Программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности"
рабочая программа
Программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_nravstvennosti.docx | 35.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №1 к основной образовательной программе ООО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №29»
г. Нижневартовск
Рассмотрено: на заседании МО протокол № 5 от « 24 » мая 2018 г. | Согласовано: Зам.дир. по УР Н.М. Черемшанова «31» августа 2018 г. |
Принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от « 31 » августа 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ "СШ №29" _______________Т.В. Бачинина Приказ № 336 от « 31 » 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ
начальное общее образование
(уровень образования)
2018-2019 учебный год
(срок реализации программы)
Слепова Ольга Ивановна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
АННОТАЦИЯ
Рабочие программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся составлены в соответствии с нормативными документами:
- Закона от 29.12.2013 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373); (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785); на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 (приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. № 1576);
- Авторской программы Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности» или «Что такое хорошо и что такое плохо»;
- Авторской программы Э.Козловой, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности».
Данная программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся начального звена направлена на:
- формирование позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья;
- воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России;
- раскрытие способностей и талантов учащихся,
- подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Курс «Уроки нравственности» рассчитан на 33 занятия в 1 классе и 34 занятия во 2-4 классах(1 час в неделю). Срок реализации 1 год.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:
1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм и видов деятельности
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ» (1 класс)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы:
-внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- положительная мотивация учебной деятельности;
Учащийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к обучению, к одноклассникам понимания необходимости учения.
Предполагаемые результаты. К концу обучения в начальной школе учащиеся должны иметь:
• Систему нравственных качеств и этическое сознание;
• Потребность в самовоспитании и саморазвитии;
• Чувство уважения к правам и обязанностям человека;
• Чувство трудолюбия, уважения к людям труда;
• Ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
• Ценностное отношение к природе, к окружающей среде;
• Потребность в чтении художественной литературы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности);
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей;
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
1. Ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
2. Ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
3. Ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
4. Ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(1 класс)
1.Я и школа (2 часа).
Здравствуй, школа! Вот и стали мы учениками…
2. Я и окружающие (19 часов).
Учимся работать в команде. О хорошем и плохом. Клуб «Выручайка». О дружбе. «Здравствуй!». Профессий много есть на свете. Учимся приходить на помощь. О рабочих руках и трудолюбии. Зайкина избушка. Учимся вежливости. Новогодняя сказка. Познакомьтесь: это я! Сказка о солнечном зайчике. Учимся быть добрыми. Когда люди радуются. Я расту! Сказка о весёлой пчеле. Как у зайчика зуб болел. Приглашаем гостей.
3. Я и семья (1 час).
Поезд везёт подарки мамам.
4. Я и природа (5 часов).
Венок осени. Клуб любителей природы. В городе Лекарственных растений. Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается. Солнышко.
5. Я и книга (3 часа).
В мире любимых сказок. Снегурочка. По страницам русской народной сказки «Лиса и волк».
6. Я и здоровье (3 часа).
Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности курса «Уроки нравственности»:
- Игровая (игра с ролевым акцентом, игра с деловым акцентом);
- Познавательная (беседы, интеллектуальные игры, исследовательские проекты, конференции);
- Проблемно-ценностное общение (этические беседы, дискуссии);
- Досуговое общение (культпоходы, концерты, театральные инсценировки);
- Художественное творчество (выставки, фестивали искусств в классе и школе);
- Социальное творчество (акции, коллективно-творческие дела, социально-образовательные проекты);
- Трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры);
- Спортивно-оздоровительная деятельность (участие в спортивных мероприятиях класса и школы, беседы о ЗОЖ);
- Туристско - краеведческая деятельность (образовательные экскурсии, туристские походы по родному краю, посещение краеведческого музея).
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(1 класс)
№ П\П | РАЗДЕЛЫ | ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | |
1. | «Я и школа» |
| 2 | 2 | |
2. | «Я и семья» | 1 | 1 | ||
3. | «Я и природа» | 5 | 5 | ||
4 | «Я и книга» | 1 | 2 | 3 | |
5 | «Я и окружающие» | 1 | 18 | 19 | |
«Я и здоровье» | 3 | 3 | |||
Всего: |
| 33 | 33 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ» (2 класс)
Обучающиеся должны знать:
- Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
- Заповеди и правила этикета.
- О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках «Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена.
- Афоризмы.
Обучающиеся должны уметь:
- Исполнять заповеди.
- Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
- Выполнять общение.
- Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
- Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(2 класс)
1.Культура общения (9часов)
Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения.
Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.
2. Общечеловеческие нормы нравственности (4 часа)
Заповеди. Дал слово держи.
3.Дружеские отношения (11часов)
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг.
О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.
4. Понять другого (10часов)
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(2 класс)
№ п/п | РАЗДЕЛЫ | ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
1 | «Культура общения» | 2 | 7 | 9 |
2 | «Общечеловеческие нормы нравственности» | 4 | 4 | |
3 | «Дружеские отношения» | 6 | 5 | 11 |
4 | «Понять другого» | 4 | 6 | 10 |
Всего | 34 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ» (3 класс)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
• умения (на пропедевтическом уровне) при помощи полученных знаний самостоятельно решать задания на развитие абстрактного и логического мышления, продумывать решение, прогнозировать результат своей работы, анализировать свою работу;
• умения (элементарные) принимать участие в интеллектуальных играх, олимпиадах, конкурсах;
• способности задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
• умение работать в паре и в группе, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;
• знать элементарные термины предмета, осознанно оперировать ими;
• уметь обмениваться собственным наблюдением, умозаключением.
Учебно-познавательные:
• умения и навыки планирования учебной деятельности (на первоначальном уровне): самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность – ставить цель, выбирать оптимальные пути решения этих задач;
• умения и навыки организации деятельности: организация рабочего места;
• умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, сравнение, обобщение, предвидение результатов своей деятельности, формулирование выводов;
• умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий: организация само – и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(3 класс)
1.Я и книга- 10 ч.
Путешествие в сказку. Посылка от сказочных героев. Эдуард Успенский. Слушаем сказку. В гости к друзьям из Простоквашино. Знаменитые малыши. Незнайка. Да здравствуют книги! Клуб «Белая ворона». И снова клуб «Белая ворона». Фея Фантаста.
2.Я и природа – 6 ч.
И снова об осени…Выглянуло солнышко… Что за праздник без цветов… Зимушка – зима. Бабочка веселый хоровод. Цветочная карусель. В гостях у белочки.
3.Я и окружающие – 10 ч.
О себе, о дружбе, о друзьях…. О добре и зле. «У камина». Клуб «Выручай- ка».
Клуб «Выручай- ка». Что такое зима? Принцессы Шарля Перро. Учимся работать в микрогруппе. Хлеб – наше богатство. Берегите время! «Ромашка».
4.Я и здоровье – 3 ч.
Письмо дедушки Морфея. Наши страхи. Зимние забавы.
5.Я и животные – 4 ч.
О кошках и собаках. О животных не очень приятных. Экзотические животные. Театр кошек Юрия Куклачева.
6.Я и семья – 1 ч.
Роза для мамы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(3 класс)
№ | РАЗДЕЛЫ | ВСЕГО ЧАСОВ |
«Я и книга» | 10 | |
«Я и природа» | 6 | |
«Я и окружающие» | 10 | |
«Я и здоровье» | 3 | |
«Я и животные» | 4 | |
«Я и семья» | 1 | |
ИТОГО | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"
Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности чело...
Программа внеурочной деятельности "Нравственные ценности"
Программа внеурочной деятельности для 1 класса....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Уроки нравственности» ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в с...
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Уроки нравственности 1 класс
Внеурочная деятельность...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука нравственности"для 1- 4классов
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников по направлению «Духовно-нравственное развитие» и предназначена для реализац...
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 2 класса "Азбука нравственности"
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском ...