"От малых до великих"
проект (4 класс)
Для города Ликино-Дулево вопрос чистой воды является насущным. В последнее время возник острый дефицит чистой воды. Данное явление связано с загрязнением водоемов. Реки являются основным источником пресной воды в деятельности человека. Одна из актуальных проблем экологии – это проблема рек. С каждым годом потребность сбережения водных ресурсов возрастает. Россия является лидером по запасам пресной воды, но вода более 70% рек загрязнена и не подходит даже для технического использования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_malyh_do_velikih.docx | 27.07 КБ |
ot_malyh_do_velikih.pptx | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Технология развивающего обучения
Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка.
В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности.
Принципы, лежащие в основе технологии развивающего обучения:
- вне деятельности нет развития;
- знание учениками их собственных возможностей и результатов учения есть обязательные условия их дальнейшего психического развития;
- ученик становится субъектом учебной деятельности лишь на основе таких личностных самообразований, как активность, самостоятельность и общение.
При организации учебной деятельности надо помнить, что ребёнок – самостоятельный субъект, взаимодействующий с окружающей средой. Учебный процесс строиться таким образом, чтобы в ходе его учащийся как бы «переживал» весь познавательный цикл полностью, осваивал его в единстве эмпирического и теоретического познания.
Урок начинается с оценки учениками того, что они могут, знают. Создается ситуация успеха, но в определенное время ребенок должен столкнуться с трудностью, с проблемой, для решения которой имеющихся знаний явно не хватает (ситуация продуктивного конфликта). Учащиеся определяют для себя, что именно они не знают, то есть ставят перед собой учебную задачу.
Методические приемы:
- Использование специально отобранного дидактического материла
- Сопоставление разных точек зрения на языковое явление (привлечение разных источников информации).
- Создание ситуаций, способствующих введению учебной задачи: реальные речевые или языковые трудности (ошибки в речи, использование "лишних” вопросов, заданных на предыдущих уроках).
- Исследовательский проект
Импульсом к поисковой деятельности могут быть коллизии. Они возникают тогда, когда:
- ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы;
- он оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.;
- он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.
В таких ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск (под руководством учителя) к ее разрешению.
Реализация дидактического принципа «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности» требует так отбирать и структурировать содержание, чтобы при работе с ним учащиеся испытывали максимальное умственное напряжение. Мера трудности варьируется в зависимости от возможностей каждого школьника, вплоть до прямой помощи. Но сначала школьник должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и вызывает эмоции, стимулирующие поисковую деятельность ученика, класса.
Следовательно, обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время само опирается на актуальное развитие. Поэтому обучение должно ориентироваться “на завтрашний день детского развития”.
В условиях научно-технического и социального прогресса возрастает потребность в усвоении человеком большого объема разнообразной информации, быстром обновлении знаний, совершенствовании умений. Туристско-краеведческая направленность в дополнительном образовании – это не просто приобретение знаний, а путь к их постижению, метод познания мира, явлений, времен, своеобразная школа понимания взаимосвязи общества и природы, культуры и науки. Комплексность образовательной среды туризма и краеведения способствует эффективному усвоению знаний, умений и навыков самовыживаемости в природной и социальной среде, активной социализации воспитанников, осуществлению всех направлений воспитания, формированию активного отношения к жизни и потребности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.
Туристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению родного края, приобретению навыков самостоятельной деятельности. Растущая отчуждённость между людьми вызывает необходимость использовать возможности туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений. В современных условиях, когда рушатся старые стереотипы патриотизма, именно туризм и краеведение, объединяющие в себе многие предметы и науки, могут стать эффективным средством обучения и воспитания школьников.
Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы, то есть углублённого изучения во время походов, экспедиций, экскурсий истории и природы родного края – своей малой родины, о нём можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве развития и воспитания.
Организация туристско-краеведческой деятельности даёт возможность решать ряд задач, стоящих перед системой дополнительного образования в настоящее время:
- Осуществление более глубокого и прочного освоения учебного материала, значительное расширение кругозора учащихся;
- Развитие способности аналитически мыслить, концентрировать внимание, наблюдать, сопоставлять.
Особое значение в туристско-краеведческой совместной деятельности детей и взрослых имеет социально-профессиональная роль педагога. Педагогические ценности служат определяющим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельности педагога и детей. Подходы к образованию с гуманистических позиций в целом, воспитанию и развитию личности ребёнка можно выделить несколько видов ценностей. В первую очередь к таким ценностям относятся личностно-позиционные, характеризуются отношением к людям, к себе, и людей к себе, основанные на восприятии другого человека как личности уникальной (индивидуальности), свободной, творческой и неповторимой. Ценность личности ребёнка, безопасность его развития, забота о беззащитном маленьком человеке, который подвержен огромной опасности без помощи умного и понимающего взрослого - вот позиция (на основе ценностей), которая характеризует хорошего учителя.
Одной из сторон личностно-позиционных ценностей является стремление общаться и расширять круг общения. Всё это позволит самореализоваться, самоутвердиться каждому воспитаннику в социально полезной деятельности, а также изменить жизнь в социальной среде, сделав её интересной и полезной.
Цель – создать условия и доступную образовательную среду для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.
Задачи:
- привить бережное отношение к водным ресурсам своего города;
- прививать любовь к своей родине;
- обучение, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация посредством вовлечения в туристско-краеведческую деятельность;
- вести просветительскую работу с учащимися;
- воспитание ответственности за себя и других, взаимоуважения, морально-волевых качеств.
Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решение следующих задач:
В области образования:
- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по окружающему миру, русскому языку, математике, литературному чтению, ОБЖ, физической подготовке;
- приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
- обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны окружающей среды.
- В области воспитания:
- содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
- формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;
- деятельностное отношение к окружающей среде;
- выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе.
- В области физической подготовки:
- физическое совершенствование школьников – развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;
Дополнительное образование по отношению к базовому указывает на многие преимущества перед последним в создании условий для формирования у каждого ребёнка общественных представлений о самом себе и окружающем мире. Для этого мы используем следующие методы и формы проведения практических занятий туристско – краеведческой направленности:
- Метод самореализации и самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, экскурсиях.
- Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа с выполнением различных заданий на экскурсиях и в походах).
- Метод подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.
Формы проведения занятий:
- Классный час - это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают активное участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
- Поход – более сложная форма практических занятий. Кроме темы и заданий, поход должен быть тщательно разработан, особенно в плане безопасности детей.
Воспитательный процесс при реализации программ туристско – краеведческой направленности включает:
- развитие межпоколенческих связей;
- формирование активной жизненной позиции и развитие социально-активной личности;
- создание условий для самореализации в творческой деятельности;
- Формирование у воспитанников гражданской нравственной позиции;
- Формирование духовно и физически здорового человека;
- Формирование установок на здоровый образ жизни;
Туризм и краеведение носят общественный характер, поэтому учащиеся получают навыки самоорганизации, самоуправления, самообслуживания. Занятия на свежем воздухе, физические нагрузки во время походов способствуют физическому развитию личности. Помимо этого, в процессе туристско-краеведческой работы школьники включаются в диалог с окружающим миром, знакомятся с людьми различных профессий.
Для города Ликино-Дулево вопрос чистой воды является насущным. В последнее время возник острый дефицит чистой воды. Данное явление связано с загрязнением водоемов. Реки являются основным источником пресной воды в деятельности человека. Одна из актуальных проблем экологии – это проблема рек. С каждым годом потребность сбережения водных ресурсов возрастает. Россия является лидером по запасам пресной воды, но вода более 70% рек загрязнена и не подходит даже для технического использования.
Работа велась на базе Ликино-Дулевской школы №2 при поддержке скаутской организации, в частности дружины «Вектор», а также отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Орехово-Зуевского района.
Проект состоит из 4 этапов.
1 этап. Реки города Ликино-Дулево.
2 этап. Крупные реки Орехово-Зуевского района.
3 этап. Крупные реки Московской области.
4 этап. Крупные реки России.
На каждом этапе проекта проходит работа по следующему плану:
- Сбор исторического материала и обобщение.
- Проведение классного часа.
- Прокладывание маршрута.
- Подготовка детей.
- Поход.
- Подведение итога (рисунки, сочинения, статьи, сбор альманаха).
На первом этапе работы (2017 – 2018 учебный год) по изучению малых рек г.Ликино-Дулево мы выяснили, что в городе протекает три реки – Студёнка, Помрешиха и Лютиха. Изучалась история рек нашего города. Оказывается, не так давно реки были полноводными, в них водилась рыба, ходили суда, были организованы зоны отдыха для людей. Но все это осталось в прошлом. Помимо изучения истории рек обследовались прибрежные зоны, состоялось знакомство с растительным и животным миром, были проведены классные часы и родительские собрания в школе. Сейчас реки находятся в плачевном состоянии. Они обмелели, рыба ушла, от зон отдыха ничего не осталось. Реки завалены ветками, мусором. Большинство жителей даже не знают названия рек.
По итогам 1 этапа работы были изготовлены эколого-агитационные плакаты, написаны статьи в «Своей газете», был записан видеоролик, который выложили в ютуб, установлен знак с названием реки в СНТ «Гора», проводилась очистка береговых зон своими силами, был выпущен альманах.
В ходе проекта детям прививалось бережное отношение к водным ресурсам. Общее дело сплотило детей и подростков. Ребята стали серьезнее относиться к природе.
В сентября 2018 учебного года начался 2 этап работы – изучение крупных рек Орехово-Зуевского района. Учащиеся познакомились с реками Клязьма и Большая Дубна, которые протекают через город Орехово-Зуево.
Мы прошли вдоль реки Клязьмы. Увидели, как в Клязьму впадает река Большая Дубна. Поразило нас это тем, что вода в реках отличается по цвету. Т.к. в реке Большая Дубна много глины, вода в ней рыже-красного цвета. Это четко видно на фоне темно-синей Клязьмы. Познакомились с животным и растительным миром этих рек.
В современной воспитательно-образовательной системе дополнительного образования туристско-краеведческая деятельность рассматривается как эффективное средство, позволяющее решать в комплексе воспитание, обучение, развивая подрастающего человека в целом: эмоционально, интеллектуально, нравственно и физически.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя Россия. Великое в малом.
Презентация к разделу поекта....
Авторская программа : Культурные традиции от малого до великого (уроки нравственности в начальной школе)
Отличительной чертой данной программы «Культурные традиции - от малого до великого» (уроки нравственности в начальной школе) является то, что она вобрала в себя не только «малое» - вопрос ...
Великий подвиг великого народа ( разработка праздника к 70-летию Великой Победы).
Предлагаю разработку сценария праздника к 70-летию Победы Советского народа в ВОВ....
Материалы участия в районном конкурсе "Знай и люби свою малую Родину - Киржач", посвященном 70- летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг
Данная работа была представленна на районный конкурс "Знай и люби свою малую Рродину - Киржач", посвященный 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945гг Шалдаевой Алиной, учащейся 3 класса МКОУ Першинская СОШ. Р...
" Моя малая Родина. Боевые действия за Матвеев-Курган во время Великой Отечественной Войны".
Данный классный час способствует формированию у обучающихся, воспитанников понимания значения выражения: малая родина; способствует воспитанию чувства уважения, гордости, патри...
классный час «Мой северный край! Моя малая Родина! Устюг Великий!»
Цель: Создание благоприятных условий для обобщения и расширения знаний обучающихся о родном городе; сохранения памяти об историческом и культурном наследии города Великий Устюг.Задачи:...