Самооценка младших школьников
статья (3 класс)
Доклад "Самооценка младших школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_samootsenka_mladshih_shkolnikov.docx | 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Самооценка младших школьников как средство повышения уровня знаний
Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.
По мнению психологов, самооценка развивается на протяжении всей жизни человека.
Наиболее благоприятным периодом развития самооценки является младший школьный возраст, так как именно в этот период начинается организованное обучение, и от того, как учитель организует это обучение, зависит, будет ли развитие самооценки активным, так как в этом возрасте самооценка ребенка продолжает формироваться, корректироваться и отшлифовываться под влиянием оценки учителя (словесной — похвала, порицание; и знаковой — отметка).
От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение.
Задача учителя состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность состоит в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели уже в 1-м классе необходимо начать формировать такую самооценку. Система контроля и оценки также ставит перед нами важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Для развития самооценки учащихся рекомендуется подбирать разноуровневые варианты заданий, однако такая форма контроля используется мало и требует серьезной подготовки. Но именно эта форма помогает лучше решить задачу формирования адекватной самооценки младшего школьника.
Как показала практика, от уровня самооценки зависит активность личности, её стремление к самовоспитанию, её участие в жизни коллектива. Самооценка формируется прежде всего под влиянием результатов учебной деятельности, особенно в 1 классе. Принято различать адекватную (или реальную) и неадекватную завышенную или заниженную - самооценку. Эти определения появляются в сравнении с реальными возможностями младшего школьника. Самооценка не остается стабильной, в зависимости от успехов в деятельности, возрастных особенностей она имеет тенденцию изменяться.
Основными факторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников, является школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания. Но самое большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости, она, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка, поэтому следует различать оценку деятельности и оценку личности и не переносить одно на другое. Младшие школьники негативный отзыв о своей работе воспринимают как оценку: ты - плохой человек. Оценка учителя является основным мотивом их усилий, их стремлений к успеху, поэтому не надо сравнивать его с другими детьми, а показывать ему положительные результаты собственной работы раньше и теперь.
Используя прием сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень малого продвижения вперед по сравнению со вчерашним днем, мы укрепляем и поднимаем доверие к себе, к своим возможностям. Для развития адекватной самооценки необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки.
Я работаю по УМК «Школа России». В соответствии с требованиями ФГОС в этом УМК появились смайлики для оценивания ребёнком собственных достижений. Смайлик улыбающийся – ответы на вопросы сверены с правильными, посчитаны и большинство выполнено верно, смайлик, не выражающий эмоций – половина заданий сделана верно, смайлик грустный – с работой правильно справиться не смог. И для выявления психологической атмосферы на уроках, я использовала такие смайлики (мы их вырезали из рабочей тетради и раскрасили) - предлагала детям показать в конце урока смайлик с мимикой рожицы, чтобы оценить своё настроение. Чаще всего дети показывали смайлик улыбающийся, что, конечно, поднимало и мое настроение. Если мимика была грустной, это давало мне возможность своевременно оказать ребенку необходимую помощь, поработать с ним индивидуально.
В своём классе я проводила такую диагностику:
Изучение самооценки личности младшего школьника.
Цель: нахождение количественного выражения уровня самооценки методом набора слов, соответствующих "идеалу" и "антиидеалу".
Инструкция: Перед вами - ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце). Отметьте те, которые, как вы считаете, у вас есть.
"Идеал" "Антиидеал"
Смелость | Хвастовство |
доброта | грубость |
любознательность | лень |
трудолюбие | трусость |
вежливость | зависть |
усидчивость | лживость |
честность | жадность |
правдивость | драчливость |
настойчивость | жестокость |
активность | обидчивость |
Лучше, если каждый ряд будет состоять из 10 слов, так считать проще. Если в графе "Идеал" подчеркнуто 8-9 качеств, то это свидетельствует о завышенной самооценке. Если по "Антиидеалу" такая картина, то это говорит о заниженной самооценке.
В моём втором классе из 32 человек в классе завышенная самооценка у 17 человек, адекватная – у 13, заниженную самооценку имеют 2 ребёнка. В первом классе завышенная самооценка была у гораздо большего количества учащихся, заниженная – у 5 человек. Дети с заниженной самооценкой вначале всего боялись, боялись сделать что-то не так.
Класс у меня довольно трудный, на две трети состоит из мальчиков, большинство из которых являются гиперактивными, постоянно отвлекаются и не успевают за общим темпом работы. У них как раз и выявилась завышенная самооценка и они не воспринимают адекватную оценку своей деятельности.
Что же я делаю для того, чтобы самооценка у мох ребят становилась адекватной?
Очень полезны и эффективны упражнения по формированию адекватной самооценки и рефлексии. Например, такие задания я использовала в первом классе:
1.Самоанализ.
- Откройте тетради и посмотрите, какие замечания вы получили, какие ошибки допустили. Попробуйте разобраться, почему? А могу ли я лучше?
2. При прописывании букв и их элементов:
- Подчеркните те буквы, которые у вас очень похожи на образец и получились самыми красивыми.
2. Оценка коллективной и личностной деятельности на уроке. Такой анализ провожу обычно в конце урока. «Что получилось удачным на уроке, интересным?» или «Какая работа вас заинтересовала?»
Ко второму классу у большинства учеников формируется адекватная самооценка, а переход к отметочной системе они воспринимают спокойно, без повышения тревожности.
Теперь я использую уже взаимооценку обучающихся, так как во втором классе все дети уже хорошо знают критерии отметки. Этот вид работы хорошо развивает навыки контроля, формирует умение работать в паре, взаимопомощь. Как правило, ребёнок лучше анализирует чужую работу. После проведения какой-либо небольшой письменной работы дети меняются тетрадями с соседом по парте, проверяют его работу и ставят на полях карандашом оценку. Конечно, не все ученики всегда смогут адекватно оценить работу товарища. Поэтому оговариваюсь, что потом я всё равно буду проверять и красной ручкой уже выставлю оценку, которую ребёнок заработал. Она и будет являться решающей. Точно так же дети оценивают и сами себя: после выполнения работу проверяем и карандашом ребята ставят себе оценки. Это даёт возможность и мне, как учителю, отследить, кто из учащихся оценивает себя правильно. Приучаю ребят оценивать и устные ответы друг друга, слушать, что сказано верно, а где допущена ошибка.
К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях я провожу беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля. Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребёнка адекватной самооценки и навыков самоконтроля, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.
Ребёнок с адекватной самооценкой и сформированными навыками самоконтроля сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе. И в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни. А именно такая задача ставится перед современным образованием.
И в заключение - советы педагогам.
Для формирования адекватной самооценки младшего школьника рекомендуется:
- педагогу идти путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха;
- и педагогам, и родителям рекомендуется не скупиться на похвалу, проявление эмоциональной поддержки по отношению к детям;
- работа по формированию самооценки должна осуществляться в разные режимные моменты и в разных видах деятельности;
- педагогу рекомендуется задействовать различные источники и механизмы;
- педагогу учитывать принцип меры и принцип системы;
- обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
- проводить с детьми релаксационные игры;
- предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться;
- предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе);
- предоставлять детям возможность делать выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование самооценки младшего школьника (результаты исследовательской работы)
В данной статье представлены итоги исследования по выявлению условий, при которых безотметочное обучение способствует формированию самооценки младшего школьника. Анализ выявленных результатов по...
Исследование уровня самооценки младших школьников.
В данной работе представлен один из способов исследования уровня самооценки школьников младших классов (2 кл.)...
Мастер-класс "Формирование адекватной самооценки младших школьников"
Подробная разработка мастер-класса с презентацией. Описание методики формирования адекватной самооценки у школьника....
Что влияет на формирование самооценки младших школьников
Основными факторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников являются: школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания....
Влияние стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника
Содержание Введение 3Глава 1. Теоретическое обоснование влияния стиля семейного воспитания на самооценку ребенка в младшем школьном возрасте 61.1 Теоретический анализ понятия «семейно...
Презентация родительского собрания по теме "Самооценка младшего школьника"
Презентация для родителей учащихся 1 класса по теме "Самооценка младшего школьника"...
Мастер-класс "Формирование адекватной самооценки младших школьников"
Мастер-класс проводится в форме моделирования урока "Окружающий мир (1 класс). Тема урока "Поговорим одружбе". Цель урока - учить детей понимать себя, свои мысли, свои поступки. Цель мастер-класса- со...