Беседа с обучающимися
материал
Предварительный просмотр:
Беседа по народным праздникам Руси в весенний период
(для младшего школьного возраста)
Цель: формировать интерес к народной культуре в процессе изучения традиций в праздновании весенних народных праздников и обрядов.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Отшумела веселая, разгульная Масленица, проводила зиму, открыла дорогу весне. А весной тоже были свои народные праздники.
Вопрос: Кто знает, какие народные праздники праздновались на Руси весной?
Вопрос: Кто знает, что за праздник «Красная горка»?
Ответ: «Красная горка»- праздник весны.
Вопрос: Знаете ли вы, почему такое название этого праздника «Красная горка»?
Ответ: Красная горка - один из народных праздников красной весны. С него начинаются хороводные игры, пляски, хороводы на горах и в долинах.
Рано утром молодежь вместе с хороводницей выходила на холм и выполняла обряд встречи весны. Хотите попробовать и вы поучаствовать в таком обряде?
Инсценировка: Все встают в хоровод, выбирают хороводницу- педагога. У хороводницы в одной руке хлеб, а в другой- красное яйцо. Хороводница поет песню:
Приди к нам, весна, со радостью! С калиной-малиною,
Со великой к нам милостью, С черной смородиною!
Со пшеничкой золотистою, С грушами, с яблоками,
Со овсом кучерявым, Со всякой садовинкой,
С ячменем усатым, С цветами лазоревыми,
Со просом, со гречею, С травушкой-муравушкой.
Вопрос: Почему в обряде хороводница держит красное яйцо и хлеб?
Ответ: Красное яйцо- символ зарождения жизни. А весной начинают зеленеть деревья, все оживает. Хлеб был самым главным продуктом на Руси. Есть пословицы: «Хлеб - всему голова»;
«Есть хлеб - будет и песня».
Педагог: И вот наступает лучшая пора года. Какая? (лето). Вы любите лето? Почему?
Педагог: Летом народ тоже отмечал праздники. Можете ли вы назвать, какие праздники летом отмечали на Руси?
Педагог: Этот праздник называется так, потому что он празднуется на седьмую неделю после пасхи. Эта неделя в старину была известна как «русальная». Считалось, что русалки бегали по ржи, хлопали в ладоши и пели свои русальные песни. Символическим центром праздника была березка. Березку украшали лентами, бусами, загадывали желания. Плели венки из березовых веток, надевали на голову. Вокруг березки водили хороводы.
- Давайте поиграем в игру «Березка».
Игра «Березка».
Все становятся в круг. Педагог выполняет роль «березки». Все поют, повторяя слова за педагогом:
Березка белена- 2 раза
Маковка зелена – 2 раза
Летом мохнатенькая 2 раза
Зимой сучковитенькая.- 2 раза
Где она стоит, там и шумит- 2 раза
«Березка» под песню отбирает у всех платки и поднимает над головой и поет:
Березка зелененькая,
Весной веселенькая
Среди поля стоит
Листочками шумит
Гремит, гудит,
Золотым веничком звенит.
«Березка» изображает шум листьев, движение веток, она шуршит платьем, машет над головой платками. Под приговор: «А осенью корни у березки усыхают, листочки опадают». «Березка» обходит хоровод змейкой и кладет на плечи двум рядом стоящим девочкам их платки.
Пойдем девочки,
Завивать веночки.
Завьем веночки,
Завьем зеленые!
Педагог: После такой игры девушки на березе заплетают венки.
Кроме таких обрядов вокруг березы, молодежь играли в разные игры на полянах.
Педагог: Сейчас мы поиграем в игру «Заря-заряница»
Игра «Заря-заряница»
Один из ребят держит шест, с прикрепленными лентами. Все играющие держат по ленте. Один из играющих - ведущий (педагог), он стоит вне круга. Ребята идут по кругу и поют песню, повторяя за педагогом:
Заря-заряница,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые.
Раз, два, не воронь, а беги, как огонь.
При словах «а беги, как огонь» водящий дотрагивается до кого-нибудь из играющих, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первый схватит из них оставленную ленту, тот побеждает, а опоздавший становится водящим. Игра начинается снова.
Педагог: А еще весной был праздник птиц. Он назывался день «Сороки… сорока мучеников».
Знаете ли вы, почему так назывался этот праздник?
Педагог: Русский народ верил, что в этот день из теплых стран пробираются на Русь сорок разных птиц, и к началу праздника пекли обрядовое печенье в виде весенних птиц: жаворонков, куликов, галок, скворцов. Такое печенье называли тетерками. Все ели тетерки и пели весенние заклички.
Педагог: Сейчас мы научимся петь заклички.
Дети получают тексты закличек, и детей делят на две группы.
Инсценировка:
Грачи-кулички, из моря летите Прилетите к нам,
Весну красную несите! Принесите к нам
Жаворонки! Ноги тонки! Весну красную,
Лето теплое!
Педагог: А знаете такую игру «Золотые ворота»? Давайте поиграем.
Играющие разбиваются на две группы. Одна группа становится в круг, вторая поднимает руки «воротами». Те, кто в кругу, должны пройти через все ворота. При этом играющие говорят:
Золотые ворота пропускают не всегда,
Первый раз прощается, второй раз - запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
С последними словами все «ворота» закрываются, а те ребята, которые остались в кругу, должны заплатить штраф: спеть, сплесать.
Летом еще есть такой народный праздник Иванов день или «ночь под Ивана Купала»
- Кто знает, что это за праздник?
Ответ: В ночь Ивана Купала разжигают костры, поют хороводные песни, прыгают через костер, считается, что это избавит их от всех зол и невзгод. В эту ночь принято купаться в реке. Самые отважные парни идут ночью в лес искать папоротник. Считается, в эту ночь папоротник расцветает и указывает, где найти клад. А девушки плетут венки, загадывают желание и опускают венки в воду и смотрят, если венок утонул, значит желание не сбудется, а если не утонул- сбудется.
Праздник Ивана Купала очень хорошо описывается в русской народной сказке «Снегурочка».
- Кто знает эту сказку?
- Кто может ее нам пересказать?
Вопросы:
- Какие весенние народные праздники вы знаете?
- Какие летние народные праздники вы знаете?
- Какие праздники вам запомнились больше всего? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная беседа для обучающихся начальной школы "Друзья здоровья"
Данная разработка способствует формированию зорового образа жизни,познакомит обучающихся с основными группами витаминов А, В, С и их источниками. создаёт условия для развития компетенции здоровьесбере...
Презентация Беседа с обучающимися о толерантности
Толерантность- одно из важнейших качеств в жизни каждого ребенка, а умение помогать, понимать и принимать другого ребенка, своего сверстника, наиболее ценный дар для любого человека....
Беседа с обучающимися «Здоровый образ жизни»
Беседа, целью которой является -дать представление о том, что такое здоровье человека и здоровый образ жизни; пропагандировать здоровый образ жизни....
Беседа с обучающимися на тему "Не кури!"
Беседа с обучающимися, способствующая негативному отношению к курению....
Беседа с обучающимися о понятии "гражданственность", 3-4 класс (конкурс "Учитель года")
Очень сложное понятие "гражданственность" для начального образования раскрывается с помощью интеллек-карт, которую обучающиеся формируют в процессе работы и делают вывод об этом понятии....
Беседы с обучающимися "группы риска"
Протоколы бесед....
Беседа с обучающимися на тему: «Профилактика вредных привычек и правонарушений среди подростков»
Беседа с обучающимися...