Кодекс добра
план-конспект занятия (4 класс)

Алексеева Екатерина Николаевна

Лев и Мышь. Басня.

Лев спал под деревом. Вдруг Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её. Она сказала:

– Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.

Лев засмеялся, что Мышь обещает ему добро сделать. Но все же отпустил её.

Потом охотники поймали Льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

– Помнишь, Лев, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, — бывает добро и от маленькой мышки.

С тех пор Лев и Мышь стали друзьями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kodeks_dobra_.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Кодекс добра

Подготовила: учитель начальных классов

Алексеева Е.Н.

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». (В.О.Ключевский)

Цель: воспитание нравственной личности

Задачи:   Помочь учащимся стать нравственно совершеннее, чище, помочь сделать свой нравственный выбор.

- Продолжить формирование таких нравственных понятий как добро, вежливость.

- Создание условий для эмоционального восприятия значимости доброты в числе качеств характера человека.

- Формирование способности давать собственную оценку фактам, событиям и ситуациям жизни.

- Развитие представлений учащихся о добре и зле, воспитание стремления совершать добрые дела.

- Развитие речи учащихся, умения работать в группах.

- Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

Оборудование: «Дерево добра» (подготовить части дерева), видео отрывок"Дорогою добра ”, разрезанные пословицы, презентация, сказочные герои на листах А4, Кодекс добра по количеству команд (разрезанный).

I Организация класса

- У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит здесь собрались добрые люди.

II Сообщение темы и целей занятия

- Сегодня у нас необычный классный час. Послушайте басню и сможете определить тему нашего классного часа.

Лев и Мышь. Может ли Мышь быть полезной для Льва. Басня.

Лев спал под деревом. Вдруг Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её. Она сказала:

– Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.

Лев засмеялся, что Мышь обещает ему добро сделать. Но все же отпустил её.

Потом охотники поймали Льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

– Помнишь, Лев, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, — бывает добро и от маленькой мышки.

С тех пор Лев и Мышь стали друзьями.

- Что мешало быть им друзьями раньше? Что повлияло на мнение льва? Какое качество проявила мышь, перегрыз веревку?

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету! (Я.Аким)

- О каком качестве мы будем говорить сегодня? (о добре)

 III Основная часть

- Вы немного пофантазировали и показали как вы представляете добро и зло. Что такое добро? Что такое зло? Что такое доброта ? Обратимся за помощью к толковому словарю С. Ожегова

Доброта -это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

- Чего никогда не сделает человек, который обладает таким качеством как доброта? (Добрый человек никогда: не обманет, не обидит, не убьет, не украдет, не ударит, не сделает больно, не бросит в беде, не оставит без помощи и т.д.)

- Ребята, в какой книге написаны все эти слова (в Библии ) А что такое библия? ( слайд 5) Библия – это книга, содержащая истории христианской религии. Она учит добру. В Евангелие от Матфея сказано: « …. во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» Как вы понимаете эти слова? В библии написаны так же и притчи. Притча – это рассказ с нравоучением. А теперь прослушайте притчу. Ответьте на вопрос: о чём она?

Притча о Добре и Зле

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь

Ребята, а какого волка вы кормите и чем?

- Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?

Как дом, так сердце каждодневно
Необходимо выметать.
Оберегать от всякой скверны,
Не помнить зла, не оскорблять.
Любить без выгод и расчетов,
Соблазна ближним не давать,
Быть терпеливым к недочетам,
Великодушно все прощать.
Дружить с добром,
Душой болеть – ведь это значит
Себя для ближних не жалеть.

Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло и мы в этом убедились на примере Библии, притчи. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста.

«Восстановите пословицы» (работа в группах)

Доброе слово и кошке приятно.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Кто добро творит, того Бог благодарит.

В ком добра нет, в том и правды мало.

Не ищи красоты - ищи доброты.

- Вернёмся к первой пословице

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнесли в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

 

- Какие слова можно назвать добрыми? Какие добрые, волшебные слова звучат в нашей речи?

Есть приветствия и пожелания в которые входит само слово добро. (добро пожаловать, в добрый путь, в добрый час)

Каждая группа выскажет своё пожелание другой группе.


 - Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.

- Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Каждой команде достается несколько сказочных героев. Необходимо их описать и представить другой группе. Другая группа должна понять о ком идет речь (Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, гуси-лебеди, Баба Яга, Мальвина).

- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

- Послушайте стихотворение и попробуйте ответить на вопрос, какое отношение к теме нашей встрече оно имеет.

Я предал пса, что был ко мне привязан,

Как добрый человек и друг большой.

Я подарил его, как дарят вазу,

Забыв, что он с понятьем и душой.

Своей судьбе он покорился молча,

Но глянул мне в глаза с такой тоской!

А у чужих всю ночь он выл по-волчьи,

Бросая вызов совести людской.

Он звал меня. И я его услышал,

Я тоже был с разлукою знаком.

И вот он у меня под боком дышит,

И руку лижет липким языком.

- Да, по-настоящему добрый человек не оставит без помощи свою бабушку или другого человека и всегда в меру сил поможет им, не пройдёт мимо раненого птенчика, покормит бездомную собаку. Иногда ему не скажут спасибо, но это неважно, важно то, что человек сам себя одобряет за этот поступок и по другому поступить не может. Взрослые люди в помощь нуждающимся создают благотворительные фонды. А что это такое? Для многих детей эти люди становятся добрыми волшебниками. Вы тоже можете стать добрым волшебником. А как это можно сделать узнаете из стихотворения.

– Благотворительность – это, пожалуй, единственная сфера деятельности, связанная с деньгами, но не имеющая ничего общего с наживой, достижением материальных благ или удовлетворением амбиций. Все, кто «дарит благо», преследует только одну цель – бескорыстно помогать людям. (Слайд 31) Благотворительные акции имеют много различных форм. Если вы когда -либо помогли посадить огород или дали свою копилку с деньгами тому, кто нуждается в этом больше вас, то вы уже знаете, что такое благотворительность. Тем не менее, истинное милосердие означает не только отдачу денег и ненужных вещей другим людям. Истинная благотворительность начинается с доброго слова, сказанного вами кому –то в плохой день, с искренней улыбки и любви. Выходит, это обычная потребность человеческой души, обусловленная нашей уникальной особенностью – сострадать и сопереживать. Мы как никто другой можем оценить поддержку со стороны, но как же это изумительно – осознавать, что ты причастен к добру, к свету.
1) Благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжёлыми заболеваниями «Подари жизнь»( Галина Чаликова, Чулпан Хаматова )

2) Благотворительный фонд помощи «Милоссердие» (собирают средства на приобретения подгузников для больных детей из детского дома ребёнка).
3)Благотворительный Фонд Константина Хабенского Деятельность Фонда направлена на спасение детей с заболеваниями головного мозга.

Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой

Понять и исполнить

Желанье другого-

Одно удовольствие,

Честное слово.

На клумбе цветок,

Его листья повисли.

Грустит он… О чём?

Угадал его мысли?

Он хочет напиться

Эй, дождик, полей!

И дождик спустился из лейки твоей

А что же сестрёнка

Скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь сделай сестрёнке.

И ты обернулся

Ретивым конём-

Галопом сестрёнка помчится на нём.

Хоть мама

Ещё не вернулась с работы,

Не трудно узнать

Её думы, заботы.

«Вернусь,

Хорошо бы пошить почитать…

Да надо уборкой возиться опять»

И ты совершаешь великое чудо-

Пол засверкал,

Засияла посуда!

И ахнула мама,

Вернувшись домой.

Да это как в сказке,

Волшебник ты мой!

- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может нам помогут узнать об этом старинные весы? На одну чашу весов мы будем класть зло. Что это? (зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь).

Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром. Давайте вспомним какие добрые дела вы совершали, совершают люди вокруг вас и по капельки положим на чашу весов.

Вот видите как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки - в реку, реки - в море добра.

-Вы хотели бы жить на планете добра? Почему? Какая она? Возможно ли создать такую планету?

Чтобы на нашей планете это произошло, давайте посадим «Дерево добра».

Первая группа приклеит к дереву корни, на них напишет свои добрые слова, ведь дерево вырастет сильным только тогда, когда у него будут добрые (крепкие ) корни .

Вторая группа напишет на листьях добрые мысли. Третья группа напишет на плодах добрые поступки.

- Каждый из нас – это дерево и какими мы вырастим и какие плоды принесем, зависит от наших корней, листьев. Важно говорить друг другу и себе тоже такие слова ободрения и силы.

- Каждой команде, в заключении нашего классного часа, дан Кодекс добра. Соберите и зачитайте нам его в соответствии с важностью качеств. Прежде чем качество поставить выше всех в списке, обсудите в группе и докажите его важность по сравнению с другими.


IV Итог

- Заботьтесь осердце и плодах, которые отдаете миру. Соблюдайте кодекс. Сегодня я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. И в заключении напутствием для вас пусть прозвучит песня дорога добра.

Коллективное исполнение песни "Дорогою добра ”

1. Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.

Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди 2 раза
Дорогою добра.

2.Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.

Но если с другом худо,
Не уповай на чудо, 2 раза
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.

3.Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что это жизнь,
Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди 2 раза
Дорогою добра.

4.Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.

Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный, 2 раза
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Приложение

Доброе слово и

Не одежда красит человека,

Торопись на доброе дело,

Не хвались серебром,

Кто добро творит,

В ком добра нет,

Не ищи красоты -

а худое само приспеет.

а его добрые дела.

а хвались добром.

- ищи доброты.

того Бог благодарит.

в том и правды мало.

и кошке приятно.

Кодекс добра

Будь собой. Не считай себя хуже других.

Защищай слабого.
Прощай ошибки другим.
Уважай старших.
Будь добрым и твори добро.
Делись последним с другом.
Поступай с людьми так, как хотел бы чтобы поступали с тобой люди.

Будь благородным.

Никогда никому не пытайся сделать вред.
Будь внимательным и стремись к пониманию.

Не груби.

 Будь милосердным.

Не злись, не обижайся. Никогда не мсти.

«Добрый человек – не тот,    кто умеет делать добро, а  тот, кто не умеет делать зло».                         (В.О.Ключевский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект-презентация "Кодекс хорошего чтеца"

Проект-презентация для учащихся начальных классов. В ходе представления проекта учащиеся узнают, кто такой "чтец", кого называют "хорошим чтецом", что такое "кодекс" в доступной форме. Познакомятся с ...

Проект-презентация "Кодекс хорошего чтеца"

Проект-презентация для учащихся начальных классов. В ходе представления проекта учащиеся узнают, кто такой "чтец", кого называют "хорошим чтецом", что такое "кодекс" в доступной форме. Познакомятся с ...

Золотой кодекс учителя

Учи, ибо ты – учитель. Не суди, ибо ты – не судья. Возлюби коллег своих – всех и всяких. Возлюби и предметы чужие, как свои. Начальственной любви избегай, но от благоволения не отказывайся. Гнев же...

Семейный кодекс Российской Федерации

В данном материале можно познакомиться с главой 11. "Права несовершеннолетних детей", главой 12. "Права и обязанности родителей"  семейного кодекса РФ....

Интерактивная игра – КВН "Знатоки дорожного движения. Кодекс безопасности"

Обобщающий урок в 3 классе по правилам дорожного движения...