РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Развитие внимания детей младшего школьного возраста - деловая игра для учителей начальных классов, которая может быть использована на педагогическом совете.
В рамках деловой игры, автор предлагает свои методы, средства упражнения, способствующие развитию внимания младших школьников. Ценность данного мероприятия заключается в том, что предполагает активную вовлеченность всех участников игры, обмен педагогическим опытом для решения проблемы развития внимания младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
деловая игра, направленная на обмен педагогическим опытом
Цель: Повысить результативность и эффективность педагогической деятельности по развитию внимания детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Создать условия для взаимодействия между учителями с целью обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса.
2. Повышать профессиональное мастерство педагога за счет обмена педагогическим опытом.
3. Способствовать развитию личности, побуждению к самоанализу, самооценке и самовоспитанию.
4. Продолжить создавать условия для перехода на ФГОС второго поколения.
Участники: учителя начальных классов, завуч по воспитательной работе.
Сценарный ход игры:
Докладчик: Сегодня я хотела бы поговорить о методах и средствах развития внимания младших школьников. Проблема развития внимания детей не может быть решена только на теоретическом уровне, ключевой должна быть практическая деятельность. Главное правильно подобрать методы и приемы, которые в интересной форме будут способствовать развитию. Также упражнения для внимательности можно проводить в промежутках между основными блоками подачи знаний или на классном часу.
Я человек новый в системе школьной педагогики, а Вы люди с богатым опытом, которым есть чему научить молодых специалистов. Поэтому прошу Вас принять участие в деловой игре по вопросам развития внимания учеников на уроке и во внеклассной деятельности. План работы следующий: я предлагаю Вам метод, игру или упражнение для развития внимания школьников, а Вы, по желанию, отвечаете мне, рассказывая нам об одном из практикуемых Вами методов. Таким образом, у нас получится диалог по обмену педагогическим опытом.
Итак, игры и упражнения для развития внимания учеников младших классов:
- Например, попросить рассказать, как пройти от дома ребенка к школе со всеми подробностями. Такое упражнение хорошо развивает не только внимание, но и память, способствует внимательности ребят в дальнейшем.
Один из педагогов предлагает свой метод или упражнение.
- Учитель записывает на доске несколько слов, а дети должны найти маленькие слова, которые зашифрованы в больших. Как вариант, можно предложить ученикам придумать свои слова из букв, которые предоставлены в определенном слове. Оптимальнее всего использовать во неурочной деятельности.
Один из педагогов предлагает свой метод или упражнение.
- Задание на исправление ошибок в тексте. Каждому ученику предоставляется текст с несложными ошибками в словах. За определенное количество времени дети должны найти все ошибки. Очень хорошо, если при первом прочтение ученик уже видит 80-90% ошибок. Если процент меньший, нужно усердно работать над развитием внимания. Можно использовать на уроках русского языка, например, допускать ошибки на закрепление изученной темы.
Один из педагогов предлагает свой метод или упражнение.
- Игра: детям предлагают приготовить свои ладошки и хлопать, если учитель называет съедобный предмет. Если же слово обозначает не съедобное, от хлопка следует воздержаться. Таким способом можно провести упражнение и другой тематики, примером «Живое – не живое», «Летает – не летает», можно использовать любую тематику в рамках учебной программы. Самые простые темы можно использовать для 1 класса. Для учеников постарше можно использовать тему урока, например, на закрепление таблицы умножения (2*2=4 хлопок, 3*3=6 нет хлопка и т.д.)
Один из педагогов предлагает свой метод или упражнение.
- Внимательность и память хорошо развивает игра «Цепочка». Смысл заключается в том, что кто-то говорит первое слово, второй повторяет это же слово и прибавляет свое, третий участник повторяют предыдущие два слова и добавляет свое. Таким образом, поступают все участники.
Главное в игре не упустить ни одного звена цепочки, то есть не забыть ни одного из названых слов. Тот, кто нарушает последовательность или пропускает слова – прекращает игру. Можно использовать на уроках окружающего мира или заучивая правила по русскому языку.
Один из педагогов предлагает свой метод или упражнение.
- Игра «Вспомни, что за чем» заключается в том, что несколько секунд ребенок смотрит на расположение картинок, а потом необходимо закрыть их и отобразить в устной или письменной форме то, что он запомнил. Более усложненный вариант этой игры для 3-4 класса.
Учитель произносит вслух 10 слов, а ребенок записывает их в той последовательности и количестве, в котором запомнил. Если записано 8-9 слов в правильной очередности – уровень концентрации внимания у ребенка хороший.
Один из педагогов предлагает свой метод или упражнение.
- Метод комментированного письма. Учитель диктует ученикам под запись слова (предложение). Данный метод более ориентирован на измерение внимания, но должны быть соблюдены нескольких условий: учитель читает каждое слово только один раз; учащиеся могут взять ручки только после прослушивания комментариев; учитель внимательно следит за тем, чтобы учащиеся не заглядывали в тетради друг к другу. Главное, чтобы ученик с первого раза проявил свои знания и внимательность, правильно написав слова.
Один из педагогов предлагает свой метод или упражнение.
Кроме того, хотелось бы отметить, что сам знак «Внимание!» (!) может быть использован для поддержания дисциплины в классе.Если в классе возникал шум и дети никак не могли угомониться, педагогподнимает круг с красным восклицательным знаком в центре, если шум не смолкает, произносит тихо фразу: «Кто меня слышит, поднимите правую руку». Некоторые ученики услышали и поднимают правую руку. Далее тихо произносит: «Кто меня слышит, поднимите обе руки». Некоторые дети поднимают обе руки. После этого в классе наступает тишина. Таким образом, все внимание детей обращено на учителя.
Спасибо за Ваше участие, за полезные советы и интересные упражнения. Мы убедились, что педагогический опыт по развитию внимания детей младшего школьного возраста достаточно обширен и разнообразен. Можем сделать вывод, о том, чтоигра в младшем школьном возрасте продолжает оставаться значимым видом деятельности, поэтому необходимо использовать разнообразные игры на развитие внимания, которые подбираются с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Список использованной литературы:
1. Гулицкая Т.А. Развитие свойств внимания у дошкольников и младших школьников в игровой и учебной деятельности / Т.А. Гулицкая // Воспитание дошкольников. – 2013. – № 4. – C. 61-78.
2. Комарова Н.А. Развитие внимания у детей / Н.А. Комарова // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. - № 12. - С. 36-40.
3. Николаева, С.В. Развиваем внимание ребенка / С.В. Николаева // Игра и дети. – 2011. – №4. – С. 19.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание-практикум "Развитие внимания детей младшего школьного возраста"
Дать родителям информацию о признаках и причинах невнимательности;Обучить приемам развития внимания;Дать советы по организации помощи невнимательному ребенку при выполнении домашних заданий....

Доклад "Развитие внимания детей младшего школьного возраста"
Внимание... Как оно важно для развития наших детей! Какие упражнения можно проводить с детьми для этого,читайте в этой статье....
Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста
Упражнения на внимание нужны как во время уроков, таки во внеурочное время. Дети с удовольствием выполняют эти упражнения....
Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста
Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста...

Исследовательская работа по теме: "Развитие внимания детей младшего школьного возраста в учебно - воспитательном процессе."
Работа посвящена исследованию внимания как познавательного процесса....

Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста
Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста Упражнение «Мой любимый фрукт»Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, р...

Развитие внимания детей младшего школьного возраста.
В статье рассказывается об особенностях и развитии внимания у младших школьников, о факторах, определяющих внимание. Раскрываются основные виды внимания, выделяются его свойства....