Справочный материал "Дезадаптация первоклассников"
материал (1 класс)
Материал может использоваться для выступления на родительском собрании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.47 КБ |
![]() | 257.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дезадаптация. Причины. Признаки. Как помочь ребенку?»
Перешагнув школьный порог, ребенок оказывается в совершенно новом для него мире. Перед маленьким человечком стоит непростая задача – привыкнуть к новой жизни, новым людям, новой обстановке.
Адаптация к школе далеко не у всех детей протекает безболезненно. У некоторых она не наступает совсем, и тогда приходится говорить о социально-психологической дезадаптации, которая ведет к серьезным последствиям (вплоть до невозможности получить полноценное образование и найти свое место в жизни).
Физиологический уровень. Если ваш ребенок испытывает повышенную утомляемость, снижение работоспособности, слабость, жалуется на головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита, это явные признаки возникших сложностей. Возможны энурез, появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания пальцев, навязчивых движений, говорения с самим собой, заикания, заторможенности или, наоборот, двигательного беспокойства (расторможенности).
Познавательный уровень. Ребенок хронически не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.
Эмоциональный уровень. Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями. Плохо относится к перспективе обучения. При этом важно различать отдельные сложности, когда ребенок сталкивается с проблемами и жалуется на это, и ситуацию, когда он в целом крайне негативно относится к школе. В первом случае обычно дети стремятся преодолеть проблемы, во втором либо опускают руки, либо проблема выливается в нарушение поведения.
Поведенческий уровень. Школьная дезадаптация проявляется в вандализме, импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям. Причем дети в зависимости от характера и физиологических особенностей могут вести себя по-разному. Одни будут проявлять импульсивность и агрессивность, другие – зажатость и неадекватные реакции. Например, ребенок теряется и ничего не может ответить учителю, не может постоять за себя перед одноклассниками.
Причины школьной дезадаптации могут быть различными
1. Недостаточная подготовка к школе: ребенку не хватает знаний и навыков, чтобы справиться со школьной программой, либо у него плохо развиты психомоторные навыки. К примеру, он пишет существенно медленнее других учеников и не успевает справиться с заданиями.
2. Нехватка навыков по контролю собственного поведения. Ребенку тяжело сидеть целый урок, не выкрикивать с места, молчать на уроке и т.д.
3. Неприспособленность к темпу школьного обучения. Чаще это встречается у физически ослабленных детей либо у детей по природе медлительных (вследствие физиологических особенностей).
4. Социальная дезадаптация. Ребенок не может построить контакт с одноклассниками, учителем.
Помимо оценки общего уровня школьной дезадаптации важно помнить, что ребенок может быть частично приспособлен к школе. Например, хорошо справляться со школьными занятиями, но при этом не находить контактов с одноклассниками. Либо, наоборот, при плохой успеваемости быть душой компании. Поэтому важно обращать внимание, как на общее состояние ребенка, так и на отдельные сферы школьной жизни.
Существует небольшой и довольно простой ряд рекомендаций для родителей:
- Если ваш ребёнок плохо учиться на уроках, вместе с педагогом выясните, какие процессы, необходимые для успешной учёбы, не сформированы у вашего ребёнка, постарайтесь следовать советам учителя.
- Ребёнок не может самостоятельно регулировать своё поведение, на уроках шумит, может неожиданно расплакаться или засмеяться, невнимателен, рассеян, не хочет учиться. Следует побеседовать с учителем о его отношениях с ребёнком в классе, обратиться к школьному психологу за советами по изменению поведения ребёнка. Не нужно резко ужесточать или ослаблять требования к первокласснику, формирование новых навыков должно происходить постепенно, чтобы не травмировать ребёнка, которому и так нелегко.
- Ваш ребёнок не успевает выполнять задания на уроках, сильно устает к концу учебного дня. Постарайтесь приучать ребёнка всё делать вовремя, изменять нагрузку на него в течение дня.
- Если случилось, что ребёнок боится школы, то ребёнку срочно нужна помощь психолога.
- Ребёнок хорошо развит интеллектуально, но нет интереса к учёбе, он недисциплинирован, плохо учиться. Стоит нормализовать обстановку в семье: обращаться с ребёнком в соответствии с его возрастом. Совместно с педагогами школы формировать готовность ребёнка к учёбе.
- Благодаря сотрудничеству родителей и учителя обеспечивается снижение уровня тревожности ребёнка. Благодаря этому проблемы школьной дезадаптации будут разрешены в максимально быстрые сроки.
- Завышение ожиданий родителей порождают неуверенность в себе, низкую самооценку ребёнка. У него повышается чувство страха перед родителями, учителем, сверстниками за свою неполноценность, не успешность, - а это прямой путь к хроническому торможению развития.
- Не сравнивайте результаты работы своего ребёнка с достижениями более успешных школьников. Сравнивать первоклассника можно только непосредственно с ним самим, хваля его при этом за улучшение собственных его результатов.
- Первокласснику необходимо найти такую сферу, к которой он мог полностью реализоваться. Это могут быть различные танцы, изостудии, рисование, спортивные секции.
- Следует помнить, эмоциональные проявления взрослых, причём в равной степени как положительные (доброе слово, похвала), так и отрицательные (укоры, замечания, крик) служат подкреплением, которое провоцирует демонстративное поведение школьника.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ситуация, когда ребенок оказывается неприспособленным к школьному обучению Школьная дезадаптация
Повышенная утомляемость Снижение работоспособности С лабость , головные боли, боли в животе Нарушения сна и аппетита Появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек ), Д рожание пальцев, навязчивые движения Заикание Заторможенность или наоборот, двигательное беспокойство. Физиологический уровень
Сложности с освоением школьной программы Познавательный уровень
Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить Не может наладить отношения с одноклассниками и учителями Плохо относится к перспективе обучения Эмоциональный уровень
Вандализм Импульсивное и неконтролируемое поведение Агрессивность Непринятие школьных правил, Неадекватность требований к одноклассникам и учителям Поведенческий уровень
Недостаточная подготовка к школе Нехватка навыков по контролю собственного поведения Неприспособленность к темпу школьного обучения. Социальная дезадаптация Причины дезадаптации
Как помочь ребенку?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/15/picture-56-1497559851.jpg)
автор Семёнова Т.Е. Программа дополнительного образования для класса мальчиков "Справочная (служба) для мальчиков -1 класс"
Программа "Справочная для мальчиков" разработана как дополнение к традиционной системе воспитательной работы на начальной ступени образования. Программа решает выжные задачи воспитания, развития мальч...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/16/picture-58314-1471302283.jpg)
Справочные материалы для родителей первоклассников
Известно, что первые дни ребенка в школе - самое трудное и волнительное время для семьи первоклассника. Далеко не каждый малыш легко адаптируется к школе. Большая наполняемость классов, разный ур...
Совершенствование приемов работы со справочной литературой на уроках русского языка в начальной школе в рамках новых требований ФГОС
Педагогический проект. "Совершенствование приемов работы со справочной литературой на уроках русского языка в начальной школе в рамках новых требований ФГОС"...
Звуки и буквы.Справочная таблица.
Справочная таблица для звуко-буквенного анализа слов, для составления транскрипции слова. В таблице даётся транскрипция звуков в зависимости от позиции в слове: слабая или сильная позиции для гл...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/04/picture-74020-1391485640.jpg)
Справочный материал по математике за курс начальной школы.
В справочнике собран теоретический материал по всему курсу математики начальной школы. Использовать его можно будет и в среднем звене....
Презентация по теме"Справочная литература"
В данной работе представлена краткая информация о том "Что такое справочная литература? и Какая она бывает?...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/02/picture-748220-1454433221.jpg)
Справочные материалы для родителей первоклассников
Первого сентября ваш ребенок стал первоклассником. Первый год учебы будет для него годом новых знакомств, привыкания к одноклассникам и учителям, годом творческих успехов и познания неизвестного....