Классный час "Блокадный Ленинград"
классный час (3 класс)

Классный час "Блокадный Ленинград" посвящен дате снятия блокады города Ленинграда. Материал классного часа показывает как тяжело приходилось лоенинградцам , а особенно  детям, выживать в столь суровое время блокады. Дети узнают, что писала в своем дневнике девочка-ленинградка Таня Савичева, и как дети Ленинграда находили в себе силы помогать взрослым, дежуря на крышах, заменить их на заводах, выпускающих снаряды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №72»

Ленинского района г. Саратова

Разработка классного часа  для начальной школы  на тему: «Блокадный Ленинград»

подготовил

учитель начальных классов

высшей категории

Пыжова Галина Анатольевна

 

г. Саратов

 2020

«Блокадный Ленинград»

Что может быть страшнее, чем война?!

Лишь слезы да страдания несет она.

И счастье разбивает у людей,

Любимых разлучает и друзей.

- Что вы знаете о ВОВ? Сколько лет продолжалась война? Когда началась и когда закончилась?  (Слайд 2, 3)

   27 января  - день памяти снятия блокады города Ленинграда. Сегодня наш классный час

посвящен этой дате.

      Блокада Ленинграда - это неслыханное испытание человека на человечность, достоинство, любовь к близким, сострадание, сердечность. Эти испытания были ежедневными, страшными, потому что голод представить вообще невозможно, не пережив его… (Слайд 4)

      Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград. «После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта…» (Слайд 5, 6)

      Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. «С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города». (Слайд 7, 8, 9)

     Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. Немцев поддерживала 200-тысячная финская армия «Голубая дивизия». Солдаты из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии были сосредоточены на подступах Ленинграда.

      На   помощь  нашим  воинам  пришло  народное  ополчение. На  улицах  ставили противотанковые заграждения, зенитные  установки,охраняли небо огромные  дирижабли.                              (Слайд 10,11, 12)

 Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги. Многие из них получали ранения. (Слайд 13)

 

    На защиту родного города поднялись все ее жители. В короткий срок он был превращен в город- крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш. (Слайд 14)

     8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвали на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши. (То есть сухопутным путем нельзя было подвезти продовольствие и другие необходимые для жизни товары).

     С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы на выдачу хлеба. Рабочие получали в день хлеба  по  250 грамм, а служащие и  дети  по  125 грамм.  Муки в  этом  хлебе   почти не было, его выпекали  из  отрубей,  мякоти целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. (Слайд 15, 16)

     Хлеб выдавался по специальным карточкам, существовали нормы по выдачи хлеба. (Слайд 17, 18)    

      Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в не отапливаемых  домах. Встали трамваи и троллейбусы: люди добирались на работу пешком. (Слайд 19).

Дрова на растопку печек-буржуек искали в разрушенных домах. (Слайд 20).

      Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную реки Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. Вместе со взрослыми за водой ходили и дети. По лютому морозу несколько километров приходилось носить им воду домой. (Слайд  21, 22, 23, 24)

    Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Развивалась дистрофия (истощение).  (Слайд 25, 26).                                                                          От голода, слабости люди падали, замерзали и умирали прямо на улицах. (Слайд 27, 28).

     Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.  (Слайд 29)

Чтение стихов детьми.

        

В осаждённом Ленинграде

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир её слова:

 «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года».

А в ночи пронзает небо

Острый свет прожекторов.

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдёшь полена дров.

От коптилки не согреться

Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце

В сокровенном дневнике:        

 «Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».

 

Отшумела, отгремела

Орудийная гроза,

Только память то и дело

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берёзки,

Пробивается трава,

А на скорбном Пискарёвском

Остановят вдруг слова:

        

 «Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».

У планеты нашей сердце

Бьётся гулко, как набат.

Не забыть земле Освенцим,

Бухенвальд и Ленинград.

Светлый день встречайте, люди,

Люди, вслушайтесь в  дневник:

Он звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»

    При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник. А её дневниковые записи были увековечены на памятных плитах. (Слайд 30).

     Но Ленинград продолжал жить. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг! Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. (Слайд 31)

    На домах висели таблички с надписями, предупреждающие, что при обстреле эта сторона улицы особо опасна. (Слайд 32)  

      В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.                                                                                                                Девчонка руки протянула

И головой на край стола....

Сначала думали - уснула,

А оказалось - умерла.

Ее из школы на носилках,

Домой ребята понесли,

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

 Занятья - после похорон!

        Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась. Тогда правительством города было принято решение везти машина по льду, в некоторых местах еще неокрепшему.  Путь этот был назван “дорогой жизни».

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,

Дорогой жизни многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

(О. Бергольц)        (Слайд  33, 34, 35)

      Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.        Но бывало так, что не все машины доходили до места назначения.

Весной лед становился тонким и машины проваливались, уходили под лед, а вместе с ними погибали и водители. (Слайд 36)

     Но город продолжал жить и работать. На заводах взрослых, ушедших на фронт заменили дети. Они встали к станкам, чтобы делать снаряды для орудий. Им не хватало роста и приходилось вставать на ящики, чтобы дотянуться до станков. (Слайд 37, 38).

     

     Пережив первую холодную и голодную зиму, люди решили летом сделать запасы овощей. Нашли семена капусты и рассадили ее прямо на улицах. (Слайд  39, 40)

     22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей.

    В январе 1943 года войска Ленинградского и  Волховского  фронтов получили приказ -  прорвать блокаду! И после 900 страшных для ленинградцев дней блокада была снята.

Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало…

Казалось, что все небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди…

(В. Рождественский)

       Всех, кто погиб во время блокады, схоронили на Пискаревском кладбище, где уже в мирное  время, был построен мемориал. (Слайд 41, 42).                                                             Много памятников, посвященных людям, пережившим блокаду и погибшим во время блокады, в том числе и детям, было создано в Ленинграде. (Слайд 43, 44, 45, 46)

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором

И жизнью смерть была побеждена

И победили человек и город!

Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой.

 

     900 долгих, тяжелых и страшных дней (2 с половиной года) длилась блокада. Но люди выдержали. Город выжил. В память о погибших была разбита роща, в которой было высажено 900 берез. (Слайд 47, 48).

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Объявляется минута молчания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Блокадный Ленинград» Разработка классного часа учителя в ысшей категории Пыжовой Галины Анатольевны

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Блокадный Ленинград"

 В преддверии великого праздника Дня Победы мы начинаем задумываться о том, что нынешнее поколение совсем не знает той войны. Все меньше и меньше становится ветеранов, которые могли бы рассказать наши...

Классный час "Блокада Ленинграда"

Классный час "Блокада Ленинграда"...

Классный час: "Блокада Ленинграда" с использованием ИКТ

Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа....

Классный час с презентацией "Блокада Ленинграда"

Материал рассчитан на 2 урока. Дети наглядно знакомятся с 900-дневной обороной Ленинграда в годы Великой Отечественной войны....

Классный час на тему "Снятие блокады Ленинграда".

Классный час посвящённый памятной дате...

Классный час "Подвиг защитников Ленинграда"

Предлагаю Вашему вниманию сценарий воспитательного мероприятия, прсвящённого освобождению города - героя Ленинграда от фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны....

Классный час "Дети блокадного Ленинграда"

Материал классного часа  знакомит детей с событиями, происходящими в блокадном Ленинграде....