Консультация для воспитателей на тему:«Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы».
консультация
Консультация для воспитателей на тему:«Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_shahmatam.docx | 24.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Нижневартовска ДС №61 « Соловушка».
Консультация для воспитателей на тему: «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы».
Воспитатель:
Демирова С.Ш.
«Шахматы - превосходная школа последовательного логического мышления»
Г. Клаус
Что такое шахматы - спорт, игра, наука, искусство? О шахматах можно говорить очень много. Вот как высказываются о них великие люди.
«Шахматы — это игра – пробный камень человеческого ума». Так говорил писатель Иоганн Вольфганг Гете.
«Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определенные художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…» Рауль Капабланка.
Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Мудрая игра была изобретена не одним человеком, а целым народом в Индии в шестом веке нашей эры
Шахматы - одна из самых справедливых игр потому, что итог игры зависит исключительно от знаний и воли игрока. Существует давний спор о том, что же такое шахматы - спорт или искусство? Безусловно – это игра двоих, т. е. соревнование на результаты игры, как всегда бывает в спорте. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо, как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы – это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке, может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно. В работе воспитателей дополнительного образования на передний план выходит необходимость реализации идей отечественных теоретиков и практиков - сделать образовательный процесс для детей радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. И большую помощь в этой кропотливой работе могут оказать занятия таким видом спорта, как шахматы, где активизируется мыслительная деятельность, тренируются психические процессы, воспитываются морально-волевые качества и эстетическое наслаждение у дошкольников. Игра в шахматы даёт возможность человеку реализовать врождённую потребность в состязаниях на уровне мыслительной деятельности. Удовлетворение этой потребности способствует гармоничному развитию личности. Особенно это актуально для нынешнего времени - времени решительных преобразований во всех сферах человеческой деятельности, когда для достижения успеха требуется максимальное использование всего потенциала, запасов внутренней энергии человека.
Сегодня шахматы самая распространённая настольная игра, сочетающая в себе элементы спортивного мастерства, науки просчитывать многоходовые комбинации и искусства, психологического владения игрой и молчаливого воздействия на противника. Безусловно, игра в шахматы имеет большое воспитательное значение, она учит логически мыслить, развивает усидчивость и концентрацию внимания, учит проявлять выдержку и не поддаваться панике во время игры, планировать свои действия на 3-5 шагов вперёд, способствует становлению настоящей творческой личности. Во время игры в шахматы у игроков проявляется характер, и открываются многие особенности личности, о которых они даже не подозревали. В научных исследованиях психологи и педагоги иногда используют шахматы для создания и изучения моделей поведения человека.
Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. «Программа» дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и т.п. Проблема раннего обучения заключается в необходимости изыскивать резервы в организации образовательной деятельности, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами периода сенситивного к тому или иному виду педагогического воздействия. К сожалению, в дошкольном детстве пока не выделены периоды, сенситивные к обучению игре в шахматы. Но достоверно известно одно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время – потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста.
Для детей «Шахматы» - это направление на интеллектуальное развитие, способствующее совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.
Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам 5-7 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым. Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрасте.
Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.
Задачи:
Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий;
Учить обыгрыванию простейших комбинаций;
Активизировать мыслительную деятельность;
Развивать внимание ,память.
Выработать уверенность в своих силах, выдержку.
Программа включает в себя 4 раздела :
1. История возникновения игры в шахматы
2. Знакомство с фигурами и их назначением, шахматной доской.
3. Правила игры.
4. Знакомство и обыгрывание простейших комбинаций.
Игровые занятия первого этапа обучения представляют собой дидактические игры и творческие задания. Дети знакомятся с понятием шахматы, с шахматной доской и фигурами.
Принципы обучения.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
- принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью
развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
- принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
-принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;
- принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- принцип наглядности;
- принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса;
- принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры. Обучение основано на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В течение непосредственно образовательной деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста"
Чувство времени — умение определять и чувствовать определенные отрезки времени....
Домашние задания для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (в помощь родителям и воспитателям) Программа коррекционной логопедической работы
Настоящее пособие предназначено родителям старших дошкольников с нарушениями речи, воспитателям ДОУ, начинающим учителям - логопедам. Оно поможет спланировать и организовать коррекционно-логопедическу...
«Вместе играем - речь развиваем».Игры и упражнения на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"
Познакомить родителей с особенностями развития детей 5-6 лет....
Обучение детей старшего дошкольного возраста в игре шахматы
Данная программа предназначена для работы с детьми старших и подготовительных групп детского сада в течение года. За это время дети получат основы шахматных знаний, необходимые им для успешного ведени...
Картотека дидактических игр и заданий для обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы
Картотека дидактических игр и заданий для обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы...
Консультация для воспитателей "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни"
Движение является одним из источников радости ребёнка, поэтому они оказывают большое влияние на его психическое развитие.Возрастной период от 5 до 6 лет характеризуется дальнейшим развитием разных фор...