Первое сентября – день взросления.
методическая разработка (4 класс)
Сколько в году праздников? Много, много разных. Но первое сентября – праздник всех любящих мам, пап, бабушек, дедушек и главных виновников торжества – их детей, внуков, племянников. Дни рождения наших детей падают на разные дни года, а день взросления у всех один – первое сентября.Данная статья поможет приготовить выступление перед родителями будущих первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervoe_sentyabrya.docx | 17.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Первое сентября – день взросления.
Сколько в году праздников? Много, много разных. Но первое сентября – праздник всех любящих мам, пап, бабушек, дедушек и главных виновников торжества – их детей, внуков, племянников. Дни рождения наших детей падают на разные дни года, а день взросления у всех один – первое сентября.
Первый класс – серьёзное испытание как для ребят, так и для учителя, каким бы опытным он ни был. За много лет работы я не помню двух одинаковых уроков, не то, что дней. Меняется программа, взрослеют дети, в жизни тоже многое сегодня не так, как было вчера. Первый класс – строгий экзамен для всей семьи малыша, проверка всех привычек, отношений, распорядка жизни, поэтому родители должны заранее задумываться о том, что рано или поздно сыну и дочери придётся идти в школу.
….. Малыши уже за партами, начинаются занятия. С первого же урока видишь, кто как слушает. Большинство ребят внимательно следят за тобой, ловят каждое движение, в их глазах бьётся мысль. Но вот Артём – он не может посидеть спокойно даже несколько минут: задевает соседа, поворачивается назад, ищет, чем бы развлечься. Он с раннего детства не привык к целеустремлённым, самостоятельным занятиям, в семье его постоянно развлекали, и он оказался неподготовленным к самому главному в школе – слушать учителя. Нет, не весь урок он отвлекается, иногда то, что делается в классе, захватывает и Артёма, он какое – то время работает, но его внимания хватает ненадолго.
Программа первого класса не трудна, ею может овладеть каждый здоровый ребёнок, но если ученик что-то прослушал на одном уроке, втором, третьем…… Не повторил, не закрепил, не понял… Так незнание накладывается пластами, и приходит день, когда родители услышат: «Ваш ребёнок не успевает».
По моему глубокому убеждению, именно в первом классе закладывается фундамент будущих возможных успехов или неудач, ожидающих ребёнка на дальнейшем школьном пути. Но продолжу – сама закладка этого фундамента в большой степени зависит от того, как малыш был подготовлен к школе. Учитель, работающий с первоклассниками, хорошо видит достоинства и изъяны этой подготовки. Часто обнаруживаешь, что некоторые родители почему – то считали, что готовить ребёнка к школе – значит, обучать его чтению, счёту и письму. Но ведь к этому не сводится подготовленность к школе. К. Д. Ушинский писал, что подготовленный ребёнок должен принести с собой в школу умение и охоту учиться, способность сосредоточить своё внимание в продолжении довольно долгого времени и усваивать быстро то, что без привычки усваивается медленно.
Какие – то из этих качеств мы сегодня определим и назовём по – иному, но в целом мысль Ушинского остаётся глубоко верной. Охота учиться, или иначе любознательность, желание узнать – вот самые первые черты характера, которые нужно развивать и воспитывать у будущего школьника. А они начинают складываться, конечно, не перед школой, а гораздо раньше, как и память, внимание, воображение маленького человека.
Есть ещё одна сторона подготовленности ребёнка, которую часто упускают из виду. Умеет ли ваш ребёнок слушать? Понимает ли он с одного раза, когда к нему обращаются тихим, спокойным, ровным голосом. Если ваш ребёнок привык к крику, он, как правило, на тихий голос почти не реагирует….
Теперь о том, должен ли поступающий в первый класс уметь читать, писать и считать…
Вопрос этот часто становится предметом конфликта с родителями. «Так бы и говорили, что детей нужно заранее учить!» - горячится мама, приведя записывать сына в первый класс. «Позвольте, а чем тогда школе остаётся заниматься?!» - возмущается папа.
Учить перед школой надо было – учить простейшим математическим понятиям, начертаниям букв, учить читать. И совсем не потому, что этого требует школьная программа. Детям, умеющим читать и считать, интереснее учиться – у них уже есть (пусть и небольшой) запас знаний, поэтому новые знания, ассоциируясь с уже имеющимися, усваиваются более прочно. Учить надо и для того, чтобы ваши сын или дочь не оказались по развитию ниже своих сверстников. Другое дело – чему и как учить… Скажу о некоторых своих выводах, основанных на практическом опыте, на опыте преодоления тех трудностей, с которыми мне приходится сталкиваться в первом классе. Счёт. Мама приводит малыша и с гордостью заявляет: «А он у меня до ста считать умеет!». Сын тут же демонстрирует своё умение. «Не торопись, - говорю, скажи, на сколько шесть больше пяти?». Следует долгая пауза. Не надо было в пределах сотни – достаточно в пределах десятка! Но пусть ребёнок не механически перечисляет числа (это несложно), а уяснит суть математических действий, понятия «больше» и «меньше», «равно», «дороже» и «дешевле» (Как сделать больше? Как уравнять?). Чтение. Начертание букв, как правило, малыши запоминают быстро, но самая распространённая трудность – научиться правильно произносить согласные звуки и сливать их в слоги. Часто учат вместо согласного звука («н», «м», «р») произносить название буквы, т.е. два звука («эн», «эм», «эр»). Нужно учить произносить не «нэ» и не «эн», а «н» - одним звуком, учить сливать звуки в слоги. Берём звук «м», добавляем к нему гласный «а» (его можно протянуть) и читаем «ма». Потом гласные меняются, получаются новые слоги: «му», «мы», «мо», «ми».
Отмечаю: вот этих родители учили писать. Но они не знали, как важно неукоснительно соблюдать требования к посадке ребёнка, к положению тетради и ручки, к написанию букв. Результат – опасность некрасивого почерка. А если ещё и искривление позвоночника, близорукость и другие, трудно поддающиеся лечению заболевания? А вот чему обязательно стоило научить малыша – так это правильно держать ручку, карандаш, чтобы развивать мелкие мышцы пальцев (ведь и до школы он много рисует).
Не хотелось повторять прописные истины – о каждодневной зарядке, о закаливании с раннего возраста. Здоровый ребёнок, посещая ежедневно школу, постепенно привыкает к режиму, начинает разбираться в материале, у него появляется интерес к занятиям, завязывается дружба с одноклассниками. А когда малыш часто болеет, этот нормальный учебный ритм нарушается, ребёнку то и дело приходится догонять класс, он теряет веру в свои силы, начинает чувствовать себя хуже всех.
Хочется ещё поговорить об отношениях родителей первоклассника со школой вообще и с первой учительницей в частности. Отношения эти строятся не всегда просто. У мам и пап свои взгляды на жизнь, на проблемы воспитания, да и на школу. Представления о школе, впрочем, чаще всего основаны на воспоминаниях ….. о собственной учёбе. Всякий, даже косвенный, отрицательный отзыв родителей об учителе и школе очень неблагоприятно сказывается на ребёнке, на его отношении к учёбе, а часто и на отношении к родителям. Очень важно, чтобы родители понимали, что только совместные, единые требования учителя и родителей приведут к общей цели: воспитанию здорового в нравственном и физическом отношении ребёнка. Важно помнить это постоянно, изо дня в день, а не только в исключительных случаях, когда нужно улаживать какой-то конфликт.
Ради главной цели стоит поступиться и некоторыми своими привычками и критически оценить свои прежние взгляды. Речь веду о том, чтобы родители понимали педагога, были с ним предельно откровенны. Учитель должен знать, как идёт воспитание ребёнка в семье, какие трудности возникают. Иногда бывают такие особенности в характере или поведении ребёнка, о которых надо обязательно предупредить учителя. Если такой контакт между школой и семьёй возникает, возмужание малыша, его становление в школьном коллективе проходит быстрее, проще.
Однажды в четвёртом классе я предложила ребятам тему для классного сочинения: «За что я люблю школу?». Дети писали, что им нравится учиться, нравятся разные уроки, особенно математика. Но вот я читаю сочинение одной девочки: «Я с раннего детства мечтала о школе. Но вот, наконец, наступил день первого сентября, когда и я пошла в первый класс. Этот день для меня был настоящим праздником. Праздник продолжается до сегодняшнего дня».
Очень хочется, чтобы так могли сказать все ребята. Но зависит это не только от учителя.
Н. Абрамова,
учитель начальных классов
Боградской средней школы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Первое сентября - День Знаний» линейка, посвященная 1 сентября
Сценарий проведения праздничной линейки, посвященной "Дню знаний", 1 сентября....
Первое сентября- День Знаний!
Первое сентября в 3 классе...
Сценарий праздника «Первое сентября – День Знаний в 4 классе»
Конспект мероприятия, посвященного Дню знаний...
Разработка первого урока "Первое сентября- День первоклассников"
Первое сентября-один из самых замечательных дней в жизни каждого человека ,а особенно первоклассников и нас - учителей, ведь мы считаем годы от сентября до сентября.Это день красивых букетов, т...
Первое сентября - День Знаний
1 сентября - День Знаний.Первое сентября стал праздником –Днём Знаний - не так давно.Как государственный праздникон отмечается с 1984 года.Цели:• развитие познавательных интересов;• развитие творчески...
Праздник "Первое сентября - день знаний" 2 класс
Праздник "Первое сентября - день знаний" 2 классВы знаете - лето какого цвета?И просто и трудно ответить на это.Оно голубое, чуть-чуть в серебреКогда мы с вами бежим на заре,По тропке заветной на бере...
Первое сентября - день знаний. 1 класс
Учитель – Здравствуйте, дорогие наши дети, мамы и папы, бабушки и дедушки! Вот и наступил долгожданный день 1 сентября. Я поздравляю всех присутствующих с этим замечательным праздником. Прозвене...