Внеурочное занятие Устный журнал "Курские писатели-юбиляры"
план-конспект занятия (3 класс)

Подколзина Наталья Алексеевна

внеурочное занятие для 3 класса по хрестоматии "Соловушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon внеурочное занятие222.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема внеурочного занятия: «Курские писатели-юбиляры»

Форма внеурочного занятия: устный журнал.

Класс: 3

Цели: познакомить детей с курскими писателями-юбилярами

ЗАДАЧИ: 

 -обобщать и расширять знания о творчестве Курских поэтов и писателей,

 - развивать умение слушать, выделять необходимую информацию, взаимодействовать в группе;

 -содействовать формированию читательского интереса школьников,

 - расширять словарный запас, устную речь учащихся;                    

 -воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение ко всему, что нас окружает;

 

Оборудование: Модель журнала, Хрестоматия для чтения в начальной школе «Соловушка»,- Курск,2017, карточки для групповой работы, картинки предметов, выставка книг писателей- юбиляров. Плакат с надписью:                            

                              «Книг заветные страницы
                              Помогают людям жить,
                              И работать, и учиться,
                              И отчизной дорожить».

Ход занятия:

1.Подготовительный этап.

Входит почтальон с сумкой и подаёт макет журнала. На обложке написано:

                     журнал

«КУРСКИЕ ПИСАТЕЛИ-ЮБИЛЯРЫ»

                     2019 ГОД

Учитель: -Дети, что у меня в руках? А что такое «журнал»? Кто из вас читал журналы? Что в них можно прочесть? Давайте же поскорее откроем его странички и прочитаем их.

2. Основной этап

1 страница.  «А кто у нас именинник?»

65 лет – В.М. Шеховцов

70 лет – В.Г Золотарев

75 лет — Н.И. Гребнев

75 лет — А.Ф. Шитиков

80 лет — И.Ф. Зиборов

100 лет — К.Д. Воробьев

115 лет —А.П. Гайдар  

130 лет — Н.Н. Асеев

      Выходят дети с карточками в руках. На них портрет писателя- юбиляра и краткая биография. Ученики делают сообщения.

1 карточка       

        Аркадий Петрович Голиков (9 января 1904 – 26 октября 1941)

                                                         

          Русский писатель рассказов, преимущественно для детей и подростков.

Аркадий Петрович родился в городе Льгове, располагавшемся в Курской губернии. Спустя несколько лет семья покинула г. Льгов, переехав в Арзамас. Участвовал  в Гражданской и Великой Отечественной войнах.

Погиб Аркадий Гайдар 26.10.1941 недалеко от села Лепляево от немецкой пули, попавшей точно в сердце. Ему было всего 37 лет.

                                               2 карточка

     КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ ВОРОБЬЕВ (24 сентября 1919−2 марта 1975)

                                                   

Курский писатель. Родился  в с. Нижний Реутец Медвенского р-на Курской обл. в многодетной крестьянской семье.

Константин Дмитриевич учился в школе Кремлевских курсантов и в 1941 году был в ее составе направлен на защиту Москвы. Он попал в немецкий плен. После удачного побега из немецкого концлагеря Воробьев руководил партизанским отрядом в Литве. Во время войны он начал писать, в 1954 году стал членом Союза писателей, регулярно публиковал рассказы и повести. Умер Воробьев в Вильнюсе.

                                                 3 карточка

                                         Гребнев Николай Иванович (9 августа 1944)

                                                       

     Родился в селе Черничено Конышевского района Курской области. Окончил Государственный педагогический институт, Академию общественных наук. 
Трудовой путь начал в 1961 году учителем Озёрковой восьмилетней школы Беловского района. Произведения Н. Гребнева печатались в курских газетах, журналах, альманахах, редактировал ряд курских газет, организатор газеты "Славянка". Лауреат Международной премии славянского единства "Боян".

4 карточка

Николай Николаевич Асеев (10 июля1889-16 июля1963)

 русский советский поэт, сценарист, деятель русского футуризма.

 родился в городе Льгове, Курской губернии. Мальчик был отдан в Курское реальное училище, затем учился на экономическом отделении в Московском коммерческом институте  и на филологических факультетах Московского и Харьковского университетов. Во время Гражданской войны оказался на Дальнем Востоке, работал в местной газете, сначала выпускающим, позже в качестве фельетониста. Опубликовал за свою жизнь более 70 стихотворных сборников. Н. Н. Асеев умер 16 июля 1963 года. Похоронен в Москве В честь поэта названа улица Асеева в Москве. Курская областная научная библиотека и одна из улиц Курска носят имя Асеева.

5 карточка

Алексей Федосеевич ШИТИКОВ (15 ноября 1939 года- 30 декабря 2017)

      Поэт Алексей Шитиков родился в с. Становое Поныровского района Курской области. Он трудился в ряде газет и журналов, в том числе в федеральных. В его активе - десятки изданных стихотворных сборников. В ноябре 2014-го поэт презентовал последнюю свою книгу - «Радуга над сердцем». Алексей Шитиков много размышлял о жизни, о себе, о родном крае и о России.

6 карточка

                             Иван Федотович Зиборов. (19 июня 1939г.)

 Pодился в с. Нижнее Гурово Советского района Курской области. С 1965 г. член Союза журналистов, Член Союза писателей России, автор 14 книг прозы и поэзии. Почетный гражданин г. Курчатова, четырежды лауреат областной журналистской премии им. В. Овечкина, награжден “Серебряным пером” Союза журналистов России. С 2005 г. является Председателем Курчатовского отделения Международного фонда славянской письменности и культуры.

7 карточка

                  Василий Григорьевич Золотарев (16 сентября 1949 г)

Родился  в с. 2-я Гостомля (Медвенский район, Курская область).

Председатель Курского областного суда с 1995 г.Член Совета при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия. Академик, профессор Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Заслуженный юрист РФ. Соавтор 2 методических пособий, автор 2 сборников стихов.

Награжден государственными наградами..

8 карточка

                             Вадим Михайлович Шеховцов (1954)

                                         

     Вадим Михайлович Шеховцов – курский поэт, член Союза писателей России, удостоенный звания «Почетный работник общего образования РФ», лауреат областной литературной премии им. К. Воробьева. За оригинальный комплект дидактических материалов в стихотворной форме получил педагогическую премию «Признание». В 2014 году признан  Литератором года. 

      2 страница –

   Рубрика «Стихотворная»

Ученик читает стихотворение

В.Золоторева «Чудесны ландшафтами курские дали»

Видео с достопримечательностями Курского края

   Ответьте на вопросы:

- Какую картину природы нам описывает автор?

- Как всех называл Серафим Саровский?

- Каких еще знаменитых людей дала нам курская земля?

- Возникает ли у вас чувство гордости, за то, что мы живем в курском крае?                                        

      3 Страница нашего устного журнала – «Кто много читает, тот много знает!». 

         Учитель:

- Вы будете работать в группах. Каждая группа получает карточку, на которой написаны отрывки из названий книг авторов- юбиляров и помещены иллюстрации из данных книг. Ваша задача дописать название книги, найти к ней иллюстрацию и поставить в кружок возле иллюстрации номер произведения.

1 карточка.

-Накинула Маруся платок и выбежала на улицу. А на улице белые солдаты ведут в тюрьму и рабочих и работниц. А буржуи, конечно, белым рады, и всюду в их домах горят огни, играет музыка. (А.Гайдар. «Голубая чашка»)

2 карточка.

- Вот. Теперь ты тоже хор-роший-хор-роший,- шёпотом сообщила она и оглядела меня по- хозяйски заботливо, как свою куклу. Я не перенёс ласки этих Дарьиных слов, ткнулся увенчанной головой в траву и заплакал, припомнив вдруг все обиды, нанесённые мне жизнью, за все мои восемь лет. (К.Воробьёв.» Синель»)

3 карточка.

    Аист решил, видно, настоять на своём. И правильно. В Обед он принёс сразу две длинные палки и умостил их на дубу крест- накрест. (К. Воробьёв. «У кого поселяются аисты?»

4 карточка.

  Сели мы в трамвай. Ехали по городу целый час в один конец и столько же -в обратный.

- Да, - соглашался внук,- всё как в Серпухове: дома и магазины такие же, и люди, и машины. (Н. Гребнев. «Домовой»)

            

             

      3 Страница.  «Чтение- вот лучшее учение»

               ВИКТОРИНА.

Учитель:

        1) Зачем в рассказе А. Гайдара «Голубая чашка» мама Маруся лазила на крышу? (она прикрепила вертушку)

        2) Что показала Дарья в рассказе К. Воробьёва «Синель» мальчику на полевой дороге? (стеклянные капли серёжек)

        3) Почему в рассказе К. Воробьёва «У кого поселяются аисты?» Костик назвал аиста Колькой? (калека потому что, повреждена левая нога)

        4) Что за птичка-синичка пела у бабушке на кухне в рассказе Н. Гребнёва «Домовой»? (капала вода из крана на край чашки)

        5) В виде, каких животных изображены папа и мама в стихотворении В.Шеховцова «Изостихотворение»  (папа - медведь и бобер, мама – верблюд и птичка)

        6) О ком говорится в стихотворении?

            «И вдруг над головой в тот миг услышал

               Так солнечно журчащий голосок!

               Запрыгало от радости сердечко;

             - Смотри-ка, - мама! Мама! – Полетел!...     (Жаворонок)

         7) Что внушала мать с детских лет в стихотворении «Богомолка» А.Шитикова (Природные порядки, нигде не надо нарушать)

4 Страница.  «Бюро находок»

   - Я буду показывать вам картинки различных предметов, а вы должны назвать герою какого произведения принадлежит тот или иной предмет.

                     (Светлане «Голубая чашка)          (Дочке «Изостихотворение»)     (Венок Даши «Синель»)

                                                                        

                  (Дениске «Домовой»)              (Костику «У кого поселяются  аисты?»)  

 

                                                   

     (Автору «Богомолка»)                                                                                                          

  7.  Страница.   ЗАГАДОЧНАЯ.

    - Отгадав загадки о героях книг авторов– юбиляров получаете жетон. 

1. Тихо всё вокруг ни звука.

И снуя в ветвистой высоте.

Собирала пташка червячков,

Кланялась, все кланялась молчком.   (Богомолка) -  А.Шитикова «Богомолка»    

                           

2. У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я …   ( Художник)  – В.Шеховцов «Изостихотворение»

3. Мелодичны его трели,
Нежный, тонкий голосок!
Мы его из тысячи узнаем,
Так он прекрасно поёт!
Пташка эта... (Соловей) -  И.Зиборова «С невысокого пригорка»

4 Я на беленьком листочке

Напишу всего две строчки.

Это другу поздравленье

На весёлый День рожденья.

И отправлю вместе с мамой

Я на почте…  (Телеграмма ) -  А.Гайдар «Чук и гек»

9. 7 Страница. – Седьмая страница – КРОССВОРДНАЯ.

 - У каждого из вас есть кроссворд, я буду читать задания, а вы записываете слова в  кроссворд. Ваша задача – разгадать ключевое слово.

По горизонтали:

  1. Преподобный старец, рожденный на курской земле?   (Серафим)
  2. (Василек)
  3. Кем изобразил маму сын в стихотворении «Изостихотворение» (Верблюд)
  4. Как звали маму Светланы в рассказе А.Гайдара  (Маруся)
  5. (Лягушка)
  6. Название речки в стихотворении И.Зиборова  (Морквость)

По вертикали:

      2. (Колесо)

      3. (Курск)

      1. Ключевое слово ( Соловушка)

                       

                                                                             

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности

  Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятель...

Внеурочное занятие "Курские писатели-юбиляры"

Устный журнал "Курские писатели-юбиляры"...

Внеурочное занятие "Курские писатели-юбиляры"

устный журнал дл проведения внеурочных занятий и занятий по родной литературе, по хрестоматии "Соловушка"...

Писатели-юбиляры (2023-2024 учебный год)

Данный материал можно использовать на уроках литературного чтения в начальной школе, для дополнительного чтения учащихся и во внеклассной работе....