Советы родителям третьеклассников.
консультация (3 класс)
Советы родителям третьеклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_s_polzoy_provesti_leto_budushchemu_treteklassniku.docx | 80.61 КБ |
vash_rebenok_-_treteklassnik.docx | 50.03 КБ |
vozrastnye_osobennosti_treteklassnika.docx | 93.97 КБ |
roditelyam_treteklassnikov._sovety_psihologa.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители, бабушки и дедушки ребёнка-третьеклассника!
О проблемах практически всех третьеклассников в наше время
Меняется время, меняются программы, меняются дети – меняются проблемы… В чём проблемы почти у всех современных третьеклассников? Попробую Вам объяснить. Ещё меньше 10 лет назад во всех школах России в большинстве начальных школ была программа 1-3, а сейчас везде (за крайне редким исключением) программа 1-4.
Небольшое отступление. Меня на просторах великого Интернета почему-то периодически обвиняют в том, что программу 1-4 ввела я! J! Во-первых, не я. Во-вторых – лично мне больше по душе программа 1-3.
Что означают эти цифры? Раньше ребёнок проходил всю программу начальной школы за 3 года, а теперь за 4 года. Много времени добавили на первый класс. Чтобы Вы смогли понять причины проблемы, я опишу то, что происходит по программе 1-4 до начала третьего класса.
1 КЛАСС – в наше информационное время первоклассники, в своём подавляющем большинстве, уже умеют читать, писать (печатными буквами), считать. Отметки первоклассникам учителям ставить не разрешают. Лично я - ЗА отметки или оценки хотя бы наклейками со всякими, цветным печатями, звездочками и солнышками. Домашних заданий официально давать нельзя. Лично я – ЗА домашние задания с первого класса. Многие опытные и сильные учителя дают рекомендации по закреплению той или иной темы дома. Выполнение этих заданий официально не обязательно, но лично я Вам настоятельно советую их выполнять, чтобы избежать больших проблем в будущем.
Итак, первоклассник видит, что в школе проходят долго-долго то, что он проходил и изучал уже лет с трёх-четырех и, слава Богу, уже давно выучил. Конечно, сам материал даётся в школе и глубже, и шире. Но этого ребёнку не понять. Ходит малыш в школу с полной уверенностью, что школа – это очень легко и просто. Он всё знает, домашних заданий нет, отметок нет. Из устных оцениваний учительницы, типа молодец или постарайся – ребёнок искренно помнит исключительно то, что он молодец. Родители счастливы – ребёнок с удовольствием учится в школе.
2 КЛАСС – во втором классе начинаются первые тревожные звоночки. Появляется всё больше и больше новых тем по русскому и математике, увеличивается объём письма на уроках, больше приходится читать (а учебники для второклассников пишутся для детей, читающих словами, а не по слогам, как многие второклассники, особенно сразу после лета). Со второй половины года появляется не только домашняя работа, но и первые официальные отметки в дневниках… И вот, почти сразу после январских праздников родители видят, что их второклассник – почему-то как-то не блещет знаниями. Для многих наступает суровая правда жизни – в дневнике и электронном журнале стоят преимущественно тройки и четверки.
3 КЛАСС – а вот уже в третьем классе, уважаемые родители, начинается совсем уже настоящая школьная жизнь. Школьная жизнь – с настоящими отметками, ежедневными домашними заданиями, проектами (они были и раньше, в 1-2 классах, но сейчас всё вместе успевать стало намного тяжелее). Школьная жизнь наступает и с новыми темами по русскому, математике, окружающему миру, и с углублениями ранее пройденных тем; с ещё большим увеличением объёма письма на уроках и дома. Чтения от третьеклассника ждут уже практически беглого, поэтому тексты в учебниках по литературе (чтению) и окружающему миру – тоже всё длиннее и насыщеннее информацией.
Если выразиться образно, то в школу ваш ребёнок идёт по-настоящему именно в третьем классе.
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПЕРЕД 1 СЕНТЯБРЯ
РОДИТЕЛЯМ ТРЕТЬЕКЛАССНИКА
1) Летом повторяйте с ребёнком школьную программу по русскому хотя бы по
15 минут в день – все пройденные правила и орфограммы.
Орфограммы 1-ого и 2-ого класса
- Точка и вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
- Имена собственные: город Москва, пёс Шарик.
- Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ: чаща, чудо, щука, шило, жить
- Сочетания ЧК, НЧ, ЧН, ЩН: ночка, птенчик.
- Мягкий знак показатель мягкости согласного: день, деньки.
- Правописание слов с удвоенными согласными: шоссе, аллея
- Разделительный мягкий знак: деревья
- Написание слов с парными согласными на конце слова и в середине слова: глаз, глазки – глаза.
- Проверяемые безударные гласные в корне слова: леса - лес, пятно – пятна
- Написание предлогов со словами: у моря, к городу.
- Словарные слова: корова.
Можете ознакомиться со списком новых орфограмм,
которые ученики проходят в 3-ем классе
(Ещё надо грамотно писать слова с орфограммами, пройденными в 1-2 классах, но на которых не выделяются уроки для повторения в 3-ем классе. Это орфограммы: точка и вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения, написание предлогов со словами, имена собственные; сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу; сочетания чк, нч, чн, щн)
Орфограммы конца года 3-его класса
- Написание слов с парными согласными на конце слова и в середине слова походка, ход - ходить. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
- Правописание слов с удвоенными согласными: терраса, коллекция. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
- Проверяемые безударные гласные в корне слова: потяжелел. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
- Словарные слова: пальто. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
- Разделительный Ь: вьюга, вьёт. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
- Разделительный твёрдый знак: (ъ) подъехал
- Правописание слов с непроизносимыми согласными: прелестный - прелесть
- Сочетания СН – ЗН: чудесно - чудеса, алмазный - алмаз
- Правописание окончаний имён существительных 1, 2, и 3 склонения в В.п. и Т.п.: полем, жаворонком, степью, (вижу) жеребёнка.
- Правописание окончаний имён существительных 1, 2, и 3 склонения в Р.п., Д.п. и П.п.: по моркови, по морковке.
- Сложные слова: вертолёт, землетрясение.
- Неизменяемые приставки на А и О: зашёл, подход.
- Написание суффиксов: маленький, белизна, высота, бабушка.
- Написание имен существительных с шипящей на конце: ночь, луч.
- Окончания имён прилагательных в ед.ч и мн.ч в И.п.: синяя, синее, синий, синие.
- Родовые окончания глаголов: солнце встало, девочка встала, ученик встал, ребята встали.
- Приставки и предлоги (перед глаголами предлогов не бывает): поехал.
- НЕ с глаголами: не видел, негодовал.
2) Сравните, уважаемые взрослые, список орфограмм, пройденных за 1 и 2 класс, с количеством орфограмм, которые Ваш ребёнок должен узнать в 3-ем классе. Я показала примерные масштабы увеличения школьной нагрузки к 3-ему классу на примере тем, которые проходят дети на уроках по русскому языку.
По математике, по литературе (чтению), по окружающему миру – в третьем классе тоже не только много нового, но и во многих случаях усложнение уже пройденного в 1-2-ых классах.
3) Перед 3-им классом летом по математике повторите все правила за 2-ой класс, обязательно таблицу умножения, разные типы и виды задач.
4)Чтение книг летом обязательно каждый день. Скорость чтения для комфортной учебы Вашего ребёнка должна быть не менее 50-60 слов в минуту. Более подробно о скорости чтения вы можете прочитать здесь.
5)Родители, надеюсь, я смогла Вас убедить, что за 3-ий класс Ваш ребёнок должен на школьных уроках узнать, усвоить и уметь применять много нового. Не обижайтесь на свою учительницу из-за того, что она, по Вашему мнению, много задаёт на дом. Просто у Вас и у Вашего ребёнка началась серьёзная школьная жизнь. Сохраняйте мир в семье. Не ругайте своего малыша. Помогайте ему преодолевать все трудности школьной жизни.
В третьем классе очень насыщенная программа. Соблюдайте режим дня. Учитесь ценить время. Начиная с этого учебного года, оно будет у Вас на вес золота.
Цените время
Вот и Ваш ребёнок перешёл в третий класс. Как незаметно пролетело 2 года школы. Поверьте, оглянуться не успеете – промелькнёт ещё через пару лет прощальным звонком начальная школа, стремительно промчатся годы средней школы… Поэтому к каждому школьному дню относитесь с уважением и ответственностью. Вдумайтесь. Этот день, когда по этим 5 предметам учителя объясняют (повторяют, контролируют) именно эти темы Вашему ребёнку – пройдёт и не вернётся. Зато потом, особенно в 9 и 11 классах, читая вопросы ГИА, ЕГЭ, Ваш ребёнок вспомнит: «О! Вопрос по фонетике! А это же мы проходили ещё в 3-ем классе!». Правильно, проходили. А если ребёнок не был мотивирован на учёбу и её ценность взрослыми, прослушал, не вник, не понял, то…, поймите, уважаемые родители, эти 5 часов этого дня ПРОХОДИТЬ С РЕБЁНКОМ ЛИЧНО ВАМ или через лет пять РЕПЕТИТОРУ за ВАШИ ДЕНЬГИ. Поэтому цените каждый школьный день. Чтобы потом не догонять каждый из тех учебных дней, который прошёл без должного внимания и почтения.
А можно мы придём в школу не 1 сентября,
а 12 (любого, не первого) сентября?
Подобные вопросы родителей потихоньку начинаются со 1-2 класса, растут с 3 класса и, как водится, пик сезона J! (для учителей начальной школы) – это 4 класс.
Дорогие родители, сами понимаете, что это вопрос риторический по содержанию, но обязательный по форме. Ну ЧТО Вам ответит учительница? Конечно, отпустит. Вздохнёт грустно. В крайнем случае, расскажет Вам языком человеческим про Вашу безответственность. И про то, что догонять материал придётся. Давайте я Вам, людям, которые уже 2 года школьных с ребёнком прошли, перешли в 3-ий класс, уже понимающим такой термин, как КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОПРЕДЕЛЕННУЮ ТЕМУ, переведу Ваши периодические задержки с каникул с человеческого языка на простой язык математики. Разбираю минимально. Только основные предметы. Допустим:
- «Догоним! Пропущена 1 неделя!». 1 неделя = 5 часов математики+ 4 часа русского языка+4 часа чтения+1 час окружающего мира.
Итого часов: 5+4+4+1 = 14 сумма пропущенных часов с БЕСПЛАТНЫМ репетитором в лице учителя.
К каждому уроку даётся домашняя работа, это ещё плюс по 1 часу к каждому предмету. Поэтому умножаем сумму попущенных часов на 2.
Итого: 14х2 = 28 пропущенных часов, из которых, повторюсь, 14 часов – с БЕСПЛАТНЫМ РЕПЕТИТОРОМ.
Это 28 пропущенных часов, в течение которых, одноклассники Вашего ребёнка получили ЗНАНИЯ, нужные и Вашему ребёнку. Теперь уже лично Вам надо найти ВРЕМЯ – а это (если забыли J! ) ЦЕЛЫХ 28 ЧАСОВ, чтобы узнать и выучить с ребёнком то, что пропустил. Третьеклассник на такой подвиг ещё не способен. Только вместе со взрослым.
А ДВЕ НЕДЕЛИ – ЭТО 56 ЧАСОВ……. И так далее…
- ПЕРВАЯ очень распространенная ошибка родителей:
- сам (сама) дома объясню за час то, что они в классе жуют 4 часа.
Не получится
1) Далеко не факт, что Вы сумеете объяснить ребёнку, даже, что 2х2=4. ЗНАТЬ, что 2х2=4 и УМЕТЬ это объяснить – ОГРОМНАЯ РАЗНИЦА. Причем, под словом «объяснить» я подразумеваю не ту ситуацию, когда Вы проговорили объяснение ребёнку, спросили, понял ли он, а он в ответ кивнул и убежал играть. Хотите узнать – понял ли? Напишите 4-5 схожих заданий, выйдите из комнаты на
3 минуты, вернитесь, проверьте.
2) Учитель потом спросит теми же словами, какими всё объяснялось всему классу.
3) Если на тему дано 4 часа – за 1 час можно с ней познакомиться, но не отработать.
- ВТОРАЯ очень распространенная ошибка родителей:
- фигню они какую-то проходят, учебники дурацкие, все равно эти знания в жизни не пригодятся.
Всё пригодится
1) Весь учебный план строится на преемственности от 1 класса до 4 класса, от 4-5 классов до 9 класса (грядёт ГИА), от 9 класса до 11 класса (грядёт ЕГЭ). Вы не знаете всей этой цепочки – так не судите сплеча, что ЭТО НЕ НАДО. Если учитель подаёт этот материал на уроке – значит НАДО. Смиритесь.
2) Про жизнь. Ваш ребёнок много лет будет погружен в школьную жизнь. В которой эти знания ему необходимы для комфортной жизни.
3) Если не догонять пропущенный материал, тогда целая цепочка последующих знаний по каждому предмету не сможет быть усвоена Вашим ребёнком на 100%. Образуется снежный ком, который становится все больше и больше. Ребёнок в средней школе отказывается учиться, не хочет ходить в школу, грубит, на уроках ему не интересно – потому что не понятно. А впереди ГИА. Родители бросаются к психологам. Но психолог тут не поможет. Поможет только репетитор.
4) Помните про 14 БЕСПЛАТНЫХ пропущенных ЧАСОВ в третьем классе? Беда не только в том, что 14 часов уже не помогут, так как накопилось много пробелов. Теперь эти часы еще и ПЛАТНЫЕ. В среднем, оплата 14 часов репетитора это примерно половина средней зарплаты одного из родителей.
- «Как же догнать 28 часов, пропущенные в 3-ем классе?!». Непросто. Конечно,
28 часов вы не потратите. Не сможете. Обычно, наиболее ответственные – тратят часов 10-12 на всё. Не с таким КПД, конечно, как в школе ребёнку профессионал объясняет. Наш совет: не поленитесь, потратьте на изучение пропущенного в учебные дни по часу + по 2-3 часа в выходные.
ПОЭТОМУ ЛУЧШЕ НЕ ПРОПУСКАТЬ ШКОЛЬНЫЕ УРОКИ
И В ШКОЛУ ПОСЛЕ ВСЕХ КАНИКУЛ ВСЕГДА ПРИХОДИТЬ
В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ НАЧАЛА УЧЁБЫ
Список книг, которые помогут Вам и Вашему третьекласснику
с пользой провести лето
Математика+русский
Комплект "Все для 2 класса" (комплект книг). Издательство Клевер. (комплект многоразовых тетрадей по русскому и математике и Учебника для отличника для первого класса полностью повторяют и закрепляют всё пройденное за год. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Русский язык
- Летние задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала. 2 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
- Все основные правила русского языка, без знания которых невозможно писать без ошибок. 2-й класс Узорова О.В., Нефедова Е.А.
- Русский язык. 1-4 класс. Большой сборник диктантов Узорова О.В., Нефедова Е.А.
- Абсолютная грамотность за 15 минут. 2 класс. Шпаргалка для родителей. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
- Все словарные слова. 1-2 классы. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
- Все основные вопросы по русскому языку для итоговой аттестации. 2 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
- Полный курс русского языка: все типы заданий, все виды упражнений 2 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
- 500 контрольных диктантов по русскому языку 1-4 класс (1-4) 1-3 класс (1-3). Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Математика
- Контрольные и олимпиадные работы по математике. 1-2 класс.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. - Учим таблицу умножения легко и быстро. Поймай кота за хвост!
Узорова О.В., Нефедова Е.А. - 3000 примеров по математике. Устный счет. Логические примеры. 1 - 2 классы. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
- Все основные вопросы по математике для итоговой аттестации. 2 класс . Узорова О.В., Нефедова Е.А.
- Полный курс математики: все типы заданий, все виды задач, примеров 2 класс . Узорова О.В., Нефедова Е.А.
- Летние задания по математике для повторения и закрепления учебного материала. 2 класс . Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Чтение
- Тексты по проверке техники чтения. Учимся читать быстро. 1-4 классы.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. - Учебные тексты с вопросами и заданиями для контрольных и проверочных работ по технике чтения. 2 класс Узорова О.В., Нефедова Е.А.
- Новый дневник юного читателя со списком полн. обязательной литературы. 1-4 классы Узорова О.В., Нефедова Е.А.
- Короткие интересные рассказы. Обучение детей чтению. 1-2 классы. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Предварительный просмотр:
Ваш ребенок третьеклассник (рекомендации родителям)
Психологические особенности младшего школьника, 3-ий класс (8,9 лет):
Познавательные процессы:
В 3-ем классе идет развитие произвольности следующих психических процессов:
· внимания,
· памяти,
· воображения,
· мышления,
· речи,
· саморегуляции,
· воли.
У третьеклассников над всеми психическими процессами доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Закрепляется развитие словесно-логического и образного мышления, на которые станут опираться преподаватели, когда ребенок будет учиться в 5-ом классе.
Рекомендация:
Мама и Папа, водите меня чаще в театры и музеи. Путешествуя в фантастическом мире с героями пьес и картин, я развиваю образное мышление.
Со временем я начну усваивать структуру пьесы: начало, развитие сюжета, конец. Таким образом, у меня развивается логическое мышление.
Мама, подведя меня к картине, спроси: «Что хотел показать нам художник?» Отвечая на твой вопрос, я буду развивать словесно-логическое мышление.
Ведущий вид деятельности:
В третьем классе основным механизмом познания окружающего мира является учебная деятельность. В это время у ребенка появляются интересы, направленные к отдельным школьным предметам. Но эти интересы крайне неустойчивы и определяются деятельностью учителя.
Рекомендация:
Мама и Папа, чаще объясняйте мне необходимость каждого школьного предмета в жизни человека. Тогда я буду стараться лучше учиться по всем предметам. Например, для убеждения меня в необходимости риторики вы можете использовать следующее утверждение: «Мы любим общаться с людьми, которые нам нравятся. Среди них всегда есть те, кто умеет красиво говорить. Ты хочешь быть человеком, с которым будет приятно общаться? Поэтому, чтобы стать интересным в общении, тебе нужно изучить риторику».
Социальная ситуация развития:
Третьеклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и приспосабливается к системе требований сверстников при общении с ними.
Рекомендация:
Мама и Папа, контролируя меня, не забывайте хвалить почаще: и при встрече из школы, и после выполнения уроков. Только успех порождает новый успех. А для этого я должен верить в свои силы, знать, что я самоценен.
Мотивация:
В третьем классе у ребенка закрепляется мотивация к школе.
Мотивация к школе бывает:
· Негативная. Ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости.
· Формальная. Ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя.
· Содержательная. Ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.
Рекомендация:
Мама и Папа, у меня к вам есть несколько просьб. Последуйте им, и тогда я буду радоваться школе и любить учиться.
1. Встречая меня из школы, улыбайтесь! И я буду связывать учебу в школе с праздником и счастьем, а не с тяжелыми бытовыми буднями.
2. При встрече спрашивайте меня о том, что во время уроков мне понравилось и было интересным. Мне хочется, чтобы вы радовались моим познаниям, а не оценкам.
3. Если я хвалюсь вам своими знаниями, говорите в ответ: «На свете есть так много интересного, о чем ты еще не знаешь. Обо всех чудесах мира тебе расскажут в школе». И я стану стремиться к новым знаниям.
4. Когда я рядом с вами, не обсуждайте ошибки деятельности учителей. Слушая вас, я начну плохо о них думать. Никому не хочется учиться у того человека, который тебе не нравится.
Новообразование:
Дети третьих классов вполне в состоянии управлять собой и внешне – своим поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами. У третьеклассников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.
Рекомендация:
Мама и Папа, укладывая меня спать, подведите итоги дня вопросом: «Ты доволен собой?»
Если я себя переоценю, то обратите внимание на мои неудачи. И объясните, как их можно избежать.
Если я себя недооценю, просто за что-нибудь похвалите меня.
Так я научусь адекватно себя оценивать.
Общение:
Общению третьеклассника характерны следующие признаки:
· Неустойчивость контактов.
· Эмоциональность.
· Зависимость от оценки взрослых: учителя, родителей. Ребенок общается с теми, кого взрослые одобряют.
· Разрыв между мальчиками и девочками.
· Взаимосвязь общения с деятельностью ребенка.
Рекомендация:
Мама и Папа, не говорите при мне негативно о моих одноклассниках и их родителях. Ваша отрицательная оценка может стать причиной появления в классе изгоя.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей "Возрастные особенности третьеклассников"
Категория: Начальные классы
09.03.2019 16:36
Консультация для родителей "Возрастные особенности третьеклассников"
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Возрастные особенности третьеклассников"»
Возрастные особенности третьеклассников
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.
Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период.
Развитие мышления
Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление.
Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти.
Известный детский психолог Д.Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим».
Эти изменения в развитии третьеклассников должны быть активно использованы в работе с детьми. Необходимо продолжать уделять внимание развитию элементов логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать определения.
Направляя усилия на развитие мышления детей, нужно учитывать их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучаемость)
В данном возрасте отмечается существенное снижение творческих способностей, изобретательности, оригинальности восприятия, стремление фантазировать за счет отработанного навыка действовать по образцу, умения следовать инструкции.
Однако это — явление временное и обратимое, если вовремя начать работу по актуализации творческих способностей детей.
Развитие внимания
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, определяющими успешность обучения.
Различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению - с устойчивостью внимания.
Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.
Развитие памяти
Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников - многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребность в логической памяти, применении приемов смыслового запоминания, которые требуют специальных усилий по своему формированию.
Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью».
В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: выделение смысловых опор, классификация, составление плана.
Другая важная особенность этого возраста- изменения во взаимоотношениях детей со взрослыми. Ребенок становится более критичным по отношению к ним, начинается кратковременный период, когда дети обесценивают авторитет взрослых.
Важной остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями становятся в этот период более значимыми, нежели впервые два школьных года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями.
Итак, какие они, наши третьеклассники?
Ранимые и трепетные. Ещё верят во взрослых, но вместе с тем иногда критикуют до обидного точно. Постоянно играют разные роли на сцене, видимой им одним. Всё более внимательно присматриваются к другим людям, проявляя то чудеса сострадания, то поразительное эгоистическое упрямство. У них особый интерес к теме справедливости и «взрослым», запретным темам. Они способны на глубокие и мудрые замечания в свой адрес, но порой совершенно неадекватно оценивают собственные возможности.
Наши советы
Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах.
Выбирайте время, свободное от работы и домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Спрашивайте его об одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий.
В спорах с ребёнком хоть иногда уступайте, чтобы ему не казалось, будто он вечно не прав. Этим вы и детей научите уступать, признавать свои ошибки.
Предварительный просмотр:
Советы психологов родителям третьеклассников.
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника
Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.
Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями. Известный детский психолог Д. Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим».
Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.
Эти изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников должны быть активно использованы в развивающей работе с детьми. В беседе с родителями психологу важно подчеркнуть, что именно они могут оказать существенную помощь в проведении такой работы, направленной на реализацию значительных потенциальных возможностей детей этого возраста.
Развитие внимания.
Хорошо развитые свойства внимания, и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания. Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.
Сложность, однако, состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания (но даже он резко – в 2 раза увеличивается на протяжении младшего школьного возраста). В то же время такие свойства внимания, как распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у ребенка тренировать.
Психолог может предложить родителям комплекс игр, заданий и упражнений, направленных на развитие внимания разнообразные варианты: корректурные задания, «перепутанные линии», поиск скрытых фигур и многое другое.
Развитие памяти.
Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников – многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребность в качественно иных способах работы.
Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л. Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью».
В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др.
Целесообразно продемонстрировать детям и различные мнемотехнические приемы, а также раскрыть возможности письменной речи как средства запоминания.
Есть и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но и так же быстро забывают выученное. Обычно на второй–третий день они уже плохо воспроизводят выученный материал.
У таких детей прежде всего нужно формировать установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя.
Наиболее трудный случай – медленное запоминание и быстрое забывание учебного материала. Этих детей надо терпеливо учить приемам рационального запоминания. Иногда плохое запоминание связано с переутомлением, поэтому необходим специальный режим, разумная дозировка учебных занятий.
Очень часто плохие результаты запоминания зависят не от низкого уровня памяти, а от плохого внимания.
Развитие мышления.
Для того чтобы умственное действие могло быть использовано в качестве опоры для запоминания, само это действие должно быть первоначально сформировано. Например, прежде чем использовать прием классификации для запоминания какого-либо материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.
Поэтому особенно важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей. Основное внимание необходимо уделить обучению элементам логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать простейшие определения.
Направляя усилия на развитие мышления детей, родители должны учитывать их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучаемость и пр.). При этом не следует забывать и о качественном своеобразии мышления в младшем школьном возрасте.
Несмотря на интенсивное развитие вербального, понятийного мышления, большинство детей примерно до 10 лет относится не к мыслительному типу, а к художественному. Поэтому целенаправленное развитие понятийного мышления следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием образного мышления и уделять внимание развитию детского воображения.
Как помочь ребенку стать читателем
Люди перестают мыслить, когда они перестают читать.
Д. Дидро
К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию.
Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа учащихся чаще всего вызывает особое беспокойство учителей и родителей.
Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения. Чтение, как любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных упражнениях.
Специалисты, занимающиеся проблемами детского чтения, утверждают: для улучшения навыков чтения особенное значение имеет эмоциональное состояние ребенка. Родителям необходимо помнить, что ребенок, любимый ими независимо от своих недостатков, получающий эмоциональную поддержку взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается чему бы то ни было, в том числе и чтению.
Между тем многие третьеклассники владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самостоятельными читателями. Родители нередко сетуют на то, что ребенок не проявляет большого интереса к книгам, зато много времени проводит у телевизора или компьютера. Потребность в чтении не возникает сама собой и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо.
Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы? Как правило, читать любят дети читающих родителей.
Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса. Вот некоторые из них.
· Наслаждайтесь чтением сами и вырабатывайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
· Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п.
· Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
· Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине
и т. п.)
· На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
· Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т. п.).
· В доме должна быть детская библиотечка.
· Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
· Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
· По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами, вместо того чтобы смотреть телевизор.
· Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
· Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
· Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
· Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети читают все, что им нравится.
· Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
· Пусть дети каждый вечер читают, перед тем как уснуть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы родителям третьеклассника
Советы психологов родителям третьеклассников. Как помочь ребенку стать читателем....
Советы родителям третьеклассников
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный ...
Советы для родителей третьеклассников.
Основные советы для родителей третьеклассников....
Советы родителям третьеклассника
Практические советы родителям третьеклассника...
Советы родителям третьеклассников
В презентации указаны особенности обучения и воспитания детей 9-10 лет...
Советы родителям третьеклассников
Советы родителям третьеклассников...
Советы родителям третьеклассников
Советы родителям третьеклассников....