Урок Победы
методическая разработка (4 класс)
Презентация к классному часу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pobedy1_-_kopiya.pptx | 2.62 МБ |
urok_pobedy_konkurs.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПОДВИГ герой героический поступок
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА ПОДВИГ от старославянского глагола dvigati ( по-двигать – подви (г)- нуть ) ПОДВИГ
Подвиг = «движение» Того же корня, что глагол двигать подвиг
«В жизни всегда есть место подвигу» Максим Горький «Смелые мысли играют роль передовых шашек в игре: они гибнут, но обеспечивают победу» Иоганн Вольфганг Гёте
ПОДВИГ от старославянского глагола подвиг ать – подви (г ) нуть ПОДВИЖ НИК
Группа 1: стр.63 «Жертва Богу», «Подвижник» Группа 2: стр.62 « Жертва ради другого человека» Ученые совы: словарь Ожегова «жертва», «подвижник» Группа 3: стр.63 «О подвиге Натальи» Группа 4: стр.62 «О подвиге»
ПОДВИГ
ПАМЯТКА ДОБРЫХ ДЕЛ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подвиги совершаются и в наше время
Спешите делать добрые дела ! Какой бы жизнь тяжелой не была В конце концов творим судьбу мы сами Любите, люди тех, кто рядом с вами Спешите делать добрые дела!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10» г. Реутов Московской области
Методическая разработка метапредметного урока
Подготовила:
учитель начальных классов и ОРКСЭ
Тихонова Ольга Юрьевна
Город Реутов
2019-2020 учебный год
Тема урока | Есть ли место подвигу в мирное время? |
Цель урока | Мотивация учащихся на готовность к бескорыстной жертвенности и духовному самосовершенствованию. Воспитывать уважение к истории России, героям нашей страны. |
Задачи урока | Обучающие: обеспечить в ходе урока целостного представления о роли и ценности культурного наследия; сформировать у обучающихся представления о значении подвига как для отдельного человека, так и для русского народа, и о взаимосвязи слов: «подвиг», «жертва», «поступок». Дать различные понятия слова «подвиг» как подвиг воинский, подвиг духовный, подвиг трудовой. Развивающие: развивать мотивационные качества у учащихся; развивать умение раскрывать причинно-следственные связи, критически оценивать полученную информацию, сравнивать и анализировать жизненные ситуации и выбирать формы поведения в соответствии с нравственными ценностями. Воспитывающие: способствовать воспитанию интереса к предмету, развитию опыта эмоционально-ценностного отношения к культуре народа, воздействующей на человека и общество; формировать духовно-нравственные ориентиры в процессе изучение проблемы культурного наследия; способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны. |
Планируемые результаты | Личностные: воспитание патриотических чувств, доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу, окружающим, стремления совершать добрые поступки, понять, что подвижничество – составная часть любого служения (семейного, профессионального, военного, священнического) Метапредметные: развивать умение постановки проблемы и поиска ее решения; умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием; развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в парах; учить анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные ценностные ориентации и формы поведения Предметные: формирование представлений о сути жертвенного отношения христиан к Богу, человеку, миру - раскрыть смысл понятий «подвиг», «жертва», «подвижник», продолжить знакомство учащихся с основными понятиями православной культуры. |
Ключевые понятия урока | Подвиг, герой, поступок, жертва, подвижник. |
Межпредметные связи | Русский язык, история, литература, ОРКСЭ. |
Ресурсы: | Кураев А. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры», 4 класс, словари; тексты нравственно-этического содержания, компьютерное оборудование. |
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Мотивация.
(Слайд 2) Воктябре 1941 года из Воронежа в Самару (Куйбышев) был эвакуирован авиационный завод. До эвакуации завод выпускал по 15 самолётов в день. После эвакуации, когда выпуск был уже налажен, из ворот завода выходил примерно один самолёт в день (около 40 в месяц). Директор завода — Матвей Шенкман — получил от Сталина телеграмму, в которой тот предупреждал, что если завод не будет выпускать больше самолётов, то руководство понесёт наказание.
Шенкман, собрав всех инженеров завода на собрание, сказал, что нужно выпускать больше самолётов. О телеграмме Сталина не говорил. Многие задумались, а несколько человек выступили с аргументацией, что, дескать, мы и так на пределе возможностей, что в существующем положении выпускать больше самолётов невозможно. Директор выслушал выступающих и всех, кто говорил о невозможности, удалил из кабинета. И только после этого он зачитал оставшимся телеграмму Сталина. Инженеры задумались ещё сильнее…
Уже через неделю после этого совещания завод начал выпускать по 27 самолётов в день!
3. Определение цели урока. Как вы думаете, о чём мы будем сейчас говорить?
(Слайд 3) Прочитайте, как называется тема нашей беседы. (Один ученик читает вслух). Прочитайте слова, записанные на доске (герой, героический поступок). Кто такой герой? Что такое героический поступок? Что такое подвиг?
4. Актуализация знаний и получение новой информации. У вас на партах лежат брошюры, на 1 странице – словари. Прочтите, пожалуйста, значение слова ПОДВИГ, которое можно найти в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова.
(Работа со словарями, поиск определения заданных слов).
ПОДВИГ, -а, м. Героический, самоотверженный поступок.
-А теперь заглянем в историю словообразования, Этимологический словарь Крылова:
подвиг Заимствование из старославянского, где было образовано от подвигнутися – "потрудиться; совершить подвиг". К той же основе восходят и слова двинуть, двигать.
(Слайд 4) По́двиг. от старославянского глагола dvigati ( по-двигать – подви(г)-нуть) произошла эволюция и родилось существительное подвиг
Что мы видим? Подвиг того же корня, что двигать (см.).
(Слайд 5) То есть Подвиг буквально — «движение».
Сегодня корень этого слова ПОДВИГ (это слово притерпело изменения, так же как БЕР – береста – береза)
Разбор слова по составу.
П О Д В И Г
- Всякое ли движение является подвигом?
- А как называют человека, который совершил подвиг? Посмотрите, пожалуйста, снова в словари и прочтите значение этого слова. (Ответы детей - Герой)
ГЕРОЙ, -я, м. 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Г. труда. 2.
ГЕРОИЗМ, -а, м. Отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке. Г. защитников Родины.
- Когда мы чаще всего используем в разговоре слова: герой, героизм, подвиг?
- Где чаще всего встречаются герои, совершающие подвиги? (Когда говорим о войне.)
(Слайд 6) Трогательное стихотворение на эту тему написал Эдуард Асадов.
Прослушайте его и постарайтесь понять его основную идею.
(Читает Иванов Кирилл)
День Победы. И на огнях салюта Как понять и как осмыслить это: У любого где-то дом иль хата, На восьми фронтах моей отчизны | И вот так четыре горьких года, Мир пришел как дождь, как чудеса, И, шагая за высокой новью, |
-Какие воинские подвиги совершали наши солдаты и офицеры в ВОВ? (Ответы детей, рассказ учителя о героях ВОВ)
-Что помогло нашему народу одержать победу в ВОВ?
-Как вам кажется, каждый ли человек способен на подвиг?
-У многих литературных деятелей всего мира - писателей, поэтов, - имеются цитаты, высказывания о победах, подвигах и героях.
(Слайд 7) «В жизни всегда есть место подвигу», - однажды сказал писатель Максим Горький.
А "Смелые мысли играют роль передовых шашек в игре: они гибнут, но обеспечивают победу."
— так говорил немецкий поэт И.В.Гёте.
-Смелые мысли как передовые шашки помогли нашим героям (многие из них пришли из гражданских и до войны никогда не надевали военную форму) победить фашизм.
Учитель формулирует вывод: «Подвиг – это преодоление, преодоление всего злого, что живёт в твоём сердце: гордыни, зависти, жадности, лени, неблагодарности». Настоящий подвиг требует мужества, невероятного количества сил, порой даже не столько физических, сколько моральных. Такой человек живёт по принципу: «Кто, если не я?» , и часто ЖЕРТВУЕТ своими интересами ради других людей.
5. Этап постановки проблемы и ее решения при помощи исследования.
- Ребята, как вы думаете, слово “подвиг” связано только с военным временем и обязательно ли жертвовать ил рисковать жизнью для совершения подвига?
Дети высказывают своё мнение.
-Можем ли мы объяснить значение слов «жертва», знаете ли вы, кто такой «подвижник»? Встречались ли нам эти слова ранее?
Ответы детей (Жертва преступления; Жертва насилия; Жертва в Каране, в Библии. Подвижник – человек, который побуждает кого-нибудь к действию (Слайд 8).
- Давайте разберёмся со значением понятий «жертва» и «подвижник».
Ребята в 1 группе работают с раздаточным материалом, читают текст на стр.63 «Жертва Богу», «Подвижник».
Ребята во 2 группе работают с текстом стр.62 «ЖЕРТВА РАДИ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА».
Ребята в 3 группе работают с текстом стр.63 о подвиге Натальи.
Ребята в 4 группе работают с текстом стр.62 о Подвиге.
«Ученые совы» (Алина и Егор) работают со словарем, находят значения слов «жертва», «подвижник».
(Слайд 9 Песочные часы.) (Дети читают текст и определяют, какие наши гипотезы подтвердились, а какие дополнили наши исследовательские проблемы).
- Так кто же такой, по вашему мнению, «подвижник»?
Ответы детей (Подвижник – человек, который через тяжелые испытания совершает подвиг и т.д.)
- А что такое «жертва»?
Ответы детей (Жертва — там, где что-то по-настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. Отдают без принуждения и без сожаления, для того, чтобы стать лучше.)
-В чем подвиг Натальи? (Она пожертвовала своей жизнью ради незнакомой женщины, у которой были дети)
- Ради кого или ради чего человек может чем-то жертвовать (Ответы детей: ради других, ради себя, ради души)
- А теперь послушаем определение из словаря, которое подготовили «Ученые совы». (Читают)
С подвижниками связано много религиозных легенд. Лицо, в своих поступках и занятиях проявляющее героизм, самоотверженность, целиком отдающий себя делу – это и есть подвижник.
- (Слайд 10) Почему Акакий был «подвижником», в чем проявился его героизм? Выслушиваются мнения групп (Акакий переплавил золотые сосуды в монеты, выкупил пленников, накормил их и дал деньги на путь к дому. В результате чего наступил мир).
Дети приходят к выводу о том, что героем можно быть и в наше время. И в наше время можно совершить подвиг. Не стоит бездействовать в ожидании подвига, сидеть, сложа руки, и ждать, когда же подвернется подходящий момент, чтобы совершить героический поступок. Подвиг для себя и своей души можно совершить уже сейчас.
Готов для человечества Он многое свершить, Но торопиться нечего, Зачем ему спешить? Пока еще он подвига Себе не приглядел, А дома (что поделаешь!) Нет подходящих дел! Дед от простуды лечится, Лекарство дать велит, Но он не человечество, Он старый инвалид. С утра Наташка мечется (Гуляйте с ней с утра!). Она не человечество, А младшая сестра. | Когда судьбой назначено Вселенную спасти, К чему сестренку младшую На скверике пасти?! Пока еще он подвига Себе не приглядел А дома (что поделаешь!) Нет подходящих дел! В своем платочке клетчатом В углу ревет сестра: - Я тоже человечество! И мне гулять пора! |
(Слайд 11) У А.Л.Барто есть замечательное стихотворение на эту тему (Полина К.):
- Что мешало мальчику в совершении подвига?
- Что такое человечество?
-Была ли у него возможность помочь человечеству?
Какие еще литературные произведения, стихи и сказки, в которых герои совершают подвиги, вы помните? (Ответы детей)
Живите и делайте добрые дела сейчас, сегодня по отношению к своим близким людям, друзьям и даже просто знакомым. Ведь ваши добрые дела – это и будут ваши маленькие подвиги, пока маленькие. Давайте жить, думая не только о себе, но и о других.
- Мы уже вспомнили, что есть место в истории героическим, воинским подвигам. Есть подвиги духовные, совершаемые для души, для себя. Ребята, а знаете ли вы, что есть еще такое понятие как «трудовой подвиг»?
Ответы детей (Трудовой подвиг совершают люди, которые много трудятся на благо своей Родины).
- Все достижения нашей страны в годы Великой Отечественной войны были бы невозможны без подлинного героизма людей, которые работали в очень тяжелых условиях, не жалея сил.
- Знаете ли вы что-нибудь о трудовых подвигах своих родственников (Рассказы детей о прадедушках и прабабушках, трудившихся во время войны без оружия) (Слайд 12)
Стихотворение малоизвестного автора Марины Мосур.
Немало лет промчалось с тех времен, | Был слишком долог испытанья час, |
Конечно, и по сей день это понятие существует и в наше мирное время. И сегодня есть люди, которые трудятся, отдавая себя всецело любимому делу, совершая трудовой подвиг.
5. Подведение итогов работы:
- Какие подвиги может совершать человек? ((Слайд 13) Кластер на доске: героический/воинский – духовный – трудовой, можно дополнить своими размышлениями)
Практическая работа
(Слайд 14) А какие добрые поступки, пусть не героические, но необходимые окружающим, вы можете совершить? Подумайте и запишите на листочке. (Ученики записывают и по желанию называют.)
ПАМЯТКА ДОБРЫХ ДЕЛ
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пусть этот листок станет памяткой добрых дел, а может, даже и планом ваших действий. Заглядывайте в него чаще!
6. Рефлексия учебной деятельности.
- Ребята, а что нового мы сегодня узнали на уроке? Какие новые определения и понятия нам встретились?
Ответы детей (Мы познакомились с понятиями «подвиг», «жертва», «подвижник»; Мы не должны быть эгоистами, жадными; Мы должны жертвовать собой ради других; Мы должны совершать подвиги; Мы узнали, что подвиги совершаются и в наше время; в жизни всегда есть место подвигам и подвиги могут быть разными: духовными, трудовыми, воинскими). (Слайд 15)
(Слайд 16) Цитирование учителем стихотворного отрывка:
Подвиг есть и в сраженье,
Подвиг есть и в борьбе.
Высший подвиг – в терпенье,
В любви, и в мольбе.
Что значит подвиг в мире людском -
Долг, верность, совесть, любовь?
Что заставляет идти напролом
В бурях стихий вновь и вновь?
Мальчик, ребенок, бывало, спешит
Помощь отцу оказать:
Он с ноготок, а коня норовит
Сам из ухаба поднять.
Девочка – кроха, избу метёт,
По воду к речке бежит,
Тихо ступает, тихо поёт -
Матушкин сон сторожит.
Это ль не подвиг детской души
Милостью сердца служить?
Подвиг – не идол, стоящий в тиши,
Это – движение Быть.
(Слайд 17) Спасибо за внимание!
Литература.
Основная:
Учебник А.В.Кураев «Основы православной культуры»
Дополнительная:
- книга для учителя
- словари: С. И. Ожегов «Словарь русского языка», А. Н. Тихонов «Школьный образовательный словарь русского языка», В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»;
- притча «О двух волках»;
- Сборник стихотворений А.Барто.
- Этимологический словарь Крылова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Победы, посвященный 70 летию Великой победы
Цели:Привитие любви к малой Родине, сопричастности к истории Краснодарского края.Воспитание гражданской позиции и патриотизма, чувства гордости за героев своей страны, своего края.Расширение кругозора...
урок победы "Мы внуки страны, победившей войну"
Презентация для проведения урока ,посвященного детям -героям ВОВ....
Урок Победы «Мы внуки страны, победившей фашизм».
Сценарий урока Победы про пиоенров-героев ВОВ ....
Классный час, посвящённый 75- летию Победы в Великой Отечественной войне в 1 классе на тему: "Урок Победы".
Разработка классного часа на День знаний в 1 классе на тему: "Урок Победы"....
Учебно-методическая разработка «Уроки Победы», посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
В ходе проведения мероприятия, учащиеся запускают общешкольную акцию памяти «Герои Великой Отечественной Войны». Работа оформлена в виде красочно оформленного поезда воинской славы «...
УРОК ПОБЕДЫ ПОСВЯЩЁННЫЙ 75 ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВОВ «Подвигу народа жить в веках»
Разработка содержит конспект классного часа,посвящённый 75- летию Победы в Вкликой Отечественной войне....
Урок Победы, посвященный празднованию Победы в Великой Отечественной войне
Великая Отечественная война давно закончилась, но ее отголоски слышны во всем мире до сих пор, поэтому важно формировать представление учащихся о Великой отечественной войне и её героях....