Конспект занятия №1 "Волонтёрское движение".
план-конспект занятия (3 класс)
Занятие №1 по программе "Мы - юные волонтёры".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_volontyorskoe_dvizhenie.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Вяземская начальная школа – детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект занятия на тему:
«Волонтёрское движение. Понятие о волонтёрском движении. Понятия «добро», «милосердие», «сострадание»»
Бурягина О.С.
учитель начальных классов
Вязьма
2017г.
Занятие № 1
Цель: познакомить детей с понятиями «волонтерство», «волонтер», сформировать осмысление понятия «милосердие и сострадание» как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.
Задачи:
- ознакомление с представлением о волонтерстве;
- усвоение понятий: долг, ответственность, милосердие, сострадание.
- осознание значимости заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям.
Знания:
1) знает, кто такие волонтеры;
2) понимание “милосердия и сострадания” как духовно ценностных понятий;
3) знает, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным.
Умения:
1) умеет определять поступки людей, которые можно отнести к милосердию;
2) умеет рассказать о милосердных поступках людей и своими делами помогает другим людям.
Основные понятия: волонтер, волонтерство, ближний, милосердие, сострадание, милостыня, ответственность, доброта, сердечность, человеколюбие.
Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.
Оборудование: компьютер, проектор,; толковые словари С.И. Ожегова, В.И. Даля; раздаточный материал (карточки с заданиями), тетради, диск с фрагментами фильма «Белый Бим Чёрное Ухо».
Ход занятия:
I. Организационный этап.
Учитель: Добрый день всем! Ребята, я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, что вы знаете о волонтерстве и волонтерах? (Ответы детей)
Учитель: В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, можно понять, что оно существовало всегда. Вспомните службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, различных обществ охраны природы и памятников. Волонтеры - это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать волонтер? (Ответы детей)
Учитель: Правильно. Доброта, справедливость, милосердие, желание бескорыстно помогать людям - вот главные качества, которыми должен обладать волонтер.
Звучит песня «Дорога добра»
Слова: Юрий Энтин. Музыка: Марк Минков
Учитель: «По городу шел одинокий, ни за что обиженный пес», – прочли вы (или еще прочтете) на страницах книги Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное Ухо». Повесть о собаке по имени Бим была издана на 45 языках. В 1981 г. в Италии Троепольскому была присуждена литературная премия за лучшую книгу для детей и вручена золотая медаль Фонда Леонардо да Винчи. В нашей стране по повести поставлен художественный фильм в двух сериях с одноименным названием. Ребята, кто из вас видел этот фильм, о чем он?
Дети отвечают на вопрос учителя.
Учитель: Давайте с вами посмотрим фрагменты из фильма Станислава Ростоцкого «Белый Бим Черное Ухо».
Смотрят фрагменты из фильма Станислава Ростоцкого «Белый Бим Черное Ухо».
Учитель: Итак, мы теперь знаем, о чем фильм. О том, что щенок шотландского сеттера родился с неправильным окрасом – вместо черного он был белым с рыжим крапом, только ухо и одна лапа черные. Несмотря на племенной брак, Бима взял к себе немолодой писатель Иван Иванович, увлекающийся охотой и любящий природу. Но после того, как хозяин лег в больницу, Бим оказался бездомным. Он сменил несколько хозяев и, почти обретя желаемую цель, погиб, став невинной жертвой предательства и наговора… Как вы думаете, кто из героев виноват в смерти Бима?
Дети отвечают на вопрос учителя.
Учитель: Думаю, что каждый из вас понял, кто из героев совершил плохие поступки, а кто – благородные. Какие следы оставил Бим в сердцах людей? (Сдружил неравнодушных к нему людей)
Учитель: Правильно, Бим объединил, сдружил ранее незнакомых людей, озабоченных его судьбой. А в своих недругах что-то изменил: кого-то устыдил, кого-то подтолкнул к доброму поступку.
3. Формулирование темы и целей занятия.
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на занятии? (Мы сегодня поговорим о волонтерстве и милосердии)
Учитель: Сформулируйте тему занятия. (Тема: «Волонтерское движение. Понятие о волонтерском движении. Понятия «добро», «милосердие», «сострадание»)
Учитель:
Сегодня мы с вами постараемся понять: Что такое волонтерство? Почему волонтер должен обладать такими качествами, как милосердие и сострадание? В чем проявляется милосердие? Кто нуждается в сострадании?
4. «Открытие» нового знания.
Учитель: Какую цель поставим перед собой? (Ответы детей)
Учитель: Для чего надо знать эту тему?
Дети отвечают на вопрос учителя.
Учитель: Ребята, как вы понимаете значение слов «милосердие» и «сострадание»?
Отвечают на вопрос учителя.
Учитель: Найдите определения этих слов в толковых словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля.
Работа по группам: 1 группа находит значение слова «милосердие», 2 группа – значение слова «сострадание».
Зачитайте значения слов. (В.И. Даль: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость». С.И.Ожегов: «Милосердие – готовность помочь комунибудь или простить когонибудь из сострадания, человеколюбия». Сострадание способность переживать боль другого человека, как свою собственную [2])
Работа со словарями в группах.
Учитель: Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность.
Благотворить – значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, беженцам, старым людям.
Добро – все, что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека. Худо тому, кто добра не делает никому. В ком добра нет, в том и правды мало. А что такое доброе дело? Это то, что дарит радость другому человеку. Нужно проявлять живой, искренний интерес к окружающим людям, ведь у каждого из нас свои проблемы, мечты, стремления.
Учитель: Давайте рассмотрим картины великих художников, которые изобразили сострадание и милосердие.
Обсуждают, сравнивают, анализируют картины художников.
Учитель: Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи, есть дети-сироты, которым не так уж хорошо живётся, хоть государство и заботиться о них в меру своих возможностей. Есть у нас и дома для престарелых, где живут пожилые люди, за которыми некому ухаживать. К счастью сегодня, традиции благотворительности возрождаются. Существуют благотворительные фонды, где каждый желающий может оказать посильную помощь. Проводятся благотворительные акции. Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным. Это хорошо, когда люди помогают друг другу, выручают друг друга, прощают. А особенно сегодня, когда в мире происходят войны, всё больше проявляется непонимание, грубость и даже жестокость. Нам так не хватает милосердия и сострадания.
Дети цитируют высказывания великих людей.
Учитель: Не только великие люди творят добро. Вспомните, на уроках чтения мы узнали про девочку Женю, которая помогла страждущему. Вспомните, как называется это произведение? (Валентин Катаев. «Цветик-Семицветик»)
Учитель: Давайте вспомним, кому и как девочка помогла? (Мальчику Вите, исполнила его сокровенное желание)
Физкультминутка для глаз
Учитель: Среди вас и ваших друзей тоже есть те, кто делают добрые дела. Давайте расскажем о них.
Дети рассказывают о своих одноклассниках и друзьях, делающих добрые дела.
Игра «Цветик-Семицветик». Для этой игры понадобится цветик-семицветик с лепестками. Каждый ребенок, сорвав лепесток, высказывает свои добрые пожелания в адрес детей других социальных, этнических, культурных групп (дети-мигранты, инвалиды, сироты).
4. Закрепление нового материала.
Учитель: Народ сложил много пословиц, поговорок о добрых поступках и делах. У вас на столах лежат листочки, где написаны половинки пословиц. В течение нескольких минут вам нужно найти свою пару к каждой из них, соединив стрелкой.
Добро помни, а… (зло забывай.)
Доброе дело два века… (живёт).
Добрый человек … (добру учит.)
Учитель: Давайте попробуем объяснить смысл этих пословиц.
Читают пословицы, объясняют смысл пословиц.
Учитель: Спасибо, молодцы! «Пока живешь – твори добро, лишь путь добра – спасение души», так гласит народная мудрость.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Вот и подходит к концу наше мероприятие, пора подвести его итоги. О чём мы сегодня с вами говорили? (О волонтерстве, добре, милосердии, сострадании)
Учитель: Какую цель ставили на занятие? Достигли ли мы этой цели? (Ответы детей)
Учитель: Над чем заставила задуматься наша беседа? (Нужно делать как можно больше хороших дел по отношению к окружающим, и неважно кто этот человек; проявлять заботу о других, приходить на помощь, если это в твоих силах, делать всё это бескорыстно, сочувствовать людям)
Учитель: А в конце мы нарисуем «Гору жизни», на которую можно забраться делая только добро.
Выполняют задание учителя. По мере завершения работы подходят к доске и рассказывают, как взбирались на эту гору.
Учитель: Ребята, вы сегодня замечательно работали, я вами очень довольна. Вы у меня молодцы!
Дети оценивают себя по плану, лежащему у них на столе (Я узнал… Меня удивило… Мне запомнилось… Я считаю, что… и т.д.)
И в конце хочу подарить вам «Памятки жизненных правил»:
- На все хорошее, что для вас делается людьми, нужно отвечать тоже добром, проявлять внимание, чуткость ко всем людям – взрослым, своим сверстникам, к младшим.
- Быть внимательными и чуткими к ветеранам и инвалидам войны и труда. Своим счастливым детством дети обязаны воинам, которые мужественно, храбро, не щадя своей жизни отстояли священную землю нашей Родины в годы Великой Отечественной войны.
- Свое доброе, уважительное и заботливое отношение к окружающим людям вы можете проявить всегда и повсюду: оказывать постоянную помощь родителям в их домашних делах, быть приветливыми с ними, с желанием рассказывать о делах в школе, о своих товарищах; помочь подняться упавшему на улице и т. д.
Играет песня «Твори добро».
Литература
1. «Социальное волонтерство. Теория и практика», Добровольческое движение Даниловцы. М., 2016
2. Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 2011.
3. Черты личности, присущие волонтеру. Эллис Сьюзен. М, 2015
4. Волонтеры: Информационный сборник по материалам печатных изданий/ Ред. Б. Халлер, Сост. Э. Дворкин; Институт социальных и общинных работников им. В. Розенвальда. – СПб.: ИСОР Петербург, 1998.
5. Власов П. А. Благотворительность и милосердие в России. - М.: Статус, 2011.
6. И. Медведева «Подумай, скажи, сделай». М., 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект занятия кружка "Движение - это жизнь" в 1 классе по ПДД
Занятие было проведено для первоклассников и их родителей, мероприятие проходило весело и поучительно....
Конспект занятия по ПДД «Переход улиц при регулировании дорожного движения светофором» класс «Особый ребёнок»
Цель занятия: Объяснить учащимся назначение светофоров. Рассказать о значении светофора....
Конспект занятия по хореографии «Движение – это жизнь»
Задачи:Оздоровительные:- формировать правильную осанку, силу ног;- укреплять свод стопы;- развивать мышечную силу, выносливость, скоростно-силовые способности.Образовательные:- способствовать умению э...
Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе "Азбука улиц"
Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе "Азбука Улий"...
Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада. Тема: «Путешествие в страну правил дорожного движения»
Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Восп...
Конспект занятия по теме " Спорт-это движение, а движение –это жизнь" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: формирование положительной мотивации к занятиям физкультурой и спортом.Планируемые результаты:Предметные:расширить знания детей о видах спорта;воспитывать интерес к занятиям...