Роль игры в учебном процессе
статья
Игра в учебном процессе выполняет функции : Мотивационный – связан с отношением учащихся к содержанию, процессу деятельности, включает мотивы, интересы и потребности учащихся в игре. ... Ориентационный – включает принятые учениками цели учебно-познавательной деятельности в процессе игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igry_v_uchebnom_protsesse.docx | 15.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль игры в учебном процессе
В педагогической науке существует множество методов воспитания, и среди них не последнее место занимает игра. Более того, в последние несколько десятилетий в педагогической науке появилось целое направление – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Причиной тому является созвучность игры самой природе ребёнка. С раннего возраста дети уделяет огромное внимание игре; она для них – сама жизнь во всех её проявлениях, целый мир, неизвестный и неизведанный, но бесконечно интересный и манящий. «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить», – говорил А. М. Горький, а Н.П. Аникеева писала, что вне игры нет воспитания. Именно поэтому так важно изучать игру, её природу, функции и особенности - чтобы лучше изучить и понять самих себя. В связи с этим целью нашего исследования послужила изучение роли игры в процессе воспитания учащихся в урочное время.
Анализируя теоретические основы игровой деятельности, следует отметить, что одну из первых классификаций детских игр предложил П. Ф. Лесгафт, выделявший подвижнее игры, игры с правилами и имитационные игры. К. Гросс все игры рассматривал в виде двух больших групп: индивидуальные игры и социальные. Первая группа выделяется на основе внутреннего импульса к игре, связанного с развитием сил организма. В эту группу входят четыре подгруппы игр: игры, развивающие органы движения; игры, развивающие органы чувств; игры с предметами, где выделяются игры дедуктивные и конструктивные; игры, развивающие высшие психические силы. Вторая группа – социальные игры, делятся К. Гроссом на четыре подгруппы: игры в борьбу, игры в любовь, игры – подражания и собственно социальные игры.
Е.И. Добринская и Э. В. Соколов различают игры по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют у человека. Р. Кайюа же различает игры по стратегическому принципу, а именно он выделяет следующие виды игр: игры, основанные на состязательности; игры, имеющие в своей основе исполнение ролей, подражание; игра шанса, когда выигрыш достаётся не через борьбу, а через операции с числовыми и другими неопределённостями; игры, основанные на эффекте движения, например, кружение в парах или катание на аттракционах.
Функции игры. Игра - не только ведущая деятельность, но и неотъемлемая часть жизни ребёнка. Она помогает ему социализироваться, выполняет коммуникативную, эмоциогенную, терапевтическую, развлекательную функции.
Виды игр. Игры подразделяются на несколько видов: игры – упражнения, символические игры, игры с правилами, индивидуальные, социальные, сенсорные, моторные, языковые игры и другие.
Игровая деятельность в воспитательном процессе.Игровая деятельность способствует становлению личности ребёнка и его всестороннему развитию; в игре дети отражают и познают окружающую действительность, а также учатся общаться, анализировать, действовать, жить в обществе. Досуговая деятельность, как и игровая, также оказывает большое влияние на развитие личности, причём игровая деятельность может выступать в качестве досуговой
Игра – это единственный естественный труд ребенка, деятельность, за которую он берется без всякого принуждения или внешнего воздействия, а просто потому, что это – его потребность, неотъемлемая часть жизни, её смысл . В игре дети не только отражают и познают окружающую действительность, но учатся жить. Дети выстраивают свою игровую деятельность по модели трудовой и общественной деятельности взрослых, воспроизводят их взаимоотношения на работе и в быту. В игре у детей вырабатываются качества будущего гражданина, формируются первичные представления о его общественном и трудовом долге, обязанностях, морали и общественных ценностях .
В игре ребенка можно научить чему-то познавательному, полезному. Так, например, в ходе наблюдения за дошкольниками было выявлено, что они очень любят играть в такие игры, как «Дом», «Дочки – матери», «В гостях». Родители, помогая ребёнку организовать игры, могут направить их сюжеты на усвоение детьми определенных правил, норм поведения, ценностей, например, правил поведения в семье, обязанностей родителей и детей, определённых форм отношений с окружающими.
Иногда на уроках математики целесообразно применять сюжетно-ролевые игры. Их основное отличие от других игр заключается в самостоятельности создания сюжета и правил игры и их выполнение. Наиболее притягательную силу для младших школьников имеют те роли, которые дают им возможность проявлять высокие моральные качества личности: честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку. Поэтому такие игры содействуют не только выработке отдельных математических навыков, остроты и логичности мысли, но и воспитанию нравственных качеств; в частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, так как любая игра проводится по соответствующим правилам. Включаясь в игру, ученик выполняет определенные правила; при этом он подчиняется самим правилам не по принуждению, а совершенно добровольно, иначе не будет игры.
Таким образом, можно отметить, что игра выступает эффективным средством воспитания учащихся при проведении уроков. В педагогической деятельности она используется не только для упрощения процесса обучения, но также для формирования и развития гармонично развитой и самостоятельной, с высокими моральными принципами и нравственными убеждениями личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры в учебном процессе
курсовая работа...
Роль учебника в учебном процессе
В данной работе рассматриваются два основыных направления:Роль учебника в подготовке учителя к проведению урока.Роль учебника в освоении изучаемого материала, уяснении его учениками, умение пользовать...
Роль тимбилдинга в учебном процессе
Роль тимбилдинга в учебном процессе...
РОЛЬ ПРЕЗЕНТАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ И ТРЕБОВАНИЯ
Информационные технологии при разумном использовании способны привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний. Презентация позволяет осуществить смену видов ...
Роль игры в учебно-воспитательном процессе( из опыта работы воспитателя ГПД) Тип: Статья
Описание: Закончились уроки, дети, усталые и возбужденные приходят к воспитателю группы продленного дня. Нужно сделать уроки, покормить ребят, погулять с ними, поговорить, наст...
РОЛЬ ИГРЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
РОЛЬ ИГРЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ...
Выступление на городском научно-практическом семинаре "Роль речи в учебном процессе".
Выступление на городском научно-практическом семинаре "Роль речи в учебном процессе". Участникам семинара мною было рассказано о психолого-педагогической классификации речевых нарушений у де...