию, основанную на уважении себя как личности и уважении окружающих людей.
Задачи:
- Закрепить понятия «толерантность», «толерантная личность».
- Развить у учащихся черты характера, присущие толерантной личности.
- Воспитать чувство ответственности за свои поступки.
Эпиграф:
Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Б. Пастернак.
Я счастлив счастием мне чуждым
И грустен горестью чужой;
Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой.
Суриков.
Вступительное слово воспитателя:
В нашей жизни, прекрасной, и странной,
и короткой, как росчерк пера,
над дымящейся свежею раной
призадуматься, право, пора.
Призадуматься и присмотреться,
поразмыслить, покуда живой,
что там кроется в сумерках сердца,
в самой черной его кладовой.
Пусть твердят, что дела твои плохи,
но пора научиться, пора
не вымаливать жалкие крохи
милосердия, правды, добра.
Но пред ликом суровой эпохи,
что по-своему тоже права,
не выжуливать жалкие крохи,
а творить засучив рукава.
(Булат Окуджава. Избранное. Стихотворения. «Московский Рабочий», 1989.)
Воспитатель: Вот и мы сегодня призадумаемся: что же сегодня происходит между людьми ...
Жизнь – сложная штука, где хитро перемешаны добро и зло, честь и предательство, гуманность и жестокость, насилие и любовь. Сегодня мы постараемся наметить ориентиры, которые помогут вам разграничивать данные понятия и выбрать правильную дорогу жизни.
- Обсуждение в группах вопроса: «Что такое насилие, жестокость? Приведите примеры из жизни»
- Работа в группах. Объяснить значение крылатых выражений.
«Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости» Сенека.
«Люди с сердцем безжалостным рады чужим несчастьям» Важа Пшавела
«Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя» Анахарсис Скифский
- Ответьте пожалуйста на вопрос: «Что такое насилие?»
(Дети предлагают свои варианты).
Так вот ребята. На самом деле насилие делится на 6 форм, каждая из которых имеет свою характеристику, и свои меры наказания.
Итак, давайте прослушаем их (дети по очереди зачитывают виды насилия, предложенные им на карточках). Идет обсуждение каждого вида насилия, приводятся примеры.
- Физическое
- Психическое
- Сексуальное
- Экономическое
- Эмоциональное
- Пренебрежение нуждами ребенка.
Существует два вида насилия: словесное (вербальное) и физическое (невербальное). (Объяснение названий)
Многие испытывали насилие над собой, но ведь никто этого не хочет. Так откуда же оно возникает, как вы думаете что движет в этот момент человеком? Рассуждения детей.
Сейчас мы с вами разделимся на группы. Каждая группа получает свой вопрос для обсуждения. А потом мы вместе постараемся проанализировать этот вопрос.
Вопросы:
- Кто является жертвой насилия, а кто – свидетелем?
- Какие виды насилия вы видели, когда и где?
- К кому обращаться за помощью, если насилие произошло?
- Как можно предотвратить насилие?
Не думайте, что насилие можно совершать, не боясь быть наказанными. Наши законы нас охраняют. Я не случайно принесла с собой УК РФ. Это именно тот кодекс, который защищает нас от насилия. В уголовном кодексе есть законы, на основании, которых можно возбудить уголовное дело в отношении вашего обидчика. Статьи отвечающие за различные формы насилия (статьи 116, 119, 130, 129, 111, 112, 115 УК РФ).
Можно зачитать содержание некоторых статей.
Насилие в любой форме неприемлемо. Мы должны уважительно относится друг к другу, уметь контролировать свое поведение, думать о том, что мы говорим по отношению к окружающим. Чтобы быть защищенным от насилия и не оказаться самим по другую сторону закона.
Каждый человек не случаен, каждому из нас предначертано выполнить важную роль.
Как вы думаете, в чем ценность каждого человека в вашем классе?
Каждая группа получает 8 карточек с фамилиями учеников класса. Задание: напротив каждой фамилии написать ценность данного человека в жизни класса, каков его вклад.
- Работа в группах .
Упражнение «Живая цепочка».
- Вы сейчас проанализировали, что каждый человек ценен, без него нарушается гармония отношений и связей в классе. Давайте проверим это на практике. Вам необходимо продумать и составить живую цепочку из участников вашей группы. Важно, что бы длина цепочки была как можно больше. Посмотрим, какая группа справится с этим заданием дружнее и креативнее.
Рефлексия упражнения:
- Что помогло вам выполнить данное задание?
Как вы думаете, если исключить одного человека из вашей команды, вы смогли бы победить?
Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов. Самый распространённый – неуправляемый конфликт.
Вот в автобусе вам кто–то наступил на ногу и вы возмутились. «Вот нахал даже не извинился!». Теперь уже тот вынужден нападать: «Не нравится, на такси нужно ездить!» В результате дело может дойти до драки.
Другой вид конфликта – холодная напряжённость (внутренний конфликт).
Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто-то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.
Есть и третья разновидность – избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение. В чём же вред таких конфликтов?
Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний.
В-третьих, страдает физическое здоровье – поражаются нервы, сердце, сосуды.
Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать конфликты. Прежде всего, ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы - это фраза типа: «Да брось ты!», «Чего ты понимаешь!», «Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!»
Наоборот, просто волшебное действие производят слова: «мне кажется», «может быть, я ошибаюсь», «может быть, ты со мной согласишься» и т.д.
Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.
Энергия ненависти разрушительна. Исцеляет лишь энергия добра, прощения, любви. А зло имеет свойство бумерангом возвращаться к тому, кто его совершает. Если обида и злость лежит тяжестью в вашем сердце, есть такой способ. Нужно написать человеку, который вас обидел, 7 разных писем. Каждое письмо посвящено разным чувствам: гнев, обида, страх, сожаление, прощение, благодарность и любовь. Письма можно не отправлять. Главное – написать их именно в такой последовательности.
Мы с вами должны помнить:
В жизни по-разному можно жить.
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете вставать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённой солнце достать
И подарить его людям.
- Правила гуманного отношения друг к другу.
Мы сегодня говорили о жестокости и насилии, которые существуют в нашей жизни. Мы говорили, о том, что они негативно влияют на отношения между людьми. Как вы думаете, что необходимо, чтобы каждый человек мог в полной мере себя проявить. Напишите, каких правил мы должны придерживаться, чтобы отношения у вас в классе были доброжелательными.
Группы записывают выработанные правила на ватман.
- Рефлексия урока:
- Какие чувства вызвала у вас тема, которую мы сегодня обсуждали?
- Как вы думаете, насколько эта тема актуальна для вас?
Воспитатель: Хочется закончить наш разговор стихотворением неизвестного нам автора Алексея Нескородова:
Красиво жить не запретишь,
И с Божьей помощью, быть может,
Ты где-то, в чем-то победишь,
Я знаю, Бог тебе поможет!
Поможет Он тебе любить,
Быть добрым, честным и бесстрашным,
Добро на всей земле дарить
И жить в гармонии в мире нашем!
Я знаю, много есть всего,
Чего бы ты хотел увидеть.
Я знаю, есть добро и зло,
Есть те, кого обидеть можно!
Есть те, кто обижал тебя,
Весь мир ты можешь упрекать.
Поверь, всем надо жить любя.
Поверь, надо уметь прощать!
Карточки
Физическое насилие – это когда бьют, толкают, таскают за волосы, раздают пинки и подзатыльники.
Психологическое насилие – это оказание давления, унижение, угроза, порча принадлежащих вещей.
Эмоциональное насилие – это грубые окрики, оскорбления, унижение чувства собственного достоинства, постоянная критика.
Экономическое насилие – это когда не дают денег, контролируют, сколько и куда потратил, лишают собственных денег, во всем ограничивают.
Сексуальное насилие – это изнасилование, принуждение к сексуальным отношениям, пошлые домогательства, вульгарные выражения.
Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие заботы, ограничение в еде, лишение одежды, лишение медицинского ухода, лишение жилья.