Воспитательное мероприятие "Три тайны жизни".
классный час (3 класс)

Лариса Николаевна Тихонова

Данное мероприятие поможет учащимся раскрыть три тайны жизни: связь живой и неживой природы, внутри живой природы, связь человека и природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tri_tayny_zhizni.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

                             Внеклассное   занятие     «Три    тайны   жизни.»

         Цель:  способствовать  формированию  у  учащихся   экологического  сознания;  раскрыть  связи  между  живой  и  неживой  природой,  внутри  живой  природы,  понимания  роли  человека  в  окружающей  среде.                                                   

Личностные УУД: восприятие через себя проблем природных объектов и человечества в целом.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности,  умение формулировать точный ответ,  планировать поведенческий алгоритм в соответствии с предложенной задачей, высказывать свое мнение.

Познавательные УУД: умение извлекать информацию, ставить проблему и решать её, уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные УУД: уметь работать в группе, договариваться  друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

                                                           Ход  занятия:

         - Наше  занятие  мне  хочется  начать  словами  из  песни:

                                     Где  бы ни  были  мы,  но  по- прежнему

                                     Неизменно  уверены  в  том,

                                     Что  нас  примет  с  любовью  и  нежностью

                                     Наша  пристань  -  родительский  дом.

         - Ребята,  а  как  вы  понимаете,  что  такое  дом?(слайд1- 2 )

          - А космонавты, улетая  в  космос, что  своим  домом  считают?

                                                        - Нашу  планету  Земля. (слайд 3 )

          - Общий  дом  для  всех  людей  на  земле – планета  Земля.

                                       Где  ты  живешь?

                                       Где  построен  твой  дом?

                                       И хорошо  ли  ты  с  домом  знаком?

                                       Мальчик  ответил:

                                       «Живу  я  в доме  номер…

                                         Дом  на  …»

                                        Но  этого  мало

                                        Деревню назови  мне  свою   для  начала.

                                       «Деревня  Богданово,  что  стоит  на  высоком  холме.

                                          А  за  холмом  виден  лес   вдалеке,

                                          Тянутся   к  лесу  сады  и  поля,

                                          В  низине  речушка  бежит  не  спеша»

                                          Очень  красива  наша  Земля!

                                          Понял, дружище, вот  он,  твой  дом ,

                                          Светлый, красивый, большой!          ( слайд 4-5)             

     - Ребята,  мы  с  вами  живем  на  планете  Земля.  Назовите  соседей  наших  по  планете,  кто  ещё  рядом  с  нами  живет?                                        

    -  Скажите,  в  каком  доме  вам  приятно  жить,  в  какой  дом  вам  хочется  возвращаться  снова  и  снова?                            

   - Но  в  последнее  время  не  всегда  так  бывает. В  нашем  общем  доме  происходят  ужасные  перемены.  И  в  этом  вы  сейчас  сами  убедитесь.  Я  покажу  вам  кусочек  нашего  дома, хорошо  известную  вам  местность.  Вы  внимательно  посмотрите  и  скажите,  все  ли  красиво  в  этом  доме,  все  ли  вам  понравилось  здесь?    (слайд  6-9)

  - Как  вы  думаете,  что  произойдет  с  этим  домом, если  мы  и  дальше  будем  его  засорять?                                  

- Что  же  надо  делать,  чтобы  этот  лес  жил  и  продолжал  радовать  нас  своими  дарами: ягодами,  грибами,  пением  птиц?

- Что же  такое  природа?

- Какой  она  бывает?

- А  сегодня,  ребята,  мы  с  вами  раскроем  три  тайны  жизни  на  Земле.  Поможет  нам  в  этом  легенда  о  племени,  которые  называли  себя  «Дети  Солнца».   И  так  слушайте:

      «Это  племя  жило  на  своих  землях   очень   много  лет. У  них  были  бескрайние  леса,  поля, луга. Долгое  время  люди  жили  привольно  и  спокойно. Но  вот  однажды  они  заметили,  что  там,  где   раньше  бурлили  прозрачные    и  быстрые  реки – застыли  мутные  воды, там,  где  когда – то  была  плодородная  пашня -  теперь  безжизненная  пустыня,  а  там,  где  когда – то  царила  красота  в  природе – стало  голо  и  уныло.  Тогда  старейший  из  старейших  созвал  племя  и  обратился  к  нему  с  такими  словами:

       «Беда  к  нам  пришла  оттого,  что  мы  забыли  древние  секреты  жизни.  Нам  нужны  смелые  и  благородные  люди,  которые   найдут  разгадку  жизни  и  помогут  нам  выжить.»

       Вот  тогда  и  вышли   вперед  мальчишки  и  девчонки.  Были  они  того  же  возраста,  что  и  вы.  Старейший  из  старейших  отвел  их  в  отдаленное  место  и  показал  им   волшебную  лодку.

                                                             (слайд 10)

       «Вы  отправитесь  вниз  по  реке», - сказал  он, - и  по  пути  познаете   три  тайны  жизни.  Эти  знания  и  помогут  вам  вернуть  красоту  в  природе.»

- Разрешите,  мне  сегодня  выполнять  роль  старейшего  из  старейших.

  У  каждого  из  вас  на  парте  шкатулка,  в  которой  три  разноцветные   бусинки   и  четыре   белые  бусинки.  

  На  своем  пути  вы  трижды  подвергнитесь  испытанию.  Внимательно  следите  за  тем,  что  с  вами  случится.

- Что ж  готовы?  Поплыли!

- Ребята,  вот  мы  с  вами  оказались  на  красиво  цветущем  лугу.  (слайд 11)

  Вы  готовы  познать  первую  тайну  жизни?   Нанижем  на  проволочку   белую  бусинку.  Белые  бусинки  будут  соединять  между  собой  цветные.  

- Ой, ребята,  посмотрите,  какой  красивый  одуванчик.   Вы  видели  это  растение?  Давайте  вдохнем  аромат  этих  цветов.

- Корень  одуванчика  всю  зиму  проводит  в  земле.  Теплое,  пушистое  одеяло  из  снега  укрывает  его  до  весны.  Придет  весна,  снег  растает  и  одуванчик  начнет  расти.  Что  же  нужно  одуванчику,  чтобы  он  жил  и  рос?

 - Тепло  и свет  этому  растению  что  дает?

- А  где  он   возьмет  питательные  вещества,  за  счет  которых   будет  жить?

- Вот  одуванчик   вырос,  расцвел.  Но  летняя   жара  иссушила  растение,  листья  стали  засыхать.  Но  вот  прошел  дождь,  и  одуванчик  вновь  зазеленел  после  дождя,  а  на  месте  желтого  огонечка  появилась  пушистая  головка.  Подул  ветер   и  рассыпалась  пушистая  головка  на  мелкие  парашютики.   Ветер   унес  их  далеко  от  луга.  Давайте  подуем!    Наберите   побольше  воздуха  в  легкие   и  по - сильнее   дуньте.  (слайд  12)

- Что  же  с  пушинками  дальше  произойдет? (слайд  13)

- Ветер  способствовал   распространению  и  размножению  растений.  Мы  с  вами  любим  плести  из  одуванчиков  веночки.  И  бывает  порой  так,  сплели  один  веночек – не  понравился,  выбрасываем,  плетем  другой.  Можно  ли  так  поступать?  Почему?  (слайд  14)

- Сейчас  поиграем  в  игру. Девочки  у  нас  будут  «Потребители»,  мальчики  «Юные  хранители  природы». Каждый  из  вас  должен  будет  ответить  на  вопрос: хорошо  или  плохо  нарвать  большой  букет  одуванчиков?

«Потребители»:

    Нарвать  букет  одуванчиков – это  хорошо.  Цветы  красивые.  Их  можно   подарить  кому – нибудь.  Они  хорошо  пахнут.  Когда  дома  стоят  цветы,  становится  уютно.

«Юные  хранители  природы»:    

     Нарвать  букет  одуванчиков  - это  плохо. Цветы  быстро  завянут  и  их  выбросят. Если  будешь  рвать  большие  букеты,  нанесешь  вред  природе.  Они  быстро  исчезнут.

- Так  рвать  большие  букеты  одуванчиков  хорошо  или  плохо?

-  Цветок  на  лугу  я  сорвал  на  бегу,

   Сорвал,  а зачем – объяснить  не  могу.

   В  стакане  он  день  простоял  и  завял

   А  сколько  бы  он  на  лугу  простоял?!

- Если  я  сорву  цветок,

  Если  ты  сорвешь  цветок,

  Если  все:  и  я,   и ты,

  Если  мы  сорвем  цветы –

  Опустеют  все  поляны  

  И  не  будет  красоты!

- Цветка  не  сорвите,  а  лучше  скажите:

  Купальница,  ландыш, лесная  гвоздика,

  Живите,  растите, на  радость  цветите

  И  не  исчезайте  растущие  дико.  

- Ребята, одуванчик – это  у нас  какая  природа?

- А  чтобы  это  растение  жило  и  росло  ему  что  нужно?

- Солнце, вода,  почва – это  какая  природа?

- Ребята,  посмотрите,  живая  и  неживая  природа  связаны  между  собой?  Нужны  они  друг  другу?  (слайд  15)

- Вот  мы  с  вами  открыли  первую  тайну  природы: взаимосвязь  живой  и  неживой  природы.  Нанижем  желтую  бусинку:  это  будет  у  нас  символ  связи  живой  и  неживой  природы.

- Поплывем  дальше!

- Ой, ребята,  посмотрите,  впереди  у  нас  лес.  Могучий  дуб  растет, широко  раскинув  ветви  в  стороны.  Красавец,  правда?!  Хотите  узнать  вторую  тайну?  Тогда  нанижем  вторую  белую  бусинку.

- Дуб  живет.  Он  дышит,  растет,  тянется  своими  молодыми  веточками  к  солнцу,  к  его  теплу  и  свету.  Но  вот,  посмотрите,  среди  ветвей   мелькнула  белочка;  какое – то живое  существо  пронеслось  с  громким  жужжанием   и  уселось   на  ствол  дуба.  Да  это  же  большой  жук;  а  вот  на   одной  из  веточек  сидит  маленькая  птичка.  Не  дуб,  а  целый  дом  для  разной  живности.  (слайд  16)

- А  что  же  произойдет,  если  дуб  исчезнет?

- Не  будет  птиц,  зверей,  жучков.  Не  будет                                                        пищи  для  животных.  Кабан, например,                                                              питается  желудями.  Жук – олень  соком                                                                дуба.

- Деревья  только  одним  своим  существованием    приносят  людям  и  всему  живому   добро  и  великую  радость.  Деревья – защита  и  украшение   земли.  Без  них  не  смогли   бы    ни  мы,  ни  наши  соседи  жить.

- Ребята, дуб – это  какая  природа?  А  обитатели  дуба: белочка,  птицы, жучки – какая  природа?

- Как  вы  увидели,  есть  ли  связь  внутри  живой  природы?

- Вот  мы  с  вами  познали  вторую  тайну  жизни – тайну  связи  внутри  живой  природы.  Нанижем  зеленую  бусинку – символ  связи  внутри  живой  природы.  (слайд  17)

- Поплывем   дальше!

- Перед  нами  открытое море.  Чтобы  открыть  третью  тайну,  нанижем  третью  белую  бусинку.

- Перед  нами  открытое  море  и   чайки.  Чайки  кружились,  кружились  над  морем  и  только  на  несколько   минут  садились  на  море  отдохнуть.  (слайд  18)

Вдруг  птицы  увидели  темное  пятно,  но  не  придали  этому  значение.  Черное  пятно  разливалось  по  воде,  а  чайки  продолжали  нырять  в  поисках  рыбы.  Вдруг  крылья  их  отяжелели,  взлететь  чайки  уже  не  могли,  перья  были  вымазаны  «черной  грязью»,  отмыть  которую  невозможно.  Чтобы  вы  в  этом  убедились,  я  вам   сейчас  это  докажу.(слайд  19-20)

      - И  так,  по  вине  человека   в  море  пролита  нефть:  может  быть  во  время  перевозки   произошла  авария,  корабль  наскочил  на  подводную  скалу.

   - Нефть – полезное  ископаемое,  маслянистая  жидкость  темного  цвета.  Основное  её   свойство – горючесть.  При  сгорании  она  дает  больше  тепла,  чем  каменный  уголь.  Кроме  этого,  из  неё  получают  бензин,  керосин,  машинное  масло.  Нефть  в  жизни   человека  имеет  большое  значение.

- По  весу  птичье  перо  тяжелое  или  легкое?

- Какое  значение  имеет  для  птиц  перьевой  покров?

- Нефть  оказалась  в  море.  Посмотрите,  что  произойдет  с  пером,  если  его  опустить  в воду  с  нефтью?

- Попробуем  отмыть  в  воде.  Не  отмывается.  Нефть  при  неосторожном  обращении  может  принести  вред  животным  и  человеку.

- Ребята,  по  вине  человека,  его  халатности  погибли  чайки.  Мы  выяснили,  человек  и  природа  связаны  между  собой?

- Нанижем  красную  бусинку – символ  связи  человека  и  природы.

- В  настоящее  время  создано  много  экологических  организаций,  которые  охраняют  и  следят  за  бережным  отношением  человека  к  природе.

- Я  предлагаю  вам  тест. Вам  нужно  ответить  на  вопросы,  выбрав  один  из  вариантов.

         1. Почему  нельзя  загрязнять  воду?

                     - Потому что   в  ней  погибают  организмы.  (Д)

                     - Потому  что  будет  некрасивый  цвет.  (М)

         2. Есть  ли  в  природе  в  природе   ненужные  и  бесполезные  вещества?

                     - Да,  например,  комар. Он  больно  кусается.  (Б)   

                     - Нет.  В  природе  нет  ничего  бесполезного,  ненужного. (Р)

          3. Почему   человеку  нужно  заботиться   о  редких  животных?

                      - Потому  что  их  можно   будет  потом  взять домой.  (Я)

                      - Потому  что  их  осталось   мало    и  они  могут   совсем  

                        исчезнуть. (У)

           4. Какие  животные   и  растения  занесены  в  Красную  книгу?

                        - Которым  грозит  полное  исчезновение  с  лица  Земли. (Г)

                        - Красивые. (П)

- Какое   слово  у  нас  получилось?   Что  значит  «друг»?

- Человек  должен  стать  настоящим   другом  всего  живого  на  планете.   Человек  связан  с  природой,  является   её  частью,  но  только  он  обладает  разумом.  От  действий  человека  зависит  изменится  к  лучшему  или  к  худшему  окружающая  среда.

- Нанижем  последнюю  белую  бусинку  и  вспомним  ещё  раз  наши  три  тайны,  которые  мы  с  вами  узнали.

- Мы  познали  три  тайны  жизни.  Завяжем  крепким  узлом  проволочку  и  пусть  этот  узел  никогда  не  развязывается,  пусть  эти  три  тайны  будут  всегда  крепко  связаны.  Давайте  ещё  раз  переберем  бусинки  ожерелья.

- Желтая  бусинка – символ  связи  живой  и  неживой  природы.  Пусть  на  одуванчик    проливаются   только  чистые  дожди,  а  не  кислотные;  ветер  несет   чистое  дыхание,  а  не  ядовитую  пыль  с  заводов,  а  почва   пусть  будет  питательной  и  плодородной.  

- Зелёная  бусинка – символ  связи  внутри  живой  природы.  Пусть  всегда  растут  могучие   дубы,  другие  растения,  а  рядом  с  ними  обитают  различные  живые  существа.

- Красная  бусинка – символ  связи  человека  и  природы. Пусть  действия  человека  в  природе  будут  всегда  строго  продуманы  и   не  опасны  для  неё.

- Наденьте  это  ожерелье  и  помните  о  трех  тайнах  жизни  и  о  трех  испытаниях,  которые  прошли.

                           Есть  одна  планета – сад

                           Только  здесь  леса  шумят,

                           Птиц  скликая  перелетных.

                           Лишь  на  ней  одной  увидишь –

                           Ландыши  в  траве  зеленой,

                           И  стрекозы  только  тут

                            В  реку  смотрят  удивленно.

                            Береги  свою  планету,

                            Ведь  другой  на  свете  нету.  

- Да,  действительно,  другой  такой  планеты  нет. Наша  Земля  в  наших  руках.  Наша   небольшая  планета  Земля  добра  к  нам.  И  мы  должны  отвечать  ей  теплом  на  тепло,  любовью  на  любовь. (слайд  21)

                                                                                           

                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Тайны Кравцова озера"

Исследовательская работа " Тайны Кравцова озера", ученика Коленкова Даниила заняла 1 место в городе исследовательских проектов. Полную работу с презентацией Вы можете скачать на моем персональном сайт...

тайна имени.Сценарий внеклассного мероприятия Заседание кружка «Тайна имени» Тема «Из истории русских имён и фамилий»

Цели:Познакомить со значением и происхождением русских имён, отчеств и фамилий.Формировать умение работать с дополнительной литературой, выделять главное, пересказывать и выразительно читать, ан...

Конспект урока по окружающему миру в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (8 вида) в 4 классе на тему: "Тайны жизни насекомых".

Цель: изучение характерных признаков класса «Насекомые», формирование знаний об отличительных признаках насекомых, их разнообразии. Задачи:  Образовательные: способствовать обогащению ...

Родительское собрание "Тайна золотой медали, или как стать отличником в школе, в ВУЗе, в жизни"

Данную презентацию показывают в начале учебного года в начальных классах. Она содержит краткое разъяснение для родителей о том, при каких условиях дети становятся отличниками....

Продолжаем раскрывать тайны гласных! Тайна Йотиков

Сказка о гласных буквятах,  у которых в кармашке поселился Йотик...

Занятие кружка «Разгаданные тайны» по теме: «Разгадываем тайны. Занимательные опыты.»

Цели: •          ознакомить со способом познания окружающего мира-опытом, экспериментом;•          способствов...

внеклассное мероприятие "Тайны зеленого дерева" (тайны здоровья)

Мероприятие направлено на:формирование у учащихся правильного представления о здоровье, довести до детей мысль, что здоровье не только бывает физическим, но и психическим, нравственным, показать связь...