Мой первый учитель: каким должен быть педагог начальных классов
статья

Соловьева Елена Валерьевна

В данной статье я рассуждаю о том, какие качества помогают учителю начальных классов находить общий язык с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мой первый учитель: каким должен быть педагог начальных классов

«Учительство – это искусство, труд не менее титанический,

чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку,

как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую.

Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

Д.С. Лихачев

Становление личности ребенка происходит в общении с широким кругом окружающих его людей – прежде всего родителей, а также сверстников. На определенном этапе возрастного развития в этот круг включаются педагоги, которым принадлежит исключительно важная роль в процессе формирования личности ребенка.

Именно поэтому учеников должен встречать компетентный педагог, профессионал своего дела, который при этом любит детей и готов вкладывать все свои силы и умения в развитие юных школьников. И название этой должности – педагог начальных классов, воспитатель.

Учителя начальных классов помогают детям адаптироваться в новой для них реальности, прививают навыки работы в коллективе, учат видеть доброе и прекрасное в этом непростом мире. Для каждого ребёнка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это, прежде всего, встреча с новым, особо значимым человеком. Эта встреча может помочь ребёнку стать хорошим человеком, обрести своё собственное лицо, уверенность в будущем.

  Секрет успеха учителя начальной школы напрямую зависит от таких его личных качеств, как:

  • любовь к детям, чуткость и внимание к детским потребностям;
  • психологическая грамотность и умение грамотно реагировать на детские конфликты;
  • деликатность и гуманизм;
  • коммуникативные способности, развитая память и внимание;
  • высокая духовная и общая культура;
  • чувство такта и толерантности;
  • твердые нравственные принципы.

Одним из наиболее значимых условий во взаимодействии учителя с учениками является чуткость педагога, его любовь к ученикам. Атмосфера, где учитель принимает ребенка таким, каков он есть, старается поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявляет искренность и открытость, способствует становлению и совершенствованию личности ученика.

Общение – одна из самых сложных сторон педагогического труда. Важнейшей задачей педагогического общения выступает положительное влияние педагога на учащихся с целью организовать их поведение таким образом, чтобы это благотворно сказывалось на формировании их личности. Для этого учителю необходимо организовать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися.

В младшем школьном возрасте ребенок еще не обладает необходимым потенциалом равноправного участника обмена информацией в связи с недостатком знаний. Учитель здесь выступает носителем человеческого опыта, который воплощен в заложенных в образовательную программу знаниях. Однако даже в этом случае педагогу необходимо способствовать активизации усилий детей по усвоению знаний.  Задача учителя - найти так называемую «золотую середину»: с одной стороны, быть авторитетом для ребенка, а с другой стороны, - по мере взросления ученика воспринимать его как равноправного участника педагогического взаимодействия.

Особенности личности педагога, его индивидуально-психологические и профессиональные качества выступают важным условием, определяющим характер диалога. К необходимым профессиональным качествам учителя относится его умение отмечать и оценивать индивидуальные особенности детей, их интересы, склонности, настроения. Очень важно уметь разбираться в мимике и жестах ребёнка, анализировать с помощью наблюдения его поведение и связывать наблюдаемое с внутренним миром, мотивами и намерениями.

Безусловно, жизненный и профессиональный опыт учителя имеет огромное значение в области межличностного восприятия и оценивания ученика. Но не стоит забывать и о субъективном факторе: все мы люди, и порой наше личное восприятие может помешать адекватной оценке воспитанников. Поэтому для педагога очень важно постоянно отдавать себе отчет в действии психологических механизмов и внутренних установок, искажающих межличностное восприятие (эффект первого впечатления, чужая оценка и т.д.) и не позволять им влиять на взаимоотношение с учащимися. Способность отвлечься от собственной предвзятости и сосредоточиться на чертах, по-настоящему важных, и составляет искусство «разбираться в людях».

Важным условием в сохранении душевной близости с учениками является школьная атмосфера, психологический климат в классе. Класс для ребенка должен стать местом, где он чувствует себя равным среди других детей и защищённым. Роль учителя здесь ключевая. Учитель наводит порядок, помогает разрешать возникающие конфликты, слушает и переживает с детьми их приключения. Здесь проявляются коммуникативные способностей педагога – умение применять поощрение и наказание с целью воспитательного воздействия на ученика. Если поощрения и наказания справедливы, они стимулируют стремление воспитанника к успеху, к достижениям.

Большое значение для воспитателя имеют невербальные формы педагогического общения. Здесь на первое место выходят  такие коммуникативные способности педагога, как:

  • умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;
  • умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;
  • умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;
  • умение создавать возможность для другого человека в проявлении своих интересов и чувств;
  • умение извлекать из общения максимум информации для себя.

Классный руководитель должен уметь «читать» не только ребёнка, но и себя в каждой ситуации общения. Взрослому необходимо попробовать увидеть себя со стороны и адекватно оценить себя в глазах окружающих. Умение правильно оценить ситуацию общения – это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные её признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.        

Таким образом, современный педагог начальных классов помимо исчерпывающих знаний в области учебных предметов должен обладать дополнительными компетенциями, быть экспертом, тьютором, прекрасно понимающим детей, содействующим их творческому развитию и одновременно обеспечивающим постоянное саморазвитие в новых образовательных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе: "Каким должен быть педагог?"

Эссе: "Каким должен быть педагог?"...

А каким должен быть учитель двадцать первого века?

А каким должен быть учитель двадцать первого века? «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в своё дело…» (А.П.Чехов). В современной школе первое место отводится развивающем...

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ. КТО ОН И КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ.

Учителя начальных классов — особый народ в учительской среде. Они занимаются самой деликатной, важной и ответственной работой: буквально за ручку переводят детей через бурный поток школьной жизни, в к...

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ: «КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УЧИТЕЛЬ младших КЛАССОВ?»

Учителя начальных классов — особый народ в учительской среде. Они занимаются самой деликатной, важной и ответственной работой: буквально за ручку переводят детей через бурный поток школьной жизн...

ЭССЕ на тему «Каким должен быть современный учитель начальной школы?»

ЭССЕ на тему«Каким должен быть современный учитель начальной школы?»...

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ. КТО ОН И КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ.

Учителя начальных классов — особый народ в учительской среде. Они занимаются самой деликатной, важной и ответственной работой: буквально за ручку переводят детей через бурный поток школьной жизн...

ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ. КТО ОН И КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ.

Первый учитель занимается самой важной и ответственной работой.Только от любви учителя зависит ,с каким багажом знаний и нравственных ценостей пойдет ребенок во взрослую жизнь....