Методы и приемы формирования навыка самостоятельности при выполнении дз в гпд.
учебно-методический материал (4 класс)

Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.

Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога-воспитателя.

Самоподготовка — это не урок. В отличие от урока эта форма обучения, несмотря на то, что она организуется не в домашних условиях, а в школьных, содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется самостоятельными учебными действиями учеников.

В дополнение к уроку в школьных группах продленного дня она становится второй основной формой обучения.

Цель самоподготовки:

— привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении.

Задачи самоподготовки:

— расширение границ учебной работы;

— углубление содержания учебных предметов;

— получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков;

— закрепление и повторение изученного на уроках материала;

— упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения;

— развитие интереса к учению;

— приобретение школьниками навыков самостоятельной работы;

— формирование исполнительских навыков.

Ведущие формы учебной деятельности на самоподготовке:

— коллективная деятельность;

— самостоятельная деятельность.

Учитель может варьировать различные формы учебной деятельности учащихся в процессе самоподготовки: индивидуальная самостоятельная работа, работа в парах и группах и т.д., т.е. управлять формами взаимодействия, сотрудничества учащихся в условиях учебного общения.

Организация учебной деятельности на самоподготовке предполагает регуляцию общения между учителем и учащимися, между учениками, внутри группы, между учителем и одним учеником во время консультации и в ходе самостоятельной работы ученика с книгой, а также систематическую работу педагога по преодолению трудностей объективного и субъективного характера, с которыми сталкивается ученик при самостоятельном выполнении домашних заданий.

К этим трудностям можно отнести:

— неумение владеть приемами рациональной организации самостоятельной работы, распределить свое время;

— отрицательное отношение к учебной деятельности, отсутствие интереса к учению,

— непонимание целей, содержания домашних заданий;

— общая неорганизованность и отсутствие достаточных волевых качеств, а также помощи и стимулирования со стороны взрослых (учителей).

Гигиенические требования к организации самоподготовки:

— равномерная и достаточная освещенность всего помещения;

— регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца;

— чистота оконных стекол;

— недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близкорастущими деревьями;

— использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей;

— поддержание нормального температурного режима;

— регулярное проветривание классных комнат;

— использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников;

— недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели;

— влажная уборка помещения перед самоподготовкой;

— поддержание чистоты и порядка в классе;

— соблюдение школьниками личной гигиены;

— сохранение у детей правильной позы во время работы;

— проведение «физкультминуток», особое отношение к детям с ослабленным здоровьем;

— устранение шумовых раздражителей;

— предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.

Дидактические требования к самоподготовке:

— занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность;

— задания ученики выполняют самостоятельно;

— проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем);

— производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем);

— планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками;

— объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.

Воспитательные требования к самоподготовке:

— отказ от применения каких-либо мер наказания;

— использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания;

— содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе;

— недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы, выражение принуждения в скрытой форме;

— разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме;

— терпимое отношение к промахам учащихся во время работы;

— привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

Наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно-полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, если он предусмотрен образовательной программой). После самоподготовки — участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия).

После окончания учебных занятий в общеобразовательном учреждении для восстановления работоспособности обучающихся перед выполнением домашних заданий организуется отдых длительностью не менее двух часов. Основная часть этого времени отводится на свежем воздухе.

Подготовка домашних заданий

Домашняя работа — это особая деятельность каждого ученика, находящегося в иных, чем в классе, условиях. Школьник самостоятельно продолжает то, что делал вместе с другими учащимися в классе, и вместе с тем приобретает такие знания и навыки, которые необходимы для дальнейшей учебы под руководством учителя. Без этих знаний учебный процесс продолжаться не может.

Таким образом, домашняя работа — не только важная форма организации обучения, она органически входит в процесс обучения как его необходимое звено, представляя собой индивидуальную форму учебных занятий под руководством воспитателя.

Самостоятельная работа учащихся — это главный вид деятельности при подготовке домашних заданий. Задача подготовки домашних заданий заключается в выработке и развитии у школьников навыков самостоятельности в учебной и трудовой деятельности.

При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации:

— приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту обучающихся;

— начинать самоподготовку в 15.00–16.00 ч., так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;

— ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2–3 классах — 1,5 ч., в 4–5 классах — 2 ч., в 6–8 классах — 2,5 ч., в 9–11 классах — до 3,5 ч.;

— предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;

— предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершении определенного этапа работы;

— проводить "физкультурные минутки" длительностью 1-2 минуты;

— предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке и др.).

Можно выделить основные этапы в структуре самоподготовки:

а) организация начала самоподготовки;

б) подготовка к самостоятельной работе и

самостоятельная работа детей;

в) самооценка, взаимопроверка, оценка работы;

г) проверка работы воспитателем;

д) подведение итогов работы.

 

1. Организационный момент

Время — 1–2 минуты.

2. Подготовка к самостоятельной работе и самостоятельная работа детей

Она тоже не занимает много времени. Фронтально выясняется, всё ли понятно по домашнему заданию. Чётко озвучивается содержание задания, объясняется более рациональная последовательность его выполнения.

Общего шаблона в последовательности выполнения домашних заданий по предметам нет. При рекомендации начинать с наиболее сложного, каждый выберет свой предмет.

Во втором и третьем классах на самоподготовку отводится 1,5 академических часа, в четвёртом и пятом классах — 2 академических часа. За это время, как правило, дети успевают сделать задание по двум–трём предметам. Поэтому целесообразно готовить в группе уроки по русскому языку, математике, т.е. письменные задания. Чтение и заучивание стихотворений желательно перенести на дом, т. к. после выполнения сложных письменных заданий ребенку нужен длительный перерыв, кроме того, заучивание наизусть и чтение требуют большей изолированности по самому характеру этих занятий. И они больше располагают к контакту ребенка с родителями.

Так же в группе есть часы с большим циферблатом, арабскими цифрами, они видны с каждого рабочего места. Дети знают, что через каждые 20 минут будет пятиминутный перерыв. При необходимости дети могут отдохнуть дополнительно. Физкультминутки во время перерыва, как правило, проводятся в коридоре школы. Играем в подвижные игры.

Не у всех выработаны необходимые навыки, задания могут быть сложными. В некоторых случаях индивидуальная помощь воспитателя оправдана и необходима. Однако ученик должен знать, что прежде чем обратиться за помощью, нужно самому внимательно прочитать условие задачи и кратко ее записать, составить схему, нарисовать рисунок, а потом подумать над решением, вспомнить, как это делалось в классе, т. е. он обязан научиться преодолевать трудности сам.

Рабочий шум вполне допустим в группе и не мешает плодотворной работе учеников. Не следует требовать на самоподготовке идеальной тишины, естественно, что и не должно быть громкого разговора и даже замечаний воспитателя, чтобы не отвлекать внимание всех детей. Нужно строго следить, чтобы родители тоже планировали своё время, не нарушая режим самоподготовки, не отвлекали детей во время выполнения домашней работы. Каждый ребенок работает самостоятельно, не мешая товарищам.

Часто в группу приходят дети, не имеющие навыка самостоятельной работы, с пробелами в знаниях. Поэтому задача воспитателя в работе с этим учащимися сводится к выявлению и ликвидации пробелов в их знаниях и к привитию им навыка работы в системе. Эта работа ведется по индивидуальному плану. В индивидуальной работе чрезвычайно важно учитывать особенности детей младшего школьного возраста. Оказывая помощь, надо поощрять каждого из них даже за малые успехи, стараясь убедить в том, что ученику по силам преодолеть возникающие трудности в обучении и постепенно при настойчивой регулярной работе он сможет учиться не хуже других.

Ученики, быстро справившиеся с работой и хорошо успевающие по предметам, могут быть помощниками для воспитателя. Получая одобрение старшего они старательно проверяют домашнее задание младших или более слабых учеников. Такой прием развивает познавательные способности учащихся.

 

3. Самооценка, взаимопроверка, оценка работы

Прежде, чем проверить работы детей, дается возможность проверить самому, тем самым ребёнок приучается быть внимательным, организованным.

В некоторых случаях полезно организовать взаимопроверку, что способствует воспитанию ответственности, требовательности к себе и к товарищам, вырабатывает умение давать оценку работе.

 

4. Подведение итогов работы

Необходимым этапом самоподготовки является подведение итогов работы. Здесь нужно оценить работу каждого учащегося: кто работал самостоятельно, кому было сложно, но они справились, обязательно оценить желание ребят помочь товарищам в объяснении темы, разъяснении примера и т.д.

 

Таким образом, на каждом этапе самоподготовки важно постоянно контролировать организацию учебного процесса, продумывать весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Говоря о работе группы продленного дня, нужно отметить, что выполнение домашних заданий является наиболее важным моментом в организации режима детей. Во время самоподготовки детей необходимо создать доброжелательные отношения в коллективе, чтобы сильные ученики, если надо, помогали слабым, чтобы тот, кто закончил выполнение задания, не мешал тем, кто еще работает.

Методов много. Каждый воспитатель должен подходить творчески к организации самоподготовки. Категорически нельзя копировать урок и подходить формально к организации самоподготовки, как нельзя забывать то, что дети целый день находятся в школе и для них это огромный труд. А чтобы для учеников самоподготовка проходила более легко, необходимо постоянно искать новые пути и средства её реализации.

 

Памятка на самоподготовку:

Общие указания

Выполняй домашнее задание в одно и то же время.

Приготовь все необходимое для занятий: тетради, учебники, карандаш, линейку. Правильно расположи их на рабочем столе.

Посмотри в дневнике домашнее задание.

Держи правильную осанку — спина должна быть прямая, ноги ровно стоять на полу, не наклоняться близко к учебнику.

Сначала сделай трудные предметы, а потом более легкие.

Если что-то не получается, переключись на другой предмет, потом вернись снова, спроси у тех, кто уже сделал или у воспитателя.

Сосредоточься, не отвлекайся. Ты должен успеть сделать уроки за 1,5 –2 часа.

Выполняй задание четко, аккуратно.

Через каждые 10 минут давай отдых глазам и пальцам: несколько раз открой и зажмурь их, посмотри по сторонам и т.д., сожми и разожми пальцы.

Через 20 минут сделай небольшую физкультминутку: встань, сделай несколько упражнений, глубоко вдохни и выдохни.

Выполнив все задания, еще раз посмотри по дневнику, все ли ты сделал на завтра, по всем ли урокам готов.

Сдай уроки и положи дневник воспитателю. Осталось время — тихо займись своими делами, не мешая другим.

 

Рекомендации к решению задач:

Прочитай внимательно задание; если не понял содержание, прочитай еще раз, подумай.

Повтори условие задачи и ее вопросы.

Подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти.

Подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопросы задачи.

Подумай, по какому плану будешь решать задачу.

Проверь ход решения, ответ.

 

Рекомендации к списыванию текста:

Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его

Выдели орфограммы в списываемом тексте.

Прочитай предложение так, как оно написано орфографически.

Повтори предложение, не глядя в текст, орфографически.

Пиши, диктуя себе, проговаривая орфографически.

Проверь написанное: читай то, что написал, отмечая слоги; подчеркни орфограммы в написанном; сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

 

Рекомендации по заучиванию стихотворений:

Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.

Тихо прочитай стихотворение вслух; помни, что читаешь стихотворение для того, чтобы запомнить; выясни все незнакомые слова и выражения.

Громко прочитай стихотворение; при прочтении постарайся уловить мелодию, ритм стихотворения.

Прочитай стихотворение третий раз, громко и выразительно.

Через 2 минуты попробуй повторить стихотворение вслух по памяти 2–3 раза, при необходимости заглядывая в текст; постарайся представить себе описываемое в стихотворении событие или настроение;

Через 2–3 часа повтори стихотворение 2–3 раза, не заглядывая в текст;

Перед сном еще раз повтори стихотворение.

Утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи стихотворение по памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samopodgotovka.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.

Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога-воспитателя.

Самоподготовка — это не урок. В отличие от урока эта форма обучения, несмотря на то, что она организуется не в домашних условиях, а в школьных, содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется самостоятельными учебными действиями учеников.

В дополнение к уроку в школьных группах продленного дня она становится второй основной формой обучения.

Цель самоподготовки:

— привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении.

Задачи самоподготовки:

— расширение границ учебной работы;

— углубление содержания учебных предметов;

— получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков;

— закрепление и повторение изученного на уроках материала;

— упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения;

— развитие интереса к учению;

— приобретение школьниками навыков самостоятельной работы;

— формирование исполнительских навыков.

Ведущие формы учебной деятельности на самоподготовке:

— коллективная деятельность;

— самостоятельная деятельность.

Учитель может варьировать различные формы учебной деятельности учащихся в процессе самоподготовки: индивидуальная самостоятельная работа, работа в парах и группах и т.д., т.е. управлять формами взаимодействия, сотрудничества учащихся в условиях учебного общения.

Организация учебной деятельности на самоподготовке предполагает регуляцию общения между учителем и учащимися, между учениками, внутри группы, между учителем и одним учеником во время консультации и в ходе самостоятельной работы ученика с книгой, а также систематическую работу педагога по преодолению трудностей объективного и субъективного характера, с которыми сталкивается ученик при самостоятельном выполнении домашних заданий.

К этим трудностям можно отнести:

— неумение владеть приемами рациональной организации самостоятельной работы, распределить свое время;

— отрицательное отношение к учебной деятельности, отсутствие интереса к учению,

— непонимание целей, содержания домашних заданий;

— общая неорганизованность и отсутствие достаточных волевых качеств, а также помощи и стимулирования со стороны взрослых (учителей).

Гигиенические требования к организации самоподготовки:

— равномерная и достаточная освещенность всего помещения;

— регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца;

— чистота оконных стекол;

— недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близкорастущими деревьями;

— использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей;

— поддержание нормального температурного режима;

— регулярное проветривание классных комнат;

— использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников;

— недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели;

— влажная уборка помещения перед самоподготовкой;

— поддержание чистоты и порядка в классе;

— соблюдение школьниками личной гигиены;

— сохранение у детей правильной позы во время работы;

— проведение «физкультминуток», особое отношение к детям с ослабленным здоровьем;

— устранение шумовых раздражителей;

— предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.

Дидактические требования к самоподготовке:

— занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность;

— задания ученики выполняют самостоятельно;

— проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем);

— производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем);

— планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками;

— объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.

Воспитательные требования к самоподготовке:

— отказ от применения каких-либо мер наказания;

— использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания;

— содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе;

— недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы, выражение принуждения в скрытой форме;

— разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме;

— терпимое отношение к промахам учащихся во время работы;

— привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

Наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно-полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, если он предусмотрен образовательной программой). После самоподготовки — участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия).

После окончания учебных занятий в общеобразовательном учреждении для восстановления работоспособности обучающихся перед выполнением домашних заданий организуется отдых длительностью не менее двух часов. Основная часть этого времени отводится на свежем воздухе.

Подготовка домашних заданий

Домашняя работа — это особая деятельность каждого ученика, находящегося в иных, чем в классе, условиях. Школьник самостоятельно продолжает то, что делал вместе с другими учащимися в классе, и вместе с тем приобретает такие знания и навыки, которые необходимы для дальнейшей учебы под руководством учителя. Без этих знаний учебный процесс продолжаться не может.

Таким образом, домашняя работа — не только важная форма организации обучения, она органически входит в процесс обучения как его необходимое звено, представляя собой индивидуальную форму учебных занятий под руководством воспитателя.

Самостоятельная работа учащихся — это главный вид деятельности при подготовке домашних заданий. Задача подготовки домашних заданий заключается в выработке и развитии у школьников навыков самостоятельности в учебной и трудовой деятельности.

При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации:

— приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту обучающихся;

— начинать самоподготовку в 15.00–16.00 ч., так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;

— ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2–3 классах — 1,5 ч., в 4–5 классах — 2 ч., в 6–8 классах — 2,5 ч., в 9–11 классах — до 3,5 ч.;

— предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;

— предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершении определенного этапа работы;

— проводить "физкультурные минутки" длительностью 1-2 минуты;

— предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке и др.).

Можно выделить основные этапы в структуре самоподготовки:

а) организация начала самоподготовки;

б) подготовка к самостоятельной работе и

самостоятельная работа детей;

в) самооценка, взаимопроверка, оценка работы;

г) проверка работы воспитателем;

д) подведение итогов работы.

1. Организационный момент

Время — 1–2 минуты.

2. Подготовка к самостоятельной работе и самостоятельная работа детей

Она тоже не занимает много времени. Фронтально выясняется, всё ли понятно по домашнему заданию. Чётко озвучивается содержание задания, объясняется более рациональная последовательность его выполнения.

Общего шаблона в последовательности выполнения домашних заданий по предметам нет. При рекомендации начинать с наиболее сложного, каждый выберет свой предмет.

Во втором и третьем классах на самоподготовку отводится 1,5 академических часа, в четвёртом и пятом классах — 2 академических часа. За это время, как правило, дети успевают сделать задание по двум–трём предметам. Поэтому целесообразно готовить в группе уроки по русскому языку, математике, т.е. письменные задания. Чтение и заучивание стихотворений желательно перенести на дом, т. к. после выполнения сложных письменных заданий ребенку нужен длительный перерыв, кроме того, заучивание наизусть и чтение требуют большей изолированности по самому характеру этих занятий. И они больше располагают к контакту ребенка с родителями.

Так же в группе есть часы с большим циферблатом, арабскими цифрами, они видны с каждого рабочего места. Дети знают, что через каждые 20 минут будет пятиминутный перерыв. При необходимости дети могут отдохнуть дополнительно. Физкультминутки во время перерыва, как правило, проводятся в коридоре школы. Играем в подвижные игры.

Не у всех выработаны необходимые навыки, задания могут быть сложными. В некоторых случаях индивидуальная помощь воспитателя оправдана и необходима. Однако ученик должен знать, что прежде чем обратиться за помощью, нужно самому внимательно прочитать условие задачи и кратко ее записать, составить схему, нарисовать рисунок, а потом подумать над решением, вспомнить, как это делалось в классе, т. е. он обязан научиться преодолевать трудности сам.

Рабочий шум вполне допустим в группе и не мешает плодотворной работе учеников. Не следует требовать на самоподготовке идеальной тишины, естественно, что и не должно быть громкого разговора и даже замечаний воспитателя, чтобы не отвлекать внимание всех детей. Нужно строго следить, чтобы родители тоже планировали своё время, не нарушая режим самоподготовки, не отвлекали детей во время выполнения домашней работы. Каждый ребенок работает самостоятельно, не мешая товарищам.

Часто в группу приходят дети, не имеющие навыка самостоятельной работы, с пробелами в знаниях. Поэтому задача воспитателя в работе с этим учащимися сводится к выявлению и ликвидации пробелов в их знаниях и к привитию им навыка работы в системе. Эта работа ведется по индивидуальному плану. В индивидуальной работе чрезвычайно важно учитывать особенности детей младшего школьного возраста. Оказывая помощь, надо поощрять каждого из них даже за малые успехи, стараясь убедить в том, что ученику по силам преодолеть возникающие трудности в обучении и постепенно при настойчивой регулярной работе он сможет учиться не хуже других.

Ученики, быстро справившиеся с работой и хорошо успевающие по предметам, могут быть помощниками для воспитателя. Получая одобрение старшего они старательно проверяют домашнее задание младших или более слабых учеников. Такой прием развивает познавательные способности учащихся.

3. Самооценка, взаимопроверка, оценка работы

Прежде, чем проверить работы детей, дается возможность проверить самому, тем самым ребёнок приучается быть внимательным, организованным.

В некоторых случаях полезно организовать взаимопроверку, что способствует воспитанию ответственности, требовательности к себе и к товарищам, вырабатывает умение давать оценку работе.

4. Подведение итогов работы

Необходимым этапом самоподготовки является подведение итогов работы. Здесь нужно оценить работу каждого учащегося: кто работал самостоятельно, кому было сложно, но они справились, обязательно оценить желание ребят помочь товарищам в объяснении темы, разъяснении примера и т.д.

Таким образом, на каждом этапе самоподготовки важно постоянно контролировать организацию учебного процесса, продумывать весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Говоря о работе группы продленного дня, нужно отметить, что выполнение домашних заданий является наиболее важным моментом в организации режима детей. Во время самоподготовки детей необходимо создать доброжелательные отношения в коллективе, чтобы сильные ученики, если надо, помогали слабым, чтобы тот, кто закончил выполнение задания, не мешал тем, кто еще работает.

Методов много. Каждый воспитатель должен подходить творчески к организации самоподготовки. Категорически нельзя копировать урок и подходить формально к организации самоподготовки, как нельзя забывать то, что дети целый день находятся в школе и для них это огромный труд. А чтобы для учеников самоподготовка проходила более легко, необходимо постоянно искать новые пути и средства её реализации.

Памятка на самоподготовку:

Общие указания

Выполняй домашнее задание в одно и то же время.

Приготовь все необходимое для занятий: тетради, учебники, карандаш, линейку. Правильно расположи их на рабочем столе.

Посмотри в дневнике домашнее задание.

Держи правильную осанку — спина должна быть прямая, ноги ровно стоять на полу, не наклоняться близко к учебнику.

Сначала сделай трудные предметы, а потом более легкие.

Если что-то не получается, переключись на другой предмет, потом вернись снова, спроси у тех, кто уже сделал или у воспитателя.

Сосредоточься, не отвлекайся. Ты должен успеть сделать уроки за 1,5 –2 часа.

Выполняй задание четко, аккуратно.

Через каждые 10 минут давай отдых глазам и пальцам: несколько раз открой и зажмурь их, посмотри по сторонам и т.д., сожми и разожми пальцы.

Через 20 минут сделай небольшую физкультминутку: встань, сделай несколько упражнений, глубоко вдохни и выдохни.

Выполнив все задания, еще раз посмотри по дневнику, все ли ты сделал на завтра, по всем ли урокам готов.

Сдай уроки и положи дневник воспитателю. Осталось время — тихо займись своими делами, не мешая другим.

Рекомендации к решению задач:

Прочитай внимательно задание; если не понял содержание, прочитай еще раз, подумай.

Повтори условие задачи и ее вопросы.

Подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти.

Подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопросы задачи.

Подумай, по какому плану будешь решать задачу.

Проверь ход решения, ответ.

Рекомендации к списыванию текста:

Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его

Выдели орфограммы в списываемом тексте.

Прочитай предложение так, как оно написано орфографически.

Повтори предложение, не глядя в текст, орфографически.

Пиши, диктуя себе, проговаривая орфографически.

Проверь написанное: читай то, что написал, отмечая слоги; подчеркни орфограммы в написанном; сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Рекомендации по заучиванию стихотворений:

Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.

Тихо прочитай стихотворение вслух; помни, что читаешь стихотворение для того, чтобы запомнить; выясни все незнакомые слова и выражения.

Громко прочитай стихотворение; при прочтении постарайся уловить мелодию, ритм стихотворения.

Прочитай стихотворение третий раз, громко и выразительно.

Через 2 минуты попробуй повторить стихотворение вслух по памяти 2–3 раза, при необходимости заглядывая в текст; постарайся представить себе описываемое в стихотворении событие или настроение;

Через 2–3 часа повтори стихотворение 2–3 раза, не заглядывая в текст;

Перед сном еще раз повтори стихотворение.

Утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи стихотворение по памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»

Выступление на тему: «Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»...

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с задержкой психического развития

В работе дана характеристика детей с ЗПР, описаны основные ошибки, которые дети допускают при чтении. Даны методы и приемы формирования навыка чтения....

«Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»

laquo;Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»...

Методы и приемы формирования навыков самоконтроля у младших школьников на уроках математики

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальной школы по теме: "Методы и приёмы формирования навыков самоконтроля у младших школьников".Предлагаю для формирования самокон...

Статья на тему: Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта

Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта. Маткриал будет полезен для учителей и специалистов, которые работают с детьми с нарушением интеллект...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР).

     Одна из целей начального образования - научить школьников полноценному навыку чтения, т.к. это основа для дальнейшего обучения всем школьным предметам, базовый источник полу...