Семейные ценности
статья
Статья о работе по формированию семейных ценностей у обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Озёрский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Никифоровская средняя общеобразовательная школа №2»
О реализации мероприятий, направленных на укрепление имиджа семьи
среди обучающихся школы
Во все времена семейно-брачные отношения занимали особое важное место и имели высокую значимость в человеческом обществе: на протяжении всей истории крепкие семьи были залогом его стабильности. В сохранении, упрочнении семьи заинтересовано государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Социально-экономические преобразования в современном обществе привели к увеличению количества разводов, распространению незарегистрированных браков, снижению роли материнства и отцовства, изменениям у современной молодёжи системы ценностных ориентаций на создание семьи. В этих условиях особенно остро встает необходимость формирования семейных ценностей у подрастающего поколения, способствующих укреплению института семьи в российском обществе.
Перечень основных семейных ценностей, без сомнения, для каждой семьи будет уникальным. Каждый из нас должен иметь четкое представление о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Для формирования семейных ценностей у современных школьников необходимо выбрать такие ценности, которые остаются важными, значимыми в любые времена для создания, укрепления и сохранения семьи, будут приемлемы для формирования в любом школьном возрасте, смогут выступить как простые семейные истины, способствующие семейному счастью. К таким ценностям можно отнести любовь, уважение, кровное родство, детей, мать (материнство), отца (отцовство), дом (домашний очаг), здоровье, семейный уклад, традиции, обычаи, обряды.
Процесс формирования семейных ценностей начинается в семье на личном примере родителей. Зависит от нравственной атмосферы в родительской семье, психолого-педагогической грамотности отца и матери. Так как родители не всегда обладают достаточной педагогической грамотностью, школа должна оказать им профессиональную помощь. Задача школы – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Формирование семейных ценностей может осуществляться в учебном процессе и в рамках воспитательной работы классного руководителя.
Результаты и эффективность воспитательной работы предопределяет целенаправленное и четкое планирование. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы воспитания учащихся и определить конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.
При планировании воспитательной работы по формированию семейных ценностей у школьников учитывались:
- результаты воспитательной работы в школе, в классных коллективах и выводы, полученные в ходе анализа этой работы;
- воспитательные и организационно-педагогические задачи;
- материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по формированию ценности семьи и семейных ценностей;
- опыт школы;
- возможности и интересы родителей, общественности;
-воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;
- традиционные праздники учебного года;
- события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;
- события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
- традиции школы;
- мероприятия, планируемые Управлением образования
- предложения администрации школы, совета школы, педагогов, учащихся, родителей;
- периодичность мероприятий по формированию семейных ценностей в общей системе воспитательной работы классного руководителя
Для эффективной реализации системы воспитательной работы по формированию семейных ценностей у учащихся рекомендуется придерживаться следующих направлений:
- Повышение квалификации классного руководителя по проблемам семьи и семейных ценностей.
- Диагностика ценностных ориентаций детей, подростков и их родителей.
- Разработка совместно с родителями системы единых педагогических требований и согласование основных направлений школьного и домашнего семейного воспитания.
- Проведение тематических классных часов и внеклассных мероприятий по основным направлениям формирования семейных ценностей.
- Организация лектория для родителей по вопросам формирования ценности семьи и семейных ценностей.
- Проведение «круглого стола» с участием всех субъектов педагогического процесса по проблематике семейных ценностей.
- Проведение совместных с родителями и учителями досугово-развлекательных мероприятий, основанных на традициях русской семьи.
- Участие в тематических конкурсах и проектах
Повышение квалификации классного руководителя по проблемам семьи и семейных ценностей традиционно осуществляется через педагогические советы, теоретические семинары, совещания при директоре, методическое объединение классных руководителей. Огромную роль играет педагогическое самообразование. Самообразование осуществляется по следующим вопросам: «Диагностика и анализ в процессе педагогического сопровождения семейного воспитания»; «Формирование семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы»; «Семья и школа: проблемы и пути их решения»; «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей»; «Социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания» и т.д.
Разработка совместно с родителями системы единых педагогических требований и согласование основных направлений школьного и домашнего семейного воспитания осуществляться как через индивидуальную работу с семьями учащихся, так и на классных родительских собраниях .
При выборе содержания, форм организации воспитательной работы по формированию семейных ценностей соблюдается принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. В 5-6 классах идет формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле, а, следовательно, и семье, как основе основ человеческой жизни и воспитания. Одновременно формируются отношения к школе и культурным ценностям в жизни человека. Содержание воспитательной работы направлено на формирование у учащихся мотивации к изучению своей родословной, воспитанию чувства гордости за членов своей семьи и ответственности перед ними за свои достижения. Учащихся среднего школьного возраста знакомим с основами генеалогии, рассказываем о семейных обязанностях; осуществляем проектную деятельность по составлению символики семьи (герб, флаг, гимн)
В 7-8 классах учащиеся обретают ценностные отношения к социальному устройству человеческой жизни. Как быть успешным? Как стать счастливым? Как научиться жить в мире людей и строить с ними свои отношения? Поиск ответов на эти вопросы не оставляет подростков равнодушными. Параллельно с этим идет формирование отношений к труду, к себе, к обществу, развивается эстетический вкус. Родители становятся для ученика в этом возрасте менее авторитетными, чем сверстники. Появляется кризис взаимодействия поколений. Задача школы – формирование культуры взаимоотношений детей и родителей, демонстрация авторитета родителей в социуме и школе.
В 9 классе происходит формирование активной жизненной позиции, воспитание личностных качеств гражданина своей Родины на основе определенных отношений к явлениям окружающего мира. Большое внимание уделяется воспитанию семейной культуры. В первую очередь, это формирование нравственных понятий о сыновьем и дочернем долге перед семьей и родителями, уважительного отношения ко всем членам семьи, взаимоотношений между полами.
Для учащихся 10-11 классов особое внимание обращается на формирование позитивных отношений между поколениями семьи, формированию опыта конструктивного общения между членами семьи, созданию творческих и проектных работ по данной теме.
План мероприятий,
направленных на формирование семейных ценностей среди обучающихся школы.
Цель: Способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального и культурного уровня.
Задачи:
- Изучение семьи путем выявления ее возможностей по воспитанию ребенка.
- Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
- Выявление функций взаимодействия педагогического коллектива и родителей.
- Поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия школы, семьи и общества.
- Усиление роли родителей в жизни школы.
- Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Организация и проведение досуга и совместного творчества в семьях обучающихся.
В работе с семьей педагоги руководствуются принципами:
- объективный характер изучения семьи;
- комплексный подход в изучении всех характеристик семьи;
- выявление специфических особенностей семьи и использование их для усиления её воспитательного потенциала;
- анализ реальной ситуации;
- двусторонний характер изучения семьи (родители, дети);
- осуществление изучения воспитательной деятельности семьи с одновременным изучением личности ребёнка, его воспитанности;
- оптимистический подход к семье; единство изучения с практической реализацией воспитательных возможностей семьи и общества;
- установление неиспользованных резервов семейного воспитания.
№ п/п | Мероприятие | Срок исполнения | Ответственный |
Создание на сайте школы страницы «Семья и семейные ценности» | январь | Администрация школы | |
«Ребенок в правовом поле семьи» (рассмотрение вопроса на педагогическом совете) | сентябрь | Администрация школы | |
Самообразование педагогов по теме «Ознакомление с документами, регламентирующими права ребенка» | В течение года | Учителя школы | |
Индивидуальные беседы | По необходимости | Классные руководители | |
Беседы по планам классных руководителей: «Мои родители»; «Отдыхаем всей семьей»; «Там, где мне хорошо» | В течение года | Классные руководители | |
Привлечение родителей к организации внеклассных мероприятий, творческих встреч. | В течение года | Классные руководители | |
Репортаж с места работы: «Моя мама, мой папа» (формирование у детей представление о разных профессиях) | сентябрь | Классные руководители | |
Конкурс рисунков «Мои родители», «Семейный портрет» | сентябрь | Классные руководители | |
Конкурс фотографий: «Моя семья» | октябрь | Классные руководители | |
Праздничное мероприятие, посвященное Всероссийскому дню матери | ноябрь | Классные руководители, зам.директора по ВР | |
Родительские собрания «Счастлив тот, кто счастлив дома» | Май , октябрь | Классные руководители, администрация | |
Всероссийский день семьи. | май | Классные руководители, зам.директора по ВР | |
Соревнования «Папа, мама, я – дружная семья» | апрель | Классные руководители, зам.директора по ВР | |
Выставка книг «Семейные ценности» | Февраль, декабрь | библиотекарь | |
Поощрение родителей обучающихся Благодарственными письмами и грамотами за успехи в воспитании детей, по итогам года. | май | Классные руководители, администрация | |
Участие в муниципальных конкурсах | В течение года | Классные руководители, администрация | |
Анкетирование учащихся. «Ответственность в семье» «Культура семейных отношений» «Идеальная семья» | апрель | Классные руководители, психолог школы | |
Творческий конкурс «Папа, мама, я – счастливая семья!» | ноябрь | Педагог-организатор школы | |
Вечер отдыха «Когда семья вместе, то и душа на месте» | январь | Педагог - организатор | |
Праздник «День семьи, любви и верности» | июнь | Воспитатели, начальник лагеря, | |
Конкурсная программа «Мы о бабушке споем», посвященная Дню пожилого человека | октябрь | Классные руководители, зам.директора по ВР | |
Организация и проведение семейных праздников в школе:
| В течение года | Классные руководители, зам.директора по ВР , педагог – организатор школы |
20.02.2018
Информацию подготовила заместитель руководителя по воспитательной работе Прусакова О.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семья. Семейные ценности. ОРКСЭ 5 класс
Конспект урока по теме "Семья. Семейные ценности" по основам мировых религиозных культур в 5 классе...
Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предлагает во всех школах России провести 1 сентября 2012г «Уроки семьи и семейных ценностей». Представляю мето...
Классный час в 1 классе "Семья и семейные ценности"
Цель: доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия Зад...
Классный час для 3 класса "Семья и семейные ценности"
Сценарий воспитательно-развлекательной программы для учеников и родителей...
Педагогическая мастерская «Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека» занятие для детей 1-3 классов
Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен...
План-конспект урока по ОРКСЭ "Ценность родства и семейные ценности"
План-конспект урока включает в себя этапы:1. Организационный блок. 2. Информационный блок. 3. Аналитический блок. 4. Рефлексивный блок. 5. Оценочный блок....
Формирование у обучающихся 1 класса по системе Л. В. Занкова ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни
Как развивать ценностные представления об институте семьи, о семейных ценностях и культуре семейной жизни...