СТАТЬЯ "Совершенствование форм и методов воспитания школьников"
статья
Совершенствование форм и методов воспитания школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovershenstvovanie_form_i_metodov_vospitaniya_shkolnikov.docx | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №313 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Совершенствование форм и методов воспитания школьников
Подготовила
Педагог- воспитатель группы продленного дня
Козлова Ирина Николаевна
Санкт-Петербург
2019 год
Целостный педагогический
процесс – это процесс, в котором
воедино слиты «воспитывающее
обучение» и «обучающее
воспитание».
А. Дистервег.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Для формирования и развития высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной личности необходимо создать в школе благоприятные условия. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, возрождение и охрана духовных традиций своего народа — вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система.
Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания, но и пробудить личность, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают возможность реализоваться как личности, проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Но эта возможность есть в группе продленного дня. Микроклимат ГПД идеально подходит для этого. Ведь каждый ребенок талантлив по-своему, и именно здесь могут проявиться особенности каждого.
В современных условиях работы школы основной целью группы продленного дня является максимальное развитие личности каждого ребенка, что предполагает:
- воспитание духовно развитого, инициативного, ответственного, физически и нравственно здорового гражданина;
- формирование детского интеллекта;
- целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления;
- раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей педагогу- воспитателю ГПД необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
В соответствии со своими функциями педагог- воспитатель ГПД осуществляет отбор форм работы с учащимися. Всё их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:
• по видам деятельности - учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;
• по способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные;
• по времени проведения - кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);
• по времени подготовки - формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;
• по субъекту организации - организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;
• по результату - формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт;
• по числу участников - индивидуальные (воспитатель-воспитанник), групповые (воспитатель - группа детей), массовые (воспитатель-несколько групп, ).
В своей работе я использую разнообразные формы воспитательной работы: классные часы, коллективные творческие дела, игровые часы, соревнования, викторины, праздники, конкурсы, посещение музея и библиотеки. И следующие методы работы: личный пример, беседы, разъяснения, просьбы, поощрения, убеждения.
При проведении воспитательной работы по пропаганде ЗОЖ, профилактике заболеваний грипп и ОРВИ, пропаганде физкультуры и спорта, а также выработке теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни, мною используются следующие формы работы:
- беседы (учителя, медработника);
- классные часы: «Чистота- залог здоровья», «О пользе закаливания» и др.
- работа с книгой (чтение и обсуждение);
- устные журналы («Что такое здоровье?», «Путь к здоровью», «Советы доктора Айболита»);
- конкурсы: рисунков, плакатов: например, конкурс рисунков «Дорогу рисуют дети», конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни». стихотворений, загадок «Угадай-ка!»; пословиц и поговорок «Мудрое слово о здоровье»;
- практические занятия по уходу за волосами, ногтями, зубами, по уходу за одеждой и обувью;
- обсуждение ситуаций «А если не мыть руки?», «Одеваюсь по погоде»;
- занятия по ОБЖ и ПДД;
- уроки здоровья («Глаза – окна в мир», «Красивые зубы – красивая улыбка»)
- игры, соревнования, с использованием знаний правил дорожного движения, личной гигиены («В гостях у Мойдодыра», «Светофор»);
- занятия кружков внеурочной деятельности «Я- пешеход и пассажир», «Азбука здоровья»;
Большое внимание уделяю воспитанию патриотизма, любви к родному краю. На классных часах было организовано изучение государственной символики России, знакомство с историей нашей Родины.
В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей; уважение к атрибутам государственности страны. Здесь я провожу:
- Классные часы, например:
- классный час, посвященный дню начала блокады Ленинграда.
- классный час, посвященный 15-й годовщине трагических событий в Беслане (декада противодействия идеологии терроризма и экстремизма).
- Конкурсы рисунков: «Моя малая родина».
- Экскурсии в музей.
- Занятия кружка внеурочной деятельности «Я – Гражданин России».
По формированию гражданско – патриотической позиции, проведены беседы «Как вести себя в школе», литературно-музыкальная композиция «Прошла война, прошла беда» и т. д.
Проведены классные часы-практикумы на темы «Телефон доверия и социальной службы», «Телефоны спасения».
Наиболее удачным, на мой взгляд, я считаю проведение классных часов на тему «Безопасный интернет» и «Урок цифры. Большие данные».
Большое внимание уделяется профилактике дорожно-транспортного травматизма. Проводились игры, викторины, беседы. Ребята с интересом слушали инспектора ГИБДД. Также проводилась большая разъяснительная работа по соблюдению правил техники безопасности в школе, в быту, во время проведения массовых праздников, при возникновении чрезвычайных ситуаций, во время школьных каникул.
Характерной для детей младшего школьного возраста особенностью, является высокая активность во внеклассных делах.
Класс неоднократно принимал участие в общешкольных мероприятиях и конкурсах. Есть личные победы и награды класса в целом.
- Ежемесячно принимают участие в акции по сбору макулатуры.
- Учащиеся класса заняли 2 и 3 места в школьном этапе городского конкурса чтецов «Разукрасим мир стихами».
- Класс принял участие в социальной акции «Дары осени», проводимой Ленинградским зоопарком, и занял 1 место по школе.
- Учащиеся класса принимают активное участие в благотворительных акциях, проводимых в поддержку Дома ребенка и приюта бездомных животных.
От содержания методики воспитательной работы с младшими школьниками во многом зависит, каким станет ребенок: добрым, честным, хорошим человеком, борцом за все лучшее в мире или откровенным носителем зла.
"Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом" - Ш.А. Амонашвили.
Будущее гораздо ближе к нам, чем принято думать. Оно совсем рядом, задает вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее - наши дети.
Я – несу ответственность за воспитание детей. Понимаю, что должна идти в ногу со временем, иметь свой взгляд на систему воспитания и своё место в этой системе. Постоянно совершенствуясь, искать и находить новые пути к детскому уму и сердцу.
Литература:
1.Воронов В.А. “Разнообразие форм воспитательной работы”, ж.
“ Классному руководителю”, М. 2001г -№1, с.21-24.
2. Титова Е.В. Если знать как действовать: Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993.
3.Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе.- М.: Владос, 2001
4. ФопельК. Как научить детей сотрудничать (психологические игры и упражнения).- М.,2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы физического воспитания
Формы и методы физического воспитания Формы организации физического воспитания в школе в системе физического воспитания школьников применяются разнообразные формы организации занятий...
Приоритетные формы и методы воспитания гражданственности и патриотизма в начальной школе
Из опыта работы. Внеклассная работа учителя по нравственному воспитанию младших школьников....
Отчет "Современные формы и методы экологического воспитания младших школьников"
Отчет "Современные формы и методы экологического воспитания младших школьников"...
КУРСОВАЯ РАБОТА Содержание, формы и методы трудового обучения и воспитания младших школьников
Содержание, формы и методы трудового обучения и воспитания младших школьников...
Статья на тему «Формы и методы гражданско – патриотического воспитания школьников»
Статья на тему "Формы и методы гражданско-патриотического воспитания школьников"...
Образовательный проект "Формы и методы экологического воспитания младших школьников"
Образовательный проект...