Беседа с родителями будущих первоклассников
план-конспект занятия (1 класс)

Абрамова Нина Георгиевна

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для него. Она создаёт такие формы регламентации жизни, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_s_roditelyami_budushchih_pervoklassnikov.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка ребёнка к обучению в школе.

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для него. Она создаёт такие формы регламентации жизни, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.

В школе детей ждёт непривычная, интересная, но очень нелёгкая работа.

Она связана не только с чисто физическими усилиями (нужно высидеть длинный 35-минутный урок), но и с большим нервным напряжением. Ведь обучение требует определённого темпа усвоения программного материала и направлено на развитие сложной мыслительной деятельности.

Большинство первоклассников успешно овладевают школьной программой, но для части детей радость жизни в школе омрачается неудачами. Они не могут спокойно высидеть урок и сосредоточенно заниматься- очень скоро начинают отвлекаться, вертеться. Невнимательно слушая объяснения учителя, ребята недостаточно хорошо и полно осмысливают на уроке материал. В результате «задолженность» учебная с каждым днём становится больше и больше. На справляясь с нагрузкой, постоянно испытывая неудачи, дети теряют интерес к учёбе. Это может даже стать причиной формирования отрицательного отношения к школе, нежелания учиться.

Особенно трудными бывают первые дни (а для части детей-даже первые месяцы) пребывания в школе: в это время происходит сложный процесс приспособления (адаптации) к новым условиям.

Дети по-разному реагируют на начальный этап обучения. Почему так происходит вопрос сложный. Среди ряда причин, обусловливающих особенности приспособления разных детей к школе, первостепенное значение имеют состояние здоровья, уровень биологической зрелости, а также развитие тех умений и действий, которые необходимы для процесса обучения.

Отсюда следует вывод: ребёнка нужно обязательно готовить к обучению в школе. Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и своевременное приобретение детьми необходимых для обучения  навыков.

Как готовить ребёнка к предстоящему обучению в школе?

  1. Необходимо создать дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья:

- чёткое и строгое выполнение режима дня приучает ребёнка к определённому распорядку: в одно и тоже время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься.

- при достаточной продолжительности ночного и дневного сна дети не утомляются, с удовольствием не только играют, но и занимаются-рисуют, вырезают, выполняют несложные работы по дому.

- помните о пользе свежего воздуха;

- примерно половину времени бодрствования дети должны находиться в состоянии активной деятельности (около 6 часов); наибольшую пользу приносят совместные с родителями занятия

- не забывайте о закаливании (оно повышает сопротивляемость организма);

- полноценное и регулярное питание.

2. Важным показателем готовности к школьному обучению является   развитие тонкой моторики: двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения. Важнее не учить ребёнка писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки.

3. Если ребёнок трудно входит в контакт со сверстниками, почаще организуйте встречи с ними – сначала для игр, во время прогулок, а затем и для занятий и забав дома. Постепенно у ребёнка будет вырабатываться потребность в общении, а перед интересом к совместной деятельности отступят нерешительность и робость. Пользу принесут подвижные игры, если поручать ему «командные» роли. Привлекайте его к труду и не забывайте поблагодарить за помощь.

4. Если ваш ребёнок непоседлив, охотно начинает любую игру, любое дело, но не доведя до конца, берётся за что-то новое. Он не умеет найти общий язык с ребятами в играх, так как претендует на положение лидера и не может подчиняться правилам игры. Ребёнок нетерпелив, без стеснения перебивает взрослых, не выслушивает объяснения. Такого нужно настойчиво приучать вести себя в соответствии с той или иной ситуацией, научить хорошо и до конца выполнять задания. Иначе он просто не сможет войти в ритм школьной жизни, будет отнесён к числу «неуправляемых» детей и нарушителей порядка.

5. На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь в школе малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, нести ответственность.

В обучающем азарте не забывайте, что ваш ребёнок ещё пока дошкольник, и потому не пытайтесь усадить его за стол и по 45 минут «проходить»   предметы.

Ваша задача – лишь правильно оценить объём знаний и навыков, которыми должен владеть будущий ученик.

МАТЕМАТИКА

Совершенно не обязательно считать до 100, да это по большому счёту, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребёнок ориентировался в пределах 10, т.е. считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее, хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т.д.

Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе.

Чтобы он не забыл цифры, пишите их.

Если под рукой нет бумаги и карандаша – пишите их палочкой на земле, выкладывайте из камешков. Счётного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом можно посчитать шишки, птичек, деревья.

Предлагайте несложные задачки из окружающей его жизни. (привести пример) Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие задачи.

ЧТЕНИЕ

Поиграйте с дошкольником в слова: пусть назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или сам придумает слова, в которых должен встретиться заданный звук.

И, конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть сам прочтёт несложные фразы.

РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ

Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Не довольствуйтесь ответами «да» или «нет» - уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца.

Приучайте последовательно рассказывать о происшедших событиях и анализировать их. Предложите его сверстникам поиграть вместе. Например: ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего-отгадать это слово. Те же, кто загадывал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет.

С мячом можно играть в антонимы. «Чёрный» - кидаете вы ему мяч. «Белый» - бросает ребёнок вам в ответ. (съедобное – несъедобное, одушевлённое – неодушевлённое)

ОБЩИЙ КРУГОЗОР

Многие родители думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем более он развит. Но это не совсем так.  Сейчас дети буквально «купаются»  в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они им распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту  ввернуть сложное слово, но при этом он должен прежде всего знать самые элементарные вещи о себе, о людях и об окружающем мире: свой адрес(разделяя понятия «страна», «село», «улица») и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы. К 7 годам ребёнок вполне  уже может понимать, например, что бабушка – это мамина или папина мама.

Но главное – помните: всё-таки в школу ребёнок идёт не только  демонстрировать свои знания, но и учиться.

Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное – не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизни. Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями будущих первоклассников

Школа - совершенно новая жизнь для ребенка...

беседа для родителей будущих первоклассников

беседа для родителей будущих первоклассников...

Беседа для родителей будущих первоклассников

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнк...

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

Беседа для родителей будущих первоклассников

В данном файле находится статья-беседа для родителей будущих первоклассников....

Беседа с родителями будущих первоклассников "Проблемы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста."

Дети должны расти здоровыми и крепкими духом. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей. Здоровый образ жизни - это не просто ...