Воспитательная система класса и управление её развитием
материал
Выступление на МО классных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema_klassa_i_upravlenie_eyo_razvitiem.docx | 26.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малоархангельская средняя школа № 1»
Выступление на МО
классных руководителей
начальных классов
«Воспитательная система класса
и управление её развитием»
Учитель начальных классов:
Рыбий Елена Евгеньевна
2020-2021 учебный год
В последние годы в педагогической среде появляется новое понятие «воспитательная система класса». Его появление обусловлено возросшим интересом к применению системного подхода в образовании школьников.
Большинство исследователей считали, что воспитательную систему можно создать в образовательном учреждении, районе, городе, области. Школьный класс принято рассматривать как компонент воспитательной системы образовательного учреждения.
Автор статей в журнале «Классный руководитель» и книги «Воспитательная система класса» Степанов Е.Н. утверждает, что создание воспитательной системы класса не только возможно, но и необходимо. Его выводы сделаны на основании экспериментальных данных, полученных в ходе экспериментальной работы по созданию воспитательных систем класса. Многолетнее изучение опыта показывает, что в реальной практике феномен воспитательной системы класса существовал и существует, но в педагогической теории он не рассматривался как воспитательная система.
Воспитательная система класса может быть создана в традиционно функционирующей, а также в условиях гуманистической воспитательной системы. Авторы данного подхода считают, что системный подход позволяет выделить и упорядочить компоненты процесса воспитания учащихся класса. Они дают следующее определение: «Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующих развитию личности и коллектива».
Воспитательная система класса – достаточно сложное социально-педагогическое явление, в котором можно выделить несколько основных компонентов.
- Индивидуально-групповой.
- Ценностно-ориентационный.
- Функционально-деятельностный.
- Пространственно-временной.
- Диагностико-аналитический.
Индивидуально-групповой компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса. Он состоит из таких элементов, как классный руководитель (воспитатель); учащиеся класса; родители учащихся; педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива. Вышеназванные члены классного сообщества выступают субъектами воспитательного процесса, а значит создателями воспитательной системы класса. Они решают, какую воспитательную систему создать, как ее моделировать и как она будет функционировать.
Важную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы играет классный руководитель (воспитатель). Его жизненные ценностные ориентации, педагогическая позиция, интересы и увлечения являются существенным системообразующим фактором. Классный руководитель является самым заинтересованным лицом в построении эффективной воспитательной системы в классе. Учащиеся класса являются полноправными субъектами своего развития, жизнедеятельности классного сообщества, создания воспитательной системы.
Своеобразие классной воспитательной системы обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса. Классному руководителю необходимо понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы избрать наиболее оптимальный путь построения воспитательной системы.
Родители учащихся класса также должны быть активными участниками моделирования и функционирования воспитательной системы. Особую роль играет единая позиция группы учителей, работающих в классе, согласование и интеграции их педагогического взаимодействия с коллективом учащихся.
Второй компонент воспитательной системы класса – это ценностно-ориентационный, который представляет собой совокупность следующих элементов: цели и задачи воспитания; перспективы жизнедеятельности классного сообщества; принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
Это ценностно-смысловое ядро системы. Воспитания без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целенаправленность.
В теории и практике воспитания различают 3 основных вида цели:
а) идеальная цель – некий идеал, к которому стремится общество, школа, педагог;
б) результативная цель – это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе ученика и который планируется достичь за определенный промежуток времени;
в) процессуальная цель – это проектируемое состояние воспитательного процесса.
В процессе целеполагающей деятельности классного руководителя каждая из данных целей наполняется содержанием, обусловленным педагогической позицией, воспитателя, целевыми установками и ценностными ориентациями образовательного учреждения, особенностями ученического коллектива, спецификой условий его жизнедеятельности.
При разработке результатной цели следует учесть:
- цели и задачи воспитательной системы всегда направлены на развитие личности ребенка;
- содержание целей и задач предусматривает овладение учащимися целостной системой знаний об окружающем мире, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития, ценностным отношением к себе и окружающей действительности;
- целевые установки соответствуют интересам и устремлениям классного сообщества, обеспечены кадровыми, материальными, финансовыми и другими ресурсами для их реализации;
- цели и задачи четко и ясно формулируются, являются диагностичными.
В основе развития ученического коллектива и личности в нем, по мнению А.С. Макаренко, лежит закон перспективных линий. Под перспективой известный педагог понимал завтрашнюю радость, к которой стремятся члены коллектива. Перспективы по продолжительности их достижения могут быть близкими, средними, далекими, по социальной ценности «от простейшего примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга». Классные руководители совместно с учащимися и их родителями пытаются определить перспективы жизнедеятельности класса, согласовать их с целями и задачами воспитательного процесса.
Третий компонент воспитательной системы класса – функционально-деятельностный, он состоит из следующих элементов:
- системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;
- основные функции воспитательной системы;
- педагогическое обеспечение и самоуправление, жизнедеятельность классного сообщества.
Этот компонент выполняет роль системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы. В качестве приоритетного и системообразующего используется различные виды деятельности: познавательная, туристско-краеведческая, клубная, спортивно-оздоровительная, игровая, шефская, экологическая и т.д. Чтобы проводимая деятельность была значимой для развития ребенка, педагоги пытаются объединить воспитательные дела в более крупные дозы воспитания: ключевые дела, тематические программы, социально-педагогические проекты.
Известны следующие варианты данного подхода:
- целевые (тематические) программы «Учение», «Общение», «Досуг» и «Образ жизни», «Здоровье» (О.С. Газман). Возможна разработка других программ;
- объединение проводимых дел в более крупные блоки с целью освоения общечеловеческих ценностей: «Земля», «Отечество», «Семья», «Труд», «Знание», «Культура», «Мир», «Человек» (В.А. Караковский);
- систематизация воспитательных дел по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов личности ребенка, как ценностный, познавательный, коммуникативный, художественный, физический;
- формирование годового круга традиционных дел в классе.
В последние годы воспитательный процесс обогащается разнообразными методами и формами общения, среди которых тренинг общения, коммуникативные игры, часы общения и развития, кружки и клубы коммуникативной культуры.
Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. По мнению Н.Л. Селивановой, класс по отношению к личности может выполнять следующие функции:
- образовательную, направленную на формирование у детей целостной, научно-обоснованной картины мира;
- воспитательную, содействующую нравственному становлению личности школьника;
- защитную, связанную, прежде всего, с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды;
- компенсирующую, предполагающую создание дополнительных условий для реализации творческих способностей детей; для самореализации личности в познании, игре, общении;
- интегрирующую и корректирующую, заключающуюся в том, что класс при определенных условиях может интегрировать и корректировать различные влияния.
Четвертый компонент воспитательной системы класса – пространственно-временной. Он состоит из следующих элементов:
- эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда;
- связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;
- место и роль в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
- этапы становления и развития воспитательной системы.
Классные руководители и родители стремятся создать в классе эмоционально и духовно-нравственно насыщенную среду, в которой происходит нравственное становление школьника, готового к самостоятельному выбору в социальном пространстве.
Открытость классной воспитательной системы заключается в том, что классный руководитель и школьники заботятся об установлении и укреплении связей класса со сверстниками из других учебных коллективов внутри школы и за ее пределами, ищут друзей класса из ближайшего социального окружения. Ими могут быть люди разных возрастов, разных профессий. Интерес представляет опыт духовных наставников класса, которыми могут быть представители искусства, культуры.
Условно можно выделить 4 этапа развития классной воспитательной системы:
I этап – проектирование системы. Изучение интересов, потребностей, других членов классного сообщества, определение перспектив жизнедеятельности классного коллектива, проектирование желаемого образа класса.
II этап – становление системы. Установление межличностных отношений, апробирование форм и методов совместной деятельности, выращивание традиций класса.
III этап – стабильное функционирование системы. Развивается самоуправление. Доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность классного общества. Жизнь класса строится на основе традиций.
IV этап – завершение функционирования или коренного обновления системы.
Класс стремится оставить «добрый след» в школе, а также ищет новые идеи, способы, формы обновления своей жизни.
Пятым компонентом воспитательной системы класса является диагностико- аналитический, состоящий из элементов:
- критерии эффективности воспитательной системы;
- методы и приемы изучения результативности воспитательной системы;
- формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
«Мерилом» эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие критерии: воспитанность учащихся; защищенность и комфортность ребенка в классе; удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе; сформированность классного коллектива; репутация класса; проявление индивидуальности («лица») классной общности. Использование перечисленных критериев поможет классному руководителю более достоверно оценивать результативность воспитательной работы в классе.
Моделирование воспитательной системы класса – это процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по формированию представления о важнейших качествах и компонентах воспитательной системы класса, об основных ее системообразующих факторах и связях, о путях, этапах и способах ее построения.
Моделирование воспитательной системы класса – это очень сложный и бесконечно продолжающийся процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, педагога, ребенка детерминируют внесение корректив в первоначально созданную модель. В то же время мы считаем, что организационный период работы по построению модели не должен быть продолжительным. Его оптимальная продолжительность – 3-4 месяца. На этот период целесообразно составить план работы по моделированию воспитательной системы класса, который может являться составной частью плана работы классного руководителя. Предлагаем избрать следующую форму плана:
Сентябрь. Изучение класса, его учащихся, внутренней и внешней среды классного коллектива.
Октябрь. Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества.
Ноябрь. Деятельность по сплочению и развитию коллектива класса.
Главными результатами совместной работы педагогов, учащихся и родителей по моделированию должны стать модель воспитательной системы класса и программа ее построения. Существуют разные формы моделей. В педагогической практике наиболее удобной формой модели является концепция (концептуальная модель).
Концепция воспитательной системы класса может состоять из таких разделов, как:
1. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса;
2. Цель и задачи воспитательной системы класса;
3. Перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества;
4. Механизм функционирования и построения воспитательной системы класса (системообразующий вид деятельности, годовой круг традиционных дел в классе, самоуправление в классном коллективе, основные внутренние и внешние связи и отношения членов классного сообщества, этапы становления и развития воспитательной системы);
5. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса.
Какой должна быть программа построения воспитательной системы класса? На этот вопрос педагог может найти ответ самостоятельно. Главное, чтобы в программе были отражены этапы, направления и способы построения системы, которые в дальнейшем должны составить основу работы классного руководителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных компетенций учащихся в начальных классов в воспитательной системе.
Развитие инициативы и самостоятельности каждого ребёнка в воспитательной работе. Создание условий для проявления самостоятельности. Развитие личности ребёнка, формирование его коммуникатив...
Воспитательная система класса – создание благоприятных условий для развития нравственной культуры личности ребенка.
Создание воспитательной системы класса, способствует всестороннему развитию личности ребенка и направлено на воспитание нравственного, ответственного, инициативного человека, способного к сотруд...
Гармоническое развитие возможностей обучающихся через дифференциацию и индивидуализацию на занятиях по танцевальному спорту в условиях гуманистической воспитательной системы
Главная задача в моем коллективе - создание и развитие гуманистической воспитательной системы, забота о формировании у родителей умения улавливать изменения в детях, расширение эмоциональной, духовной...
Гармоническое развитие возможностей обучающихся через дифференциацию и индивидуализацию на занятиях по танцевальному спорту в условиях гуманистической воспитательной системы
Главная задача в моем коллективе - создание и развитие гуманистической воспитательной системы, забота о формировании у родителей умения улавливать изменения в детях, расширение эмоциональной, духовной...
Управление развитием воспитательной системы в общеобразовательном учреждении
В работе рассмотрены теоретические аспекты организации воспитательной системы в общеобразовательном учреждении, этапы и структура формирования и развития воспитательной системы. Представлена воспитате...
Отечественные воспитательные системы: воспитательная система общей заботы (И.Иванов); гуманистическая воспитательная система современной массовой школы. (В.Караковский)
Дипломная работа по воспитательной работе....
Методы и формы управления воспитательной системой
Презентация на тему "Методы и формы управления воспитательной системой"...