«Выявление наиболее оптимальных форм и методов по сохранению осанки младших школьников»
статья

 Светлана Геннадьевна Попова
Цель исследования - выявление наиболее оптимальных форм и методов по сохранению осанки младших школьников. Задачи исследования: 1) Изучить состояние позвоночника у младших школьников 2) Выявить причины нарушения осанки у младших школьников 3) На основе анализа научно-методической литературы выбрать методику коррекции и экспериментально проверить ее эффективность 4) Выявить наиболее оптимальные формы и методы по сохранению осанки младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-popovoj-sg.docx198.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Выявление наиболее оптимальных форм и методов по сохранению осанки  младших школьников»

Подготовила

учитель начальных классов

Попова  Светлана  Геннадьевна

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №28»

Актуальность

В рамках проведения эксперимента «Формирование здорового образа жизни» работала  над темой «Выявление наиболее оптимальных форм и методов по сохранению осанки  младших школьников».

За последние десять лет выявилась неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей, посещающих образовательные учреждения. Число детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а число детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в 3 раза. По данным центра здоровья детей РАМН, около 85% детей имеют отклонения в состоянии здоровья - от легкой степени выраженности до тяжелой патологии. Среди хронической патологии преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной и пищеварительной систем.

При появлении дефектов осанки изменяется не только внешний вид ребенка, - возникают нарушения деятельности внутренних органов. Сутулость, впалая грудь, сниженная емкость легких, предрасположенность к простудным заболеваниям, быстрая утомляемость - звенья одной цепи. В результате длительных нарушений осанки развиваются стойкие искривления позвоночника - сколиозы. Сколиоз и нарушение осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных расстройств  здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых.

Неправильное положение тела, связано с необходимостью длительного сохранения рабочей позы, односторонним отягощением мышц, слабостью и недоразвитием опорно-двигательного аппарата создает неблагоприятные и условия для функционирования органов и систем. Таким образом, формирование правильной осанки важно в целях повышения работоспособности и гармонизации функций систем организма.

Выявление причин нарушения осанки является одной из главных задач.

Знакомясь с литературными  источниками и медицинскими картами учащихся,  подтвердилась актуальность выбранной темы. Это связано не только с ростом данной патологии, но и с тем, что она является предрасполагающим фактором к возникновению соматических заболеваний. Правильная осанка имеет не только эстетическое значение, но и является необходимым условием для нормального развития и полноценного функционирования внутренних органов, то есть является одним из показателей состояния здоровья людей. По окончании школы около 70% школьников имеют нарушение осанки и более серьёзное заболевание – сколиоз. В связи с этим возникает проблема: выявить, какие  наиболее оптимальные формы и методы  способствуют  коррекции  и сохранении осанки младших школьников.

Объект исследования: коррекция и сохранение осанки младших школьников.

Предмет исследования: влияние наиболее оптимальных форм и методов  по  сохранению осанки младших школьников.

Цель исследования - выявление наиболее оптимальных форм и методов по сохранению  осанки младших школьников.

Задачи исследования:

1) Изучить состояние позвоночника у младших школьников

2) Выявить причины нарушения осанки у младших школьников

3) На основе анализа научно-методической литературы выбрать методику коррекции и экспериментально проверить ее эффективность

4) Выявить наиболее оптимальные формы и методы по сохранению  осанки младших школьников.

Для решения поставленных задач были определены следующие  методы исследования:

1.Изучение и анализ  проблемы в научно-методической литературе.

2.Педагогическое наблюдение.

3.  Диагностические методы. Тестирование.

4. Анализ документов учета.

5.Педагогический эксперимент

Гипотеза: если будет правильно подобраны  методы и формы  проведения занятий, то это докажет их положительную роль на коррекцию  и сохранение осанки младших школьников.

База исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №28», 3 В – 4 В класс.

Физиологические особенности осанки и ее роль в развитии здорового школьника

Осанка - привычное положение туловища в пространстве, поза, обусловленная конституционными, наследственными факторами, зависящая от тонуса мышц, состояния связочного аппарата, выраженности физиологических изгибов позвоночника.

Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья. Полноценное здоровье детей возможно только при сохранении правильной осанки.   Правильная осанка  определяется вертикальным положением головы - подбородок слега приподнят, линия, соединяющая нижний край орбиты глаза и козилок  уха, горизонтальна; шейно-плечевые углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем, одинаковы; плечи расположены на одном уровне, слегка опущены и разведены; грудная клетка симметрична и немного выступает, живот подтянут, лопатки прижаты к туловищу, расположены на

одной горизонтальной линии.

В различные возрастные периоды осанка ребенка имеет свои особенности. Наиболее стабильная осанка отмечается у детей к 10-12 годам.

Дефекты осанки заключаются в изменении положения туловища, плечевого пояса и таза, головы, вызывающем увеличение или уменьшение физиологических изгибов позвоночника.

Позвоночник выполняет основную опорную функцию. Нормальный позвоночник имеет физиологические изгибы. Анфас представляет прямую линию. При патологических состояниях позвоночника возможны искривления как переднезаднем направлении (кифоз, лордоз), так и боковые (сколиоз).

Сколиоз - это заболевание, характеризующееся дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости, сочетающееся с торсией  (скручивание позвонков вокруг вертикальной оси) позвонков.

Сколиозы существуют врожденные (они встречаются у 23%) и приобретенные.

Причины нарушений осанки

Нарушение формы позвоночника у школьников может быть вызвано самыми разными причинами:

1. Врожденные дефекты. Эти дефекты весьма опасны, но достаточно редки (не более 0,5 - 0, 25% всех случаев). Проявляются очень рано и требуют чрезвычайно интенсивного лечения.

2. Родовые травмы. При тяжелых родах страдает головной мозг ребенка. Часто дефекты развития позвоночника после таких травм начинают проявляться примерно с 5-6 лет.

3. Индуцированные нарушения. Встречаются очень часто и бывают вызваны внешними причинами, к которым относятся виды спорта, требующие несимметричной нагрузки разных групп мышц (теннис, стрельба из лука, фехтование, метание спортивных снарядов и т.д.),

а также игра на скрипке, привычка сидеть в развалку или поджав ногу. Индуцированный сколиоз может развиваться вследствие разной длины ног.

4. Разнообразные травмы позвоночника. Травмировать позвоночник можно при падениях, активных играх, занятиях спортом.

5. Последствия операционных вмешательств и ожог. Обширные повреждения участков кожи, мышц, нервов при серьезных полостных операциях или ожогах приостанавливают развитие пострадавших участков и вызывают нарушение осанки .

6. Дисковые грыжи или ущемление крупных нервов.

7. Чрезмерно быстрый рост ребенка. Во время полового созревания бывают периоды взрывного роста, при этом рост мышц в длину сильно отстает от роста скелета. И ребенка может перекосить.

8. Остеохондропатия. Недоразвитие костно-хрящевого аппарата.

9. Анатомо-конституционные типы строения позвоночника .

10. Частые инфекционные заболевания.

11. Неудовлетворительное питание.

12. Недостаточная двигательная активность.

13. Слишком мягкая кровать - способствует формированию так называемой круглой спины; слишком жесткая кровать сглаживает физиологические изгибы позвоночного столба и способствует формированию плоской спины.

  14. Мебель, не соответствующая возрасту и росту ребенка. Низкая парта   способствует формированию круглой спины, если наоборот слишком высока, школьник все время вынужден поднимать плечи вверх. Если школьник сидит за круглым столом, локти не имеют должной опоры, поэтому он вынужден наклоняться вперед и усиленно сгибать спину.

15. Дефекты зрения.

16. Отсутствие привычки к соблюдению правильной осанки .

17. Постоянное ношение тяжести (сумки, портфеля) в одной и той же руке или на одном и том же плече .

18. Постоянная привычка стоять, отставляя ногу в сторону.

19. Длительное сгорбленное положение тела во время работы .

20. Ношение тесной одежды.

21. Раннее сидение или вставание ребенка на ножки.

22. Ожирение или ослабление мышц брюшного пресса, спины.

23. Слабость костной системы.

Оптимальные формы и методы по коррекции и  сохранению осанки младших школьников:

-классные часы и беседы с родителями (приложение 1)

Всякая воспитательная работа будет иметь успех, если она проводится в тесном контакте с родителями. Поэтому все свои начинания осуществляем при их поддержке. Родители прослушали лекцию на тему «Развитие движений у школьников и формирование правильной осанки», познакомились с результатами обследования. С отдельными родителями медицинская сестра провела индивидуальные консультации с практическим показом проведения специальных корригирующих упражнений.

-выполнение упражнений на уроках физкультуры по данной проблеме (физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект) (приложение 2);

-утренняя гимнастика в классе

-физминутки на уроках для формирования правильной осанки  (приложение 3)

-посещение спортивных кружков и секций (двигательная активность) (приложение 4)

-уроки здоровья по сохранению правильной осанки

-посещение бассейна (плавание)

-выполнение гигиенических норм при посадке, письме (тетрадь повернута на 30º, нижний левый угол листа, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди)

- уровень домашних заданий (минимум времени на выполнение д/з)

-массаж, самомассаж (с учетом клинико-физиологических показателей является эффективным средством лечения, восстановления работоспособности, снятие усталости, а главное - служит для предупреждения и профилактики заболеваний, являясь активным средством оздоровления организма)

-соблюдение санитарно – гигиенических норм (приложение 5)

Организация исследования

Базой исследования является МОУ «СОШ №28» . Исследование проводилось с учащимися 3 В – 4 В класса. В экспериментальную группу вошли  учащихся в возрасте 9 -10  лет, имеющие незначительные нарушения осанки.

На первом этапе исследования было изучено состояние осанки у детей  по данным медосмотра с 2007  по 2011 учебный год.

Кроме этого было проведено исследование состояния опорно-двигательной системы у учащихся.

На втором этапе исследования для выявления причин нарушения осанки провела анкетирование с детьми. Была разработана анкета, которая состояла из 11 вопросов. Каждому респонденту выдавалась анкета, в которой нужно было выбрать наиболее подходящий ответ.

  На третьем этапе исследования были  выбраны  оптимальные   формы и методы по коррекции и  сохранению осанки младших школьников и проводились на протяжении всего эксперимента.

На четвертом этапе проводилась математическая обработка полученных результатов, и сравнительный анализ результатов до и после педагогического эксперимента. Процентное соотношение учащихся с нарушением осанки (%) я  находила  по следующей формуле:

% = А/В ·100,

где А - общее количество учащихся с заболеванием,

В-общее количество учащихся в классе.

Методики измерения нарушения осанки

Самый простой метод - это встать спиной к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы опирались на стену. Попробовать между поясницей и стеной просунуть кулак. Если это невозможно просунуть ладонь. Осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь, а не кулак.

Также предлагала 4 теста для определения наличия или отсутствия нарушения осанки.

1 тест. Подойти с привычной осанкой к стене и встать к ней спиной. Если тело соприкоснулось с поверхностью стены в 4-х точках: затылок, лопатки, ягодицы и пятки, значит осанка – правильная. Если сильно вперед выделяется грудная клетка – «лордоз».

 2 тест. Нужно встать прямо и напрячь коленки, закрыть глаза, руки вытянуть вперед. Если теряется равновесие, значит осанка неправильная.

 3 тест. По высоте плеч (одинаковая высота плеч).

 4 тест. По длине рук (одинаковая длина рук).  http://kollegi.kz/publ/89-1-0-2341

Наиболее простой и доступной методикой определения наличия или отсутствия нарушений осанки является тестовая карта, которая в условиях дошкольного  учреждения заводится на каждого ребенка.

Тестовая карта для выявления нарушений осанки    Таблица 1

Содержание вопроса

Ответы

Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой болезнью

Да

Нет

Голова, шея отклонены от средней линии. Плечи, лопатки, таз установлены несимметрично

Да

Нет

Выраженная деформация грудной клетки: «грудь сапожника», впалая, «куриная»

Да

Нет

Выраженное увеличение или уменьшение физиологических изгибов позвоночника

Да

Нет

Сильное отставание лопаток – «крыловидные» лопатки

Да

Нет

Сильное выступание живота (более 2 см от линии грудной клетки)

Да

Нет

Нарушение осей нижних конечностей, О- и Х-образные ноги

Да

Нет

Неравенство треугольников талии

Да

Нет

Вальгусное положение пяток или пятки

Да

Нет

Явные отклонения в походке: прихрамывающая, «утиная»

Да

Нет

Как оценить полученные результаты тестирования?

1.  Нормальная осанка – при всех отрицательных ответах.(см. таблицу1)

2.   Незначительные нарушения осанки – при положительных ответах на вопросы 3, 5, 6, 7 (один или несколько). В данном случае необходимо наблюдение врача в дошкольном учреждении.

3.   Выраженные нарушения осанки – при положительных ответах на вопросы 1,2,4,8,9 (один или несколько). В этом случае необходима консультация врача-ортопеда.

Отклонения от правильной осанки называются нарушением, дефектом или пороком осанки.  Чаще используется термин «нарушение осанки». Динамика показателей записывается 2 раза в год.

Контролировать осанку в домашних условиях вполне возможно с помощью обычной сантиметровой ленты (рис.), используемой для рукоделия.  Нужно нащупать выступающие костные точки над обоими плечевыми суставами. Взять сантиметровую ленту левой рукой за нулевое деление и прижать ее к точке левого плеча. Правой рукой протянуть ленту по линии ключиц к аналогичной точке правого плеча и зафиксировать полученный результат измерения. После этого повторить измерение, но на этот раз протянуть ленту между костными точками плеч за головой. Полученные результаты, конечно же, с определенной долей погрешности показывают соответственно ширину плеч и величину дуги спины. На их основе можно рассчитать индекс, характеризующий состояние осанки, воспользуясь следующим уравнением:

Ширина плеч, см                  х 100 %

      Величина дуги спины, см

               

        

        

Если в итоге расчетов получится 100-110%, значит, все в порядке. Диапозон в 90-100% и 110-120%  свидетельствуют о том, что упражнения для выработки правильной  осанки должны стать основными. А показатели менее 90% либо более 120% сигнализируют о необходимости немедленного врачебного обследования.

Результаты исследования

Показатели  количества заболеваний учащихся с 2007-2011

Диаграмма показывает, что растёт число школьников, у которых обнаружены нарушения осанки и сколиоз. В 2007г. детей с нарушением осанки было 8 % , а в 2009 г. увеличилось количество детей  с данным заболеванием и составило 21 % от всех учащихся в классе. 1 учащийся класса страдает заболеванием – сколиоз, что составляет 4 %.К 2011г. наблюдается снижение до 12%.

Диаграмма  о количестве дней, пропущенных по болезни

у учащихся 4 В класса

Диаграмма показывает, что снижается  число школьников, болеющих простудными заболеваниями.

Правильная осанка дает экономию сил в работе мышц, способствует правильному положению и нормальной деятельности внутренних органов, укреплению здоровья и повышению работоспособности.

Результаты выявления причин нарушения осанки у младших школьников

По результатам анкет выявлены сведущие причины нарушения осанки:

1.Как сидишь за столом?

50%   привыкли сидеть за столом сутулясь, другие сидят прямо.

2.На какой постели спишь?

на мягкой постели спят 70%, на жесткой постели спят 30%.

3.На сколько высока, объемна твоя подушка?

На средней подушке спят 80%  и 20% спят на низких подушках.

4.Как носишь тяжелую сумку?

50% носят сумку чередуя руки, 50% привыкли носить сумку на одном и том же плече.

5.Занимаешься физическими упражнениями?

60%  занимаются физическими упражнениями, 30% выполняют физические упражнения иногда и 10% - не выполняют физических упражнений.

6.Много ли времени проводишь на свежем воздухе?

90% проводят на свежем воздухе всего 1-3 часа и 10% - более 4-5 часов.

7.Сколько времени проводишь, в течение дня, в положении сидя (делаешь уроки, читаешь)?

70% проводят в течение дня, в положении сидя - от 2-4 часов, 10% проводят в течение дня, в положении сидя менее 2 часов и 20% - более 4 часов.

8.Часто ли чувствуешь боли в спине?

20% часто чувствуют боли в спине, у10% иногда появляются боли в спине, у 70% не появляются боли в спине.

9.Часто ли контролируешь свою осанку, когда сидишь за столом?

60% иногда контролируют свою осанку (1 раз за урок) и 40% - не контролируют свою осанку.

10.Есть ли в семье кто-либо следующими заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ОДА)?

У 20% у членов семьи имеются какие-либо нарушения опорно-двигательного аппарата, у 80% - ни у кого в семье нет заболевания опорно-двигательного аппарата.

11.Есть ли у тебя своё рабочее место?

У 100%  имеется свое рабочее место.

Результаты педагогического эксперимента

В результате проведенного анкетирования, выявлены следующие причины нарушения осанки у школьников:

а) Привычка сидеть сутулясь у 50% анкетируемых.

б) Длительное нахождение в положении сидя у 20% анкетируемых.

в) У 20% анкетируемых члены семьи страдают нарушением ОДА.

 Использованные  методы формы работы  по коррекции осанки показала эффективное и положительное влияние на коррекцию и сохранение осанки.

Число школьников, болеющих простудными заболеваниями снизилось  с 48% до 22%.

Заключение

Нарушение осанки является одной из основных патологий физического развития школьников. Подавляющее большинство нарушений осанки у детей школьного возраста имеет приобретенный функциональный характер, и связаны они с нерациональной организацией учебного процесса. Для формирования правильной осанки необходимо создание рациональной среды не только в образовательных учреждениях, но и в домашних условиях. Воспитание навыков поддержания правильной осанки должно начинаться в семье. С этой целью необходимо проводить беседы с родителями и детьми.

Осанку предопределяет множество факторов, в том числе и врожденные и наследственные причины, перенесенные заболевания и травмы. Но все же самый большой вред осанке приносит пренебрежение социально - гигиеническими правилами - нерациональный образ жизни, несоответствующий физиологическим запросам пассивный отдых, не закаленность, недостаточное пребывание на свежем воздухе. Отрицательно влияют на осанку и несоответствующая гигиеническим нормам мебель, инвентарь и оборудование дома и в школе, неудобная одежда и обувь, привычка к неправильным позам.

Правильная осанка дает экономию сил в работе мышц, способствует правильному положению и нормальной деятельности внутренних органов, укреплению здоровья и повышению работоспособности.

В связи с этим, анализ изученной литературы  и проведённые исследования показали, что профилактика нарушений осанки является важным звеном в гармоничном психофизическом развитии детей и должна проводиться педагогом, родителями и ребенком совместно. Лишь совместные усилия могут привести к  хорошему результату и гарантировать полноценную жизнь подрастающему поколению.

Систематические и разумные занятия физической культурой и спортом считаются лучшим средством предупреждения нарушений осанки. Легко воспитать и закрепить у школьников новую правильную осанку, если одновременно с укрепляющими оздоровительными мерами (рациональный распорядок дня, полноценный сон, питание и закаливание) учащиеся ежедневно выполняют разнообразные физические упражнения.

Каждый школьник должен выработать привычку к правильной осанке. При стоянии и ходьбе свободно, без особых усилий, держать голову и корпус прямо, плечи держать на одном уровне, слегка отведены назад и нормально опущены вниз.

Рекомендации для школьников:

Без специальных мер профилактики плохая осанка грозит практически каждому школьнику - это соблюдение элементарных правил:

 1.После уроков школьнику, нужно полежать не меньше часа, чтобы мышцы расслабились и отдохнули.

     2.При чтении в постели необходимо хорошее освещение, поза, сохраняющая физиологические изгибы (полулежа на большой и достаточно жесткой подушке с небольшим валиком под поясницей), и положенная на колени подушка, чтобы книга находилась подальше от глаз, а руки лежали на опоре и не нагружали шейный отдел позвоночника. В таком положении нагрузка на позвоночник почти полностью отсутствует.

3.Нельзя носить сумку на плече: плечо при этом приходится постоянно держать поднятым. Нельзя носить портфель в одной и той же руке. Ремень сумки необходимо перекидывать через шею, лучше носить ранец или рюкзак.

 4.Спать на ровной кровати с жестким основанием и мягким матрасом, с не высокой, специальной ортопедической подушкой - нормальные физиологические изгибы позвоночника будут сохраняться (и во время сна).

5.Необходимо больше двигаться, 20-30 минут в день заниматься физкультурой. Вид спорта и интенсивность нагрузок подбирать в соответствии с состоянием здоровья.

 6.В положении сидя плотно опираться спиной на спинку стула, стараться сохранять постоянный изгиб. Сидеть прямо. Не сгибая туловища и не наклоняя голову вперед.

По результатам эксперимента я  убедилась, что выбранные мною формы и методы способствуют коррекции нарушений осанки и сохранению правильной осанки младших школьников, что нашло подтверждение в результатах и выводах педагогического эксперимента. Это лишний раз доказывает целесообразность использования в младшем возрасте, т.к. использование в более поздние сроки становиться менее эффективным.

Список литературы

  1. Алферова В.П. Как вырастить здорового ребенка. - Л.: Медицина, 1991. (научно-популярная медицинская литература).
  2. Бабенкова Е.А. Здоров ли ваш ребёнок? Москва. Вентана  Граф.2004.

3.       Вайнруб Е.М. Гигиена обучения и воспитания детей с нарушениями осанки и больных сколиозом. - Киев: Здоровье, 1988.

4.       Горбачев М.С. Осанка младших школьников // Физическая культура в школе, 2005.

5.       Каштанова Г.В. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей школьного и младшего школьного возраста - М.: АРКТИ, 2006.

6.     Котешова И.А. Нарушение осанки: лечение и профилактика. - М.: ЭКСМО, 2004.

7.     Кроковяк Г.М. Воспитание осанки: гигиенические основы. Пособие для учителей и родителей. - Л.: Феникс, 1963.

8.     Курумчина В.В. Позвоночный столб - основа здоровья? // Физическая культура в школе. - 2003.

9.     Лях В.И., Любомирский Л.Е. Физическая культура 10-11 класс. Москва. Просвещение. 2001.

10.     Матюшонок М.Т. Физиология и гигиена детей и подростков./ М.Т. Матюшонок, Г.Г. Турик, А.А. Крюкова; Под ред. М.П. Кравцова. - 2-е изд., перераб. - Мн.: Высшая школа, 1980.

11.     Мирская Н.Б. Нарушения осанки, типичные ситуации. - М.: Чистые пруды, 2005.

12.     Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушение осанки в ДОУ. - Воронеж: ТЦ Учитель, 2005.

13.     Носкова Л.А. Позвоночник - осанка - здоровье. - М.: Феникс, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет "Современные формы и методы экологического воспитания младших школьников"

Отчет "Современные формы и методы экологического воспитания младших школьников"...

Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников

Целью данной работы является охарактеризовать современные методы и формы оценивания на примере рейтинговой накопительной системы, безотметочной системы оценивания...

«Выявление оптимальных форм и методов работы по сохранению здоровья младших школьников в процессе обучения и во внеурочное время»

Многие годы человек проводит в стенах общеобразовательный учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Сегодня нет необходимости доказывать, что ...

Статья на тему «Формы и методы гражданско – патриотического воспитания школьников»

Статья на тему "Формы и методы гражданско-патриотического воспитания школьников"...

Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников

Современные формы и методы оцениванияобразовательных результатов школьниковВведениеАктуальность выбранной темы объясняется переходом от стандартов первого поколения к новым Федеральным государственным...