Программа летнего лагеря "Лучики"
рабочая программа

Гончарова Марина Шамильевна

Программа летнего лагеря "Лучики", рассчитана для учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lagerya_luchiki_2018.docx91.75 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Управление образования   Администрации МО «Заиграевский район»

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

«Илькинская средняя общеобразовательная школа»

Программа

лагеря с дневным пребыванием детей

Возраст детей: 7-8 лет

Срок реализации: февраль-июнь 2018 г.

Разработала: Гончарова М.Ш.

Илька

2018 год

Содержание:

  1. Анализ работы лагеря городского типа  с неполным дневным пребыванием  для учащихся начальных  классов за 2016– 2017 учебный год---------------------4
  2. Паспорт программы---------------------------------------------------------------------6
  3. Введение-----------------------------------------------------------------------------------8
  4. Сроки и условия пребывания ---------------------------------------------------------9
  5. Принципы ---------------------------------------------------------------------------------9
  6. Направления деятельности пришкольного лагеря---------------------------------10
  7. Кадровое обеспечение-------------------------------------------------------------------14
  8. Календарный план работы смены-----------------------------------------------------15
  9. Список литературы-----------------------------------------------------------------------17
  10. Приложения

Название лагеря: «Лучики» 

Тип лагеря: лагерь дневного пребывания.

Профиль лагеря: комплексный

Модель лагеря: разновозрастное объединение школьников 

Кадры: педагоги, музыкальный работник, физкультурный работник, учителя, психолог                                                   

Продолжительность смены: 21 день.

Количество смен: 1

Название проводящей организации: МБОУ Илькинская  СОШ.

Адрес: Республика Бурятия. Заиграевский район, село Илька, ул.Трактовая 4а

Телефон: 57-2-16

Возраст участников: 7-8 лет.

Количество детей  в смене:  20

Сроки проведения: июнь

Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.

Анализ работы

лагеря городского типа  с неполным дневным пребыванием

 для учащихся начальных  классов за 2016– 2017 учебный год

 На базе Илькинской средней школы функционировал лагерь городского типа «Лучики» для учащихся начальных классов.  

  Главная цель лагеря – содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей; создание педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.

 Эта цель реализуется путем решения следующих задач:

  • Максимальное внимание развитию личности ребенка, раскрытие способностей на основе удовлетворения интересов;
  • Организация разнообразной общественно-значимой досуговой деятельности детей, и прежде всего активного общения с природой;
  • Прививать вкус к здоровому образу жизни путем общеукрепляющих мероприятий, заботу о своем здоровье – показатель культуры личности;
  • Выявление и развитие творческого потенциала ребенка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;
  • Развитие у детей навыков работы в группе.

      На протяжении всей лагерной смены дети активно участвовали во всех лагерных мероприятиях. Каждое утро начиналось с утренней зарядки, которую проводили сами дети, по графику.

Трудовые десанты были проведены на территории школы, на речке, в парке. Ярко и зрелищно прошло открытие лагерной смены «Здравствуй ЛЕТО!», посвященной году экологии.

Все мероприятия были связаны с экологией. Проводились конкурсы и викторины на знания мультфильмов. Ярко и красочно прошло открытие смены, ребята вместе с воспитателями готовили разные мероприятия, посвященные этой актуальнейшей теме нашего времени.

Дети были ознакомлены с природными охраняемыми объектами  заповедниками, в частности с Баргузинским заповедником, которому в 2017 году исполнилось 100 лет. Сами они подготовили материал об уникальной флоре и фауне этого знаменитого на весь мир заповедника.

Также проводились спортивные состязания, походы на речку, конкурсы стихов и многое другое.

 По окончании лагерной смены самые активные участники были награждены грамотами и памятными призами.

       Лагерная смена научила детей не только отдыхать, но работать в коллективе, научила фантазировать, думать, мыслить творчески.

Паспорт программы

Основания для разработки программы

- Закон РФ “Об образовании”;

- Конвенция о правах ребенка;

-Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила СП санпин 2442599-10 « Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» от 19.04.2010;

-Приказ директора школы «Об организации летнего отдыха учащихся»;

-Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации" «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

-Программа работы школы в каникулярное время;

 

- др. нормативные документы регламентирующие летний отдых детей в 2018г.

Заказчик программы

Управление образования Заиграевского района Республики Бурятия

Цель программы

Воспитание  сознательного отношения воспитанника к укреплению своего здоровья, к личному уровню физической подготовки и максимальному раскрытию своих способностей в период летней оздоровительной работы.

Основные  задачи программы

  • Способствовать укреплению здоровье детей и  формированию навыков здорового образа жизни, улучшению самочувствия и настроения.
  • Воспитывать дисциплинированность, силу воли, трудолюбие и сплоченность в коллективе.
  • Способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.

  • Проводить индивидуальную работу с детьми из «трудных» семей.
  • Повышать спортивное мастерство.

Перечень основных мероприятий программы

  • Создание оптимальных условий для организации отдыха и оздоровления учащихся школы
  • Обновление содержания и форм работы по организации летнего лагеря с дневным пребыванием при школе
  • Совершенствование уровня кадрового обеспечения и деятельности летнего лагеря при школе
  • Научно-методическое обеспечение
  • Оздоровление детей и профилактика заболеваний

Ожидаемые результаты реализации программы

  • Повышение уровня экологической культуры.
  • Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости).
  • Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
  • Развитие творческой и исследовательской активности каждого ребенка, творческий рост детей.
  • Приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях.
  • Развитие лидерских качеств.
  • Выпуск школьной экологической газеты.

Система организации контроля над исполнением программы

Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря

 

Введение

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.

 Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей.

  Данная программа по своей направленности является профильной спортивно-оздоровительной, т. е. включает в себя спортивную деятельность, направленную на оздоровление, отдых и воспитание детей в условиях оздоровительного лагеря.

 По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены– 21 день, отдыхают учащиеся  7 –  8 лет. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей.

Программа реализуется в период летних каникул в июне.

Пребывание здесь для каждого ребенка– время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха.  

Цель: Воспитание  сознательного отношения воспитанника к укреплению своего здоровья, к личному уровню физической подготовки и максимальному раскрытию своих способностей в период летней оздоровительной работы.

 Задачи:

  • Способствовать укреплению здоровье детей и  формированию навыков здорового образа жизни, улучшению самочувствия и настроения.
  • Воспитывать дисциплинированность, силу воли, трудолюбие и сплоченность в коллективе.
  • Способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.

  • Проводить индивидуальную работу с детьми из «трудных» семей.
  • Повышать спортивное мастерство.

Сроки и условия пребывания: 

По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены – 21 день..

Программа рассчитана на учащихся 3 –4 классов. Оптимальное количество детей  в отряде  – 20 человек.

Психолого – педагогическое сопровождение деятельности осуществляют начальник  лагеря, воспитатели (преподаватели школы), помощники воспитателей из числа учащихся старших классов,   школьный психолог, учитель физкультуры,  педагоги дополнительного образования.

Принципы

Программа  лагеря опирается на следующие принципы:

1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо  учитывать возрастные особенности учащихся.

2. Принцип соответствия типа сотрудничества учащихся и типа ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в  лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в  развитии творческих способностей.

4. Принцип  дифференциации  воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

  • отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой;

- активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип  творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это  характеристика  личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Формы,  используемые   в программе:

  • викторины
  • праздники
  • конкурсов рисунков, поделок, стихотворений, сочинений
  • прогулки
  • экскурсии
  • спортивные соревнования
  • КВН
  • просмотр кино и мультфильмов
  • экологические десанты

Направления деятельности пришкольного лагеря:

  • экологическое направление
  • художественно – эстетическое направление
  • трудовая деятельность
  • физкультурно-оздоровительная деятельность
  • патриотическое направление
  • духовно-нравственное воспитание

Экологическое направление

Задачи:

  • воспитать бережное отношение к природе;
  • повысить уровень пропаганды здорового образа жизни;
  • уровень экологической культуры детей.

 Основные формы работы:

  • Экологический десант
  • Беседа
  • Игры-путешествия

Участие в экологических акциях:

  • 5 июня – Всемирный день окружающей среды;

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Задачи:  

  • вовлекать детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
  • способствовать выработке и укреплению гигиенических навыков;
  • расширять знания об охране здоровья.

 Основные формы организации:

  • утренняя  зарядка;
  • спортивные игры на площадке снайпер, волейбол, футбол, баскетбол;
  • спортивные праздники «День бегуна», «День здоровья» «День Нептуна»
  • подвижные игры на свежем воздухе «Города», «Лапта», «Два Мороза», «Цепи кованные», «Кошки-мышки», «Прятки».
  • эстафеты 
  • утренняя зарядка  проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях.

      Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, – создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.                                                                      

     Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – сплоченности  и воспитанию дружбы.

Художественно – эстетическое направление

Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях  между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.

Задачи:

  • пробуждать в детях чувство прекрасного;
  • формировать навыки культурного поведения и общения;
  • прививать детям эстетический вкус.

В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.

Основным назначением  художественно- эстетической  деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Основные формы проведения:

  • Спортивный праздник
  • Музыкальная программа «Мелодии лета»
  • Концертные программы, посвященные открытию и закрытию смены
  • Конкурсы рисунков «Парад фантазий»

     Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

Трудовая деятельность

Задачи:

  • Развивать трудолюбие, терпение. Самостоятельность;
  • Реализовать систему мероприятий направленных на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие любознательности, познавательной и двигательной активности, формирование трудовых навыков.;
  • Способствовать формированию осознанной потребности в труде, пропаганда здорового образа жизни.

Основные формы работы:

  • бытовой самообслуживающий труд;
  • общественно значимый труд (уборка прилегающей территории)

Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в себя уход за одеждой и обувью, создания уюта в отряде.                                                                                                    

  • Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по отряду, по столовой

Патриотическое направление

Задачи:

  • пробуждать в детях чувство любви к родине, семье;
  • формирование уважительного отношения  к памятникам истории  и развития интереса к изучению родного края;
  • формирование  национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений;
  • возрождение нравственных, духовных ценностей семьи и поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.

Основные формы работы:

  • Спортивный праздник «Родина моя»;
  • Игра по станциям «В поисках сокровищ»;

Духовно-нравственное воспитание

Задачи: 

  •  Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: 
  • углублять и уточнять представления о Родине — России. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. 
  •  ценностное отношение к своему национальному языку и культуре; 
  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов; 
  •  любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России; 

Основные формы работы:

  • Литературная гостиная  «Вокруг света за одно лето»
  • Конкурс песни на военную тему «Нам дороги эти позабыть нельзя…»

Кадровое обеспечение

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

Координаторы смены:

  • начальник лагеря
  • воспитатели отрядов (из числа педагогов школы)
  • учитель физкультуры
  • школьный психолог
  • Ожидаемые результаты
  • Повышения уровня спортивного образования.
  • Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной
  • творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
  • Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве,
  • личностный рост участников смены.
  • Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости). Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.

Возможные риски:

- Плохие погодные условия

Дата проведения

Мероприятия

1 день «Знакомьтесь – это мы!»   

1.Организационная линейка.

 2.Операция «Уют».

3.Отрядные дела. Спортивная русская народная игра  «Кошки-мышки».                                                                     

4. Подготовка к открытию лагерной смены.

2 день «Здравствуй, спортивная смена!»

1.Организационная линейка.

2. Минутка здоровья.

3.Отрядные дела. Спортивная  русская  народная игра  «Лапта».

4. Веселыми тропинками лета (открытие смены) «Здравствуй, спортивное  смена!»

3 день «О, Спорт, ты Мир»

 

1.Организационная линейка.

2Минутка здоровья.

3.Отрядные дела. Состязание на скакалке «Прыг-скок»

4. Час веселых эстафет 

4 день. День Здоровья

1.Организационная линейка

2. Минутка здоровья.

3. Отрядные дела. Спортивная игра «Картошка»

4. Пионербол

5 день  Веселые старты

1.Организационная линейка.

2. Минутка здоровья.

3. Отрядные дела. Спортивная игра «Собачка»

4. Спортивно-игровая программа «Вперед к рекордам!»

6 день День бегуна

1.Организационная линейка

2. Минутка здоровья.

3.Отрядные дела. Спортивная  игра «Охотники и утки»

4.Лапта.Пионербол.

7 день  Игровое ассорти

1.Организационная линейка

2. Минутка здоровья.

3.Отрядные дела. Спортивная русская народная игра  «Колечко»

4. Игровая программа «Путешествие в страну детства»

8 день «День ПДД»

1Организационная линейка

2. Минутки здоровья.

3.Отрядные дела. Игра на знание ПДД  « Да или Нет»

4. В объективе спорт.

9 день Зеленая аптека

1Организационная линейка

2. Минутка здоровья.

3.Отрядные дела. Обучающая игра «Растения-витамины»

4. Лапта. Пионербол.

10 день. «День России»

1.Организационная линейка

2. Минутки безопасности.

3.Отрядные дела. Подвижная игра «Города»

4. Спортивный праздник «Юмор в спорте важен, не спорьте!

11 день. День Нептура

1Организационная линейка

2. Минутки здоровья.

3.Отрядные дела. – Подвижная игра «море волнуется раз»

4. Праздник «День Нептуна»

12 день Экологический день

1Организационная линейка

2. Минутка здоровья.

3.Отрядные дела.  Русская народная игра «Царь горы».

4. Викторина «В царстве флоры и фауны»

13 день «День Следопытов»

1Организационная линейка

2. Минутка  здоровья.

3.Отрядные дела. Подвижная  игра " Прятки"

4. Игра по станциям «В поисках сокровищ»

14 день. День памяти и скорби

1Организационная линейка

2. Минутки  здоровья.

3.Отрядные дела. Подвижная  игра «Два Мороза».

4. Конкурс песни на военную тему  «Нам дороги эти позабыть нельзя…»

15 день Литературная гостиная

1Организационная линейка

2. Минутка здоровья.

3.Отрядные дела. Русская народная игра «Чехарда»

4. Литературная гостиная «Вокруг света за одно лето»

16 день. День окружающей среды»

1Организационная линейка

2. Минутка здоровья.

3.Отрядные дела. Русская народная игра «Ручеек»

4. Экодесант. 

17день. Музыкальный день

1Организационная линейка

2. Минутка здоровья.

3.Отрядные дела. Игра «Танец на газете»

4.  Музыкальный конкурс «Мелодии лета»

18 день «Лесными тропинками»

1Организационная линейка

2. Минутка здоровья.

3.Отрядные дела. Подвижная игра «Вороны и воробьи»

4. Экскурсия в лес.

        19 день День юмора

1Организационная линейка

2. Минутка здоровья.

3.Отрядные дела. Русская народная игра «Цепи кованные»

4. «Весёлая эстафета»

20 день Конкурс рисунков «Парад фантазий»

1Организационная линейка

2. Минутка здоровья.

3.Отрядные дела. Русская народная игра «Третий лишний»

4. Конкурс рисунков «Парад фантазий»

ДЕНЬ ЗАКРЫТИЯ СМЕНЫ

 21 день «До свидания спортивная смена»

1.  Организационная линейка

2. Минутка здоровья.

3. Отрядные дела. Подготовка к закрытию лагерной смены.

4.  Концерт, посвященный закрытию лагерной смены «До свидания, спортивная смена!!!»

Список литературы

  1. Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
  2. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
  3. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
  4. Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
  5. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
  6. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
  7. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.

Приложение 1

РЕЖИМ ДНЯ 

8.30-9.00.                                               Утро.Солнышко встает спать ребятам не дает.

Приход детей в лагерь

9.00. – 9.30. Чтобы быть везде в порядке, надо сделать нам зарядку.

Зарядка.

9.30-10.00 – Что ты ходишь такой грустный?     Ждешь в столовой завтрак вкусный!        

Завтрак.

10.00. – 12.00.Лишь заслышим зов игры, быстро на    улицу выбежим мы.

Ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных.

12.00-13.00 Нас столовая зовет, суп    отличный и компот.

Обед.

       13.00.-14.00 Вместе с отрядом сил не жалей: пой, танцуй, рисуй и клей.

        14.00. - Надо в порядок все привести, в отряде убрать и пол подмести.

Вот уже в который раз повара встречают нас.

Полдник

                                    14. 30 Уход детей домой

Приложение 2

Организация взаимодействия

летнего оздоровительного лагеря с дневным

пребыванием детей

«Лучики» с социумом

                   

Приложение 3

Приложение 4

Разноцветные лучики

В голубом просторе солнышко гуляло,

С ним сынишки-лучики были как всегда.

Но как только солнце сладко задремало,

Разлетелись лучики мигом –  кто куда

Припев:

Лучик красный, лучик синий

Лучик желтый, голубой

Полетели – покатились

С неба радугой дугой.

Разлетелись вмиг,

и стало разноцветным все вокруг.

Синим – море, желтым – поле

И зеленым лес и луг.

Грустным был бесцветный колокольчик звонкий

Но его коснулся лучик озорной

Сразу распрямился стебелёчик тонкий

Стал цветок как в небе ярко-голубой

Желтый разукрасил желтым одуванчик.

Синий сделал синими сливы на ветвях,

Ну а красный лучик –  шаловливый мальчик

Красные развесил яблоки в садах.

Собирает лучики солнце золотое

Спать за горизонты вечером идёт

Всё без солнца серое такое

И рассвета зелень вся природа ждёт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего оздоровительного лагеря "Последний герой"

Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в возрасте от7-16 лет в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.Программа написаннная на основе телевизионной игры "Последний ...

Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"

Документ содержит программу работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе МОУ "СОШ № 50" г. Саратова, реализующая здоровьесберегающие технологии....

Программа летнего лагеря "Цветочный город" 2010-2011

Представлена Программа летнего оздоровительного лагеря при МОУ" Коробицынская СОШ"...

Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"

Программа "Калейдоскоп безопасности" разработана для работы в летнем оздоровительном лагере....

Программа летнего лагеря.

В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Пришкольные лагеря – одна из наиболе...

Программа летней кампании для летнего лагеря

Программа летней оздоровительной кампании на 2016 год...