Планета толерантности
классный час (3 класс)

Планета толерантности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planeta_tolerantnosti.doc77.5 КБ
Office presentation icon planeta_tolerantnosti.ppt2.72 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий открытого часа общения в 3 классе

«Планета Толерантности»

 

Цели:

  1. Познакомить воспитанников с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание. Продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.
  2. Способствовать развитию у обучающихся самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

 

Оборудование:

  1. Компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация «Планета Толерантности»
  2. Мультипликационный фильм «Рыжий – рыжий, конопатый»;
  3. Оформление кабинета: вырезки из журналов с портретами  людей разных стран мира, глобус, географическая карта мира; макет дерева толерантности, плакат «Цветок толерантности», плакаты с высказываниями о вежливости, терпении, дружбе:

В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе. (Ф. Бэкон);

Человек ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный. (Н.Добролюбов);

Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой. (Э. Берк);

  1. Материалы и инструменты: фломастеры, бумага в форме листьев (например, березы), ватман, на котором изображено дерево без листьев;
  2. Бей джи для каждого уч-ся с изображением паука, мухи, червяка.

Ход урока:

Слайд 1, 2

Учитель:

Я предлагаю начать наш   классный час  с пожелания добра друг другу.

Я желаю тебе  добра.
Ты желаешь мне  добра.
Мы желаем друг другу  добра.

Слайд 1

 (Дети приветствуют друг друга,  соприкасаясь пальцами, ладонями.)

– Давайте посмотрим   друг на   друга,  и просто  улыбнемся.  Мы уважаем друг друга, мы дружим друг с другом, мы не стыдимся  друг  друга,  мы терпимы друг к другу, то есть мы толерантны друг к другу.

Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Сегодня мы с вами проведем урок толерантности. Я не буду раскрывать значение этого слова, а вы чуть позже попробуете сказать, что означает слово "толерантность".

Любой человек – это личность. Учёные считают, что личность складывается из трёх составляющих: из твоего физического тела, из твоего образа (роли) и твоего характера (души).

Что такое душа сформулировать точно никто не может уже многие сотни лет. Говорят, что душа - это великая тайна. У русского народа существует пословица – «Чужая душа – потёмки». Нелегко познать чужую душу, чужую личность, но и  свою душу тоже нелегко познать.

Время от времени очень полезно вглядываться в себя: кто я? какой я? как я общаюсь с другими людьми?

Сегодня мы попробуем заглянуть в свою душу.

Послушайте стихотворение С.Маршака "Всемирный хоровод".

Стихи для ребят
Всех народов и стран:
Для абиссинцев
И англичан,
Для испанских детей
И для русских,
Шведских,
Турецких, немецких,
Французских
Негров, чья родина –
Африки берег;
Для краснокожих
Обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать
Надо,
Когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов,
Что в стужу и снег

Лезут
В мешок меховой
На ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых –
Тех, что живут
В городах и селах...
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!

– О чем это стихотворение?

Дети. О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.

У. - Почему все дети и все люди нашей планеты независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?

Д. Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.

У. - Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами. Этим людям очень трудно. Они потеряли всё. Им негде жить, негде работать, нечего кушать, нет вещей, чтобы переодеться. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь. Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам.

Д. Дать одежду, поделиться едой, игрушками, не обижать детей беженцев...

Учитель. - Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война еще не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и люди других национальностей. Русским предоставляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов. И вот через много лет ситуация повторилась. Война в Афганистане, Чечне. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским людям. Ведь добрая русская душа еще издавна была известна всем народам.

Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.

А теперь давайте попробуем объяснить, что же обозначает слово "толерантность".

Слайд 3

Учитель: На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.

Слайд 4

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность– это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Слайд 5

Толерантность – слово заимствованное, а поэтому мало понятное.

Подберите ближайшие синонимы к этому слову. (Ответы уч-ся)

Слайды 6, 7, 8

Есть вещи в мире, которые мы любим, которые нам приятны. Что вы, ребята, любите на Земле? (ответы воспитанников). Это вкусные конфеты, прекрасные пейзажи, мамина ласка, футбол…

Скажите, какие животные вам нравятся? (ответы уч-ся).

Каких животных вы не любите или даже боитесь? (Ответы уч-ся).

Слайд  9, 10, 11

Игра «Я – толерантный».

Действительно, есть в нашем большом мире такие существа, которых мало кто любит, которые неприятны для нас. Вы их назвали. Это змеи, пауки, червяки. Найдите в каждом из этих животных черты, за которые их можно ценить и уважать.

Воспитанники делятся на 3 команды. Каждая команда путем жеребьевки получает задание защищать права одного из животных (паук, змея, дождевой червяк). Участники команды получают бей джи с изображением животного.

Слайд 12

Змея: уничтожает грызунов, из ее яда делают лекарства, мази.

Слайд 13

Паук: ловит мух и комаров, является героем сказок «Муха – цокотуха»,  мультфильма «Человек – паук», служат кормом для птиц

Слайд 14

Дождевой червяк: улучшает качества почвы, является кормом для птиц и других животных, необходим рыболовам.

Слайд  15

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Все – мы разные, все мы – равные!

Толерантность — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Учитель. А сейчас мы с вами проведем игру. Она позволит определить, насколько вы толерантны. В нашей школе учатся разные ребята: полные, худые, большие, маленькие, в очках и без очков, разных национальностей, девочки и мальчики. Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от насмешек и оскорблений. И каждый из нас неповторим и значим. Быть толерантным – значит уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями. Это означает быть внимательными к другим. Обращать внимание на то, что нас разъединяет. Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для наших друзей.

Игра "Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность"

1. Павлик плохо одет...

З.  Это неважно.
К. Ты подсмеиваешься над ним.

2. Андрей питается не так, как ты, по причине своей религии...

З. Ты говоришь, что он выглядит смешно.
К. Ты просишь, чтобы он объяснил это.

3. Цвет кожи у Джо отличается от твоего...

З. Ты стремишься лучше узнать его.
к. Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – плохие".

4. Пожилая женщина медленно идет…

К. Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
З. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

(Вопрос для мальчиков)

5. Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой...

К. Ты говоришь, что все девочки – плаксы и ябеды.
З.  Ты разговариваешь с ней.

(Вопрос для девочек)

6. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком...

К. Ты говоришь, что все мальчики – обзываются и дерутся.
З.  Ты разговариваешь с ним.

7. На твоих глазах на кого-то нападают...

З. Ты пытаешься защитить его.
К. Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

8. К тебе подходит ребенок-инвалид...

З. Ты естественным образом разговариваешь с ним.
К. Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

 Выбери правильный ответ, сосчитай кружки.
Дети считают.
– 
Если одни зеленые кружки, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 7зелёных  кружков, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.
У тебя менее 3зелёных кружков: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!

 

- А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? Интересно ли жить в таком мире клонов? (выслушать ответы уч-ся)

Хорошо или плохо, что все мы разные? (выслушать ответы уч-ся)

Предлагаю поиграть в игру «Мы – разные»

  • Хлопают в ладоши те, у кого светлые волосы
  • Хлопают те, у кого темные волосы
  • Хлопают те, у кого длинные волосы
  • Хлопают те, у кого короткие волосы
  • Хлопают те, у кого вьющиеся волосы

Слайд 16

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

На нашей большой планете Земля живут разные люди, непохожие друг на друга. У них разные культуры, разные языки, разный цвет кожи. Мы поем разные песни и играем в разные игры.

Слайд 16

Игра ПРИВЕТСТВИЕ

А сейчас я предлагаю поприветствовать друг друга так, как это делают жители разных стран.

( Поочередно демонстрируются иллюстрации к портретам народов разных стран)

В Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди.

Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе.

Самоанцы, жители острова Самоа, при приветствии обнюхивают друг друга.

Латиноамериканцы – обнимаются.

Лапландцы, жители Крайнего севера – трутся носами.

Японцы – кланяются.

Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо, еще высовывают язык.

Представьте, если мы высунем язык при приветствии, то вряд ли захотят поздороваться с нами в следующий раз. А для тибетцев – это вежливая форма приветствия.

Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатие.

Слайд 17

Толерантность - это милосердие.

Толерантность - это сострадание.

Толерантность - это уважение.

Толерантность - это доброта души.

Толерантность - это терпение.

Толерантность - это дружба.

Толерантность  - это гармония в многообразии.

Слайд 18

В конце мне хочется сказать, что школа – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

Учитель:

Игра  «Простим друг друга».

  1. Теперь попрошу всех встать в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем положите  руки друг другу на плечи, закройте глаза и вспомните всех, на которых вы за что-либо обиделись. Постарайтесь мысленно их простить.
  2. А сейчас посмотрите на соседа, взгляните друг  другу в глаза и скажите: «Я уважаю, стараюсь понять и принимаю тебя!» Не торопитесь разжимать руки, ведь пока вы все вместе, вы сильнее и можете окрасить мир в те цвета, которые должны быть  - цвета радуги.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бетти, Э. Риердон Толерантность – дорога к миру. [Текст] /Бетти, Э. Риердон. – М.: Бонфи, 2001 – 265с.

2. Гасанов, З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. [Текст] / З.Т. Гасанов //Педагогика – 2001 - №4 – с.24-30.

3. Ильиченко, Л. Педагогика поликультурности и толерантности. [Текст] /Л. Ильиченко //Дошкольное воспитание – 2004- №8 –С20-22.

4. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков [Текст] /Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. – 2-е изд. стереотип. – М.,2001 – 126 с.

5.Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы. [Текст] /Л.Г. Федоренко. – СПб.: КАРО, 2006– 128 с


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Толерантность Толерантность

Слайд 3

На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.

Слайд 4

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности . Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность .

Слайд 5

терпимость уважение к чужому мнению прощение

Слайд 6

МЫ ЛЮБИМ

Слайд 9

Мы не любим

Слайд 12

Мы не любим Змея: уничтожает грызунов, из ее яда делают лекарства, мази.

Слайд 13

Дождевой червяк: улучшает качества почвы, является кормом для птиц и других животных, необходим рыболовам.

Слайд 14

Паук: ловит мух и комаров, является героем сказок «Муха – цокотуха», мультфильма «Человек – паук», служат кормом для птиц

Слайд 15

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Все – мы разные, все мы – равные!

Слайд 16

Все мы – разные! Все мы – равные!

Слайд 17

Сотрудничество Прощение Милосердие Толерантность

Слайд 18

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие на планету Толерантности

   Толерантность - это важнейшая составляющая поликультурного воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культ...

"Планета толерантности"

Что такое толерантность?...

Внеклассное занятие «Планета толерантности. Мы все такие разные, но…»

Цель занятия: формирование метапредметных результатов на занятиях внеурочной деятельности через развитие нравственных ценностей...

Классный час с презентацией на тему: Планета Толерантности"

Данная разработка направлена на формирование правильного представления о толерантном поведении и отношениях одноклассников между собой, а также  способствует развитию у детей самосознания, которо...

Презентация "Планета толерантность"

Презентация подготовлена для проведения классного часа . Дети узнают о том, что такое толерантность, откуда пришло к нам это слово и др. Здесь представлен цветок толерантности, который поведает ...

Планета толерантности

ТОЛЕРАНТНОСТЬ –это уважение, принятие и понимание многообразия мира.материал для 4 классов...

Воспитательский час по теме: "На планете Толерантность"

Открытый урок в виде беседы с учениками. Целью было познакомить детей с понятием толерантности и привить им уважение к другим народам. В конце бала выполнена творческая работа по созданию "Памятки тол...