Сценарий праздника «Покров Пресвятой Богородицы»
план-конспект занятия (4 класс)

Волошина  Наталья Ивановна

  Я представляю вам методическую разработку: Праздник «Покрова Пресвятой Богородицы» для начальной школы

 Праздник проводили в школьном музее в комнате « Русская изба»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_praz_ppb.docx36.35 КБ
Файл prezentatsiya_pokrov_presvyatoy_bogoroditsy.pptx2.71 МБ

Предварительный просмотр:

бюджетное общеобразовательное учреждение

Калачинского муниципального района Омской области

 «Воскресенская средняя общеобразовательная школа»

Тема: Сценарий праздника «Покров Пресвятой Богородицы»

       Направление : Духовно-нравственное воспитание

Составитель : Волошина Наталья Ивановна

Учитель начальных классов

с. Воскресенкка- 2020 год

         Духовный - …всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля.
В.И.Даль «Толковый словарь»

Нравственность– внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»

  1.    Детство - это важный период в жизни ребенка и крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

  Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в начальных классах, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости моей  работы.

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А.Сухомлинский.

 Моя  работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной образовательной программе»

На протяжение четырёх лет обучения в начальной школе я  работаю по программе « Мир – по прежнему красив» и являюсь автором программы, и реализовываю задачи первой ступени.  Развитие доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания детей в процессе их духовно- нравственного воспитания.

  Актуальность: 

«Без памяти – нет традиций. Без традиций – нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа, как исторической личности».

   Въезжая в село нас встречает храм. Один из старейших сохранившихся храмов Омской области.

Однопрестольный кирпичный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы был построен жителями села Воскресенского Сыропятской волости Тюкалинского уезда в 1867 году "на местные средства".

В 2017 году храму исполнилось 150 лет.

  Я представляю вам методическую разработку: Праздник «Покрова Пресвятой Богородицы» для начальной школы

 Праздник проводили в школьном музее в комнате « Русская изба»

Через мероприятие  формирую следующие ценности:

  • Любви к родине
  • Уважение к семье
  • Потребности в здоровом образе жизни
  • Осознания красоты
  • Трудолюбия
  • Бережного отношения к Земле
  • Культуры общения.

  1. Мероприятие рассчитано на детей начальной школы( с 1-4 класс)

Цель: Формирование духовно-нравственных ценностей детей через приобщение их к православным и народным традициям, к духовным истокам русской культуры.

Задачи:

  1. Закреплять знания детей о русских народных традициях и обычаях празднования Покрова.
  2. Расширить и закрепить представления об осени, урожае, сезонных изменениях в природе.
  3. Приобщать детей к народному творчеству через шутки, потешки , игры, хороводы, народные костюмы и окружающие предметы русского быта (деревянные игрушки, тряпичные куклы).

Планируемые результаты:

1.Ученики обладают начальными знаниями об истории возникновения праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

2.Узнают икону Покров Пресвятой Богородицы.

3. Проявят инициативность и самостоятельность.

4.Овладеют разными видами и формами игры.

5.Узнают пословицы и поговорки, народные приметы о празднике.

Форма работы с учащимися:

  • Проведение совместных праздников.
  • Предварительная работа:
  • Классные часы:
  1. Разучивание стихов
  2. Разгадывание кроссвордов .
  3. Проведение викторин

Методы:

Беседа, устный рассказ, самостоятельная работа с источником информации, методы проблемного обучения, рефлексия. Песня, танец, хоровод, музыкальная игра, подвижная игра, игра-драматизация.

Экскурсия к храму «Покров Пресвятой Богородицы»

Оборудование: мультимедийное  оборудование, репродукция иконы Покрова Пресвятой Богородицы, выставка поделок, корзина с овощами, самовар, блюда русского стола.

Приглашены :

батюшка – настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Воскресенка отец Андрей.

Родители

             Сценарий праздника «Покров Пресвятой Богородицы»

Ход:

1. Организационный момент.

Дети заходят в зал под детскую песню «Матушка Богородица»

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Здравствуйте, дорогие прихожане!

14 октября наша Православная церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Мы рады приветствовать всех вас в этот замечательный день - Престольный Праздник Покрова Пресвятой Богородицы!

В этот день мы прославляем и величаем Матушку Божию - Пресвятую Богородицу и благодарим Её за Пречистый Покров над нами.

Покров – один из самых почитаемых нами осенних церковных праздников.

Когда – то очень - очень давно напали враги на город Константинополь, хотели жителей погубить да город их захватить. Обратились тогда жители в слезной молитве к Богородице – заступись, помоги! Спаси! И вдруг… Под куполом Храма явилась сама Богородица, а в руках ее светился белый шарф – омофор, которым она и покрыла всех людей. А в это время злые враги неожиданно отступили от города и жители Константинополя были спасены. И в память об этом чудесном спасении мы и празднуем праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

2. Мотивация к деятельности:

1 ребенок:

По осенним седым облакам

Вошла Богородица в храм.

На колени она опустилась,

Перед образом сына молилась.

И над всеми, кто верить готов,

Распростерла святой Свой Покров.

Он из света небесного свит,

Невесом и прозрачен на вид.

Он от скорби и бед защитит.

2 ребенок:

Молитвы слова золотые

Поем мы у древних святынь:

- Заступница, Дева Мария,

Над нами Покров Свой раскинь!

3 ребенок:

Под чистым, незримым Покровом

Мы взыщем Божественный Град.

Ты встретишь нас, Мати Христова

У райских сияющих врат.

И сегодня дети Воскресенской школы подготовили праздничное поздравление для всех нас.

А сейчас с праздником вас поздравит наш батюшка – настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Воскресенка отец Андрей.

(Настоятель храма поздравляет всех с праздником.)

3. Учебно-познавательная деятельность:

Ведущий: Это самый главный праздник осени. К этому времени уже все поля и огороды убраны. Запасы на зиму прибраны. Дома к зиме подготовлены.

Октябрь – осенний месяц, но не раз удивлял он в этот день людей обилием

«Тише, тише, тишина, осень в гости к нам пришла» 

 1 ребенок:

Облетела с ветвей листва,

Месяц в тучах нашел ночлег,

И на самый день Покрова

Выпал чистый – пречистый снег.

2 ребенок:

Он надежно укрыл собой

Поле, лес и родимый кров,

Всем напомнив, что над землей

Богородица держит Покров.

Начинают тихо звонить колокола (фонограмма)

Ведущий: Хоть и навевает временами грусть осенняя пора, но грусть эта не унылая.

Потому что живёт в наших сердцах надежда и вера в то, что коли придет нежданно беда или скорбь какая. - есть у нас Великая Заступница, помощница и избавительница от всех бед и скорбей.

Дети громко и радостно читают (каждый по строчке) стихотворение

В. Астафьев «Песня Богородице»

Ребенок-чтец 1

Между небом и землей блистая,

Радуйся, Кадильнице златая.

Ребенок-чтец 2

Радуйся, чистоте нас научающая,

Сына на десной руке качающая;

Ребенок-чтец 3

Радуйся, окруженная Небесными Силами,

Ангелами среброкрылыми;

Ребенок-чтец 4

Радуйся, Красото несказанная,

Богом нам в Заступницы данная;

Ребенок-чтец 5

Радуйся, Приятелище сирым,

Омофор Свой раскинувшая над миром;

Ребенок-чтец 6

Радуйся, плодоносное райское Древо,

Радуйся и спаси нас!

Все участники

Спаси нас, Богородице Дево!

И поют песню «Маушка Богородица»

1. Слякоть пусть и бездорожье –

Не скучай, потупя взор,

Ведь над нами Матерь Божья

Простирает омофор.

2. От всего на свете злого

Лес, и поле, и дома –

Покрывает все покровом

Богородица Сама.

3. Слякоть пусть и бездорожье –

Не скучай, потупя  взор,

Ведь над нами Матерь Божья

Простирает омофор.

Все: С праздником!

Ведущий: Да! Сегодня действительно радостный день. Ведь Господь поручил Своей Матери стать нашей Небесной Матерью, чтобы в минуты скорбей, болезней, тревог, забот нашей земной жизни мы всегда находили у Нее крепкую и любящую материнскую руку.

Мы радуемся о том, что над нами всегда, и днем, и ночью, и тогда, когда мы об этом помним, и тогда, когда об этом забываем, простерт теплый, любящий Покров нашей Небесной Матери, утоляются наши скорби, минуют болезни.

Как во время Своей земной жизни, так и ныне Пресвятая Дева находится с нами, утешая и радуя нас. Из жития святого Андрея, Христа ради юродивого, мы знаем, что когда он находился в раю, то не увидел там Богородицу. И на свой вопрос: «Где же Она?» - услышал от Ангела ответ: «Она ходит по земле и помогает людям».

И в этот час Она вблизи тех, кто чает Ее утешения, помощи и надеется на Нее.

4.Интеллектуально – преобразовательная деятельность

Ведущая: А сейчас в честь такого чудесного осеннего праздника Покрова мы хотим подарить вам, уважаемые гости, сказку «Шарф – Покров».

Ребенок:

Сказку мы сейчас покажем,

Про Покров вам в ней расскажем.

Сказка «Шарф – Покров»

Действующие лица: Бабушка Маша Мышка Ежик Лиса

Ведущая:

Жила – была бабушка, звали ее Глаша.

И была у нее любимая внучка – Маша.

Подарила ей бабушка на именины

Шарф – покров белый, красивый.

Маше шарф понравился очень

Не снимает она его, носит с утра до ночи.

То так покроит им голову, то вот так на плечи,

Красавица наша Маша, просто нет речи.

Звучит музыка.

Маша: Доброе утро, бабушка!

Бабушка: Доброе утро, внученька! Поздравляю тебя с праздником – Покрова Богородицы!

Маша: А почему Божьей Матери покров? Какой это Покров?

Бабушка: Тех, кто просит Богородицу о защите – покрывает Она своим невидимым шарфом – омофором от всех бед и несчастий, болезней и скорбей, а еще и от врагов.

Маша: Вот здорово. И меня Богородица тоже под покров возьмет?

Бабушка: Ну конечно, если ты ее попросишь.

Маша: Бабушка, а можно я к празднике осенний букет из листьев соберу?

Бабушка: Иди уж, озорница, да далеко в лес не заходи. А в опусности – Богородицу зови.

Маша: Хорошо, хорошо, бабушка.

Ведущая: Прохладно уже в осеннем лесу. Накинула Маша на плечи подарок бабушкин – шарф – покров и побежала по тропинке.

Маша (с букетом листьев):

Вот на этом деревце веточку сорву,

А за этим кустиком листик подберу.

Деревце за деревцем, кустик за кустик…

Ой, а где же тропинка? Я заблудилась… (плачет).

Ведущая: Ребята, Машенька заблудилась в лесу, что же делать? (дети отвечают).

Маша: Богородица, помоги! Покрой меня от беды, от несчастья. Побегу вон за ту березку, может там тропинка? (убегает, а шарф остается на кустах).

Ведущая: Машенька тропинку за березкой нашла и домой поспешила. А шарф – покров – бабушкин подарок так и остался в лесу на кустике лежать… Да вдруг…

Звучит музыка, входит Мышка

Мышка (поет):

Я мышка – норушка,

Вот носик, два ушка,

Еще длинный хвостик,

И серый животик. Пи – пи – пи.

Осень в гости к нам пришла,

А я домик не нашла. (ищет).

Ой, тут шарф – покров лежит.

Мышка хочет под ним жить.

У меня теперь есть дом.

Мне тепло, уютно в нем. (заходит).

Звучит музыка, входит Зайчик

Зайчик: Я Зайка – трусишка,

Люблю грызть морковку.

Я бегаю быстро и прыгаю ловко.

В лесу стало холодать, надо домик поискать. (ищет).

Да тут шарф – покров лежит,

Зайка хочет под ним жить.

Мышка: Я Мышка – норушка, а ты кто?

Зайчик: Я Зайчик – побегайчик.

Давай вместе будем жить

Буду кашу нам варить.

Мышка: Заходи.

Ведущая: Вот какой хороший дом,

Вам тепло, уютно в нем.

Звучит музыка, входит ежик

Ежик: Я колючий, серый Еж,

Я на елочку похож.

Побегу – не видно ножек,

А зовут меня все – Ежик.

Дождь и холод, ветер дует,

Где же Ежик заночует? (ищет)

Ой, тут шарф – покров лежит,

Ежик будет под ним жить.

Ребята, а вы знаете, кто там живет? (дети отвечают).

Мышка: Это я, Мышка – норушка. (выглядывает и прячется).

Ежик: Я колючий серый Еж,

Я на елочку похож.

Давайте вместе будем жить,

Я смогу вас защитить.

Ведущая: Вот какой хороший дом,

Вам тепло, уютно в нем.

Звучит музыка, входит Лиса

Лиса: Такой Лисы, такой красы

Не видел белый свет.

Умней меня, кумы – Лисы

Во всей округе нет.

(Нюхает шарф – покров) Там зверушки могут жить.

Мышка (выглядывает и прячется):

Ой, боюсь, боюсь, Лиса!

Ох, утащит нас в леса.

Лиса: Эй, трусишка, выходи, ну и мышку захвати.

Поспешите, я тут жду. Не сердите вы Лису.

Ежик: Я колючий, серый Еж,

Ты друзей моих не трож.

Уходи – ка, прочь, плутовка,

Уколю тебя иголкой. (идет на Лису)

Лиса: Ой, спасите, помогите! Красу – Лису защитите-е-е!

Мышка: Пи – пи – пи, мы испугались! В доме прятались, боялись!

Ведущая: Всех укрыл вас дом – покров, от коварных, злых врагов!

Ежик: А еще укрыл покров от осенних холодов.

Звучит музыка Маши

Зайчик: Кто – кто к нам спешит сюда. Вдруг опять это Лиса?

Все звери: Ой – ой –ой… (прячутся)

Выходят Маша и бабушка

Бабушка: Машенька, да вот же твой шарф – покров?

Маша: А тут кто то под шарфом сидит. Ребята, кто там? (дети отвечают). А шарф мой им зачем? (ответы). Ах, покров?

А что же делать теперь, бабушка?

Шарф – покров забрать, зверушки замерзнут, зима впереди.

Бабушка: Ребята, а вы как думаете? Можно шарф забрать? (ответы детей).

Маша: Пусть зверушки живут под шарфом.

Мышка, Зайчик и Ежик:

Спасибо!

Бабушка: Выходи, честной народ, праздник Покрова идет!

Маша: Я вас всех поздравляю с праздником Покрова, и примите угощенье от меня. (Подает корзину с угощением).

Бабушка: Угощайтесь, звери лесные и вы, малыши дорогие!

Ведущая: Что надо сказать, ребята?

Спасибо, Машенька, за угощение. А мы тебя тоже поздравить хотим. За сердце твое доброе, да нрав кроткий, за то, что зверушек пожалела, без дома не оставила хотим подарить тебе на Покров вот такой красивый платок. Поздравим Машу, ребята? Иди, …., подари платок.

Маша: Спасибо, мои дорогие, с радостью буду носить ваш платок. С праздником, до свидания!

Маша проводит игру с детьми: « Кто больше соберет шишек»

Бабушка проводит конкурс : Кто больше назовет пословиц и поговорок на тему :« Осень»

Знакомство с традициями.

Подведение итогов:

Все звери, бабушка:  Подводят итоги .Угощают детей сладостями

 До свидания, ребята! (уходят).

Ведущая: Для русского крестьянина праздник Покрова был праздником, который подводил итоги сельскохозяйственного года. К этому Дню должен быть убран весь урожай. На селе считали: «Пречистая Мать засевает, а Покров собирает», «На Покров последний сбор плодов».

Ведущий: Дорогие ребята! Дорогие братья и сестры!

Дорогие наши гости! На этом наш праздник закончился. Поздравляем вас всех ещё раз с престольным праздником!

Счастья вам и здоровья от Господа и Бога нашего!

Радости и Покрова от Матушки Божией!

Все: С праздником!

Колокольный звон начинает звучать громко и звучит продолжительно.

Конец и Богу слава!

Аннотация: 

  Пройдёт время, и я думаю, станут, заметны результаты длительной работы по воспитанию у детей чувства любви и доброты. А, как известно, любовь и доброта начинается с любви к людям, прежде всего близким, и к природе. Дети учатся любви и доброте у нас. Поэтому работа по нравственно-эстетическому и духовно-нравственному направлениям определила возможность формирования у детей более сложных чувств и понятий, таких как любовь к родному краю, Родине, человечеству.

  Краеведческий материал помогает пробуждать и развивать нравственные чувства учащихся, лучшие личностные качества, формировать гражданскую позицию, ведь через любовь к малой родине рождается патриот России и Гражданин Мира

Литература:

Покров Пресвятой Богородицы

Мартынова Я.Ю. Внеклассные мероприятия в начальной школе: игры, викторины,

https://gufo.me/dict/dal

https://foma.ru/        

https://zen.yandex.ru/media/id/5983031d7ddde81ea3f6daf4/pokrov-presviatoi-bogorodicy-istoriia-i-tradicii-prazdnika-5d9f1950ddfef600adf851dc


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

14 октября Покров Пресвятой Богородицы Выполнила: учитель начальных классов Волошина Наталья Ивановна

Слайд 5

Традиции СВАДЬБА

Слайд 6

ПОКРОВСКИЕ БЛИНЫ

Слайд 7

ЯРМАРКА

Слайд 8

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

Слайд 9

Итоги праздника

Слайд 12

. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник Покров Пресвятой Богородицы

Рассказ о церковном празднике Покров Пресвятой Богородицы сопровождается презентацией....

Сценарий праздника "Покрова Пресвятой Богородицы"

Совершенствование духовной и нравственной культуры детей путем знакомства с русскими народными традициями и обычаями ПРАЗДНИКА Покрова пресвятой Богородицы...

Праздник Покров Пресвятой Богородицы в начальной школе

 План-конспект праздника в начальной школе " Покров Пресвятой Богородицы". Меропиятие способствует :воспитанию духовно-нравственных качеств личности на основе наследия православной культур...

Сценарий праздника "Покрова Пресвятой Богородицы."

Выступление ребят перед прихожанами в церкви "Покрова Пресвятой Богородицы"на престольный праздник...

Презентация к празднику Покров Пресвятой Богородицы

праздник Покров Пресвятой Богородицы...

Сценарий праздника "Осень.Покров Пресвятой Богородицы"

Сценарий праздника "Осень.Покров Пресвятой Богородицы"...

Сценарий праздника «Рождество Пресвятой Богородицы».

    Духовно-нравственное воспитание на основе народных и православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эсте...