Беседа "Семья и семейные ценности"
план-конспект занятия (3 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 212
Беседа (3 класс)
Тема: Семья и семейные ценности.
Подготовила
воспитатель ГПД Ильина Н.А.
Санкт-Петербург
Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».
Задачи:
1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.
2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
3. Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
Ход беседы.
1. Определение темы занятия.
- Нашу беседу мне хочется начать с загадки.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
- О чем же мы будем сегодня говорить на классном часе? Как вы думаете?
-Тема нашей беседы «Семья и семейные ценности».
- Нам с вами предстоит определить, что такое семья и выяснить, какая семья называется счастливой.
И я хочу, чтобы вы задумались о важности и необходимости семьи.
В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!
2. Постановка проблемной ситуации.
- С чего начинается любая семья?
Со встречи двух до этого чужих людей, которые становятся самыми родными и близкими. У ваших пап и мам до этой встречи были свои семьи, в которых они росли. Их мамы и папы стали теперь вашими бабушками и дедушками. У них тоже были свои родители, братья, сёстры. Это ваши прадедушки и прабабушки.
- Семья – это продолжение вашего рода. Начало его уходит в далекое прошлое. В нем, в прошлом, лица близких и дорогих вашей семье людей. Они подарили жизнь вашим родителям и, благодаря судьбе, ваши родители смогли встретить друг друга. Ваши предки подарили жизнь вашим бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам.
БЛАГОДАРЯ СЕМЬЕ ВЫ ПОЯВИЛИСЬ НА СВЕТ.
3. Работа со словарем С.И. Ожегова.
- «Семья» – это слово мы слышим каждый день и настолько к нему привыкаем, что порой даже не задумываемся, что это слово значит.
— Ребята, а как вы понимаете слово «семья»? (родные люди, родственники, любимые близкие люди, самое дорогое в жизни, место, где меня понимают, люди, которые меня хорошо знают и любят).
- Давайте послушаем определение слова "СЕМЬЯ" в словаре русского языка С.И.Ожегова.
"Семья" - это группа живущих вместе родственников.
Но для современной действительности семья, прежде всего: это не просто родственники, а дети и родители.
4. Беседа «Что такое семья. Что объединяет членов семьи»
( На доске семейные фотографии учащихся «Семьи счастливые моменты»)
А вот что же такое семья?
Об этом нам сейчас расскажут ребята...
1. Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
2. Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
1. – А если есть братишка?
Выходит восемь «Я»?
2. – Нет, если есть братишка,
Выходит, Во! – семья.
- Как здорово, теперь-то нам всем понятно, что такое семья.
- Посмотрите на доску. Кто изображён на этих фотографиях?
- Это самые близкие для вас люди.
- Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
-Семья – это круг людей, которые тебя любят и уважают и никогда не оставят в беде, будут с тобой в радости и горести всегда. Семья — это прочная крепость, в которой мы чувствуем себя защищёнными от всех невзгод, от проблем и трудностей нашей непростой жизни. Только в семье нас всегда поймут и поддержат. В семье нас всегда ждёт уют и покой. В семье нас любят такими, какие мы есть.
- Отгадайте загадки о семье, о родственниках.
Кто в семье со всеми дружен?
Кто всегда нам очень нужен?
Кто готовит, шьет, стирает
И почти не отдыхает?
Кто заботится о нас
Каждый день и каждый час? (Мама)
Детям он решит задачу,
Отвезет семью на дачу.
Починить готов утюг,
Если тот сломался вдруг.
Сильный, ловкий и отважный,
После мамы — самый важный. (Папа)
Он стар, но это ничего,
Его добрее нет.
Он папа папы моего,
А для меня он ... (дед).
Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче еще прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне ... (сестренка).
Она совсем не старая,
Хотя совсем седая,
Она расскажет сказку мне,
На картах погадает.
Я сяду с нею рядышком:
Продолжи сказку,... (бабушка).
У мамы сестра.
Вы добрей не найдете!
Я очень горжусь,
Ведь она моя ... (тетя).
Она все на свете помнит и знает,
И бабушка мамой ее называет.
И часто приходят к ней в дом доктора,
Она же мне пра..., она же мне пра....
(Прабабушка)
- Ребята, а какие бывают семьи? (большие, маленькие, полные, неполные, многодетные, счастливые, веселые, дружные)
-Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие. А у вас семья большая? Расскажите о своей семье. Кто есть в вашей семье? Сколько человек? (учащиеся рассказывают о своих семьях).
5. Работа по теме.
- Все мы любим, слушать семейные истории, смотреть фильмы о семейных ситуациях, но обязательно со счастливым концом. Ведь это все о нас, о нашей жизни. Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. И я предлагаю посмотреть сцену из жизни.
Сценка-шутка «Семья»
Ведущий.
Произошла история
Недавно иль давно.
История занятная,
Каких полным-полно.
Это шутка, в ней намек,
Если вдуматься — урок!
(Сцену прерывает телефонный звонок.)
Мама. (берет трубку).
Здравствуй, Любочка, подружка!
Ты давно мне не звонишь!
Может быть, сегодня в гости
На минутку забежишь?
Много дел? Ах, да, немало
Ждет домашних нас хлопот,
Надо ужин приготовить,
Постирать, сварить компот.
Мальчик. (подходит с книжкой) .
Надоело мне играть,
Сказку можешь почитать?
Мама:
Подожди ты, не гуди,
Лучше к папе подойди. (Кладет трубку) .
(Мальчик охает)
Мальчик.
Мама, скучно мне стоять.
Может нам с тобою вместе.
В паровозик поиграть?
Мама.
Ах, мне некогда, сыночек,
Побежала я стирать,
Вон сидит на кресле папа,
Попроси его сыграть! (уходит)
Мальчик. (подходит к папе и дергает его за рукав) .
Папа, папа, не читай,
Лучше в мячик поиграй!
Я тебя прошу давно,
Отведи меня в кино!
Папа. (сидит в кресле с газетой).
Это все потом, мой милый,
Ты сходил бы погулять.
Мне же надо очень срочно
Всю рекламу дочитать.
И футбол сегодня будет!
(Гордо) .
Я — болельщик «Спартака»!
Мы в индейцев поиграем
Завтра вечером. Пока!
(Уходя).
А гулять. Об этом, кстати,
Попроси сестренку Катю.
Мальчик.
Катя, ты сегодня сможешь
Самолет дорисовать,
Или катер будем в ванной
Мы с тобою запускать.
Катя.
Скажешь тоже! Мне сегодня
В институте нужно быть,
Скоро лекция начнется,
Мне пора уж выходить.
А вчера знакомый Славка
Пригласил меня в кино.
Ни минуточки свободной,
Все расписано давно.
(Уходит. Мальчик остается один, он в недоумении пожимает плечами.)
Мальчик.
Тишина, сижу, зеваю.
Что же делать мне? Не знаю.
Ведущий.
Не сидится, не лежится, не гуляется ему
Мама, папа и сестренка!
Пожалейте вы ребенка…
Порисуйте, почитайте и в индейцев поиграйте,
Знайте, бедному ему скучно в доме одному.
Подрастет малыш, быть может вам когда-нибудь поможет.
-Ребята, какой можно сделать вывод, чего не хватало мальчику?(внимания, общения, понимания) Правильно ли себя повели мама, папа, сестра? Чего нельзя делать, чтобы не испортить отношения в семье, сохранить дружную и счастливую семью? (Ответы детей)
-А как вы считаете, для чего человеку семья? (в семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботятся друг о друге, помогают).
- У каждого человека есть своя семья, свой дом.
И где бы мы не были, всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом.
- Когда строят дом? (Дом строят, когда надо где-то жить. Дом строят, когда создается семья)
-Давайте тоже построим дом .
- В нашем доме должно быть тепло. (На крыше нарисованного дома - «тепло»)
- Чтобы всем в доме было тепло, давайте соберем то, что нам для этого необходимо.
Мне нужно, чтобы в моём доме была доброта.
А вам?- Уважение, понимание, уют, забота, любовь.
(Во время проговаривания ученики прикрепляют на доске бревна со словами. В результате выстроен дом.)
-Вот мы построили дом, в котором тепло.
Соберите в ладони свое тепло, пусть его будет много.
Почувствуйте это тепло, поделитесь теплом друг с другом.
- И кто живет в таком теплом, уютном доме? (Семья)
Учащиеся читают стихотворение И. Молчановой «Семь главных правил».
1. Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных
2. Во - первых, это главное - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по - разному.
3. Второе - дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник,
И продолженье рода. Пусть струится!
4. Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.
5. Четвертое - терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.
6. А пятое - ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.
7. Шестое — уваженье. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.
8. И наконец, седьмое – чистота.
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива и радостна.
Работа в группах.
- Выберите слова, которые характеризуют счастливую и дружную семью.
(Понимание, Сора, Обида, Любовь, Уважение, Непонимание, Доверие, Усталость, Доброта, Забота, Помощь, Невнимание, Дружба)
- Давайте еще раз хором прочтём названия качеств счастливой и дружной семьи.
Понимание, Любовь, Уважение, Доверие, Доброта, Забота, Помощь, Дружба
- Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.
-В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?); приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные…
-Как вы думаете, что может мешать счастью семьи? (слово прикрепляется в виде вырезанных из бумаги тучек, которые закрывают солнышко)
(Ссоры, обиды, непонимание, невнимание, усталость, болезни. )
-А на чем основывается счастливая семья? (слова записаны на изображениях цветов, прикрепляются внизу) (Любовь, взаимопомощь, взаимоуважение, взаимопонимание.)
Любовь — это главное качество, которое объединяет всех членов семьи. Если человек ощущает на себе любовь и заботу близких, знает, что в любой жизненной ситуации он найдет помощь и поддержку в семье, то он чувствует себя уверенным, защищенным, сильным. Важно, чтобы теплота человеческих отношений, взаимопонимание, привязанность, сочувствие среди членов семьи были взаимными. Тогда семья будет крепкой и дружной, и не страшны ей никакие невзгоды.
Конечно же, каждый из вас любит свою семью, какой бы она ни была — большой или маленькой, полной или неполной. Но наверняка вы редко задумываетесь о своих чувствах к членам семьи. Просто любите их — и все.
-Назовите определение счастливой семьи. Продолжите предложение.
Семья будет счастливой если:...
- Ребята, а что такое семейные ценности? (ответы учащихся)
- Это общие интересы всей семьи: это любовь, верность, доверие, уважение, понимание, дом, дети. Семейные ценности не передаются по наследству; их нельзя купить, а можно только беречь как зеницу ока.
- Семья – самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Сейчас мы проверим, как хорошо они вам известны.
- Соедините начало и конец пословицы, объясните ее смысл.
1. Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.( Принято считать, что дети похожи на своих родителей, поэтому если родители трудолюбивы, и упорны в своей работе, то и дети у них вырастают такие же.)
2. Где любовь да совет, там и горя нет. (Пословица учит нас тому, что семья, которая живет в мире и согласии, не подвергается никаким испытаниям.)
3. В гостях хорошо, а дома лучше. (Несмотря на хороший прием в гостях, лакомства и удобства, которые принято предоставлять гостям, дома у себя всегда гораздо лучше, поскольку там родная семья.)
4. Моя семья – мое богатство! (Эта пословица говорит нам о том, что иметь семью равносильно тому, что иметь огромное богатство.)
Клип «Моя семья»
Ребята подготовили стихотворения о семье.
1.Какое счастье жить на свете,
когда я в мире не одна.
Когда душа теплом согрета
и за спиной стоит СЕМЬЯ
2.Понять способны мы не сразу...
На это нужно много лет:
СЕМЬЯ даётся лишь однажды –
дороже, ближе, лучше нет...
3.Что такое семья? Вам скажу по секрету -
Это папа и мама всех дороже на свете!
Это с ними прогулки, поездки на море,
Это брат и сестра, та с которой я в ссоре.
4.Это бабушка с дедом, пирожки и конфеты,
Но конечно люблю их я совсем не за это!
Что такое семья? Вот оно мое счастье!
Где я нужен всегда, где добро и участие,
Где меня понимают, ждут в любую погоду.
Вас люблю я сильней с каждым днем год за годом!
5. Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
6. Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
7. Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
- И на самом деле очень важно и нужно, чтобы у человека была семья.
6. «Школьная семья».
-Видите как здорово, когда есть семья.
-А как вы считаете, можно ли наш класс назвать семьей?....
-Конечно, мы не родственники, но мы видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за неудач. Не зря учителей называют классными мамами. Хочется, чтобы наш класс остался такой семьей до окончания школы и стал еще дружнее. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, взаимопонимание, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге, помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности.
- А каковы ваши обязанности в семье? (Ответы учеников.)
- Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться за нас друг о друге.
Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно.
Давайте посмотрим, а какая наша школьная семья.
Класс наш в школе самый умный,
Пятерок много в дневнике!
Мы вам скажем непременно:
Это класс наш – третий «б»!
Класс наш в школе всех активней
И при деле он везде!
Мы вам скажем откровенно:
Это класс наш – третий «б»!
Класс наш в школе самый дружный,
Всех поддержим мы в беде!
Мы вам скажем без сомнений:
Это класс наш – третий «б»!
Третий «б» наш самый лучший,
Потому что мы – семья!
Мы вам скажем дружно-дружно:
Мы – надежные друзья!
-Вот такая наша дружная школьная семья. Ей уже третий год. И год от года она будет все дружней, все крепче. И у меня, и у ваших родителей - забота, чтобы вы выросли хорошими людьми. И для этого мы прикладываем все силы.
Любовью и терпением ваших родителей достигается семейное согласие; непрестанным трудом – достаток и благополучие. Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».
7. Обобщение.
-Вот и подходит к концу наша беседа, которую мы посвятили СЕМЬЕ.
- Каждая семья интересна по-своему. В каждой семье есть чему поучиться. Семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас у всех она есть. Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, все вместе весело и дружно живут. И не важно: большая у вас семья или маленькая, главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Хочется, чтобы и вы ценили своих близких, никогда не огорчали, заботились о них, когда станете взрослыми людьми.
- Очень хочется, чтобы всё то, что вы сегодня узнали и вспомнили, осталось с вами, чтобы ваш дом и наш класс были теплыми, добрыми, и уютными. Чтобы царили в них лад и согласие.
- Сегодня, когда вы придёте домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что они вам очень дороги!
Пожелаю я семьям вашим, друзья,
Крепких стен и здорового быта.
Чтобы радостный смех наполнял лишь сердца,
А невзгоды были забыты.
Берегите свою семью. Пусть в вашей семье светит солнце!
8. Рефлексия
- В России впервые с 2008 года стали отмечаться праздник — 8 июля - День семьи. Он посвящен памяти святых Петра и Февронии Муромских. В православной традиции они считаются покровителями супружеской верности, любви и семейного счастья.
В конце нашей беседы послушайте песню группы Инь Ян «Гимн семье».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семья. Семейные ценности. ОРКСЭ 5 класс
Конспект урока по теме "Семья. Семейные ценности" по основам мировых религиозных культур в 5 классе...
Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предлагает во всех школах России провести 1 сентября 2012г «Уроки семьи и семейных ценностей». Представляю мето...
Классный час в 1 классе "Семья и семейные ценности"
Цель: доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия Зад...
Классный час для 3 класса "Семья и семейные ценности"
Сценарий воспитательно-развлекательной программы для учеников и родителей...
Педагогическая мастерская «Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека» занятие для детей 1-3 классов
Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен...
План-конспект урока по ОРКСЭ "Ценность родства и семейные ценности"
План-конспект урока включает в себя этапы:1. Организационный блок. 2. Информационный блок. 3. Аналитический блок. 4. Рефлексивный блок. 5. Оценочный блок....
Формирование у обучающихся 1 класса по системе Л. В. Занкова ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни
Как развивать ценностные представления об институте семьи, о семейных ценностях и культуре семейной жизни...