Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД
статья

Ирина Анатольевна Любинская

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Велико разнообразие функций игровой деятельности:

диагностическая, развлекательная, коммуникативная, социализация, диагностическая.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_v_praktike_raboty_vospitatelya_gpd.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

   Любинская  И.А., воспитатель ГПД

ГБОУ прогимназия № 698 Московского района

Санкт-Петербург

Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД

Работая с детьми третий десяток лет, я не перестаю удивляться великой силе игры в воспитании и развитии младших школьников. Мне нравятся слова А.С. Макаренко о роли игры в жизни ребенка: « Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Велико разнообразие функций игровой деятельности:

диагностическая, развлекательная, коммуникативная, социализация, диагностическая.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Применение игровых и развивающих технологий во внеурочной деятельности раскрывает неограниченные возможности для повышения познавательного интереса обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка, и является началом для творчески развитой личности; обеспечивается эффективная организация творческой деятельности учащихся

Уже в первом классе, в адаптационный период, я активно использую   различные игровые технологии для знакомства детей, для сплочения дружного коллектива. На этом этапе дети полюбили такие игры «Снежные ком», «Имя в центре», «Художник», «Моя история». «Посмотри-ка на меня», «Мяч по кругу».

Посредством игры, дети приучаются к соблюдению школьных правил, узнают о режиме первоклассника, учатся контролировать свои поступки, объективно оценивать поступки одноклассников.

В своей многолетней педагогической практике я каждый день применяю различные игровые технологии во внеурочной деятельности. Современные  дети любят играть в настольные иры, которых у нас много в классе: « Монополия», «Мемо», «Турбосчет», «Цветариум», «Кортекс», «Геометрика». Настольные игры укрепляют взаимоотношения между одноклассниками, учат лучше понимать друг друга, благотворно воздействуют на психическое и умственное развитие детей. Кроме того, настольные игры имеют еще ряд положительных воздействий:

 - у ребенка развивается творческий потенциал и воображение;

- у ученика развивается речь, он учится красиво и правильно говорить;

- происходит развитие социальной адаптивности ребенка, которому приходится ради достижения цели взаимодействовать с различными игроками;

 - развивается скорость реакции, моторика, ребенок становится более аккуратным;

 - развивается смекалка и память;

 - ребенок учится переключаться между различными видами деятельности;

- ребенок учится в процессе игры преодолевать сложности и легче переживать неудачи, учиться принимать победы и поражения. 

  В нашу компьютерную эпоху дети очень мало играют в подвижные игры, поэтому основной задачей в первом классе я ставлю перед собой- познакомить  детей с миром веселых подвижных игр . Я считаю, что наши дети очень долгое время сидят за партами-уроки, домашнее задание, а ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Игрой лечат, игрой развивают, игрой развлекают, игрой успокаивают, игрой обучают, игрой воспитывают. С большим интересом мои первоклашки разучивают подвижные игры моего детства: «Стоп- Каликало», «Шандыр - Мандыр», «Краски», «Третий лишний», «Платочек», «Числа». «Московские прятки», «Море волнуется…», «Тише едешь - дальше будешь».

 Эти игры для детей носят высокую педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, формируют интерес к истории нашей страны, народному творчеству.

В процессе игровой деятельности  учащиеся включаются в познание окружающего мира, реализации своих идей, выполняют проблемные задания, развивающие мышление. В своей работе я использую дидактические игры, сюжетно-ролевые, кроссворды, загадки, ребусы.

 Применение игровых и развивающих технологий во внеурочной деятельности раскрывает огромные  возможности для повышения познавательного интереса обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка, и является началом для творчески развитой личности; обеспечивается эффективная организация творческой деятельности учащихся. Развивая творческую личность, я   использую игровые приемы в проведении тематических праздников: «Новогодний карнавал», «В гостях у Осени», «Рыцарский турнир», «На балу у Золушки». В театральное творчество  я привлекаю и родителей детей. Театрализованные игры любят все мои дети. С радостью они играют в спектаклях, рисуют афиши, мастерят костюмы и декорации к маленьким мини-спектаклям. Итоговые представления-спектакли мы показываем родителям, дедушкам и бабушкам детей. Вовлеченные в театральную игру взрослые, вдохновляют детей на творчество и успех. Театральная деятельность является эффективным средством социально-эмоционального, речевого и художественного – эстетического развития младших школьников.

Итог своей работы по данной теме я наблюдаю уже в четвертом классе, когда мои дружные ученики могут самостоятельно организовывать игры, занимая свое свободное время.

Таким образом, игра - это  творческая деятельность, в процессе которой ребенок глубже и ярче  познает  настоящий мир и готовится к взрослой жизни, а я – педагог, проводник и помощник ребенка. Считаю изучение этой темы первоочередной, актуальной и постоянной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД"

Игра находится в одном ряду  с праздниками и божественными культурами Играть – снискать милость богов и прожить жизнь Согласно свойствам своей природы.    Пла...

«Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД»

Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина.Игра — сердцевина досуга. Игра как огромный пласт культуры разнообразит и обогащает досуг людей, воссоздавая целостн...

Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД

Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умениюудивляться, богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активировать позн...

Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД

Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД.Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина.Игра — сердцевина досуга. Игра как огромный пласт культуры разн...

Методическая разработка. Презентация воспитателя группы продленного дня: "Игровые технологии и практики работы воспитателя ГПД".

Методическая разработка. Презентация воспитателя группы продленного дня: "Игровые технологии и практики работы воспитателя ГПД"....