Конспект занятия №1 "Волонтёрское движение".
план-конспект занятия (3 класс)

Занятие №1 по программе "Мы - юные волонтёры".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_volontyorskoe_dvizhenie.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Вяземская начальная школа – детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

Конспект занятия на тему:

«Волонтёрское движение. Понятие о волонтёрском движении. Понятия «добро», «милосердие», «сострадание»»

Бурягина О.С.

учитель начальных классов

Вязьма

2017г.

Занятие № 1

Цель: познакомить детей с понятиями «волонтерство», «волонтер», сформировать осмысление понятия «милосердие и сострадание» как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.

Задачи:

  • ознакомление с представлением о волонтерстве;
  • усвоение понятий: долг, ответственность, милосердие, сострадание.
  • осознание значимости заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям.

Знания:

1) знает, кто такие волонтеры;

2) понимание “милосердия и сострадания” как духовно ценностных понятий;

3) знает, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным.

Умения:

1) умеет определять поступки людей, которые можно отнести к милосердию;

2) умеет рассказать о милосердных поступках людей и своими делами помогает другим людям.

Основные понятия: волонтер, волонтерство, ближний, милосердие, сострадание, милостыня, ответственность, доброта, сердечность, человеколюбие.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.

Оборудование:  компьютер, проектор,; толковые словари С.И. Ожегова, В.И. Даля; раздаточный материал (карточки с заданиями), тетради,  диск с фрагментами фильма «Белый  Бим Чёрное Ухо».

Ход занятия:

I. Организационный этап. 

Учитель: Добрый день всем! Ребята, я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки!  Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу.

2.  Актуализация знаний.  

Учитель: Ребята, что вы знаете о волонтерстве и волонтерах? (Ответы детей)

Учитель: В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, можно понять, что оно существовало всегда. Вспомните службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, различных обществ охраны природы и памятников. Волонтеры - это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать волонтер? (Ответы детей)

Учитель: Правильно. Доброта, справедливость, милосердие, желание бескорыстно помогать людям - вот главные качества, которыми должен обладать волонтер.

Звучит песня «Дорога добра»

 Слова: Юрий Энтин.  Музыка: Марк Минков

Учитель: «По городу шел одинокий, ни за что обиженный пес», – прочли вы (или еще прочтете) на страницах книги Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное Ухо». Повесть о собаке по имени Бим была издана на 45 языках. В 1981 г. в Италии Троепольскому была присуждена литературная премия за лучшую книгу для детей и вручена золотая медаль Фонда Леонардо да Винчи. В нашей стране по повести поставлен художественный фильм в двух сериях с одноименным названием. Ребята, кто из вас видел этот фильм, о чем он?

Дети отвечают на вопрос учителя.

Учитель: Давайте с вами посмотрим фрагменты из фильма Станислава Ростоцкого «Белый Бим Черное Ухо».

Смотрят  фрагменты из фильма Станислава Ростоцкого «Белый Бим Черное Ухо».

Учитель:  Итак, мы теперь знаем, о чем фильм.  О том, что щенок шотландского сеттера родился с неправильным окрасом – вместо черного он был белым с рыжим крапом, только ухо и одна лапа черные. Несмотря на племенной брак, Бима взял к себе немолодой писатель Иван Иванович, увлекающийся охотой и любящий природу. Но после того, как хозяин лег в больницу, Бим оказался бездомным. Он сменил несколько хозяев и, почти обретя желаемую цель, погиб, став невинной жертвой предательства и наговора… Как вы думаете, кто из героев виноват в смерти Бима?

Дети отвечают на вопрос учителя.

Учитель:  Думаю, что каждый из вас понял, кто из героев совершил плохие поступки, а кто – благородные. Какие следы оставил Бим в сердцах людей? (Сдружил неравнодушных к нему людей)

Учитель: Правильно, Бим объединил, сдружил ранее незнакомых людей, озабоченных его судьбой. А в своих недругах что-то изменил: кого-то устыдил, кого-то подтолкнул к доброму поступку.

3. Формулирование темы и целей занятия.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на занятии? (Мы сегодня поговорим о волонтерстве и милосердии)

Учитель: Сформулируйте тему занятия.  (Тема: «Волонтерское движение. Понятие о волонтерском движении. Понятия «добро», «милосердие», «сострадание»)

Учитель: 

Сегодня мы с вами постараемся понять: Что такое волонтерство? Почему волонтер должен обладать такими качествами, как милосердие и сострадание? В чем проявляется милосердие? Кто нуждается в сострадании?  

4. «Открытие» нового знания.

Учитель: Какую цель поставим перед собой? (Ответы детей)

Учитель: Для чего надо знать эту тему?

Дети отвечают на вопрос учителя.

Учитель: Ребята, как вы понимаете значение  слов «милосердие» и «сострадание»?

Отвечают на вопрос учителя.

Учитель: Найдите определения этих слов в толковых словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля.

Работа по группам: 1 группа находит значение слова «милосердие», 2 группа –  значение слова «сострадание».

Зачитайте значения слов. (В.И. Даль: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость». С.И.Ожегов: «Милосердие – готовность помочь кому­нибудь или  простить кого­нибудь из сострадания, человеколюбия». Сострадание ­ способность переживать боль другого человека, как свою собственную [2])

Работа со словарями в группах.

Учитель: Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. 

Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность.

Благотворить – значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, беженцам, старым людям.

Добро – все, что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека. Худо тому, кто добра не делает никому. В ком добра нет, в том и правды мало. А что такое доброе дело? Это то, что дарит радость другому человеку. Нужно проявлять живой, искренний интерес к окружающим людям, ведь у каждого из нас свои проблемы, мечты, стремления.

Учитель: Давайте рассмотрим картины великих художников, которые изобразили сострадание и милосердие.

Обсуждают, сравнивают, анализируют картины художников.

Учитель: Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи, есть дети-сироты, которым не так уж хорошо живётся, хоть государство и заботиться о них в меру своих возможностей. Есть у нас и дома для престарелых,  где живут пожилые люди, за которыми некому ухаживать. К счастью сегодня, традиции благотворительности возрождаются. Существуют благотворительные фонды, где каждый желающий может оказать посильную помощь. Проводятся благотворительные акции. Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным. Это хорошо, когда люди помогают друг другу, выручают друг друга, прощают. А особенно сегодня, когда в мире происходят войны, всё больше проявляется  непонимание, грубость и даже жестокость. Нам так не хватает милосердия и сострадания.

Дети цитируют высказывания великих людей.

Учитель: Не только великие люди творят добро. Вспомните, на уроках чтения мы узнали про девочку Женю, которая помогла страждущему. Вспомните, как называется это произведение? (Валентин Катаев. «Цветик-Семицветик»)

Учитель: Давайте вспомним, кому и как девочка помогла? (Мальчику Вите, исполнила его сокровенное желание)

Физкультминутка для глаз

Учитель: Среди вас и ваших друзей тоже есть те, кто делают добрые дела. Давайте расскажем о них.

Дети  рассказывают о своих одноклассниках и друзьях, делающих добрые дела.

Игра «Цветик-Семицветик». Для этой игры понадобится цветик-семицветик с лепестками. Каждый ребенок, сорвав лепесток, высказывает свои добрые пожелания  в адрес детей других социальных, этнических, культурных групп (дети-мигранты, инвалиды, сироты).

4. Закрепление нового материала.

Учитель: Народ сложил много пословиц, поговорок о добрых поступках и делах. У вас на столах лежат листочки, где  написаны половинки  пословиц.   В течение нескольких  минут вам нужно найти свою пару к каждой из них, соединив стрелкой.

Добро помни, а…  (зло забывай.)

Доброе дело два века… (живёт).

Добрый человек … (добру  учит.)

Учитель: Давайте попробуем объяснить смысл этих пословиц.

Читают пословицы, объясняют смысл пословиц.

Учитель: Спасибо, молодцы! «Пока живешь – твори добро, лишь путь добра – спасение души»,  так гласит народная мудрость.

5. Подведение итогов. Рефлексия.  

Учитель: Вот и подходит к концу наше мероприятие, пора подвести его итоги. О чём мы сегодня с вами говорили?  (О волонтерстве, добре, милосердии, сострадании)

Учитель: Какую цель ставили на занятие? Достигли ли мы этой цели? (Ответы детей)

Учитель: Над чем заставила  задуматься  наша беседа? (Нужно делать как можно больше хороших дел по отношению к окружающим, и неважно кто этот человек; проявлять заботу о других, приходить на помощь, если это в твоих силах, делать всё это бескорыстно, сочувствовать людям)

Учитель: А в конце мы нарисуем «Гору жизни», на которую можно забраться делая только добро.

Выполняют задание учителя. По мере завершения работы подходят к доске и рассказывают, как взбирались на эту гору.

Учитель: Ребята, вы сегодня замечательно работали, я вами очень довольна. Вы у меня молодцы!

Дети оценивают себя по плану, лежащему у них на столе (Я узнал… Меня удивило… Мне запомнилось… Я считаю, что… и т.д.)

И в конце хочу подарить вам «Памятки жизненных правил»:

  1. На все хорошее, что для вас делается людьми, нужно отвечать тоже добром, проявлять внимание, чуткость ко всем людям – взрослым, своим сверстникам, к младшим.
  2. Быть внимательными и чуткими к ветеранам и инвалидам войны и труда. Своим счастливым детством дети обязаны воинам, которые мужественно, храбро, не щадя своей жизни отстояли священную землю нашей Родины в  годы Великой Отечественной войны.
  3. Свое доброе, уважительное и заботливое отношение к окружающим людям вы можете проявить всегда и повсюду: оказывать постоянную помощь родителям в их домашних делах, быть приветливыми с ними, с желанием рассказывать о делах в школе, о своих товарищах; помочь подняться упавшему на улице и т. д.

Играет песня «Твори добро». 

Литература

1.  «Социальное волонтерство. Теория и практика», Добровольческое движение Даниловцы. М., 2016

2. Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 2011.

3. Черты личности, присущие волонтеру. Эллис Сьюзен. М, 2015

4. Волонтеры: Информационный сборник по материалам печатных изданий/ Ред. Б. Халлер, Сост. Э. Дворкин; Институт социальных и общинных работников им. В. Розенвальда. – СПб.: ИСОР Петербург, 1998.

5. Власов П. А. Благотворительность и милосердие в России. - М.: Статус, 2011.

6. И. Медведева «Подумай, скажи, сделай». М., 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект занятия кружка "Движение - это жизнь" в 1 классе по ПДД

Занятие было проведено для первоклассников и их родителей,  мероприятие проходило весело и поучительно....

Конспект занятия по ПДД «Переход улиц при регулировании дорожного движения светофором» класс «Особый ребёнок»

Цель занятия: Объяснить учащимся назначение светофоров. Рассказать о значении светофора....

Конспект занятия по хореографии «Движение – это жизнь»

Задачи:Оздоровительные:- формировать правильную осанку, силу ног;- укреплять свод стопы;- развивать мышечную силу, выносливость, скоростно-силовые способности.Образовательные:- способствовать умению э...

Конспект занятия по правилам дорожного движения.

                                                      ...

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе "Азбука улиц"

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе "Азбука Улий"...

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада. Тема: «Путешествие в страну правил дорожного движения»

Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Восп...

Конспект занятия по теме " Спорт-это движение, а движение –это жизнь" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование положительной мотивации к занятиям физкультурой и спортом.Планируемые результаты:Предметные:расширить знания детей о видах спорта;воспитывать интерес к занятиям...