Беседа с обучающимися
материал
Предварительный просмотр:
Беседа по народным праздникам Руси в осенний период.
(для младшего школьного возраста)
Цель: формировать интерес к народной культуре в процессе изучения традиций в праздновании осенних народных праздников и обрядов.
Педагог: Здравствуйте, сегодня мы познакомимся с вами с осенними праздниками которые праздновались на Руси и продолжаются праздноваться.
Вопрос: Вы любите праздники? Какие праздники вы знаете?
- А какие из них народные праздники? Назовите их, если вы знаете. Как вы думаете, почему они считаются народными?
Ответ: Народные праздники определялись знаменательными датами солнечного календаря. Эти дни являлись вехами смены времен года, а так как силы природы в древности одушевлялись, то праздничные дни встречали и провожали закличками, песнями, играми, обрядами. Праздники отличали всем селом, все вместе.
- Какой праздник отмечается 1 сентября? (День знаний). Верно, а вот в старину был обычай встречать осень. 1 сентября в день Семена -летопроводца пели осенние песни, прощаясь с теплым летом, и призывали осень с ее щедрыми дарами. Праздник «Осенины» длился целую неделю. Праздник проходил на поле. Пели песни.
Педагог: Давайте и мы с вами попробуем спеть песню, которая призывает осень:
Осень! Осень!
Сноп последний посеем
Приходи с ливнем,
С хлебом обильным,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С толокой, обмолокой,
Золотым венцом!
Осень, осень на порог!
Осенинщикам- пирог!
За наше терпенье
Вам угощенье!
Мы пирог поели
Еще захотели!
Осень! Осень!
Погости недель восемь!
Со громами сильными,
Со дождями, с ливнями,
С перелетным журавлем,
С обмолоченным жнивьем!
Педагог : Во время праздника был такой обряд: (инсценирование) Молодая девушка ходила в поле по кругу, а все остальные пели песню:
Где девица пела,
Где красная прошла,
Где махонька прошла,
Сарафаном потрясла,
Там рожь высока,
Умоложиста, густа:
С одного-то колоска
Умоложить три мешка.
На поле наряжали сноп-именинник венками, лентами и относили в дом к хозяину поля. Эти действия тоже сопровождались обрядовыми песнями (инсценирование):
Хозяин (роль выполняет педагог): Жали, вы, жали,
Жали- пожинали
Жнецы молодые,
Серпы молодые.
Жнецы (группа детей):
Нива долговатая
Постать широкая
По месяцу жали
Серпы поломали
В краю не бывали
Людей не видали.
И дарили хозяину поля сноп.
После жатвы парни кувыркались по полю и приговаривали (инсценировка). Каждому жнецу (ребенку) раздаются слова:
1-й ребенок: Яровая жнивушка, отдай мою силушку на долгую зимушку.
2-й ребенок: Нивка, нивка,
Отдай нашу силку
На рожь, на яровинку!
3-й ребенок: Мы тебя жали
Силку потеряли.
Вопрос: Русский народ слагал об осени, о хлебе поговорки и пословицы: Знаете ли вы пословицы и поговорки о хлебе или осени?
Ответы:
- Весна красна цветами, а осень- пирогами.
- Холоден сентябрь, да сыт.
- Земля- тарелка: что положишь, то и возьмешь.
- Хлеб- всему голова.
- Без печки холодно, без хлеба голодно.
- Что посеешь, то и пожнешь.
Педагог: Парни и девушки играли в осенние игры. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Яблонька».
Выбирается из девушек яблонька. Яблонька становится в кругу. Вокруг нее водят хоровод, поют песню и выполняют танцевальные движения.
Педагог:
Посадили яблоньку на горе-горе,
Расцветала яблонька на заре-заре.
Вырастай, яблонька, вот такой вышины.
Распускайся, яблонька, вот такой ширины!
Расти, расти, яблонька, в добрый час!
Попляши, (имя), поскачи для нас!
Дети: Ой, как наша яблонька да распустилася!- 2 раза
Ой, как наша (имя) да закружилася!- 2 раза
А мы нашу яблоньку всю трести будем,- 2 раза
А мы сладки яблочки собирать будем.- 2 раза
А мы нашу яблоньку всю пощиплем,- 2 раза
Да от нашей Машеньки убежим вихрем!
Проговаривая каждую строчку вслед за педагогом и выполняя соответствующие действия, дети касаются яблоньки и разбегаются по своим местам. Кто последний занял место, тот- яблонька. Игра начинается сначала.
Педагог: Весь сентябрь чередой шли праздники. В день Ивана Постного затевали рубку капусты. В день Святого Луки- Луков день- устраивали луковое ярмарки. В октябре тоже было немало праздников, но наиболее значительным был праздник Покрова (14 октября).
Вопрос: Кто знает, что это за праздник?
Педагог: История возникновения этого праздника уходит в глубь веков. В 910 году в Константинополе случилось видение: во время винощной явилась Богородица, с покрывалом в руках, и возвестила, что это спасительный покров. Белое покрывало она простерла над людьми и вознесла молитву о спасении мира от невзгод и страданий. В память об этом необычном событии и установлен праздник Покрова.
День праздника Покрова является в народном представлении межевым между осенью и зимой. Поэтому пословицы гласят:
- До Покрова- осень, зам Покров- зима идет.
- Покров- первое зазимье.
- Покров землю покроет- где листом, а где и снежком.
С Покрова начинали играть по деревням свадьбы. Поэтому и слывет октябрь месяцем «свадебником».
- Придет Покров, девке голову покроет.
Покрытие головы издревле было признаком замужества. И сейчас невеста на свадьбе покрытая фатой.
Вечерами девушки и парни устраивали посиделки, где могли присмотреться друг к другу. Посиделки проходили с играми, плясками, хороводами, песнями.
- Давайте и мы с вами устроим посиделки (инсценировка). Дети делятся на группы, педагог раздает всем участникам слова.
Парни: Эй, девчата, встречай гостей!
Девушки: Милости просим на наши посиделки!
Хорошим людям и мы рады будем!
Парни: Чтой-то скучно у вас, девки.
Девушки: А вы давайте, развеселите.
Парни: А что? Мы себе не просто так,
Я- плясать и петь мастак.
А то вон Ероха- во как играет на гармохе
Так что, держите ноги, обобьете все пороги!
И парни пели частушки (инсценировка)
Парни идут «стеной» на девушек:
- Вересовые кусточки, где вы вересилися?
Золотые ваши ручки, где играть училися?
А девушки им отвечают:
- Это чьи такие рыжие, отколь они взялись?
Поглядите-ка подружки, под барана завились!
Парни: Всю неделю не спалось, не пилось, не елось,
Мне давно с тобой, девчонка, поплясать хотелось.
Девушки: Ты, миленок, не льсти,
Тебе меня не провести!
Я хотя и молодая,
Знаю как себя вести.
Парни: Мы к вам свататься не будем,
Хоть собой гордитеся
Никто замуж не возьмет,
В девках насидитеся!
Девушки: Милый мой, не задавайся,
Ты не очень-то хорош,
Ты на Шарика, на Бобика,
На Тузика похож.
Вопрос: Начало ноября дает другой праздник «Кузьминки». Знаете, что это за праздник?
- Кузьминки- по осени поминки.
Вопрос:
-Еще называли этот день «курьими именинами». Как вы думаете почему
- Ноябрь- время забоя кур, и обязательным блюдом на праздничном столе были курица и куриное яйцо.
Педагог: Кузьминками девушки начинали череду девичьих праздников. Праздновались они несколько дней. На эти дни девушки откупали в деревне просторный дом, приносили угощенье, накрывали на стол. На вечеринку приходили парни. Из соломы делали чучело, рядили в мужскую одежду, нарекали Кузьмой. Водили хороводы и искали ему невесту.
- Сейчас и мы с вами встанем в круг и поводим хоровод «Ходит царь». Девушки становятся в круг. Парень с чучелом в центре круга.
Ходит царь, ходит царь
По нову городу, по нову городу
Ищет царь, царь
Царевну свою, королевну свою
Где видали, где слыхали
Царевну мою, королевну мою.
Голос из круга: Э… вон она, царевна твоя, королевна твоя.
Парень, водивший чучело, надевает на голову любой девушки венок. Она выходит на середину круга, песня продолжается:
Ты возьми, ты возьми
Царевну свою, королевну свою
Заведи, заведи
Во новый городок, во новый городок.
Ты поставь, ты поставь
Посреди города, посреди широка
Ты заставь, ты заставь
И плясать, и скакать, и подскакивать
Голос из круга: Потанцуй, царевна!
Хор: Царевич велел!
Голос из круга: Потанцуй, царевна!
Хор: Царевич велел,
Молодой приказал,
Молодой приказал!
Все (кричат): Поцелуй, царевна!
Все (поют): Царевич велел,
Молодой приказал.
Педагог: Затем неожиданно Кузьма умирал. Тогда ему устраивали похороны, укладывали чучело в деревянное корыто, уносили и сжигали.
Вопросы:
- Какие осенние народные праздники вы знаете?
- Какой праздник наш понравился вам больше всего?
- Чем вам запомнился это праздник, что в нем самое интересное?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная беседа для обучающихся начальной школы "Друзья здоровья"
Данная разработка способствует формированию зорового образа жизни,познакомит обучающихся с основными группами витаминов А, В, С и их источниками. создаёт условия для развития компетенции здоровьесбере...
Презентация Беседа с обучающимися о толерантности
Толерантность- одно из важнейших качеств в жизни каждого ребенка, а умение помогать, понимать и принимать другого ребенка, своего сверстника, наиболее ценный дар для любого человека....
Беседа с обучающимися «Здоровый образ жизни»
Беседа, целью которой является -дать представление о том, что такое здоровье человека и здоровый образ жизни; пропагандировать здоровый образ жизни....
Беседа с обучающимися на тему "Не кури!"
Беседа с обучающимися, способствующая негативному отношению к курению....
Беседа с обучающимися о понятии "гражданственность", 3-4 класс (конкурс "Учитель года")
Очень сложное понятие "гражданственность" для начального образования раскрывается с помощью интеллек-карт, которую обучающиеся формируют в процессе работы и делают вывод об этом понятии....
Беседы с обучающимися "группы риска"
Протоколы бесед....
Беседа с обучающимися на тему: «Профилактика вредных привычек и правонарушений среди подростков»
Беседа с обучающимися...