Классный час на тему "Правила поведения на льду"
статья (3 класс)
Классный час на тему "Правила поведения на льду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_na_temu_pravila_povedeniya_na_ldu.docx | 26.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему "Правила поведения на льду"
Цели урока:
- Повторить правила поведения на воде.
- Обучать правилам безопасного поведения на льду.
- Учить способам самоспасения.
- Обучать способам помощи людям, терпящим бедствие на льду.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
— Существует немало зимних развлечений. Это катание на лыжах, коньках, санках. Обычно во время зимних каникул дети развлекаются вблизи пруда, озера или реки. Как весело покататься на коньках на скованной льдом реке! Но недаром говорят: «На льду развлекайся — безопасности не подвергайся!»
- Прочитайте стихотворение.
У большой и глубокой реки
Жили-были одни чудаки.
Был у них непослушный характер!
Выплывали они на фарватер,
В незнакомых ныряли местах,
На непрочных катались плотах.
И дырявую лодку качали,
И не знали тревог и печали.
А однажды, во вторник, как раз,
Разноцветный надули матрац
И поплыли на нём за буйки…
Больше нет чудаков у реки…
-Как вы поняли, что же случилось с чудаками?
- Какие правила они нарушили?
(2 человека рассказывают правила поведения на воде)
- Мы повторили правила поведения на воде, но и зимой водоёмы таят опасность.
- Как вы думаете, какую? (Можно провалиться под лёд.)
- Что происходит с поверхностью водоёмов с понижением температуры воздуха ниже 0 градусов?
4. Сообщение темы урока. Работа по теме.
- Итак, догадайтесь, какой же будет тема нашего сегодняшнего занятия? («Безопасность поведения на льду»)
Прочность льда.
- Чтобы не попасть в беду нужно знать, что лёд можно считать прочным (выдерживающим вес человека), если его толщина не меньше 10 см.
- Возьмите линейку. Отмерьте пальчиками 10 см. Посмотрите и запомните, какой должна быть толщина льда, чтобы выдержать одного человека.
- Для группы людей или для устройства катка безопасен лёд толщиной не менее 15 см. Отмерьте на линейке. Посмотрите, какая это толщина.
- Но ведь мы не носим с собой линейку! Как же быть? Оказывается, можно определить толщину льда и без линейки!
(На доске вывешены карточки.)
- Толстый, прочный лёд имеет синеватый или зеленоватый оттенки.
- Тонкий и ненадёжный лёд имеет матово-белый или желтоватый оттенки.
Наиболее опасные места.
- Но даже в крепкие морозы на водоёмах существуют места, где прогулки опасны. Как вы думаете, почему?
Ученик: Наиболее опасные места.
- Хрупким и тонким лёд обычно бывает в тех местах, где в него вмерзают ветки, доски и другие предметы, а также вблизи кустов, деревьев, камыша.
- Непрочен лёд около стоков вод у заводов и фабрик, а также в местах впадения ручьёв или там, где бьют ключи.
- Следует обходить участки, запорошенные снегом или покрытые сугробами, т.к. лёд под снегом всегда тоньше.
- Очень осторожным надо быть в местах, где лёд примыкает к берегу. Здесь лёд, как правило, менее прочен и в нём могут быть трещины.
- Особенно опасен лёд во время оттепели, т.к. он подтаивает и на нём образуются полыньи.
- Так что же получается, что зимой по льду лучше вообще не ходить?
- Если не уверен, то не ходи! А если пошёл, то для передвижения по льду есть свои правила, которые надо помнить и выполнять!
Какие же правила поведения на льду вы знаете?
Какие правила самоспасения вы знаете?
Ученик: Правила передвижения по льду.
- Прежде чем ступить на лёд, посмотри, нет ли поблизости проложенной тропы или свежих следов.
Как вы думаете, почему? (Этот путь уже кем-то проверен.) - Если следов нет, надо внимательно осмотреться и наметить свой маршрут так, чтобы избежать мест, где лёд может быть тонким.
- Следует взять с собой крепкую палку и с её помощью проверять прочность льда. Если после удара палкой о лёд появится трещина или вода, нужно немедленно возвращаться к берегу по своим следам. Причём старайтесь скользить ногами, не отрывая подошв ото льда.
На что это похоже? - Действительно, безопаснее всего переходить водоём на лыжах. – Почему? (Давление на лёд меньше.)
А в опасных местах и на лыжах надо быть осторожным. Крепления лыж надо расстегнуть или ослабить, чтобы при необходимости быстро их сбросить. Лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук. - При передвижении по льду группой необходимо соблюдать дистанцию не мене 4 – 5 метров друг от друга.
Ученик: Способы самоспасения
- Нельзя поддаваться панике.
- Чтобы выбраться на лёд. Надо попытаться, не совершая резких движений как можно дальше выползти на лёд грудью, затем вытащить на лёд одну ногу, а потом другую и откатиться от полыньи.
- Выбравшись на лёд из воды ни в коем случае нельзя сразу вставать на ноги. Нужно, откатившись от полыньи, ползти в ту сторону, откуда вы пришли и где лёд уже проверен.
Лишь ступив на берег, надо бежать, чтобы согреться и быстрее попасть в тёплое место.
5. Правила оказания помощи, провалившемуся под лёд. (Доклад учащегося).
- Если на ваших глазах тонет человек, сразу же крикните ему, что идёте на помощь.
- Приближаться к полынье надо очень осторожно, лучше – ползком, широко раскинув руки. Если есть лыжи, то их лучше подложить под себя. Можно подложить доску и ползти на ней.
- Но подползать к краю полыньи ни в коем случае нельзя. Если вы попытаетесь подать тонущему руку, то лёд обязательно обломится и вы тоже окажетесь в воде!
Лёд выдерживает человека на расстоянии 2-4 метров от края полыньи.
- Постарайтесь протянуть тонущему лыжную палку, лыжу, доску, верёвку. Можно использовать крепко связанные шарфы.
- Лучше, если спасающих несколько. Они могут, взяв один другого за ноги, лечь на лёд цепочкой и подползти к полынье.
- Действовать надо решительно и быстро, т.к. человек, попавший в холодную воду, быстро замерзает, а намокшая одежда не даёт ему долго держаться на воде.
- Вытащив товарища на лёд, следует отползти с ним из опасной зоны и как можно быстрее добраться до тёплого места, чтобы растереть его, напоить горячим чаем и переодеть в сухую одежду.
Игра «Знатоки»
Класс делится на две группы. Первая группа «Знатоки» – юные члены ОСВОДа, вторая – остальные ученики. Ребята заранее (дома) подбирают вопросы, которые они хотели бы задать знатокам.
1 вопрос. Как помочь человеку, попавшему в беду недалеко от берега?
Ответ. Оказать помощь можно, не выходя на лёд, передав пострадавшему любое подручное средство – верёвку, доску, шарф, ремень.
2 вопрос. А если беда случилась далеко от берега?
Ответ. Тогда к пострадавшему приближайтесь ползком, захватив с собой доску, лыжи, либо деревянную лестницу.
Если неподалёку оказалось несколько человек, образуйте «живую» цепь: надо лечь и держать за ноги лежащего впереди. Первый в цепочке помогает пострадавшему, подложив под себя доску или лыжи.
3 вопрос. Как долго могут находиться в ледяной воде спасатели?
Ответ. Даже тренированные и закалённые спасатели не могут находиться в ледяной воде более одной минуты. Поэтому здоровье и жизнь пострадавшего зависит от вашей смекалки и быстроты действий.
4 вопрос. Какую помощь следует оказать потерпевшему до приезда скорой помощи?
Ответ. Потерпевшего перенесите в тёплое помещение, снимите мокрую одежду, вытрите досуха и заверните в шерстяное одеяло. Если у спасённого нарушено дыхание, ему нужно делать искусственное дыхание, не дожидаясь приезда скорой помощи. Дайте спасённому горячее молоко, чай или кофе, сделайте ванну или душ (температура воды 35 – 36 градусов)
Внимание: опасные ситуации!
Ситуация первая. Что делать, если вы провалились под лёд, а помощи ждать неоткуда?
● Во-первых, ни в коем случае не поддаваться панике и не терять самообладания.
● Во-вторых, выбираться на лёд надо в ту сторону, откуда вы шли. А не плыть вперёд.
● В-третьих, не следует беспорядочно барахтаться и наваливаться всей тяжестью тела на кромку льда. На лёд надо наползать, широко раскинув руки, чтобы увеличить площадь опоры…
● Выбравшись из полыньи, ни в коем случае нельзя сразу вставать. Нужно сначала откатиться от полыньи и ползти в ту сторону, откуда вы пришли и где прочность льда уже проверена. Лишь ступив на берег, надо уже бежать, пока не окажетесь в тепле.
Ситуация вторая. Что делать, если кто-то другой на ваших глазах провалился под лёд?
● Если на ваших глазах тонет человек, сразу крикните ему, что идёте на помощь.
● Приближаться к полынье нужно крайне осторожно. Лучше - ползком и широко раскинув руки. Если есть возможность, подложите под себя лыжи или доску и ползите на них. Лёд может выдержать человека на расстоянии 3 – 4 метра от края полыньи. Поэтому постарайтесь протянуть тонущему человеку лыжу, лыжную палку, доску, верёвку. Могут пригодиться крепко связанные шарфы…
● Вытащив товарища на лёд, отползите с ним в безопасную зону, доберитесь до тепла, чтобы растереть, напоить его горячим, чаем и переодеть в сухое.
Игра «Можно или нельзя»:
- Переправляться через реки в период ледохода на лодке (нет).
- Находиться на обрывистых берегах рек (нет).
- Заходить на прибрежные льдины (нет).
- Кататься на коньках и санках по льду, который трещит и прогибается (нет).
- При подлёдном лове - класть у лунки доску (да).
- Быть осторожным на льду (да).
Игра «Назови возможные последствия событий»
1.Весной большой соблазн для детей – « прокатится» на льдине.
(Она может не выдержать, внезапно треснуть, на ней можно поскользнуться.)
2.Человек оказался на отколовшейся льдине.
(Вода может унести его вместе с льдиной далеко от берега)
6. Итог урока.
- Давайте подведём итоги нашего занятия.
- О чём мы говорили сегодня на уроке?
- Как определить толщину льда?
- Какой лёд выдерживает вес 1 человека?
- А группу?
Ребята! Будьте внимательными на льду! Мы желаем вам З Д О Р О В Ь Я!!!!
Памятка для родителей "Правила поведения и меры предосторожности на водоемах в зимний период"
1.Необходимо помнить, что выходить на лед можно только в крайнем случае с максимальной осторожностью.
2.Во всех случаях, прежде чем сойти с берега на лед, необходимо внимательно осмотреться, наметить маршрут движения и возможного возвращения на берег.
3.Следует остерегаться мест, где лед запорошен снегом, под снегом лед нарастает медленнее.
4.В местах, где быстрое течение, вблизи выступающих на поверхность кустов, осоки, травы, где имеются родники или ручей впадает в водоем, образуются промоины, проталины или полыньи. Здесь вода покрывается очень тонким льдом.
5.Особо опасны места сброса в водоемы промышленных сточных вод, растопленного снега с улиц города, насыщенного разного рода реагентами. В таких местах вода практически не замерзает всю зиму.
6.Безопаснее всего переходить водоем по прозрачному с зеленоватым или синеватым оттенком льду при его толщине не менее 7 см.
7.Прежде чем встать на лед нужно убедиться в его прочности, используя для этого палку. Во время движения палкой ударяют по льду впереди и по обе стороны от себя по несколько раз в одно и то же место.
8.Если вы видите чистое, ровное, не занесенное снегом место, значит здесь полынья или промоина, покрытая тонким свежим льдом.
9.Если на ровном снеговом покрове темное пятно, значит под снегом - неокрепший лед.
10.Очень опасно скатываться на лед с обрывистого берега, особенно в незнакомом месте. Даже заметив впереди себя прорубь, пролом во льду или иную опасность, бывает трудно затормозить или отвернуть в сторону, особенно, если катаются маленькие дети.
11.Для катания на санках, лыжах, коньках необходимо выбирать места с прочным ледяным покровом, предварительно обследованным взрослыми людьми.
12.Необходимо соблюдать особую осторожность на льду в период оттепелей, когда даже зимний лед теряет свою прочность.
ПОМНИТЕ!
1.Человек может погибнуть в результате переохлаждения через 15-20 минут после попадания в воду.
2.В случае треска льда, пригибания, появления воды на поверхности льда, немедленно вернитесь на берег
3.Не ходите по льду толпой или с тяжелым грузом. Лучше всего без необходимости не выходить на лед!!!
4.Если Вы провалились под лед, старайтесь передвигаться к тому краю полыньи, откуда идет течение. Это гарантия, что Вас не затянет под лед. Добравшись до края полыньи, старайтесь как можно больше высунуться из воды, чтобы налечь грудью на закраину и забросить ногу на край льда. Если лед выдержал, осторожно перевернитесь на спину и медленно ползите к берегу. Выбравшись на сушу, поспешите как-нибудь согреться. Охлаждение может вызвать серьезные осложнения.
5.Если на Ваших глазах кто-то провалился под лед, вооружитесь любой палкой, шестом или доской и осторожно, ползком двигайтесь к полынье. Доползти следует до такого места, с которого легко можно кинуть ремень, сумку на ремне или протянуть лыжную палку. Когда находящийся в воде человек ухватится за протянутый предмет, аккуратно вытаскивайте его из воды. Выбравшись из полыньи, отползите подальше от ее края.
Уважаемые родители!
Показывайте детям пример правильного поведения на водоемах. Нет большего счастья, чем видеть наших детей здоровыми и весёлыми!
Уберечь детей - наше общее дело!
Полезные советы и рекомендации для детей
Все мы любим зиму за возможность поиграть в снежки и насладиться зимними видами спорта. Водоёмы покрываются льдом, и можно покататься на коньках или пойти на зимнюю рыбалку. Однако следует помнить о том, что лёд — очень опасная и хрупкая вещь. Прежде чем выходить на замёрзшую водную поверхность, необходимо ознакомиться с правилами поведения на льду.
Толщина льда, на который без опаски может ступить один человек, должна быть не менее 7 см. Передвигаясь в группе, нужно идти на расстоянии 5—6 м друг от друга, по следам идущего впереди человека. Не выходите на лёд, припорошённый снегом: в нём могут быть пробоины. Наиболее тонкий лёд — в местах сильного течения реки, а также там, где есть камыши и выходят стоки промышленных вод. Если вы передвигаетесь по льду на лыжах, выньте руки из петель палок. Идущий впереди лыжник должен проверять прочность льда ударами лыжных палок. Лёд возле берега, как правило, имеет небольшую толщину. Не выходите на первый лёд, чтобы покататься на коньках: в начале зимы он может быть очень непрочным.
Ни в коем случае не ходите весной по льду, особенно под мостами, вблизи поворотов реки и возле берега.
Помните, что весной по утрам лёд ещё крепкий, однако днём под него можно провалиться.
Если при передвижении по ледяной поверхности вы увидите, что наружу проступает вода, немедленно возвращайтесь назад, но ни в коем случае не бегите. Идите скользящим шагом, не отрывая ступней ото льда. Если лёд очень тонкий и трещит под ногами, перемещайтесь ползком.
Не вставайте на отколовшиеся от общей поверхности льдины, так как они могут перевернуться, и вы провалитесь под лёд.
Если человек провалился под лёд
Если вы провалились под лёд, немедленно избавьтесь от предметов, которые держали в руках. Раскиньте руки как можно шире, чтобы удержаться за кромку льда, не повредив её. Переместитесь к тому краю, где вас не унесёт подводным течением. Вылезайте на лёд ползком, не делая резких движений, прижимая грудь к ледяной поверхности. Выбравшись из воды, откатитесь к тому месту, откуда пришли, и дальше передвигайтесь ползком. Если вы не в силах перемещаться самостоятельно, раскиньте ноги и руки как можно шире и зовите на помощь.
Если вы стали очевидцем того, как человек провалился под лёд, немедленно дайте ему знать, что идёте на помощь. Приближайтесь к пострадавшему ползком; если у вас есть такая возможность, подложите под себя доску или лыжи.
К кромке льда не приближайтесь ни в коем случае!
Протяните человеку любой предмет, с помощью которого можно вытащить его из воды — лыжную палку, шест, верёвку, длинный шарф. Вытаскивая пострадавшего из воды, не делайте резких движений. Если вы шли в составе группы, остальные участники должны вам помочь. Для этого тот, кто находится сзади вас, должен лечь на лёд и держать вас за ноги.
Нужно постараться вытащить человека из воды как можно быстрее, чтобы он не замёрз. После того как пострадавший выберется на поверхность, приложите все усилия к тому, чтобы в кратчайшее время доставить его домой или в любое другое тёплое помещение. Затем необходимо снять с пострадавшего мокрую одежду и, надев на него тёплое бельё и шерстяные носки, уложить в постель. Отпаивайте его тёплой жидкостью. Если вы обнаружили, что пострадавший обморозил какую-либо часть тела, действуйте согласно правилам, описанным выше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поведение на льду.
Инструктаж безопасного поведения на льду....
Осторожно, тонкий лед! Правила поведения на льду.
Классный час в форме беседы в целях предупреждения несчастных случаев на водоёмах в осенне-зимний период....
Инструктаж по поведению на льду
Материал содержит подробную пошаговую инструкцию по правилам поведению на водоёмах в зимний период...
Инструкция о правилах поведения на льду в весенний период
Перед вскрытием рек, озер, водоемов лед слабеет, становится рыхлым, опасным для перехода. Поэтому стоит задуматься о своей безопасности....
Презентация + конспект классного часа в 1 классе по теме "Правила безопасного поведения на льду"
Презентация + конспект классного часа по теме "Правила безопасного поведения на льду"...
Классный час с презентацией "Правила безопасного поведения на льду"
Тема: «Правила безопасного поведения на льду» Цели деятельности учителя: повторение и закрепление правил безопасного поведения на льду....
Классный час: «ОСТОРОЖНО ТОНКИЙ ЛЕД! ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЛЬДУ»
Беседа с учащимися на тему "Осторожно тонкий лед! Правила поведения на льду" с целью предупреждения несчастных случаев на водоёмах в осенне-зимний период....