Воспитательное мероприятие "Три тайны жизни".
классный час (3 класс)
Данное мероприятие поможет учащимся раскрыть три тайны жизни: связь живой и неживой природы, внутри живой природы, связь человека и природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tri_tayny_zhizni.docx | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие «Три тайны жизни.»
Цель: способствовать формированию у учащихся экологического сознания; раскрыть связи между живой и неживой природой, внутри живой природы, понимания роли человека в окружающей среде.
Личностные УУД: восприятие через себя проблем природных объектов и человечества в целом.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности, умение формулировать точный ответ, планировать поведенческий алгоритм в соответствии с предложенной задачей, высказывать свое мнение.
Познавательные УУД: умение извлекать информацию, ставить проблему и решать её, уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Коммуникативные УУД: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Ход занятия:
- Наше занятие мне хочется начать словами из песни:
Где бы ни были мы, но по- прежнему
Неизменно уверены в том,
Что нас примет с любовью и нежностью
Наша пристань - родительский дом.
- Ребята, а как вы понимаете, что такое дом?(слайд1- 2 )
- А космонавты, улетая в космос, что своим домом считают?
- Нашу планету Земля. (слайд 3 )
- Общий дом для всех людей на земле – планета Земля.
Где ты живешь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
Мальчик ответил:
«Живу я в доме номер…
Дом на …»
Но этого мало
Деревню назови мне свою для начала.
«Деревня Богданово, что стоит на высоком холме.
А за холмом виден лес вдалеке,
Тянутся к лесу сады и поля,
В низине речушка бежит не спеша»
Очень красива наша Земля!
Понял, дружище, вот он, твой дом ,
Светлый, красивый, большой! ( слайд 4-5)
- Ребята, мы с вами живем на планете Земля. Назовите соседей наших по планете, кто ещё рядом с нами живет?
- Скажите, в каком доме вам приятно жить, в какой дом вам хочется возвращаться снова и снова?
- Но в последнее время не всегда так бывает. В нашем общем доме происходят ужасные перемены. И в этом вы сейчас сами убедитесь. Я покажу вам кусочек нашего дома, хорошо известную вам местность. Вы внимательно посмотрите и скажите, все ли красиво в этом доме, все ли вам понравилось здесь? (слайд 6-9)
- Как вы думаете, что произойдет с этим домом, если мы и дальше будем его засорять?
- Что же надо делать, чтобы этот лес жил и продолжал радовать нас своими дарами: ягодами, грибами, пением птиц?
- Что же такое природа?
- Какой она бывает?
- А сегодня, ребята, мы с вами раскроем три тайны жизни на Земле. Поможет нам в этом легенда о племени, которые называли себя «Дети Солнца». И так слушайте:
«Это племя жило на своих землях очень много лет. У них были бескрайние леса, поля, луга. Долгое время люди жили привольно и спокойно. Но вот однажды они заметили, что там, где раньше бурлили прозрачные и быстрые реки – застыли мутные воды, там, где когда – то была плодородная пашня - теперь безжизненная пустыня, а там, где когда – то царила красота в природе – стало голо и уныло. Тогда старейший из старейших созвал племя и обратился к нему с такими словами:
«Беда к нам пришла оттого, что мы забыли древние секреты жизни. Нам нужны смелые и благородные люди, которые найдут разгадку жизни и помогут нам выжить.»
Вот тогда и вышли вперед мальчишки и девчонки. Были они того же возраста, что и вы. Старейший из старейших отвел их в отдаленное место и показал им волшебную лодку.
(слайд 10)
«Вы отправитесь вниз по реке», - сказал он, - и по пути познаете три тайны жизни. Эти знания и помогут вам вернуть красоту в природе.»
- Разрешите, мне сегодня выполнять роль старейшего из старейших.
У каждого из вас на парте шкатулка, в которой три разноцветные бусинки и четыре белые бусинки.
На своем пути вы трижды подвергнитесь испытанию. Внимательно следите за тем, что с вами случится.
- Что ж готовы? Поплыли!
- Ребята, вот мы с вами оказались на красиво цветущем лугу. (слайд 11)
Вы готовы познать первую тайну жизни? Нанижем на проволочку белую бусинку. Белые бусинки будут соединять между собой цветные.
- Ой, ребята, посмотрите, какой красивый одуванчик. Вы видели это растение? Давайте вдохнем аромат этих цветов.
- Корень одуванчика всю зиму проводит в земле. Теплое, пушистое одеяло из снега укрывает его до весны. Придет весна, снег растает и одуванчик начнет расти. Что же нужно одуванчику, чтобы он жил и рос?
- Тепло и свет этому растению что дает?
- А где он возьмет питательные вещества, за счет которых будет жить?
- Вот одуванчик вырос, расцвел. Но летняя жара иссушила растение, листья стали засыхать. Но вот прошел дождь, и одуванчик вновь зазеленел после дождя, а на месте желтого огонечка появилась пушистая головка. Подул ветер и рассыпалась пушистая головка на мелкие парашютики. Ветер унес их далеко от луга. Давайте подуем! Наберите побольше воздуха в легкие и по - сильнее дуньте. (слайд 12)
- Что же с пушинками дальше произойдет? (слайд 13)
- Ветер способствовал распространению и размножению растений. Мы с вами любим плести из одуванчиков веночки. И бывает порой так, сплели один веночек – не понравился, выбрасываем, плетем другой. Можно ли так поступать? Почему? (слайд 14)
- Сейчас поиграем в игру. Девочки у нас будут «Потребители», мальчики «Юные хранители природы». Каждый из вас должен будет ответить на вопрос: хорошо или плохо нарвать большой букет одуванчиков?
«Потребители»:
Нарвать букет одуванчиков – это хорошо. Цветы красивые. Их можно подарить кому – нибудь. Они хорошо пахнут. Когда дома стоят цветы, становится уютно.
«Юные хранители природы»:
Нарвать букет одуванчиков - это плохо. Цветы быстро завянут и их выбросят. Если будешь рвать большие букеты, нанесешь вред природе. Они быстро исчезнут.
- Так рвать большие букеты одуванчиков хорошо или плохо?
- Цветок на лугу я сорвал на бегу,
Сорвал, а зачем – объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял
А сколько бы он на лугу простоял?!
- Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
- Цветка не сорвите, а лучше скажите:
Купальница, ландыш, лесная гвоздика,
Живите, растите, на радость цветите
И не исчезайте растущие дико.
- Ребята, одуванчик – это у нас какая природа?
- А чтобы это растение жило и росло ему что нужно?
- Солнце, вода, почва – это какая природа?
- Ребята, посмотрите, живая и неживая природа связаны между собой? Нужны они друг другу? (слайд 15)
- Вот мы с вами открыли первую тайну природы: взаимосвязь живой и неживой природы. Нанижем желтую бусинку: это будет у нас символ связи живой и неживой природы.
- Поплывем дальше!
- Ой, ребята, посмотрите, впереди у нас лес. Могучий дуб растет, широко раскинув ветви в стороны. Красавец, правда?! Хотите узнать вторую тайну? Тогда нанижем вторую белую бусинку.
- Дуб живет. Он дышит, растет, тянется своими молодыми веточками к солнцу, к его теплу и свету. Но вот, посмотрите, среди ветвей мелькнула белочка; какое – то живое существо пронеслось с громким жужжанием и уселось на ствол дуба. Да это же большой жук; а вот на одной из веточек сидит маленькая птичка. Не дуб, а целый дом для разной живности. (слайд 16)
- А что же произойдет, если дуб исчезнет?
- Не будет птиц, зверей, жучков. Не будет пищи для животных. Кабан, например, питается желудями. Жук – олень соком дуба.
- Деревья только одним своим существованием приносят людям и всему живому добро и великую радость. Деревья – защита и украшение земли. Без них не смогли бы ни мы, ни наши соседи жить.
- Ребята, дуб – это какая природа? А обитатели дуба: белочка, птицы, жучки – какая природа?
- Как вы увидели, есть ли связь внутри живой природы?
- Вот мы с вами познали вторую тайну жизни – тайну связи внутри живой природы. Нанижем зеленую бусинку – символ связи внутри живой природы. (слайд 17)
- Поплывем дальше!
- Перед нами открытое море. Чтобы открыть третью тайну, нанижем третью белую бусинку.
- Перед нами открытое море и чайки. Чайки кружились, кружились над морем и только на несколько минут садились на море отдохнуть. (слайд 18)
Вдруг птицы увидели темное пятно, но не придали этому значение. Черное пятно разливалось по воде, а чайки продолжали нырять в поисках рыбы. Вдруг крылья их отяжелели, взлететь чайки уже не могли, перья были вымазаны «черной грязью», отмыть которую невозможно. Чтобы вы в этом убедились, я вам сейчас это докажу.(слайд 19-20)
- И так, по вине человека в море пролита нефть: может быть во время перевозки произошла авария, корабль наскочил на подводную скалу.
- Нефть – полезное ископаемое, маслянистая жидкость темного цвета. Основное её свойство – горючесть. При сгорании она дает больше тепла, чем каменный уголь. Кроме этого, из неё получают бензин, керосин, машинное масло. Нефть в жизни человека имеет большое значение.
- По весу птичье перо тяжелое или легкое?
- Какое значение имеет для птиц перьевой покров?
- Нефть оказалась в море. Посмотрите, что произойдет с пером, если его опустить в воду с нефтью?
- Попробуем отмыть в воде. Не отмывается. Нефть при неосторожном обращении может принести вред животным и человеку.
- Ребята, по вине человека, его халатности погибли чайки. Мы выяснили, человек и природа связаны между собой?
- Нанижем красную бусинку – символ связи человека и природы.
- В настоящее время создано много экологических организаций, которые охраняют и следят за бережным отношением человека к природе.
- Я предлагаю вам тест. Вам нужно ответить на вопросы, выбрав один из вариантов.
1. Почему нельзя загрязнять воду?
- Потому что в ней погибают организмы. (Д)
- Потому что будет некрасивый цвет. (М)
2. Есть ли в природе в природе ненужные и бесполезные вещества?
- Да, например, комар. Он больно кусается. (Б)
- Нет. В природе нет ничего бесполезного, ненужного. (Р)
3. Почему человеку нужно заботиться о редких животных?
- Потому что их можно будет потом взять домой. (Я)
- Потому что их осталось мало и они могут совсем
исчезнуть. (У)
4. Какие животные и растения занесены в Красную книгу?
- Которым грозит полное исчезновение с лица Земли. (Г)
- Красивые. (П)
- Какое слово у нас получилось? Что значит «друг»?
- Человек должен стать настоящим другом всего живого на планете. Человек связан с природой, является её частью, но только он обладает разумом. От действий человека зависит изменится к лучшему или к худшему окружающая среда.
- Нанижем последнюю белую бусинку и вспомним ещё раз наши три тайны, которые мы с вами узнали.
- Мы познали три тайны жизни. Завяжем крепким узлом проволочку и пусть этот узел никогда не развязывается, пусть эти три тайны будут всегда крепко связаны. Давайте ещё раз переберем бусинки ожерелья.
- Желтая бусинка – символ связи живой и неживой природы. Пусть на одуванчик проливаются только чистые дожди, а не кислотные; ветер несет чистое дыхание, а не ядовитую пыль с заводов, а почва пусть будет питательной и плодородной.
- Зелёная бусинка – символ связи внутри живой природы. Пусть всегда растут могучие дубы, другие растения, а рядом с ними обитают различные живые существа.
- Красная бусинка – символ связи человека и природы. Пусть действия человека в природе будут всегда строго продуманы и не опасны для неё.
- Наденьте это ожерелье и помните о трех тайнах жизни и о трех испытаниях, которые прошли.
Есть одна планета – сад
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь –
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.
- Да, действительно, другой такой планеты нет. Наша Земля в наших руках. Наша небольшая планета Земля добра к нам. И мы должны отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь. (слайд 21)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Тайны Кравцова озера"
Исследовательская работа " Тайны Кравцова озера", ученика Коленкова Даниила заняла 1 место в городе исследовательских проектов. Полную работу с презентацией Вы можете скачать на моем персональном сайт...
тайна имени.Сценарий внеклассного мероприятия Заседание кружка «Тайна имени» Тема «Из истории русских имён и фамилий»
Цели:Познакомить со значением и происхождением русских имён, отчеств и фамилий.Формировать умение работать с дополнительной литературой, выделять главное, пересказывать и выразительно читать, ан...
Конспект урока по окружающему миру в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (8 вида) в 4 классе на тему: "Тайны жизни насекомых".
Цель: изучение характерных признаков класса «Насекомые», формирование знаний об отличительных признаках насекомых, их разнообразии. Задачи: Образовательные: способствовать обогащению ...
Родительское собрание "Тайна золотой медали, или как стать отличником в школе, в ВУЗе, в жизни"
Данную презентацию показывают в начале учебного года в начальных классах. Она содержит краткое разъяснение для родителей о том, при каких условиях дети становятся отличниками....
Продолжаем раскрывать тайны гласных! Тайна Йотиков
Сказка о гласных буквятах, у которых в кармашке поселился Йотик...
Занятие кружка «Разгаданные тайны» по теме: «Разгадываем тайны. Занимательные опыты.»
Цели: • ознакомить со способом познания окружающего мира-опытом, экспериментом;• способствов...
внеклассное мероприятие "Тайны зеленого дерева" (тайны здоровья)
Мероприятие направлено на:формирование у учащихся правильного представления о здоровье, довести до детей мысль, что здоровье не только бывает физическим, но и психическим, нравственным, показать связь...